|
Программа «Откуда мы родом» Авторская программа «Откуда мы родом» Наша молодость любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.
Сократ, 470-399 гг. до н.э.
Какие знакомые до боли слова! Молодежь во все времена кажется недостойной своих предков, а цивилизация не только выжила, но и достигла огромных успехов в своем развитии. Значит, не пропадает то разумное, доброе, вечное, которое сеем мы в душах молодых поколений. И задача каждого взрослого поколения, и в первую очередь, учителей – прививать детям высокие нравственные ценности, идеалы и принципы; учить их разбираться, что такое хорошо и что такое плохо; учить их любить не только себя, но и всех окружающих; показать, что нет границ для совершенствования личности. В конечном счете, не так важно, кем наши ученики станут во взрослой жизни, а важно – какими людьми они будут.
Из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, долга, милосердия, уважения к старшим поколениям. Уважение к историческому прошлому России – одна из задач краеведения.
Задачи воспитательной программы
«Откуда мы родом»:
1. Расширение представления детей о стране, в которой они живут. Расширение кругозора учащихся по теме: “Мой родной край”;
2. Уважение к историческому прошлому России (в начальном звене знакомство с отдельными эпизодами истории России, ее символами и великими людьми);
3. Воспитание у детей чувство гордости за свою Родину. Привитие любви, интереса к родному краю, малой родине;
4. Дать учащимся первоначальное представление о природе в целом; воспитывать бережное отношение к природе; уважительное отношение к себе, к людям и к тому, что сделано руками человека;
5. Воспитание чувства прекрасного. Развитие эмоции, чувства, речи учащихся. Развитие познавательного интереса, умения наблюдать, анализировать.
Пояснительная записка
Над краеведческим аспектом в образовательном процессе, где более детально и подробно происходило бы знакомство с историей своего села, района я работаю около 8-ми лет. За это время продумала алгоритм внедрения регионального компонента в учебно-воспитательный процесс. Разработала сначала воспитательную концепцию, потом, основываясь на ней, начала преобразовывать, дополнять и внедрять НРК как часть учебного материала, часть урока и как отдельные уроки, викторины, факультативы. Так родилась моя программа «Откуда мы родом». Она представлена тремя направлениями:
1. Историко-краеведческое - рассматриваемые темы:
«Историко-геологическое прошлое Урала»;
«История родного села» (экскурсии по историческим памятникам, знакомство с историей села на базе краеведческого музея);
Цикл мероприятий «Героические страницы прошлого» (казачество, герои ВОВ, герои наших дней); сбор материала для альбома-альманаха «Их имена вошли в историю страны»;
«Люди, прославившие наш район, село» (по страницам районной газеты и других изданий);
«Годы войны для односельчан» (встречи с ветеранами и т.д.);
Самая близкая и понятная для детей тема «Моя семья», «Родословная», где поистине чувствуется единство работы детей, учителя и родителей. Учащимся начальных классов под силу составить генеалогическое древо своей семьи, написать сочинение на тему «Моя мама», «Папа - мастер на все руки», «Семейные традиции, праздники, реликвии», «Профессии в моей семье, династии», “О чем рассказала фотография из семейного альбома”, «История семьи в истории Великой Отечественной войны».
2. Литературное краеведение:
знакомство со сказками и легендами уральцев, уроки в театре, литературные марафоны, ринги;
встречи со знаменитыми поэтами села, знакомство с творчеством местных лириков “Жизнь, творчество и судьба поэта», «Поэтический клуб «Родник», “Краски и звуки слова в творчестве ”;
уроки-фестивали детского творчества, конкурсы «Первые пробы пера», под моим руководством идет сбор материала по теме “Поэтическая детская страничка”. Итогом работы поэтического клуба нашего класса, возглавляемого местной поэтессой Кизиловой Н.П., станут детские работы, которые, надеемся, примут участие в конкурсе «Серебряное перышко».
3. Природо-географическое краеведение:
поездки, экскурсии «Достопримечательности родного села», «Памятники природы района»; фото - выставка «Уголок, что сердцу дорог»;
занятия в «Школе юных экологов», музейные и библиотечные уроки по темам «Природа родного края»;
“Коренные жители области”, “Население села”, обзор традиций, обычаев и образа жизни, праздники «Масленица», «Пасха» и т. д.
«Знакомство с народными промыслами» (встречи с односельчанами-мастерами своего дела)
К концу обучения по программе «Откуда мы родом»
учащийся должен знать:
историко-краеведческое направление
основные даты и имена в истории развития села, района;
археологические памятники;
историю своей семьи;
знаменитых людей (спорта, здравоохранения, искусства)
природо-географическое краеведение
символику страны, области, района, села, школы;
основные природоведческие аспекты;
природные памятники и достопримечательности села, района;
Традиции и обычаи населения;
Народные промыслы.
литературное краеведение
легенды и сказы о земле уральской;
поэтов и писателей села, района.
|
|
|