Исследовательская работа
по изучению мотивации занятий
физической культурой и спортом у старшеклассников Исследовательская работа по изучению мотивационной структуры занятий физической культурой школьниками проходила на базе двух школ №21 и №28 г. Перми.
Основные задачи исследования:
1) выявить уровень потребности учащихся
2) выявить условия, мешающие положительному отношению к физической культуре
3) дать сравнительный анализ между школами и возрастом учащихся.
Необходимость в проведении исследования исходила из причины снижения интереса к физической культуре. На фоне этого разработка и проведение новых форм занятий, стимулирующих формирование и повышение уровня потребности к физической культуре у школьников, стала очевидной.
Результаты первой задачи были получены в ходе анкетирования учащихся. Вопросы составлены на основе модификации анкеты МСД Е.Н.Калинина, что позволило получить более реальные показатели. Природа потребности в мотивационной структуре определена несколькими важными ее строками, специфика которых соответствует задачам физического воспитания, потребность в достижении, потребность в борьбе, самосовершенствовании, общении и потреблении.
Каждый компонент содержит десять соответствующих вопросов, ответы которых были отработаны и проведены по определенной шкале градации. Показатели результатов указывают на незначительные отличия в уровне потребностей у разного возраста школьников и между школами в целом. Возможно, это объясняется качеством обучения, реализацией основных образовательных задач через базовую часть программного материала, новыми технологиями обучения, традициями школы, а так же направленность школы и спортивная материальная база.
Выявить условия, влияющие на положительное отношение учащихся к учению, можно по созданной анкете, которая наиболее детально определяет основные причины уровня в конкретной школе.
Основные группы вопросов анкеты:
- организация уроков физической культуры
- условия материальной базы
- влияние внутриклимата класса
- влияние и условия дополнительного образования
- особенности деятельности учителя.
Обработка и анализ данных результатов позволили выявить ряд основных условий, формирующих негативное отношение к занятиям.
Из первой группы выделяем 2 важных фактора:
малое количество часов для занятий физической культурой
избирательный интерес к базовой части программного материала.
Основная причина этих условий – огромная умственная нагрузка, вследствие этого дефицит двигательной активности.
Вторая группа вопросов определила главное условие – это малая площадь спортивного зала и отсутствие прилегающих плоскостных, сооружений. Гармоничное развитие всех функциональных систем организма, активный рост мышечной массы, а так же уровень подготовленности к выполнению заданий с высокими физическими нагрузками у старшеклассников требует соответствующие условия материальной базы.
Самый большой процент опрошенных выявили отрицательное условие в группе вопросов о внутреннем климате класса при занятиях физической культурой. Кажущийся дружный коллектив в ограниченных возможностях редко пользуется такими понятиями, как взаимоподдержка, взаимопонимание, сплоченность, общение. Именно этой теме полностью посвящена вторая работа по МСД.
По всем группам вопросов, очевидно, что учащиеся выводят на первый план внешние условия и меньше личностные мотивы и наличие отвлекающих вредных причин. При составлении таблицы субъективных и объективных причин, мешающих положительному учению, можно проследить за их снижением, в зависимости от возраста, как это указано в таблице №3.
Исследовательская работа по выявлению уровня потребности и изучению отрицательных условий наиболее эффективный вариант для дальнейшей работы по формированию и повышению мотивации к занятиям физической культурой.
Постепенно, работая над каждой отдельно взятой группой причин, можно добиться хороших результатов. В период социальной напряженности общества, когда главные мотивы определены заботой о своем будущем, нередко люди забывают об укреплении своего здоровья в силу отсутствия потребности как таковой. Поэтому главной задачей учителя становится формирование устойчивой потребности в занятиях физической культурой у школьников.
Формирование мотивации у учащихся к занятиям физической культурой и спортом.
Учитель физической культуры
МБОУ «СОШ №21»
Дорогин Владимир Анатольевич
Г.Пермь 2011 Содержание
Введение, стр. 5
Проблема мотивации в области физической культуры и спорта, стр. 6 - 9
Цели, задачи, методы и организация исследования мотивации, стр. 10 - 19
Выводы и педагогические рекомендации, стр. 20
Введение Физическое воспитание школьников и занятия спортом – это процесс взаимодействия ученика с одной стороны с учителем, а с другой – факторами: температура, влажность воздуха, шуме, зрительные, слуховые и тактильные раздражители, исходящие от партнеров по команде, противника, зрителя и т. п. Воздействуя на человека эти факторы, заставляют реагировать на них, то есть управлять его поведением, поступками, действием, вызывают изменения его состояния.
Однако ученик не является пассивным объектом этих воздействий. Во – первых, как отмечал С.Л. Рубинштейн, внешние причины воздействуют через внутренние особенности, т.е. побудительные стимулы вызывают те или иные реакции человека не иначе как преобразуемый в мотивы деятельности поступков. Во – вторых, сам ученик с помощью своего сознания, разума, воли управляет своей деятельностью и поведением, являясь не только и не столько объектом, сколько субъектом управления. Самоуправление (саморегуляция), сознательно осуществляемое человеком, - важная особенность спортивной деятельности. “Собственно говоря, - пишет Ильин Е.П., - важнейшая задача физического воспитания как педагогического процесса - научить ученика управлять собой (своими действиями, чувствами, мыслями, поступками)”
Активное отношение к окружающему миру составляет одну из главных особенностей человека. Формы проявления человеческой активности весьма разнообразны. К ним относится широкий спектр действий, поступков и деятельности людей. Общим основанием, объединяющим все виды активного отношения индивидуумов к реальной деятельности, является то, что действия человека (в широком смысле) возникают спонтанно. Это сложный социальный, психологический процесс, имеющий вполне конкретную основу. Формирующим и направляющим началом любой активности выступает ее мотив, являющийся побудителем к действию, поступку, деятельности. От человека слабо мотивированного нельзя ожидать большой отдачи в любом деле.
В поступательном развитии физической культуры и спорта большую роль играет феномен мотивации. Мотивация является не только стержневой характеристикой личности, не только ведет его к поставленной цели, но и влияет на характер всех процессов спортивной деятельности (реакция на нагрузку, восстановления, усвоения нового, воля и многое другое). Важной особенностью мотивации является ее прямое влияние на спортивные результаты. Весомое значение имеет и то, что не знаю особенности мотивации конкретной личности практически невозможно подготовить его к достижению результата.
Еще в конце прошлого века исследователями было замечено, что спешность деятельности во многом определяется характером побуждения к ней, т.е. тем, что толкает человека к совершению того или иного действия. С тех пор особое состояние человека, заставляющего его действовать в определенном плане или бездействовать, стали называть мотивом.
1. Проблема мотивации в области физической культуры и спорта По Е.П. Ильину мотив – это осознанная причина активности человека, направленная на достижение цели. Мотив – сложное психологическое образование, которое начинает формироваться под влиянием возникающей у человека потребности. Потребность – это нужда в чем – то, которая проявляется в состоянии напряжении психики и отражается в сознании человека в виде желаний, склонности, влечений. Правда, у человека могут быть и слабо осознаваемые побуждения, вызывающие те или иные поступки. С развитием человека все большую роль должны приобретать духовные и социальные потребности. Биологические и материальные потребности при этом, конечно, не исчезают, однако они не должны играть доминирующие роль, определяющую смысл существования человека (человек должен питаться, чтобы жить, а не жить, чтобы питаться).
У каждого школьника существуют определенная иерархия потребностей: одни из них занимают ведущее место, другие играют второстепенную роль. Учителю важно знать, какие потребности являются у школьника ведущими.
Появление потребностей влечет за собой целую цепь событий, сопровождающихся внутренне психической и внешней моторной активностью человека, стремящегося избавиться от возникающего у него внутреннего напряжения, ведущего к беспокойству, тревожности, неудовольствию, а порой и к страданию. Вследствие этого у него возникает побуждение к поиску выхода из создавшейся ситуации. Он начинает проявлять психическую (интеллектуальную) активность, мысленно решая, каким путем, и с помощью какого средства он может удовлетворить возникшую потребность. Это приводит к появлению цели, пока идеальной, существующей в представлении человека, но уже направляющей его активность по определенному пути.
Между потребностями и целями нет однозначности. Это значит, что одна и та же потребность может быть удовлетворена достижением различных целей. Например, школьник, желающий самоутвердиться, будет выбирать для этого различные цели: высокий показатель в беге, преодоление страха в опорном прыжке через коня и т.д. С другой стороны, одна и та же цель может удовлетворить разные потребности. Например, школьник старается хорошо учиться для того, чтобы иметь обширные и прочные знания, умения выполнять на высоком уровне двигательные действия или же для того, чтобы выделиться среди своих товарищей или перед учителем.
В мотиве содержится понимание того, из-за чего и для чего человек должен проявлять внешнюю активность. Понимание «из-за чего» связано с потребностью, а понимание «для чего» связано с целью.
Для адекватных педагогических воздействий очень важно дойти до истинной причины того или иного поступка школьника. Часто при объяснении своего поступка школьник называет только цель, а не причину, побудившую его достичь эту цель. И это не намеренное прикрытие им истинной причины большей частью происходит из-за того, что обуславливая направленность активности человека, она выступает для него в качестве действенной причины совершенного поступка. В действительности причина поступка лежит глубже и связана с потребностью школьника. Маскировке потребности способствует и то, что часто цель бывает, обусловлена несколькими потребностями сразу, если они создают побуждение в одном и том же направлении.
Мотивы занятий физической культуры условно делятся на общие и конкретные, что впрочем, не исключает их существования. К первым можно отнести желание школьника заниматься физической культурой вообще, чем конкретно ему безразлично. Ко вторым можно отнести желание школьника заниматься любимым видом спорта, определенными упражнениями.
Мотивы посещения уроков физической культуры у школьников тоже разные: одни, кто довольны уроками, ходят ради своего физического развития и укрепления здоровья, а другие, кто не удовлетворены уроками, ходят на уроки ради отметки и чтобы избежать неприятностей из-за прогулов.
Мотивы занятий физической культурой могут быть связаны с процессом деятельности и с ее результатом. В первом случае школьник удовлетворяет свою потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, жажда острых ощущений, радость победы и т.д.). Во втором случае он может стремиться к получению следующих результатов:
1. Самосовершенствование (развитие физических и психических качеств, укрепления здоровья, улучшение телосложения и т.д.)
2. Самовыражение и самоутверждение (быть не хуже других, стать лучшим в чем-то и т.д.)
3. Подготовка себя к труду и будущей жизни.
4. Удовлетворение духовных потребностей (через общение с товарищами, через чувство принадлежности к классу, коллективу и т.д.)
Каждый из перечисленных мотивов имеет для данной личности большую или меньшую действенность в связи с его ценностными ориентациями. Однако некоторые мотивы являются ведущими для большинства занимающихся. Среди них удовольствие, получаемое от процесса занятия физической культурой, стремление к здоровью и физическому развитию, к общению, к самоактуализации, к развитию волевых качеств.
Формирование мотивов находится под воздействием внешних и внутренних факторов. В качестве первых выступают условия, в которых оказывается человек. В качестве вторых выступают желания, влечения, интересы, убеждения, являющиеся потребностями личности.
Желания – это переживания, для которых характерна большая или меньшая осознанность того, к чему стремится человек. Этим они и отличается от влечений, тесно связанных с элементарными чувствами, удовольствием и малоосознанной активностью в направлении источника приятного.
Интересы представляют собой положительные эмоционально – окрашенные стремления человека к познанию чего-либо. Причем удовлетворение интересов (в отличие от любопытства) не приводит к его исчезновению, а наоборот, интерес может укрепиться, развиваться, становиться более глубоким и разносторонним. Интерес поэтому и является постоянным катализатором энергии человека: он либо облегчает выполнения деятельности (когда человеку интересно, то и не надо заставлять себя напрягаться), либо наоборот, стимулирует волевое умение человека, помогает проявлять терпение, упорство, настойчивость, поддерживает целеустремленность.
Интересы характеризуются направленностью (материально-общественной, познавательной, спортивной и т.д.) и изобразительностью отношения к чему-либо. Первоначально интерес может возникать стихийно и неосознанно в виде влечения и склонности.
Мотивационная сфера личности школьника характеризуется трудностью выбираемых им целей. Трудность цели (задач), которые ставит перед собой человек, определяет уровень его притязания: чем труднее цель, тем выше уровень его притязаний.
Уровень притязаний определяется ситуацией, но он может характеризовать и постоянную тенденцию человека выбирать для себя высокие или заниженные цели. Например, школьник, убедившийся, что выполнить один из нормативов оказалось несложно, как он думал, приведет к снижению уровня притязания, замене прежней цели на более легко достижимую. Во втором случае уровень притязаний выступает как черта личности, оказывающая существенное влияние на поведение человека и его взаимоотношение с окружающими. Встречаются дети с адекватными, завышенными и заниженными уровнями притязаний. В первом случае ученик выбирает себе цель, соответствующую его возможностям. Во втором случае выбираемая цель явно превосходит его возможности. Однако он этого не понимает и в случае неудачи ищет причины не в самом себе, а в окружающих, в стечении обстоятельств. Справедливую оценку своих возможностей он считает не объективной, видит в ней недружественное отношение к себе. Это приводит к конфликтам и нежеланию работать над собой. В третьем случае выбираемые учеником цели явно ниже его возможностей. Такие субъекты не уверены в себе и, выбирая цель, перестраховаться, чтобы избежать неудачи и не потерять высокую оценку со стороны окружающих за не достигнутый успех.
Воспитанию положительной мотивации ученика способствует общая атмосфера в школе, классе; вовлечение ученика в различные виды деятельности; отношение сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнении задания, а советами, наталкивающими самого ученика на принятие правильного решения; привлечение учеников в процесс занятий и формирование адекватной оценки своей деятельности.
Кроме того, формированию мотивации способствуют интересные упражнения, новые формы и средства занятий, необычные методы преподавания, эмоциональная и грамотная речь учителя, познавательные игры, моменты борьбы, умелое применение учителем поощрения и наказания.
Используя разнообразные приемы формирования мотивации, учителю важно помнить, что внешние, даже благоприятные условия оказывают влияния на мотивацию не непосредственно, а только в преломлении через внутреннее отношение к ним самого ученика. Поэтому необходимо предусмотреть систему мер (ситуации, задания, упражнения), внутренней позиции ученика, его открытого, активного, устойчивого и осознанного отношения к воздействиям учителя.
Работа учителя, прямонаправленная на упрочение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействия: 1. Актуализация уже сложившихся у школьника ранее позитивных мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддерживать.
2. Создание условий для появления новых мотивационных установок (осознанности, уступчивости и т.д.)
3. Коррекция дефектных мотивационных установок, изменение внутреннего отношения ребенка к уровню своих возможностей, к перспективе его развития.
Для мотивации школьника более важной, чем отметка учителя, оказывается скрытая в отметке информация о его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания. Если учитель действительно своей оценкой мобилизует приложение учеником новых усилий (а не просто слепо верит в силы ученика), это вызывает возрастание активности и внутреннюю мотивацию ученика. Другим правилом выставления отметки учителем для поощрения мотивации является такой прием, когда он сравнивает успехи ученика не с успехами других учеников, не его результат с нормативом, а с его прежним результатом. При этом слабые ученики испытывают чувство успеха, а сильные будут сталкиваться с необходимым для них чувством переживания. Таким образом, похвала и оценка учителя тогда будут стимулировать положительные эмоции, если они будут учитывать реальный вклад ученика в работу, психологическую цену этой работы для данного ученика.
Таким образом, программа изучения и формирования мотивации включает в себя несколько блоков: работа с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью школьника. Внутри каждого блока проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляция новых мотивов и появления у них новых мотивов.
2. Цели, задачи, методы и организация исследования мотивации.
Цели исследования: изучение мотивации занятий у подростков физической культурой и спортом. Задачи:
Выявить у учащихся природу потребностей и ее уровень.
Выявить условия, мешающие положительному отношению к урокам физической культуры.
Дать сравнительный анализ между возрастом учащихся и школой.
Напомним, что необходимость в проведении этого исследования исходило из некоторого снижения интереса у учащихся старшего звена к занятиям физической культурой и спортом. Также важно знать каждому учителю внутреннее отношение учащегося к занятиям, условиям, в которых он занимается, степень отдачи при выполнении задания и его отношение к учителю. Безусловно, это непростая работа. В некоторых случаях ученики дают ответ, скрывающий в себе не только отношение к отдельному блоку, но и стоящийся к общей теме потребности. Поэтому, учителю важно донести до каждого испытуемого суть вопроса.
Исследования по изучению мотивации происходило при помощи двух анкет. Первая содержала вопросы, раскрывающие уровень потребности, сравнительную характеристику отдельного возраста, отдельных школ. Вторая анкета выявляла степень отношения учеников к объективным и субъективным условиям, влияющих на положительное учение.
За основу первой анкеты, с дальнейшей ее модификацией, была взята анкета МСД Е.Н.Калинина. Учащимся предлагалось ответить на 50 вопросов, которые были разделены по определенной природе потребностей. Вопросы – 1,2,11,12,21,22,31,41,42 относились к группе «Потребности в достижении цели».
Вопросы – 3,4,13,14,23,24,33,34,43,44 относятся к группе «Потребности в борьбе». Вопросы – 5,6,15,16,25,26,35,36,45,46 относятся к группе «Потребности в самосовершенствовании». Вопросы – 7,8,17,18,27,28,37,38,47,48 относятся к группе «Потребность в общении и работе в команде». Вопросы – 9,10,19,20,29,30,40,49,50 относятся к группе «Потребность в потреблении и в принадлежности».
Модифицированная анкета «Мотивации спортивной деятельности»
Желание достичь высокого уровня физической подготовленности.
Чувство удовлетворения в достижении поставленной цели.
Спортивная злость.
Жажда открытых ощущений.
Стремление выработать сильный характер.
Желание познать сущность учебного процесса.
Желание общаться, делиться мыслями, высказывать личное мнение.
Чувство принадлежности к команде, классу.
Приятное удовлетворение при получении хорошей оценки.
Чувство самоуважения при получении заслуженного поощрения.
Стремление до конца довести начатую работу.
Приятное удовлетворение, что время не проходит зря.
Чувство спортивного азарта
Чувство сильного, эмоционально-волевого напряжения, предельной мобилизации физических и духовных сил.
Стремление понять условия роста своих результатов.
Желание научиться максимально, использовать свои возможности.
Желание заслужить одобрение со стороны друзей, близких.
Чувство уважения к кому- либо из команды, класса.
Необходимость чаще использовать разнообразный спортивный инвентарь на занятиях.
Необходимость в собственной спортивной форме, эмблем команды.
Увлеченность, захваченность работой.
Надежда на достижение результата.
Чувство удовлетворения от преодоления трудностей.
Стремление завоевать признания.
стремление преодолеть противоречие в собственных суждениях, привести их в систему.
Желание разрешить свои трудности при достижении цели.
Чувство беспокойства за невыполненную работу.
Забота о ком- либо из команды.
Желание продемонстрировать достижения своей команды.
Желание получить существенную награду за свои спортивные успехи.
Надежда на достижение спортивных результатов.
Приятная усталость, удовлетворения от выполненной физической нагрузки.
Чувство самолюбия и желание взять реванш.
Чувство превосходства.
Радость овладения новыми движениями и приемами.
Стремление к гармоничности, слаженности движений.
Чувство признательности и благодарности
Чувство симпатии, расположенности к кому-либо.
Желание сохранять на память свою спортивную экипировку.
Приятное воспоминание своих спортивных результатов, достижениях.
Радость в достижении успеха
Желание получить похвалу.
Чувство гордости при достижении высоких результатов.
Чувство удовлетворения адекватной оценкой тебя, твоими партнерами по команде.
Чувство удовлетворения ростом своих физических способностей.
Приятное удовлетворение при выдержке высокой физической нагрузке.
Сопереживание удачи, радости партнера по команде.
Желание приносить радость другому.
Повышается настроение, когда экипировка соответствует занятию.
Повышение интереса к соревнованию, на котором разыгрываются ценные призы.
Учащимся было предоставлено четыре варианта ответа на вопросы, которые начинаются словами «как часто»…
а – очень часто
б – часто
в – иногда
г – редко
Определение уровня потребности в каждом блоке велось по деятельности шкале, где:
- от 9 до 19 – очень высокий показатель
- от 7 до 8 – высокий показатель
- от 5 до 6 – средний уровень
- от 3 до 4 – низкий уровень
- от 1 до 3 – очень низкий уровень.
Результаты получения данных обрабатывались по следующим формулам;
- Х = Е*100/ А
- Е = а+б+в+г
- А = Е*4*10 (Е – количество учащихся)
При проведении тестирования учителю важно учитывать степень готовности учащихся быть предельно объективными при выборе варианта ответа. Ученики одного класса могут воспринимать опрос более ответственно, чем класс с менее позитивным настроем, а такие обязательно есть в каждой параллели. Вопросы психологии всегда поднимают отношение внутреннего мира человека к окружающей действительности и наоборот. Влияние внешней среды на ученика достаточно велико, а значит, результаты теста могут вызвать в некотором смысле сомнения. Во избежание недостоверных и необъективных данных следует соблюдать основные правила при проведении анкетирования:
Не анкетировать учеников в конце занятия. Ответы могут быть основаны на отдельно взятом (последнем) уроке, т.к. эмоции, впечатления и нагрузки последнего всегда превалируют над общим понятием «физическая культура». Усталость или повышенное настроение могут повлиять на умственную работу при ответах и дать искаженное понимание сущности, глубины вопроса.
Не проводить тестирование в тот день, когда писали контрольную работу по другим предметам.
Слабо мотивированные ученики для прохождения теста также могут дать искаженные результаты.
4. В каждом классе, учитывая степень вовлеченности в совместную с учителем деятельность, следует варьировать и изменять суть его.
5. При тестировании должно присутствовать максимальное количество учащихся.
6. Даже ясный и солнечный день может повлиять на позитивное отношение к работе.
Безусловно, не стоит ожидать от всех учеников правдивых решений. Кто-то является спортсменом в определенном виде спорта, и ему все равно, чем заняться, с кем и когда, кто-то воспринимает физическую культуру как должное, и такие могут просто списать, некоторым свойственна лесть и завышение своих потребностей, но в любом случае это будет основной для работы учителя в становлении мотивации к занятиям.
Полученные результаты по определению уровня мотивации занесем в таблицу для более ясного представления о природе потребностей учащихся. Таблица 1.Уровень мотивации учащихся школы №21.
классы
| П.Д
| П.Б
| П.С
| П.О
| П.П.
| ср. балл
| 9Б
| 6.9
| 6.4
| 6.2
| 6.2
| 6.5
| 6.4
| 9В
| 6.8
| 6.4
| 7.3
| 6.7
| 7.2
| 6.9
| 10А
| 7.3
| 7.2
| 7.3
| 6.2
| 7.5
| 7.1
| 10Б
| 6.2
| 6.4
| 6.3
| 6.2
| 6.1
| 6.2
| 11А
| 7.1
| 7.1
| 6.1
| 6.4
| 6.9
| 6.7
| 11Б
| 6.5
| 6.3
| 6.3
| 6.0
| 5.9
| 6.2
| ср. балл
| 6.8
| 6.6
| 6.5
| 6.2
| 6.6
| 6.5
|
Из таблицы мы видим, что средний балл составляет 6,5, что соответствует по шкале градации – «среднего уровня». Самый низкий показатель выпал на потребность в общении. Вероятно, это результат неумения учеников выполнять задание в составе команды, отсутствия поддержки партнера, боязнь показаться смешным при выполнении упражнения, в игре, на фоне этого возникает внутренний дискомфорт и нежелание заниматься физической культурой.
Для школы со статусом гимназия, где основное направление – естественно-математические предметы, средний балл 6,5 является в принципе неплохим показателем.
Посмотрим на результаты опроса общеобразовательной школы №28 и рассмотрим ряд возможных отличии в природе потребностей. Таблица 2.Уровень мотивации учащихся школы №28
классы
| П.Д.
| П.Б.
| П.С.
| П.О.
| П.П.
| ср. балл
| 9Б
| 7.7
| 6.7
| 7.8
| 7.7
| 7.8
| 7.5
| 9В
| 6.7
| 6.3
| 6.7
| 6.6
| 7.1
| 6.7
| 10А
| 6.8
| 6.8
| 6.7
| 5.9
| 6.2
| 6.5
| 10Б
| 7.1
| 6.9
| 6.1
| 6.4
| 7.2
| 6.7
| 11А
| 7.5
| 7.3
| 6.7
| 7.0
| 7.0
| 7.1
| 11Б
| 7.7
| 6.9
| 7.4
| 6.7
| 7.9
| 7.3
| ср. балл
| 7.2
| 6.8
| 6.9
| 6.7
| 7.2
| 6.9
|
Представленная таблица свидетельствует о существенном различии в показателях уровня. Во – первых, средний балл соответствует «высокому уровню потребности». Во – вторых, результаты в отдельных классах приближаются к более высокому показателю – 7.8,7.9.
В той и другой школе, безусловно, уделяют огромное внимание предмету физическая культура. Учитель физической культуры, планируя учебный план, тщательно прорабатывает каждый пункт, в соответствии с программным материалом и возможностью учащихся. Полученные баллы могут являться основной для дальнейшего формирования мотивации.
Работая над исследованием, важно знать реальное отношение ученика к условиям, в которых он занимается. Именно мнения ученика являются стержнем для его положительного отношения к учению, интересам, желаниям и совершенствованию.
К таким условиям можно отнести:
- организация урока
- особенности деятельности учителя
- условия материальной базы
- внутриклассный климат
- влияния и условия дополнительного образования
- ряд субъективных условий.
Вторую анкету учитель составляет лично, основываясь на этих блоках, особенностью своей школы, образовательной направленностью и степенью готовности учащихся. Полученные данные оформляются диаграммами.
Диаграмма 1.Влияние условий организации урока на отношение к учению
школы №21.
Физическая нагрузка
Малая – 5% высокая – 7%
|
12%
| Длительность перехода к местам занятий:
- Легкая атлетика
- Лыжная подготовка
|
13%
| Интерес к содержанию, теме, видам спорта
| 32,00%
| Мало времени на физическую культуру:
количество уроков – 20% игровых уроков – 23%
|
43%
|
Интерпретируя диаграмму, мы видим, что большая часть опрошенных учащихся указывают на недостаток общего времени для занятий физической культурой. Количество уроков не соответствует их стремлению в овладении определенными видами. Показатель «мало играем» говорит о дефиците двигательной активности и повышенной умственной нагрузке.
Второе место по количеству указаний занимает интерес к содержанию (теме) и соответственно к процессу обучения. Большинство учащихся в старших классах в достаточной мере имеют представления о своих возможностях и способностях в определенном виде спорта. Приходя на урок, где тема не соответствует их желаниям, возможно, будут являться пассивными исполнителями.
Проводя опрос по значимым выдам спорта, изучаемых на уроках, мы получили следующие результаты. Диаграмма 2. Выбор видов спорта.
| На первое место:
- 68% учащихся поставили баскетбол
- 10% учащихся поставили волейбол
- 11% учащихся поставили гимнастику
- 11% учащихся поставили легкую атлетику
На пятое место:
- 80% учащихся поставили лыжную подготовку
- 20% учащихся поставили гимнастику
Эта статистика определяет, в первую очередь, влияние материальной базы, место проведения, отрицательное отношение к занятиям вообще. Конечно, не стоит вычеркивать виды, поставленные учениками на последнее место из программного материала. Стоит тщательно и последовательно разобраться в мотивах, интересах, которые формируют отношение к определенным темам. Дополнить разнообразие средств обучения, модернизировать технологию, ставить соответствующие уровню развития учащихся – это и есть учебные цели и задачи. В некоторой степени изменить свой стиль преподавания возможно. Есть отрицательные стороны личностных, профессиональных и общечеловеческих качеств, которые, являясь внешним условием, имеют огромное влияние на формирование мотивации учащихся. Удельный вес каждой их этих особенностей отражен в диаграмме №2. Диаграмма №3. Особенности деятельности учителя.
34,00%
|
| бывает
излишне
суров
| 19,30%
| сложно
объясняет
|
| 13.20%
| излишняя
требовательность
| 12,70%
| недооценивает
| 12,00%
| предвзятое
отношение
| 8,10%
|
0,70%
| требовательность
| излишний
демократизм
| Безусловно, учитель не является идеальным человеком, если таковые вообще есть. Чем больше учеников в классе, тем больше к нему требований предъявляется. Тем не менее, на некоторые аспекты своей профессиональной деятельности следует обратить внимание. Например, 30% учащихся указали на излишнюю строгость. Процент не очень большой, но своим наличием, конечно, влияет на негативное отношение к учению, что сказывается на формировании мотивации. Основой в работе для изменения этого аспекта (в лучшую сторону) следует считать методику проведения занятий. Главным образом, учитывать возможности, подготовленность учащихся, вовлеченность их в процесс обучения, предоставлять возможность самим ставить ближайшие цели, участвовать в оценке себя и анализировать умения других.
Уровень притязаний каждого ученика пропорционален его запросам к участию в той или иной деятельности.
Одному достаточно одного мяча, площадку 8х8 метров и человека со свистком. Другому для реализации своих потребностей необходим ряд вспомогающих (основных) средств, разнообразие спортивного инвентаря и оборудования и, как минимум, стандартную площадку для занятий.
Реальную потребность в оснащении спортивной базы проследим в диаграмме №3.
Диаграмма №4. Условия материальной базы.
48,90%
|
| Малая площадь
спортзала
| 31,10%
|
| недостаточное
количество
мячей
| 15,00%
|
| недостаточное
количество
гимнастических
снарядов
| 5,00%
|
| соотношение
количества
занимающихся с
площадью зала и
задачами урока
|
|
|
Выявленный процент отношений учащихся к этой стороне условий обучения, бесспорно, снижает моторную плотность урока, уменьшает вероятность проведения интересных, разнообразных типов занятий, что, конечно, отрицательно сказывается на желания, интересы и мотивацию учащихся.
Мы знаем, что в старшем звене у ребят идет активный рост костной системы и мышечной массы, гармонично развиваются все функциональные системы, уровень подготовленности соответствует высоким физическим нагрузкам. Это, конечно, требует определенных условий материальной базы. А в обществе с высоким технологическим прогрессом можно себе позволить многое, было бы желание учителей и средства. В любом случае – «под лежачий камень вода не течет».
В первой анкете определился самый низкий показатель потребности – «потребность в общении».
На уроке физической культуры, особенно в игровых видах, ученику приходится работать, общаться, взаимодействовать с партнером в группе и команде. В классе с негативным внутренним климатом, занятия всегда будут сопровождаться с внутренним дискомфортом, напряженностью, а порой озлобленностью и обидами.
Показатели учащихся в этом блоке, являются доминирующими по отношению к другим блокам потребностей (потребность в борьбе, достижение целей, самосовершенствование и т.д.)
- «НЕ ВАЖНО, ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ, НЕ ВАЖНО, С КЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ, ВАЖНО, КАК ТЫ ЭТО ДЕЛАЕШЬ» - это должно быть аксиомой для каждого. Это должны мы, учителя, воспитывать в каждом человеке.
В следующей диаграмме мы рассмотрим влияние внутреннего климата на мотивацию спортивной деятельности, влияние умений и навыков на желание заниматься в группе. Диаграмма №5. Внутренний климат учащихся.
64,60%
|
| Техническая сторона умений, навыков учащихся
|
25,4%
| Плохо овладевает 45%
| Быстро овладевает 19,6%
| Отсутствие друзей
| 10,00%
| Видимость в нем соперника
|
Определяем уровень субъективных причин, который в той или иной степени влияет на отношение к уроку. Большому количеству учащихся не всегда нравится работать с партнером в паре или команде, это отмечает 64%.Выделим основные причины отсутствия интереса при работе с учеником, у которого уровень способности ниже – 45%; возникающий дискомфорт при игре с сильным (технические, тактические, физические качества) игроком – 19,6%. Если мотивом положительного отношения к урокам могут служить игровые виды, командные задания, то эти же мотивы могут носить отрицательный характер по отношению к предмету или виду программного материала.
Таким образом, стоит внимательно задуматься над группой этих субъективных причин, которые порой скрыты от глаз преподавателя. На первый взгляд класс может показаться вполне дружным и сплоченным, но, проведя анкетирование, можно увидеть, что уровень потребности этого блока невысокий.
У современного школьника, конечно много проблем и занятий во внеурочное время. Для создания более ясной и полной картины определим ряд объективных (личностных) причин. Имеют ли место в режиме дня школьника занятия дополнительным спортом, действительно ли потребности существуют и нуждаются в постоянной их реализации.
Диаграмма №6. Объективные (личностные) причины.
20,70%
|
| Отсутствие времени
| 24,70%
| домашнее
задания 7,9%
| на
друзей 6,7%
| подготовка
В ВУЗ 9,1%
| лень
| 19,10%
| Плохое
настроение
| 14,20%
|
|
7,50%
| нет
формы
| 13,80%
| нет
возможности
| удовлетворенность
в той форме
физического развития, в которой
находятся
|
Среди внутренних условий решающим фактором, усиливающим отрицательное отношение, ученики считают лень – 27%. Часто настроение берет верх, следовательно, потребность еще неустойчивая, школьник еще не может подчинить свое состояние (метод внушения, самоконтроля, целеустановок) на занятия – 19,1%. Незначительная часть учеников отметила отсутствие возможностей – 13,8%. Это наводит на размышление о том, способен ли он найти время, место и правильно организовать свой режим дня.
Таким образом, основными причинами отрицательного отношения (несостоятельность реализации) своих двигательных потребностей учащиеся считают отсутствие времени, спортивной формы, а обстоятельства, усиливающие это явление, - лень, плохое настроение, неумение найти возможность и ложная удовлетворенность в своей физической форме.
По всем группам причин видно, что учащиеся ставят больший процент на внешние условия (материальная база, особенности ученика, организация уроков) и меньший на личностные мотивы, наличие отвлекающих негативных аспектов (лень, нежелание, безволие). Это тем более важно, потому что данные мотивы могут вытеснять нежелательные и не признаваемые личностью.
По части этого блока исследования можно определит основные педагогические рекомендации:
Активизировать интерес учащихся на уроках физической культуры и вне школы.
Анализировать (постоянно) и устранять отрицательные особенности преподавания.
Улучшать и модернизировать материальную базу
Активизировать и увеличить возможность дополнительных (разнообразных) форм занятий физической культурой.
Актуализировать мотивацию к занятиям спортом.
Акцентировать внимание учащихся на значимости самосовершенствования физических и волевых качеств и их необходимость в будущей профессиональной деятельности.
Выводы и
педагогические рекомендации. Исследования мотивации у учащихся старшего школьного возраста дали четкое представление и ответы на вопросы, которые мы ставили в задачах.
Результаты по определению уровня потребностей учащихся школы №21 оказались на уровне среднего балла, а в сравнении с общеобразовательной средней школой №28 уровень первой ниже на 1 балл.
Основными причинами показателя среднего балла явились отрицательное воздействие на мотивацию занятий и условия положительного отношения к учению. Из них доминирующее влияние имеет скудность материальной базы; неудовлетворение интересов учащихся и время, отведенное на предмет физической культуры, отрицательные стороны учителя, и, как подогревающие эти условия, лень учащихся, нежелание самосовершенствоваться, также домашние задания других предметов и подготовка в ВУЗы.
Педагогические рекомендации:
Активизировать интерес учащихся на уроках физической культуры.
Анализировать и устранять отрицательные особенности преподавания учителей физической культуры.
Улучшать материальную базу.
Активизировать и увеличивать возможность дополнительных занятий с учащимися старшего школьного возраста.
Актуализировать мотивацию занятий физической культурой и спортом.
Акцентировать внимание учащихся на значимости самосовершенствования физических и волевых качеств и их необходимости в будущей профессиональной деятельности.
|