|
Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики. Активное внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий повышает качество школьного образования. Я часто использую на уроках информатики проблемный метод обучения и считаю, что он значительно повышает эффективность работы и учеников, и учителя. Предлагаю Вам познакомиться с опытом применения этого метода при изучении темы «Электронные таблицы» базового курса информатики в 9-ом классе.
Проблемная технология - это технология, основанная на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельностью учащихся, состоящей в поиске решения сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, где проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества познания. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения.
Проблемной ситуацией в данном случае являются житейские ситуации, которые поставлены перед классом: как подсчитать затраты государства на обучение одного учащегося за год, как подсчитать затраты родителей на обучение ребенка в школе за год, бюджет семьи, расчет суммы вклада в банке.
Задачи такого плана требуют значительного времени для решения. Но они вырабатывают у учащихся системный подход к разработке, умение увидеть проблемы, решаемые задачей, умение перейти от проблемной постановки задачи к математической с последующей алгоритмизацией, умение проанализировать полученные результаты с точки зрения решения обозначенных проблем. Они выводят учащихся к цели, поставленной учителем перед изучением темы, формируют навыки работы с электронными таблицами.
Перед тем, как решать проблему и усваивать знания по электронным таблицам (ЭТ), учащимся было предложена следующая организационная форма работы:
а) объединение в 2 группы по принципу личной симпатии;
б) самостоятельное распределение работы.
На уроках учащимся предлагались различные формы как групповой, так и индивидуальной деятельности.
Структура проведения первых 4 уроков (пункты I – V)
I. Постановка цели и мотивация.
II. Закрепление опорных знаний:
а) работа в группах, где учащиеся помогают друг другу, показывая и объясняя материал, забытый или недопонятый на предыдущем уроке, работа с вопросниками, составленными дома;
б) работа с творческим заданием.
III. Новые знания.
1 урок.
Знакомство с электронными таблицами.
Типовые задачи по ЭТ.
Создание рабочих листов (таблиц).
Редактирование рабочих листов (таблиц).
Форматирование рабочих листов (таблиц).
Сохранение информации в виде файла на жестком диске и загрузка файла в оперативную память.
2 урок.
Использование формул и функций.
3 урок.
Использование абсолютных и комбинированных ссылок в формулах.
4 урок.
Построение диаграмм.
IV. Рефлексия знаний.
Учащиеся заполняют таблицы знаний для определения рефлексии.
V. Домашнее задание.
Большая роль отводится домашнему заданию, где самостоятельной работе учащихся придается важное значение.
Домашнее задание состоит обычно из трех частей, в каждой из которых перед учениками ставятся проблемы.
1) Задание для группы.
Какие следующие задачи будем решать и как?
(На это задание дается время в конце урока, чтобы создать условия для совместной работы учеников).
2) Личное задание каждому ученику.
Анализ пройденного материала в любой форме (опорная схема, вопросы, конспектирование). Работа по учебнику, т.е. создание вопросника, в который учащиеся записывают вопросы, которые надо задать по знаниям, не понятым или забытым с урока.
3) Индивидуальное или групповое творческое задание.
1 урок.
Каждой группе нужно сочинить литературное произведение по ЭТ в любом жанре, но так, чтобы в содержании были неточности, которые и должна будет найти другая группа.
2 урок.
Придумать тесты по ЭТ для каждой группы.
3 урок.
Придумать кроссворд по ЭТ для каждой группы.
4 урок.
Каждому ученику придумать задачу для решения в ЭТ по теме «Различные предметные области применения ЭТ».
К 5 заключительному уроку ученики подошли со знанием по ЭТ, которые надо проверить в виде самостоятельной работы, и отдельно решенными задачами по поставленной проблеме, результаты которых надо объединить с помощью локальной сети, что выведет учащихся к ответу на решение поставленной проблемы.
5 урок.
Тема: практическая работа с локальной сетью, самостоятельная работа по ЭТ, вывод на печать в ЭТ.
Самостоятельная работа.
Ход урока.
1. Закрепление опорных знаний.
Закрепление знаний начинается с работы групп, где учащиеся коллективно отвечают на вопросы, предложенные учащимися другой группы по формуле «ДА И НЕТ ГОВОРИТЕ». Это задание учит слушать и слышать друг друга.
Примеры вопросов:
1. ЭТ относится к системному программному обеспечению?
2. Можно ли назвать цифры, вносимые в ячейки ЭТ, информацией?
3. Можно ли в одной формуле использовать абсолютную и относительную ссылки?
2. Закрепление и применение знаний, полученных ранее.
Локальная компьютерная сеть. Ее практическое применение.
Учащиеся объединяют данные из задач, решенных разными группами, с помощью локальной сети, суммируют и получают конечный результат, к которому шли, усваивая новые знания, в течение 5 недель.
3. Новые знания: Вывод на печать содержимого рабочего листа ЭТ.
4.Самостоятельная работа.
Учащиеся обмениваются придуманными задачами и решают их в качестве самостоятельной работы.
Учитель оценивает ученика, придумавшего задачу, и ученика, решившего ее.
Такая форма самостоятельной работы:
создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
стимулирует учащихся к творчеству;
раскрывает субъектный опыт учащихся;
дает возможность оценить не только конечный результат, но и процесс деятельности ученика.
5. Выходной контроль.
Ученики практически применяют полученные знания, т.е. выполняют изменение параметров страницы, предварительный просмотр рабочего листа перед печатью, печать рабочего листа и выводят результаты решенных задач на печать. Получают оценки.
6. Обсуждение результатов.
При обсуждении итоговой цифры, которую получили, решая задачи в течение 5 недель очень важно, чтобы учащиеся отметили, что конечный результат – не самое главное, гораздо важнее, что на протяжении всего времени изучения ЭТ у них было сознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей. Взаимная зависимость и контроль. При такой форме работы ими обсуждалась задача, намечались пути ее решения, реализовывались на практике и, наконец, получился совместный результат.
7. Подведение итогов изучения темы.
Подводя итоги изучения темы, можно сказать, что использование технологии проблемного обучения на уроках информатики принесло учителю качественный уровень знаний учеников, а учащимся – радость и чувство удовлетворения.
Решая проблемы, которые ставились перед ними все это время, учащиеся приобретали и отрабатывали навыки алгоритмического и системного подхода к решению задач, ощущая качественно новый, социально значимый уровень компетентности, который достигается в силу того, что проблема, поставленная таким образом, предъявляет более высокий уровень требований к исполнителю работы, ее завершенности, к качеству конечных результатов. |
|
|