Главная страница


Характеристика химического элемента-металла на основании его положения в псхэ д. И. Менделеева Цели урока



НазваниеХарактеристика химического элемента-металла на основании его положения в псхэ д. И. Менделеева Цели урока
Дата16.03.2016
Размер445 b.
ТипДокументы


Характеристика химического элемента-металла на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева


Цели урока

  • Дать план общей характеристики хим. Элемента по его положению в ПСХЭ

  • Повторить строение атома, типы хим. связи, классификацию неорганических веществ и их свойства в свете ТЭД и ОВР, генетическую связь между классами неорганических веществ

  • Познакомить учащихся с задачами на выход продукта реакции



План характеристики ХЭ по его положению в ПСХЭ

  • Адрес ХЭ

  • Строение атома, проявляемые свойства, сравнение с соседними элементами

  • Физические свойства простого вещества

  • Оксид, образуемый этим ХЭ и его свойства, тип и схема хим. связи

  • Гидроксид, образуемый этим ХЭ, его свойства, тип связи

  • Водородное соединение, его свойства

  • Соли и их свойства



Дадим характеристику элемента ЛИТИЯ

  • Порядковый номер 3, 2 период (малый), 1 группа, главная подгруппа (IA)

  • + 3

  • Металлический элемент Li0 – 1 e Li +

  • Восстановитель окисление



Сравним свойства атома лития с соседними ХЭ по группе и периоду

  • В группе : Литий - Натрий

  • На внешней оболочке – по 1 электрону (сходство)

  • Количество оболочек: у натрия на 1 оболочку больше, следовательно, радиус атома натрия больше, чем у лития, металлические и восстановительные свойства натрия сильнее

  • В периоде: Литий – Бериллий

  • Количество оболочек – по 2 (сходство)

  • Количество внешних электронов: у лития 1e, а у натрия – 2 e, следовательно, радиус атома лития больше, чем у бериллия, металлические и восстановительные свойства лития сильнее



Литий – простое вещество

  • Щелочной металл серебристого цвета, очень легкий, хранится под слоем керосина, не встречается в природе в свободном виде, малиновый цвет пламени

  • Т пл. = 180,60, Т кип. = 13420, плотность 0,534 г/ cм3

  • Металлическая кристаллическая решетка

  • Металлическая хим. связь

  • Li0 – 1 e Li +

  • атом ион

  • Электропроводность, теплопроводность, ковкость, пластичность, металлический блеск, режется ножом, но на срезе быстро окисляется и темнеет из-за своей активности

  • Химические свойства: реагирует с водой и неметаллами (кислородом, азотом, галогенами, водородом и др.) – составить уравнения реакций



Оксид лития – Li2O

  • Солеобразующий, основный

  • Ионная связь (записать схему образования связи)

  • Белый цвет

  • Химические свойства:

  • Запишите реакции оксида лития с водой, оксидом углерода (IV), соляной кислотой

  • Получение: Li2O2 + 2 Li = 2 Li2O

  • пероксид лития оксид лития



Гидроксид лития - LiOH

  • Li+ - OH-

  • ионная связь

  • Li+ - простой ион, OH- - сложный ион

  • OH- - КПС

  • Белый гигроскопичный порошок, мылкий на ощупь, едкий

  • Химические свойства: запишите реакции гидроксида лития с серной кислотой, сульфатом меди (II), оксидом углерода (IV), исключение – разложение при нагревании

  • Получение: электролиз расплавов галогенсодержащих солей

  • 2 LiCl 2 Li + Cl2



Водородное соединение – LiH гидрид лития



Открытие лития

  • А.Арфведсон, 1817 г. – признал литий новым щелочным металлом

  • Впервые выделен из слоистого силикатного минерала петалита LiAlSi4O10

  • Название – от греческого «камень»

  • Г.Дэви, 1818 г., электролиз расплавленного оксида лития



Генетический ряд металла

  • Вспомните признаки генетического ряда:

  • Один и тот же химический элемент-металл

  • Разные формы существования этого элемента-металла (простое вещество-оксид-основание-соль)

  • Взаимопревращения веществ разных классов



Генетический ряд металла лития

  • Li  Li2O  LiOH  LiCl,

  • Li2SO4,

  • LiNO3



Задачи на примеси и выход продукта реакции

  • Найдите объем углекислого газа (н.у.), который можно получить взаимодействием 250 г известняка, содержащего 20% примесей, с избытком азотной кислоты.

  • Можно ли получить весь 100%-ный объем?

  • Найти объем углекислого газа, если выход газа составил 75% от теоретически возможного.



Запомните формулы!

  • η – выход продукта

  • m пр. V пр.

  • η = ----- = -------

  • m теор. V теор.



Домашнее задание

  • § 1, упражнения

  • Решить задачу.

  • При взаимодействии 800 мг 30%-ного раствора едкого натра с избытком раствора медного купороса (сульфата меди (II)) было получено 196 мг осадка. Каков его выход в % от теоретически возможного?