|
§13-§16. Механическое движение.
Вставьте пропущенные слова в определениях
а) изменение ____________________________________ положения тела _________________________________называется механическим движением.
б) траекторией называют ______________________________________________________________
в) пройденным путем называют ________________________________________________________
г) если какое-нибудь тело за любые равные промежутки времени проходит одинаковые пути, то его движение называют _______________________________________________________________
2. Приведите примеры движения тел.
Прямолинейное
| Криволинейное
|
|
|
|
|
Равномерное
| Неравномерное
|
|
|
|
| Выполните упражнение.
2,15км = м; 80см = м;
0,73км = м; 6,7см = м.
Скорость единицы скорости.
Выберите правильные утверждения.
1. Скоростью равномерного движения называют величину, численно равную…
А. времени прохождения телом единицы пути.
Б. пути, пройденному телом за время движения.
В. пути, пройденному телом в единицу времени.
2. Какую скорость имеют в виду, когда говорят о скорости неравномерного движения?
А. Скорость равномерного движения.
Б. Скорость неравномерного движения.
В. Среднюю скорость.
3. За единицу скорости принимают скорость такого __________, при котором движущееся тало в 1с проходит путь, равный 1м.
А. движения.
Б. равномерного движения.
В. неравномерного движения.
II. Составьте формулу по правилу.
а) Скорость тела при равномерном движении – это величина, равная отношению пути ко времени, за которое этот путь пройден.
б)
III. Научитесь выполнять перевод единиц скорости:
а) преобразование кратных единиц в основные:
72км/ч = 72 = = 20м/с.
б) преобразование основных единиц в кратные:
IV. Выполните упражнение:
54км/ч = м/с 0,36км/ч = м/с 45 м/мин = м/с
V. Решите задачи:
1. Автомобиль, двигаясь равномерно по прямолинейному участку пути, проходит за 0,5ч расстояние, равное 30км. Определите скорость движения автомобиля.
Дано: Решение:
t = 0,5ч u = u =
s = 30км u - ?
Ответ: u =
2. Мотоциклист за 2ч проехал 144км. Определите скорость его движения.
Дано: Решение
Ответ:
VI. Придумайте задачу на определение скорости, запишите в тетради её условие и дайте решение.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дано: Решение
Ответ: Расчет пути и времени
Напишите формулу скорости равномерного движения, зная, что в этой формуле s – делимое, t – делитель, а u – частное, выразите из этой формулы
U = S = t =
Поиграйте в «крестики – нолики». Покажите выигрышный путь, состоящий из единиц измерения, выраженных в СИ.
м/с
| км/ч
| ч
| мин
| с
| см
| м/мин
| см/с
| м
| Решите задачи.
1) Искусственный спутник Земли в момент выхода на орбиту, имеет скорость 8км/с. Какой путь он пролетит за 1 мин?
Дано Решение
Ответ: 2) Современный реактивный самолет развивает скорость до 1000 км/ч. Какое расстояние он пролетит за 2 ч 30 мин?
Дано Решение
Ответ: Задачи на расчет средней скорости.
Автомобиль 3 км ехал со скоростью 40км/ч и 3 км со скоростью 60км/ч. Найти среднюю скорость.
Дано Решение
s = s1 + s2
Ответ:
Человек проехал 10 км со скоростью 20 км/ч, а потом прошел пешком 8 км со скоростью
4 км/ч. Какова была средняя скорость на всем пути?
Дано Решение
___________
Ответ:
Двигаясь по шоссе, велосипедист проехал 900 м со скоростью 15 м/с, а затем по плохой дороге проехал 400 м со скоростью 10 м/с. С какой средней скоростью он проехал весь путь?
Дано: Решение
____________
Ответ:
Запишите определение.
Инерцией называется__________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Подчеркните правильный ответ.
Явление сохранения скорости при отсутствии действия на него других тел называют
А. механическим движением
Б. инерцией
В. Движением тела
2) Если на тело действуют другие тела, то его скорость…
А. не изменяется, оно находится в покое.
Б. не изменяется, оно движется равномерно и прямолинейно.
В. увеличивается или уменьшается.
3) В каком направлении упадет человек, выпрыгнув на ходу из трамвая?
А. по ходу движения трамвая.
Б. перпендикулярно направлению движения трамвая.
В. против хода трамвая.
4) Автобус, движущийся по шоссе с юга на север, круто повернул на восток. В каком направлении будут двигаться пассажиры некоторое время?
1. На север.
2. На юг.
3. На запад.
4. На восток.
5) Изменение скорости тела происходит…
А. пока действует на него другое тело.
Б. без действия на него другого тела.
В. после действия на него другого тела.
3. Вставьте пропущенные слова в определение.
Масса – это мера инертных свойств тела. Чем больше масса тела, тем __________________ изменяется его скорость под действием на него другого тела. Чем меньше масса тела, тем _____________________ изменяется его скорость.
Выполните упражнение:
7,2 т = кг 170 г = кг
10,07 кг = г 85,3 г = кг
2 г = кг 500 мг = г.
§19-§22. Плотность вещества
Запишите определение.
Плотность – физическая величина, равная
Подчеркните правильный ответ.
При записи формул, плотность обозначают буквой … , массу … и объем … .
а) б) m в) m г) m .
2) Чтобы определить плотность вещества, надо…
а) его массу разделить на объем.
б) его объем разделить на массу.
в) его массу умножить на объем.
3) Плотность льда 900 кг/м3. Это означает, что…
а) в объеме 1 м3 содержится лед массой 900 кг.
б) лед, массой 1 кг занимает объем 900 м3.
в) лед, массой 900 кг занимает объем 900 м3.
4) Плотность мрамора 2700 кг/м3. Выразите ее в г/см3.
а) 2,7 г/см3 б) 0,27 г/см3 в) 27 г/см3 г) 270 г/см3.
3. Решите задачи:
1) Объем слитка 50 см3, а его масса 355 г. Найти плотность этого металла.
Какой металл имеет такую плотность?
Дано Решение
_________ Ответ:
Прямоугольная металлическая пластина размерами 5 см имеет массу 85 г. Из какого металла она может быть изготовлена?
Дано Решение
_________
Ответ Расчет массы и объема тела по его плотности.
1. Запишите формулы:
= m = =
2. Выполните упражнение:
5 м3 = см3 1 м3 = мл 1200 мм3 = м3
40 см3 = м3 0,2 л = мл 100 мм3 = см3.
3. Решите задачи.
1) Длина прямоугольного точильного бруска 15 см, ширина 5 см, толщина 2 м. Плотность материала бруска 2300 кг/м3. Определите массу бруска.
Дано Решение
____________
Ответ:
2) В автомобильный бак для горючего помещается 70 кг бензина. Определите объем бака в литрах.
Дано Решение
__________ Ответ:
3) Сколько рейсов должен сделать самосвал, грузоподъемностью 5 т, чтобы перевести 100 м3 гранита? ( Плотность гранита 2600 кг/м3).
Дано Решение
__________ Ответ:
4) Стальной и чугунный шарики имеют одинаковый объем. Какой из них имеет большую массу?
Ответ: ______________________________________________________________________________
5) Чугунная, фарфоровая и латунная гири имеют одинаковую массу. Какая из них имеет наибольший объем?
Ответ: ____________________________________________________________________________. §23. Сила.
Запишите определение.
Сила - ______________________________________________________________________________ Результат действия силы зависит от __________________________________________________
Ответьте на вопросы:
Приведите примеры, показывающие, что скорость тела меняется вследствие действия на него другого тела.
_____________________________________________________________________________________
Какие тела взаимодействуют
а) при падении камня __________________________________________________________________
б) при движении спутника _____________________________________________________________
в) при движении парусной лодки ________________________________________________________
§24. Явление тяготения. Сила тяжести.
1. Заполните пропуски, чтобы получилось правильное утверждение.
Камень падает на Землю потому, что ____________________________________________________
Камень тоже ____________________________ Землю. Силы взаимодействия между камнем и Землей – это силы ____________________________________________________________________.
Запишите определения.
Силой тяжести называется ____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Силой всемирного тяготения называется _________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Заполните пропущенные слова:
Сила тяжести прямо пропорциональна __________________ . Во сколько раз масса одного тела больше массы другого тела, во столько же раз ____________________________________________.
§25. Сила упругости. Закон Гука.
Запишите определение.
Сила упругости – это сила, возникающая _________________________________________________
Заполните пропущенные слова.
Причиной возникновения сил упругости является взаимодействие _______________ . На малых расстояниях молекулы _______________,а на больших - ____________________________________.
3. Ответьте на вопросы:
а) Что называется деформацией?
б) Какие бывают виды деформаций? _____________________________________________________
Запишите формулу, выражающую закон Гука.
§26. Вес тела.
1.Запишите определение.
Вес тела – это ______________________________________________________________________
Ответьте на вопросы:
а) чем отличается вес от силы тяжести?
1. __________________________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________________________
б) на какие тела действует каждая сила?__________________________________________________
в) приведите примеры, когда вес тела равен нулю__________________________________________
____________________________________________________________________________________.
§27. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.
Запишите определение:
За единицу силы принимают _________________________. Эта единица называется ____________ . Сокращенно _______ .
Допишите предложения.
1 Н приблизительно равен силе тяжести, действующей на тело массой________________________,
значит на тело массой 1 кг действует сила тяжести равная _________________ . Следовательно, чтобы определить силу тяжести, действующую на тело любой массы, надо ____________________
____________________________________________________________________________________.
Это является основанием записать формулу:
, где g = 9,8 Н/кг
Допишите предложение.
Если опора неподвижна и расположена горизонтально относительно Земли, то вес тела равен ____________________________________________________________________________________.
Запишем формулу веса
4. Решите задачи:
а) Какая сила действует на трос, если на нем висит ведро со строительным раствором массой 20 кг?
Дано: Решение
Ответ
б) Спортсмен держит на вытянутых руках штангу весом 1 кН. Чему равна масса штанги?
Дано: Решение
Ответ:
в) Обладает ли весом тело, плавающее на поверхности воды?
Ответ:
г) К какому телу приложен вес мухи, ползущей по потолку?
Ответ:
д) Изобразите графически силу тяжести, действующую на шар,
лежащий на поверхности Земли.
е) Определите, по рисунку какая из сил является:
а) силой тяжести, б) весом, в) силой натяжения нити. F
F F
5. Заполните таблицу:
Физическая величина
| СИЛА
| Обозначается буквой
|
| Ее единицы
|
| Способ ее измерения
|
|
6. Найдите фразы, которые правильно отражают понятия силы тяжести, веса, определения единицы измерения силы. Из букв, соответствующих правильным изречениям, составьте слово, часто употребляемое при изучении сил 1) Сила – причина движения тел А
2) Сила – причина изменения скорости тел В
3) Сила тяжести не зависит от массы тела Г
4) Сила тяжести прямо пропорциональна массе тела Е
5) Сила тяжести действует на опору или подвес Д
6) Сила тяжести действует на само тело К
7) Вес тела действует на опору или подвес Р
8) За единицу силы принимают килограмм. Сокращенно – кг Л
9) За единицу силы принят ньютон. Сокращенное обозначение Н Т
10) Ньютон – это сила, которая за 1с изменяет скорость тела на 1м/с Х
11) Ньютон – это сила, которая за 1с сообщает телу массой 1кг
скорость 1м/с О
§29. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.
1. Запишите определение:
Равнодействующей сил называется ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Закончите правило:
а) Равнодействующая сил, направленных по одной прямой в одну сторону, __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой в противоположные стороны, является__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Составьте задачу по рисунку:
F1 FР = F1 + F2
F2
Изобразите графически две силы 50Н и 20Н, приложенные к одной точке тела и действующие под углом 900 друг к другу.
Ответ:
Может ли равнодействующая двух сил 4Н и 5Н, действующих на тело вдоль одной прямой, равняться 2Н? 3Н? 10Н7
Ответ:_______________________________________________________________________________
Может ли тело двигаться вверх, если равнодействующая всех сил направлена вниз?
Ответ:_______________________________________________________________________________ §30-§32. Сила трения.
Вставьте пропущенные слова.
Силу, возникающую при ___________________________ , препятствующую движению тела называют ____________________________________________________________________________
Запишите причины возникновения сил трения:
а) _________________________________________________________________________________
б) _________________________________________________________________________________
3. Ответьте на вопросы.
а) Какие известные вам наблюдения и опыты показывают, что существует сила трения?
_____________________________________________________________________________________
б) Какая сила удерживает тела на наклонной плоскости?
_____________________________________________________________________________________
в) Как можно измерить силу трения?
_____________________________________________________________________________________
г) Какие виды трения вы знаете? ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
д) Перечислите способы уменьшения трения, объясните на чем они основаны.
Заполните таблицу.
N п/п
| Способ
| На чем основан данный способ.
|
|
|
|
е) Приведите примеры о способах увеличения трения.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Готовимся к контрольной работе.
1. Брусок массой 500г тянут по столу, прикладывая к нему силу F (см. рисунок). Отметьте, какие из приведенных четырех утверждений правильные, а какие – неправильные.
0,5Н
F
Fтр А. Сила F меньше 2Н.
Б. Сила трения Fтр меньше 1,5Н.
В. Скорость бруска при движении не изменяется.
Г. Сила трения больше 1/3 действующей на брусок силы тяжести.
2. На полу стоит ящик массой 5кг, в котором находится гиря массой 10кг. Отметьте, какие из приведенных четырех утверждений правильные, а какие – неправильные.
А. Гиря давит на дно ящика с силой 150 Н.
Б. Ящик давит на пол с силой 50 Н.
В. Со стороны ящика на гирю действует сила упругости 50 Н.
Г. На ящик действует со стороны пола сила упругости 100 Н.
3. На столе лежит дубовый брусок, размеры которого 50·30·10 см. (Плотность дуба равна 800 кг/м3). Отметьте, какие из приведенных четырех утверждений правильные, а какие – неправильные.
А. Масса бруска 1,2 кг.
Б. Вес бруска 12 Н.
В. Вес бруска приложен к центру бруска.
Г. Сила тяжести, действующая на брусок, равна 1,2 кН.
|
|
|