Главная страница

Инструкция по выживанию для современного российского родителя



НазваниеИнструкция по выживанию для современного российского родителя
страница9/9
Дата14.04.2016
Размер1.91 Mb.
ТипИнструкция
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Глава 7. О жизни по телевизору



Как научить ребенка смотреть телевизор? Чем телевидение завораживает детей? Как влияют телевизионные образы на детей? С какого возраста детей можно оставлять у телевизора без присмотра взрослых? • Как установить детскую норму на просмотр телевизионных программ? • Где место телевизора в доме? • Что делать, если ребенку нравятся идиотские передачи? • Нужно ли детям смотреть телевизор утром? • Реклама против детей? • Как новостные программы влияют на детей? • А если по телевизору показывают любовные сцены? • Не тормозит ли телевидение культурное развитие детей? • Вредит ли телевидение здоровью детей? • Может, телевизор совсем запретить? • Нужно ли говорить с детьми на «горячие» темы? • Мальчики и девочки смотрят ТВ программы по разному? • Какие каналы работают сегодня для детей? • В чем основные перекосы отечественного детского ТВ? • Компенсируют ли недостатки детского телевидения детские книги?

Как научить ребенка смотреть телевизор?



Несколько лет назад меня разыскала психолог из Бостона, выпускница Гарварда Анна Мирный. И пригласила, от лица компании, стать директором по содержанию всемирно известной образовательной программы для дошкольников «Улица Сезам», которая сейчас идет на канале «СТС». Такое приглашение было поводом для того, чтобы продумать и обсудить самые горячие вопросы детского телевидения. Конечно, дополнительным мотивом в таком случае послужило то, что у меня самой и у моих знакомых были дети дошкольники и все мы жаловались друг другу на отсутствие хороших детских программ.

Со временем у меня появился целый список вопросов, на которые я отвечаю с разной степенью подробности, но довольно часто. По мнению журнала «Psychologies», современный ребенок проводит большую часть своего времени у включенного монитора – телевизора или компьютера. Треть конфликтов между родителями и детьми происходит из за нежелания ребенка отойти от экрана, перестать смотреть «все подряд». Дети реагируют на родительский запрет проводить время в виртуальных развлечениях как на несправедливую агрессию. Как родитель должен вести себя в таких ситуациях? Махнуть рукой? Запрещать и наказывать? Что же делать? Почему они предпочитают телеэкран лицам родных людей, которые о них заботятся? Нужно отметить, что журнал «Psychologies» использует в основном данные специалистов Франции и США. Я могу только подтвердить, что ситуация с детской зависимостью от телевизора и компьютера, особенно в семьях с невысоким уровнем образования и доходов, представляет серьезную опасность для детей, а также для наших с ними взаимоотношений.

Чем телевидение завораживает детей?



Дети «заболевают» телевидением очень рано, уже после просмотра первых в своей жизни передач. Движущаяся картинка, как и движущийся жук на листике, или вертящаяся «юла» вызывает изумление и желание поучаствовать, потрогать, попробовать. Пытливость и любознательность плюс богатое воображение ребенка 3–5 лет – вот благодатная почва для того, чтобы «заболеть», «заразиться» чем то новым. Конечно, это может быть сказка в картинках, диафильм, комикс, но это может быть и телевизионная программа.



Дошкольники любят наблюдать за малышами, маленькими сестричками и братиками в колясочках. Они радуются появлению котенка или хомячка, хотя вряд ли до конца понимают суть наблюдаемых ими явлений. Детям нравятся и похождения персонажей, похожих на них самих. В возрасте 3–5 дети на свой лад хотят ответить на вопросы «Кто я такой?», «Как мне следует себя вести?», «Почему все вокруг так меняется и движется?» И главное: «Что будет потом?» В этом возрасте дети впервые знакомятся с простыми сюжетами и уже знают, что даже самая короткая история будет иметь свое продолжение. В тот момент, когда вы их оттаскиваете от телеэкрана, они безумно хотят узнать, чем все закончится. «Дай досмотреть!» – вот о чем умоляют нас дети. В психологии известен «эффект незавершенного действия». Упрощенно и в приложении к телевидению он звучит так: «все хочется узнать и досмотреть до конца». А если это не получается, ребенок испытывает дискомфорт, начинает сам фантазировать на тему «прерванного сюжета», не может сосредоточиться на других делах, капризничает и поднывает. В это время лучше не шикать на него, а поговорить о том, что он видел. Вместе придумайте продолжение. Развитие воображения в дошкольном возрасте – одно из главных достижений ребенка и его родителей.

Как влияют телевизионные образы на детей?



В основе детского интереса лежит главным образом непроизвольное внимание. Детям трудно специально отслеживать развитие сложного или длинного сюжета, а также поведение и мотивы сразу нескольких персонажей. Они порой обращают внимание совсем не на замысел автора мультфильма. Малышам 4 лет и вовсе трудно описать подробности изображения или логику поведения героя. Дети молодцы, если просто сумеют понять картинку в общем. Но если вы сидите рядом с ребенком, то у вас есть шанс научить его «все видеть и все слышать», правильно интерпретировать поступки героев. Художники мультипликаторы знают, что дети не сразу научаются отличать девочек от мальчиков и могут не обращать внимание на милые веснушки у девочки. Большие, крупные и необычные детали, смешная походка или яркие краски в гораздо большей мере бросаются в глаза детям. Им нравится, когда персонажи падают, произносят необычные слова, потому что для них большим достижением является просто попрыгать на ножке, спуститься по лесенке, завязать шнурочки. Нам, взрослым, это может показаться глупым и никчемным. Эти бегающие, дерущиеся, орущие герои!.. Мы так и говорим: «Хватит смотреть эту ерунду! Так делают только плохие мальчики и девочки, которые не слушают своих пап и мам!» А в результате малыши начинают чувствовать большую близость и понимание со стороны героев мультфильмов, чем со стороны требовательных и недовольных взрослых, родителей, воспитателей, соседей. Произвольное внимание, способность не отвлекаться, а внимательно и осмысленно следить за развитием сюжета формируется у детей лишь к 6–7 годам. Очень важно научить их к этому возрасту смотреть большие, получасовые фрагменты, конечно, без перерыва на рекламу. По счастью, реклама на детском телевидении в России запрещена, и кое что содержательное им удается посмотреть и по телевизору. Еще раз: не забывайте поговорить с ребенком после программы. Очень важно не только комментировать, но и правильно называть персонажей. Даже если вас не было рядом, ему польстит, что к нему обращаются как к взрослому и что ему есть чем удивить таких больших и умных родителей. А главное: вы узнаете, что именно ваш ребенок смотрел и что из этого понял. Не забывайте поощрять наблюдательность ребенка.



С какого возраста детей можно оставлять у телевизора без присмотра взрослых?



Так уж получилось, что наши дети растут при включенном телевизоре, пока мы бегаем по работам или отсыпаемся на выходных. Такие программы как «Улица Сезам» или «Смешарики» на СТС как раз и показывают в утреннее время, пока мамы и папы спят. Они рассчитаны на детей, с которыми нет рядом взрослых, то есть предельно простые, артикулированные, обращенные к малышу. Они учитывают уровень понимания, чувство юмора и предметную область – игрушки, еда, друзья, сны, страхи и восторги. А продолжительность сюжетов этих программ, 1–5 минут, не позволяют уставать ребенку, при этом удовлетворив его интерес и потребность в новой информации.

Как установить детскую норму на просмотр телевизионных программ?



О, это сделать очень просто! Расскажите ему историю про обезьянку, которая очень любит апельсины, но каждый раз, когда она съедает их слишком много, у нее заболевает живот. Ей нужно научиться правильно питаться! В апельсине 9 долек. Первая долька – в понедельник, вторая – во вторник, третья – в среду, четвертая – в четверг, пятая – в пятницу… А вот в выходные можно по две дольки! И выросла обезьянка большая, здоровая и очень умная! Одна долька – это полчаса времени. К 7 годам она может «вырасти» до часу.



Но как же сделать так, чтобы дети соблюдали установленную норму? Абстрактные предупреждения, угрозы наказания могут испугать ребенка, но вряд ли усвоятся ими нормально. Можно дольки рисовать в дневничке или на стенном плакатике, альбомном листе. Пусть это сделает сам малыш. И не забудьте похвалить ребенка за эту аналитическую работу!

Где место телевизора в доме?



Телевизор – это очень мощный источник информации, эмоций, образов. Его не стоит держать даже в родительской спальне. Если честно, то его место на кухне – там, где наши люди любят расслабиться и поболтать. В гостиной он часто занимает место непропорционально важного члена семьи. По счастью, прошли уже те времена, когда телевизор был новшеством и его ставили чуть ли не в красный угол, где раньше были иконы. Мы уже взрослые и цивилизованные люди, а потому знаем подчиненное место телевидения. Наблюдая за нашим сдержанным отношением к телевизору, ребенок и сам научится «ставить его на место».



Что делать, если ребенку нравятся идиотские передачи?



До 6–7 лет мы сами предлагаем ребенку, что смотреть, а что – не стоит. Есть программы, которые любит смотреть вся семья, удобно устроившись на диване. В таких передачах, сериалах или фильмах обязательно есть маленькие проказники, над которыми можно посмеяться вместе от души. Если наши дети смотрят на хулиганов, это вовсе не значит, что они ими станут. А как еще они поймут, что хулиганить – это нелепо, смешно и вредно?! Конечно, лучше объяснять, почему вам не нравятся те или иные герои.



Нужно ли детям смотреть телевизор утром?



Обычно утром члены семьи обмениваются планами, делятся впечатлениями… Это то редкое время суток, когда все только проснулись, но находятся еще дома (вечером малыш может уже спать, когда папа и мама приходят с работы). Утро – то самое время, в которое нужно сосредоточиться на самых важных делах текущего дня и пообщаться с родными. Телевизор лучше оставить на потом и включать его для малыша после обеда или ужина.



Реклама против детей?



Благодаря рекламе, дети узнают о многих новых предметах, игрушках, еде. Она рассчитана на то, чтобы заставить малыша просить и клянчить купить что то дорогое, красивое и, к сожалению, часто бесполезное. Очень важно относиться к рекламе с иронической дистанцией и привить ребенку такое же отношение. Научить его говорить вежливое, но твердое «нет!» продавцу, незнакомцу, хулигану, значит, защитить свое чадо от целой кучи неприятностей. Хвалите его не только за послушание, но и за отказы.



Как новостные программы влияют на детей?



Для дошкольников новости – это время, когда папы и мамы усаживаются возле телевизора, периодически шикая друг на друга: «Не мешай!» Сразу понятно, что сейчас скажут что то важное. Малыш не осознает, что именно важное, но уже понимает, что сейчас всем будет не до него. Вечерние девятичасовые выпуски новостей показывают после «Спокойной ночи, малыши!», после того как уже вымытый и ублаженный ребенок пошел к себе в постельку, попрощавшись с родителями. Такова была, по крайней мере, советская традиция. Но условия нашей жизни таковы, что дети спокойно могут уснуть только тогда, когда взрослые угомонятся. Далеко не у всех детей есть своя комната. Кроме того, большинство ребят, особенно те, кто отличается подвижностью и возбудимостью, не могут засыпать так рано и спать так долго, как предписано идеальным сценарием сна. Поэтому дети периодически слушают новости.

Вообще то дети гордятся, если им разрешают делать что то как взрослым и вместе со взрослыми. Для еще неустойчивого детского внимания, рассчитанного на 2 4 минутный сюжет, полчаса политической информации – это много! Конечно, детей интересует не столько то, что говорят по телевизору, сколько то, что говорят родители во время просмотра. Они видят: мама испугана, папа заинтересован. Мама комментирует костюм ведущей. Папа – разговор дяди с микрофоном. Собственно, именно этот внешний ряд новостей и остается в качестве размытой схемы в памяти ребенка. Вы же видели, как дети играют в телевизор? Дайте им эту возможность, и вы увидите, как они видят новости! Девочки предпочтут быть красивыми дикторами. Даже взрослые женщины мечтают вести вечерний выпуск новостей! А мальчики хотят быть умными и смелыми корреспондентами. Они находят микрофон у себя под рукой – основание пирамидки, детский молоток, большая морковка, спрятанная от мамы и бабушки, – и пытаются имитировать репортаж. Запоминают дети только начальные слова и интонации ведущих новостей: «Добрый день, дорогие телезрители! В Америке вырос большой слон. А наши его купили…» Дальше дети уже придумывают не весть что, потому что для них текст, который они слышат по новостям, – слабоструктурированная абракадабра.



Дети очень любят, когда показывают детей, их возраста или просто малышей в роддомах. Чаще всего ребятам потом захочется поговорить о том, какими они были маленькими, хорошенькими и чему они уже научились.

Кроме того, дети очень любят репортажи про животных – это область их интересов. И здесь они не выдерживают и начинают задавать свои «почему?»: «А почему корова заболела? А что она съела?» (информация о ящуре в южных областях России), «А мы пойдем туда в воскресенье? А у нас хватит денег купить билет?» (репортаж с юбилея цирка на Цветном), «А давайте их пригласим в гости и накормим!» (о семье переселенцев) и т. д. Видя, как родители активно включены в просмотр новостей, ребенок тоже хочет поучаствовать.

И уж будьте добры, если ваш сын или дочка смотрят новости вместе с вами, расскажите им простую и правдивую историю о том, что действительно показывают.

А еще малыши боятся, что новости скоро закончатся: «А откуда берут новости? А если их больше не будет? Ну будет выходной, и все будет закрыто?» Напоминаю: у дошкольников конкретное визуальное мышление. Им еще трудно обобщать понятия. Их кругозор ограничен своим собственным «ареалом обитания», и другие страны им представляются как такие же дома, квартиры и детские сады, в которые они сами ходят. И в этом мире малыша события, по счастью, не происходят с такой скоростью, с которой о них говорится с экрана телевизора. Конечно, бывает день рождения, приезжают гости, но не каждый же день! И потом малыш рассуждает так: «Вот если в вазочке лежит несколько конфет, то через день их уже не будет. И некоторое время вазочка будет пустой…» Значит, и новости должны закончиться, как конфеты и пряники. Надо объяснить ребенку, что конфеты и пряники в вазу тащат сотни корреспондентов со всех концов земли. И когда одни спят, другие, как муравьи, работают.



И, конечно, не забывайте, что новости сегодня часто становятся источником страхов и неврозов даже для многих взрослых. Криминальные сюжеты, стрельба и трупы – не для дошкольников. Они и так, в силу возраста и своей незащищенности, боятся смерти, болезней, разрушений. Да уверены ли вы, что сможете им все это объяснить?

Информационные выпуски о военных действиях и терактах рассчитаны на взрослых. Они – не для детей! Многие дети, посмотревшие репортажи из Беслана, отказались идти на следующий день в школу. Они стали вторичными жертвами терактов. Если вы видите, что ребенок испуган или растревожен, поговорите с ним об этом. Не забудьте сказать успокаивающее: «Я тебя никому не отдам!», «Я тебя никогда не брошу!» Дети боятся, потому что они сами беспомощны, и они очень переживают, что им не хватит сил противостоять неприятностям.

В этом случае важен физический контакт с ребенком – невербальное воздействие. Малыша нужно обнять, прижать, показать, что вы рядом. Рациональные доводы хороши на более поздних этапах, когда дети начинают усваивать абстрактные понятия: «опасно», «далеко», «редко»… Ребенка до 7 лет важно поддерживать в том, чтобы он не боялся выражать эмоции, не стеснялся страхов, мог говорить о них со взрослым, просить и рассчитывать на помощь.

И, наконец, о погоде. Дети не понимают, что такое температура в градусах по Цельсию. Они, конечно, знают, что бывает лето, осень, зима, весна. Бывает тепло или холодно. Поэтому во время прогноза погоды им лучше объяснять: «Будет холодно, наденем теплые носочки и твою любимую теплую шапочку»…



Новости смотрят далеко не все родители. Некоторые сегодня предпочитают узнавать их из Интернета. Для многих телевидение – это только повод для развлечения. Есть исследования, которые показывают, что взрослые, которые смотрят новости, с большей критичностью и прагматизмом относятся к самому телевидению. Оно занимает подчиненное место в их жизни – место технического устройства по передаче информации. Такой зритель не самый благодарный, его трудно «подсадить», он не оказывает решающего влияния на рейтинги и, соответственно, не приносит доходов телекомпаниям. Но такой зритель сохраняет свое «Я», не забывает о своих интересах, и сам планирует время просмотра программ. Если уж в вашей семье заведено смотреть новости по вечерам, не забывайте комментировать их вслух. Так вы косвенно передадите своим детям культуру рационального отношения к любой, не только самой страшной телевизионной информации.

А если по телевизору показывают любовные сцены?



Есть вещи, которые дети не в состоянии осмыслить. Мы можем говорить им: «Это нормально!», «Так делают взрослые, чтобы показать, как они любят друг друга. Ведь мы же тоже обнимаемся?» Но понять степень удовольствия и эмоциональную, в частности, агрессивную сторону секса малыши пока не могут. Самое важное, что мы должны сообщить детям об их происхождении, так это то, что такие замечательные мальчики и девочки рождаются только тогда, когда папы и мамы любят друг друга. И так важно родить и вырастить малыша! Но для этого нужно самим вырасти, приобрести много знаний и умений, стать внимательным, осторожным – ведь крошка такой маленький! «У тебя все получится! Я поделюсь с тобой секретами! А пока нужно расти!»



Не тормозит ли телевидение культурное развитие детей?



Самая большая беда наших детей – это то, что они перестают играть в ролевые игры, в дочки матери, доктора, магазин. Они перестали разыгрывать сказочные сюжеты. А это значит, что сегодня у детей с большим опозданием формируется эмпатия, чувство родства и сопереживания другим. Детское телевидение в своих лучших образцах пытается использовать принцип интерактивности, приглашая ребенка участвовать в «командной игре». Но оно в принципе не может заменить живое общение и умение справляться с реальными проблемами, с участием настоящих, а не придуманных людей. Как бы не развивалось телевидение, оно остается только развлечением и приятным источником информации, не всегда, кстати, качественной. Телевизор может заменить родителей на полчаса, но не стоит забывать, что в сутках – 24 часа! И все это время в жизни наших детей происходит что то важное!

Вредит ли телевидение здоровью детей?



Раньше все говорили о влиянии телевизора на зрение. Считалось, что из за этого черного ящика развивается близорукость, искривляется позвоночник. Детей учили, что нужно держать дистанцию в 2 метра до экрана. С тех пор мониторы усовершенствовались – сейчас уже странно говорить о таком вреде.

Но появился новый повод для беспокойства – ожирение. Вместе с американским кино к нам пришла привычка есть у экрана. Телевизоры появились на кухнях. И это определило образ жизни многих людей.



В Италии, согласно опросу, проведенному службой общественного мнения «Демоскопеа», среди подростков возраста 13–18 лет 37 % зависят от телевизора (больший процент показала лишь зависимость от видеоигр – 49 % и компьютера – 44 %). А в Великобритании завершилось 30 летнее исследование влияния просмотра телевизора на появление избыточного веса. Так вот, сенсационные результаты показали, что у детей, смотрящих телевизор более двух часов по выходным, риск ожирения резко увеличивается.

Может, телевизор совсем запретить?



Ребенку, который совсем не смотрит телевизор, трудно будет общаться в детском саду или в школе, потому что дети уже говорят слоганами из реклам. Появился некий рекламный сленг. И если ребенок не будет его знать, он будет казаться сверстникам современным Маугли из необитаемых джунглей. Его могут даже не принять в компанию. И мы можем получить изгоя. К счастью, телевидение все меньше определяет отношения между детьми. Но, увы, не потому что дети стали читать книжки или играть на скрипке. Часть из них научена общаться только с детьми «своего круга». И здесь определяющим оказывается не вопрос, какую программу ты смотришь, а кто твой папа? Ну а еще одна часть ребят засела за компьютеры. Компьютерная культура и социальное расслоение теперь в огромной мере влияют на «приятие неприятие» ребенка своими сверстниками.

Нужно ли говорить с детьми на «горячие» темы?



Нужно. Но на их языке. Например, рассказ о счастливом птенце, родители которого живут на разных деревьях, но любят его – пример образного объяснения развода. Больше всего детей волнует не счастье его родителей, экономические тяготы, а то, что будет с ним самим? Будут ли его теперь любить, оберегать?

Ниже я приведу примеры сюжетов на «горячие» темы. Образные и простые примеры гораздо важнее абстрактных, не очень понятных детям спекуляций. Последними можно только еще больше озадачить и испугать ребенка.

Вот, например, не очень приятная тема «Экономическое расслоение». Я приведу сценарий студийного сюжета по этой проблеме – «Дорогой мяч» показан в программе «Улица Сезам в России» в 2006 году. Задача этого сюжета – дать представление о том, что дети из разных по материальному достатку семей, могут играть вместе и дружить.
«Дорогой мяч» (Автор – Федор Марченко)

(«Улица Сезам в России», 2006)

Место действия: двор

Мальчик Петя пришел погулять на Улицу Сезам. На нем новая красная бейсболка, яркая футболка, а в руках – новый красивый мяч. Остальные же дети играют большим надувным полосатым мячом.

БУСИНКА: Здравствуй, мальчик. Как тебя зовут?

ПЕТЯ: Меня зовут Петя.

Дети знакомятся.

ЗЕЛИБОБА (бросает мяч Кубику): Я – Зелибоба!

КУБИК (бросает мяч Бусинке): Я – Кубик!

БУСИНКА: Ты хочешь с нами играть?

ПЕТЯ: Хочу! Но я не могу. Мне нужно мяч держать.

КУБИК: Положи его на лавку, а сам к нам!

Петя оставляет мяч. Идет к детям. Бусинка бросает ему мяч, он – Зелибобе и так далее. Подходят Коля и Тимофей. Видят на полу новый мяч.

КОЛЯ: Ребята, чей это такой красивый мяч?

ПЕТЯ: Это мой мяч.

БУСИНКА: Это Коля и Тимофей. А это Петя!

КОЛЯ: Здравствуй, Петя! А можно мы поиграем твоим мячом?

ПЕТЯ: Это новый мяч! Он очень дорогой! Мне его купили в большом и очень красивом магазине. Этот мяч для настоящей игры.

Берет мяч, прижимает к себе. Отходит в сторону.

БУСИНКА: Да, это очень красивый мяч! У меня тоже был новый мяч.

ПЕТЯ: А где же он?

БУСИНКА: Вот он, мы с ним играем. В мяч совсем неинтересно играть одному!

ТИМОФЕЙ: Это точно. Играть одному не интересно. (Пете) Хочешь покататься на велосипеде?

ПЕТЯ: Нет, я не могу оставить мяч.

Петя стоит с мячом. Тимофей садится на велосипед и все за ним убегают. Приходит дядя Юра.

ДЯДЯ ЮРА: Почему ты грустишь, мальчик? Как тебя зовут?

ПЕТЯ: Петя. Мне очень грустно.

ДЯДЯ ЮРА: У тебя новый, такой красивый мяч, а ты грустишь?

ПЕТЯ: Очень скучно стоять одному с мячом.

ДЯДЯ ЮРА: Конечно, мяч нужен, чтобы играть с друзьями. С новым мячом появятся новые друзья!

ПЕТЯ: Что же мне делать?

ДЯДЯ ЮРА: Позвать ребят играть в мяч!

Дядя Юра обнимает Петю. Мальчик подбадривается, переворачивает бейсболку назад.

ДЯДЯ ЮРА: Ребята, Петя хочет вам что то сказать.

ПЕТЯ: Ребята, чтобы играть в мяч, мне нужны друзья. Давайте, пограем?
А вот пример документального сюжета на тему «Дети с ограниченными возможностями». Его задача – показать, что дети инвалиды такие же, как все. С ними можно играть и дружить. Как и предыдущий сюжет, он направлен на формирование установок на консолидацию и терпимость.
«Папа помогает сыну» (Автор – Федор Марченко)

(«Улица Сезам в России», 2006)

Место действия: школа «Ковчег», затем дом главного героя
ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Меня зовут Гоша. У меня слабое зрение. Поэтому я ношу очки. Я умею писать, читать, считать, много играю с друзьями. Все как у всех. Только более внимателен и осторожен!

В кадре: комната Гоши. Он спокойно передвигается, что то берет с полки почитать, мастерит или расставляет шахматы. Гоша сидит за столом и пишет в тетрадку крупным почерком – мальчик действительно пишет довольно большими буквами и низко наклоняется над тетрадью. Рядом с мальчиком сидит папа.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Когда мне трудно, я прошу о помощи, как и все дети. Иногда мне помогает папа.

Папа указывает Гоше рукой в тетрадь, как будто показывая на ошибку. Гоша исправляет и закрывает тетрадь. Папа гладит мальчика по голове или похлопывает по плечу. Встает и уходит. Мальчик берет альбом с фотографиями, лежащий там же на столе. Видна фотография папы Гоши на сноуборде.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Я еще немного хромаю, поэтому я пока не могу кататься на сноуборде. Но мы учимся.

Фотография: папа и Гоша со сноубордом на улице. Мальчик переворачивает страницу фотоальбома. Видна фотография Гоши на лыжах.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Папа уже научил меня кататься на лыжах.

Папа и Гоша возятся с лыжами. Они собираются на улицу. Становятся на лыжи. Гоша абсолютно самостоятельно идет впереди отца.

Гоша переворачивает еще одну страницу фотоальбома. Показывает фотографию всей семьи в одной из совместных поездок.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Мы часто путешествуем семьей.

Видна фотография семьи в уже другой поездке. В следующем кадре: вся семья (сам Гоша, его родители и две сестренки) собирается на кухне. Папа, а потом Гоша играют на гитаре.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Мой папа каждую весну отправляется на велосипеде в поездку с друзьями.

Мальчик и папа встают из за стола. Одеваются и вместе с велосипедом выходят из квартиры.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Я уверен, что он однажды возьмет меня с собой.

Гоша и папа вместе выходят из подъезда. Папа держит за руль велосипед, пока мальчик на него садится. Гоша едет впереди, а за ним идет папа.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Сейчас мне пора в школу.

Показывается школьный класс, в котором до начала занятий сидят ученики. Входит главный герой.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ: В нашей школе учатся разные дети. Некоторым трудно ходить.

Показывается мальчик, держащийся за специальную тележку.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ: У меня есть друг. Ему тоже трудно передвигаться.

Мальчики разговаривают. Ребята садятся за одну парту. Начинается урок. Гоша склоняется над тетрадкой.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Я всегда готов прийти другу на помощь. Ничего не страшно, если рядом сильный, надежный друг.

Мальчики и девочки смотрят ТВ программы по разному?



Да! Эти различия обусловлены не столько природой, сколько воспитанием, которое продолжает оставаться традиционным. Одна из проблем детского телевидения во всем мире – преобладание «мужских» героев на экране. Есть наивное предубеждение самих телевизионщиков, что зрителям интересней смотреть мальчиков, юношей, мужчин. Конечно, и показывать их героями, которые обладают феноменальными умственными и физическими способностями, в которых влюблены все поголовно. Но опыт создания сериалов для девчонок подростков, или такой программы, как «Дора исследователь», показывает, что можно заставить с уважением и интересом относиться к девчонкам! Но пока специалисты отмечают, что мальчики любят активные сюжеты, подвижных героев, которые не столько размышляют, сколько действуют. Девочки же предпочитают смотреть про взаимоотношения, любовь; они более чувствительны к моральным наставлениям. И, разумеется, девочки пока интересуются внешностью персонажей больше, чем их характером и даже умом. Повторяю, гендерные стереотипы – одни из самых устойчивых. Родители сами закладывают установки на то, что должны смотреть мальчики, а что – девочки. Семья часто разбивается на команды: папа и сыновья наслаждаются футболом, а мама и дочки – сериалами. Кстати, в России, мужчины смотрят телевизор, лежа на диване, не совмещая просмотр с другими домашними делами. Дом и телевизор остаются для них местом отдыха и способом проведения досуга.



То, что смотрят дети, зависит и от принадлежности семьи к определенному классу. В домах работников исполнителей даже с большими окладами поощряются нормы подчинения, послушания и упорядоченности поведения. Если родители выбирают стратегию подчинения общественным нормам, какими бы они ни были и в этом видят залог процветания семьи, то, конечно, своих детей они учат консервативным ценностям и воспитывают их в духе конформизма. Если родители считают себя «избранными», то и в ассортименте телевизионных программ они выбирают то, что «не для всех», а детям они прививают чувство социального превосходства и надменности. Дети из семей среднего класса, родители которых делают ставку на постоянное совершенствование своих профессиональных навыков, смотрят информационные, познавательные программы, интересуются новостями и другими полезными сведениями. Телевидение для них становится источником информации, а не поставщик «модных» моделей поведения, которые, возможно, окажутся не актуальными в следующем сезоне. Окончательное формирование сложных стратегий телевизионного потребления происходит позже, между 12 и 18 годами. А до этого дети интуитивно и некритически усваивают навыки зрительского поведения своих родителей.

Какие каналы работают сегодня для детей?



За последние годы создано несколько детских телевизионных каналов.
«Бибигон», ВГТРК

Называется канал в честь литературного персонажа из одноименной, не самой удачной и не самой известной сказки Корнея Чуковского. Программы нового канала рассчитаны на детско юношескую аудиторию от 4 до 16 лет. В сетке передачи собственного производства и продукция крупнейших иностранных компаний, которые специализируются на выпуске детских программ. «Зарядка», «Говорим по русски», «От носа до хвоста», «Игра воображения», «Мой любимый сказочник», сериалы «Мачеха» и «Своя команда» – эти и другие обучающие, развлекающие, познавательные передачи можно будет увидеть на «Бибигоне». Продюсирует канал Александр Гуревич, известный нам как ведущий программы «Устами младенца», объяснил, что «Бибигон» должен будет добрым, азартным, снизит чувство тревоги у детей и продвинет знания. Полная версия «Бибигона» 19 часов идет в спутниковом пакете «НТВ плюс», его иногда бесплатно размещают в кабельных сетях. По нескольку часов в день программы «Бибигон» транслируют каналы «Россия», «Спорт» и «Культура».
«Школьник ТВ»

Это образовательный канал существует уже 7 лет. Он принимается в Москве во всех школах, а также по «Космос ТВ». В регионах России и зарубежных странах канал вещает с помощью спутника. Около 20–25 миллионов детей смотрят по «Школьник ТВ» уроки, качественное кино, исторические, социальные и культурные программы.
«Теленяня»

Круглосуточный канал, рассчитанный на детей от 3 до 8 лет. Входит в пакет ЦТ («Цифровое телесемейство» – «Первый канал. Всемирная сеть»). С сентября 2006 года вещает в системе НТВ плюс, с этого года появится в кабельных сетях. Основной акцент делается на телевизионные продукты, близкие российскому зрителю. В эфире показывают любимые художественные фильмы, классику отечественной мультипликации, новинки российских аниматоров, развивающие игры и интеллектуальные викторины, в том числе собственного производства.
«Детский»

Круглосуточный спутниковый детско юношеский канал, который можно смотреть по кабельному телевидению России, странах СНГ и Балтии. Его аудитория – 700 тысяч семей. Этот развлекательно познавательный канал создан год назад компанией «Контент Юнион Продакшн» (продюсирует также каналы «Русский иллюзион», «Благовест»). В эфире канала «Детский» – 30 % программ собственного производства (планируется довести до 70 %). К примеру, есть передача «Сто бутербродов» – самая простая кулинария для детей.
«НИК: детское телевидение»

Это совместный проект группы компаний «MTV Россия» и художественного руководителя киножурнала «Ералаш» Бориса Грачевского. Они участвовали в конкурсе за лицензию «общенационального канала российских регионов», но проиграли «Петербургу». В их планах было создание федерального канала для детей от 4 до 12 лет. Эфир собирались наполнять лучшими мультфильмами, фильмами, детскими программами отечественного производства и производства телесети «Nickelodeon».

В чем основные перекосы отечественного детского ТВ?



Вот уже второй год я директор по содержанию российской версии «Улица Сезам», единственной детской программы, которая носит не только развлекательный, но и тренинговый характер. Цель этой программы – научить дошкольников жить в этом непростом мире. В США, где программа родилась более 30 лет назад, тысячи детей растут в лучшем случае возле телевизора, потому что их родители целый день заняты на работе. А вечером после тяжелого дня у мам и пап просто не хватает сил на то, чтобы рассказать новости и повозиться с детьми. Мы тоже начинаем жить в таком ритме и стиле.

Большинство телевизионных проектов в России направлены на познавательное развитие детей разных возрастов: познавательно развлекательные «Полундра» (ТВЦ), «Умники и умницы» (ОРТ), «Самый умный» (СТС), «Устами младенца» (НТВ), «Абвгдейка» (ТВЦ).

Такая ситуация в целом отражает особенности российской традиции воспитания с акцентом на интеллектуальной сфере жизнедеятельности и игнорировании телесных потребностей и социальных навыков. Советская традиция добавила задачу формирования здорового тела, потому что «в здоровом теле – здоровый дух», то есть создала запрос на телесное здоровье и готовность к «труду и обороне», к строительству коммунизма и т. д. Личные запросы и потребности стали предметом обсуждения и поощрения в последние годы, и интерес к ним культивируется в основном в рамках психологии комфорта, индивидуального успеха и притязаний, причем с налетом гламурности.

Сегодня дети стали рассматриваться как потенциальные потребители, существа, на которых родители не должны жалеть средств. Детская мода культивируется на телевидении через рекламу детских модельных агентств, конкурсов красоты среди детей.

Компенсируют ли недостатки детского телевидения детские книги?



Периодически я провожу экскурсии в специализированные магазины детской книги, а также в детские секции самых крупных книжных магазинов. Прилавки забиты дорогими детскими изданиями. Среди них – книги игрушки (раскладываются, как кукольные театры), книги про животных для самых маленьких. Многократно переиздавались книги известных еще в советские времена детских писателей – Маршака, Чуковского, Барто. Однако по тиражам лидируют Милн с его «Винни Пухом» и Линдгрен с «Карлсоном». По прежнему дети, как и их родители в детстве, читают Андерсена, братьев Гримм, Перро.

Все крупные издательства имеют детские отделения. «АСТ», «Махаон», «Idebook», «Белый город» выпускают энциклопедии для средних и старших школьников. Любимые разделы: «Динозавры», «Мифы», «Лошади», «Военная техника». Это новая традиция – просто и доступно рассказывать детям о сложных явлениях, памятных событиях и неизвестных объектах.

Но при всем разнообразии книжной продукции практически отсутствуют дешевые, тонкие книжки для детей. Нет ранее очень популярных книжек раскрасок. Такое впечатление, что детская книга сегодня призвана развлекать. Доступна же она только людям со средним достатком. Можно сказать, что книжки стали предметом детской роскоши, а не средством познавательной активности.

Мне не удалось найти книг, в которых бы говорилось о детях другой национальности, бедных детях, которые нуждаются в помощи, о национальных традициях семей, с которыми соприкасаются семьи российских граждан. Даже в советские времена, времена «пролетарского интернационализма» идеи дружбы и братства между всеми народами мира муссировались и в учебниках, начиная с букваря, и на телевидении (большие сборные концерты всегда начинались с фольклорных постановок). На плакатах и на обложках книг можно было увидеть широко улыбающихся мальчиков – темнокожего, желтокожего и белокожего.

Детские писатели сейчас руководствуются рыночной конъюнктурой, считают, что книги социальной направленности могут быть только заказаны государством, а ведь издательства их не купят. Так считает популярный детский писатель Г. Остер.

Мультфильмы и детское кино также оказались мало востребованными. Бывший генеральный директор Киностудии им. Горького В. Грамматиков сетует: когда то самая крупная в стране студия детских и юношеских фильмов проходит сейчас сложный этап приватизации и реорганизации. За последние годы не был снят ни один детский фильм.



Таким образом, детская книга стала доходным товаром, ориентированным, главным образом, на «средний класс». Основным персонажем книги становится все более абстрактный ребенок, чье детство беспроблемно, наполнено фантазиями. Дети все больше предпочитают смотреть кино и мультфильмы, причем западного, в основном американского, производства. Отечественный кинематограф и телевидение пока не собираются перехватывать инициативу.

Странная вещь: имея возможность предъявлять детям любые образцы книг, сказок, книжек раскрасок, мы, наверное, в погоне за самым лучшим, ранее нами не виданным, стали покупать детям яркие, аляповатые, нерусские экземпляры, сформировав таким образом спрос на плохой вкус. Что теперь делают разумные родители? Они достают с антресолей или просят у знакомых старые советские издания. Они не такие новые, но они намного содержательнее, а главное – они объединяют нас с нашими детьми. Настоящая близость может быть у людей, у которых общее детство, общие восторги, страхи и впечатления. Опыт последней нашей эмиграции показывает, что родители, которые, выехав на Запад, стали вести себя так, как будто они «настоящие французы», «настоящие американцы», словом люди особенные, так вот эти родители сталкиваются с психологическим разрывом в отношениях с родными детьми. Отказываясь от своего детства, стараясь забыть его как страшный сон, мы перестаем интересовать своих собственных детей. Они растут холодными или просто равнодушными – такими, какими пытаются казаться их неразумные, немножко зазнавшиеся родители.


Заключение



Итак, прочитав эту книгу, вы теперь знаете, что именно мы скрываем от себя и своих детей, боясь нарушить их и свое спокойствие, не зная, как начать разговор, или не считая нужным вообще искать слова и интонации, чтобы объясниться с ними.

Основные проблемы в общении с детьми остро переживаются в подростковом возрасте, но закладываются в раннем детстве. Дошкольный возраст (5–8 лет) – самый важный для формирования навыков общения. Именно тогда ребенку нужно успеть сообщить важные сведения о жизни . Страх родителя перед своими детьми, неловкость и незнание, как сказать ребенку правду, боязнь потерять свой авторитет, испугать ребенка или, напротив, рассмешить его – самые серьезные препятствия для того, чтобы поговорить с малышом.

Когда детей начинают мучить вопросы любви, предательства, когда в них просыпаются сексуальные фантазии или они начинают общаться на улице с подозрительными сверстниками, разговор становится почти невозможным уже из за недоверия, накопившейся между ребенком и родителем.

Эту отечественную практику замалчивания самых важных человеческих проблем нужно менять. За свое счастливое «золотое» детство («вырастет – хлебнет, а сейчас пускай порадуется») дети и расплачиваются мучительной, несчастной, неразделенной и полной недоверия взрослой жизнью. Все самое важное они по прежнему узнают от чужих людей на улице.

Жизнь стала сложней, кажется нам опасней, но не перестает радовать и манить. Нужно ли детям говорить об угрозе терроризма. Как подготовить свое чадо к разводу? Как реагировать на его стеснение перед сверстниками из за старых игрушек? Стоит ли изолировать ребенка от ребят инвалидов или детей из семьи алкоголиков? Нужно ли платить ему за домашнюю работу? А главное, как это сделать? Какими именно словами и формулами пользоваться, чтобы не перегнуть палку?

Беда в том, что многие родители и сами не знают, дана им эта жизнь в наказание или в награду, и искренне надеются, что их детям удастся избежать проблем и неприятностей, с которыми они не справились сами. Скрывать правду от детей – это наша печальная национальная традиция. Сейчас многие родители и воспитатели осознают важность разговора с малышами. Но у них за спиной нет опыта обсуждения самых важных и насущных проблем с их собственными родителями. Очень надеюсь, что этой книгой я помогла вам и вашим детям.


1 Для иллюстрации различных моделей семей используются схемы со следующими обозначениями: М – мать, О – отец, Р – ребенок, в – власть, о – ответственность


1   2   3   4   5   6   7   8   9