|
«Профессиональная готовность учителя к использованию современных педагогических технологий» Эссе по теме:
«Профессиональная готовность учителя к использованию современных педагогических технологий»
Автор:
учитель математики МБОУ «Школа №64»
Михеева Н.Е.
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примеров для ученика является сам учитель.
А. Дистервег Как стремительно бежит время. Человечество живет в непрерывно меняющемся мире. Конец ХХ – начало XXI века – период глобальных изменений в развитии научно-технического прогресса. Человечество не всегда успевает шагать в ногу с научными достижениями. Вчерашнее изобретение компьютерной техники сегодня уже никого не удивляет. Более того, уже более десятка лет находятся на свалке те компьютеры, которые были чудом ХХ столетия. Сегодня многие школы, учебные заведения, научно-исследовательские институты оснащены такой техникой и имеют такие возможности, о которых прежде никто и не мечтал. Как же угнаться за этим непрерывным движением учителю? Как и чему учить детей в современной школе? Еще вчера учитель и стабильный учебник плюс дополнительная литература были главным источником знаний. Их слово, словно закон, были истиной. Большинство учителей «прежней» школы были ориентированы на обучение детей основам научных знаний с помощью репродуктивного метода, в основу которого было положено воспроизведении е текста учебника.
Но это в прошлом. Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентноспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе.
ФГОСы второго поколения… Модернизация образования… Стратегия развития образования до 2020 года … Как часто сегодня мы слышим всё это с экранов телевизора, из динамиков радио, со страниц газет и журналов. Идет бурное обсуждение и в обществе: надо или не надо вводить новые стандарты. Уже обозначен и новый стандарт для учителя: «Творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель корпоративных программ, опирающихся на рудовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующих их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии».
Итак, в условиях внедрения ФГОС к каждому учителю предъявляются новые требования по организации образовательного процесса, где учитель больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора, управленца. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. Готов ли наш современный учитель ответить на вызов времени? Сможет ли он, оставаясь один на один с проблемами, которые ему ежедневно подбрасывают и те, кто им руководит, и те, кто над ним стоит, успешно выполнить свою миссию: подготовить выпускника, способного не просто выживать, а жить нормально и успешно не только сегодня, но и завтра? Наверное, значительная часть нынешних учителей не готова. Не дотягиваем мы до идеального образа учителя, описанного выше. Необходимо срочное повышение личностной и профессиональной культуры педагога. Учителю нужно стать современным и конкурентно способным.
Всем известно, что профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения. Согласно федеральному закону «Об образовании Российской Федерации», учитель каждые пять лет повышает профессиональную компетентность в рамках курсовой подготовки. Он должен иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать уровнем методологической культуры и сформированной готовности к непрерывному образованию в течение всей жизни.
В связи с переходом на ФГОС второго поколения, учителю, прежде всего, предстоит поменять методы работы с классом и каждым учеником в отдельности, изменить свой подход к учебно-воспитательной деятельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику школы. Учитель должен научить ребенка УЧИТЬСЯ, то есть самостоятельно добывать знания, принимать решения, оценивать свои достижения. Деятельность учителя существенно изменится в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Таким образом, учителю предстоит выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащихся, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Чтобы быть готовым к этому, следует осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС и создать условия для формирования универсальных учебных действий. Учитель должен будет изменить предметное содержание, направив его на поиск обобщенных способов действий в учебных предметах через построение системы научных понятий. Чтобы умело подойти в реализации нового стандарта второго поколения, обеспечить качественное образование, «опытному» учителю необходимо сломать свои устоявшиеся стереотипы, научиться работать по-новому, чтобы быть в ногу со временем, перестроить свою работу под те требования, которые предъявляет время. Изменилась роль учителя? Конечно же, да. Сейчас учителю предстоит создать такие условия, чтобы ученики сами добывали знаний в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учащихся в ходе овладения знаниями и решения проблем.
Новые стандарты ставят перед учителем новые цели и задачи. Поэтому и сам учитель должен учиться быть успешным в современном развивающемся обществе, осознавать, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный и неповторимый образ и помогать ему в развитии.
В соответствии с приложением к приказу «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» квалификация учителя, как педагогического работника организации, осуществляющего образовательную деятельность, должна отражать: компетентность в соответствующих предметных областях знания и методах обучения; сформированность гуманистической позиции, позитивной направленности на педагогическую деятельность; общую культуру, определяющую характер и стиль педегогической деятельности, влияющую на успешность педагогического общения и позицию педагога; самоорганизованность и эмоциональную устойчивость.
В компетентность учителя входит осуществление обучения и воспитания учащихся, использование современных образовательных технологий обучения, в том числе информационно-коммуникативных, способность эффективно применять учебно-методические, информационные, иные ресурсы, постоянно развиваться профессионально и интеллектуально. Говоря о компетенции, нужно сказать и о широкой эрудиции в области преподаваемого предмета, выходящей за рамки школьной программы. Это позволит учителю быть интересным ученику в той части общения с ним, которая лежит в русле интересов самого ученика. То есть учитель должен быть всесторонне развит, не только в какой-то определенной области, но и способным беседовать на разные темы, быть несколько шагов впереди своих учеников.
Профессиональные же качества учителя основываются на следующих умениях: модифицировать учебные программы, работать по учебному плану, консультировать учащихся, оказывать помощь в самостоятельном получении знаний, в том числе уважать желание ребенка работать самостоятельно и уметь воздерживаться от вмешательства в творческий процесс ребенка.
Организуемая учителем деятельность должна быть разнообразной и сочетать широкий спектр форм, методов, приемов и способов деятельности учителя и ученика.
Итак, каким же тогда мы видим учителя на современном этапе развития общества в связи с реализацией ФГОС?
Во-первых, это человек, любящий свою профессию, преданный своему делу и своим ученикам. Без любви к детям в нашей непростой, но почетной работе нельзя. Это остается неизменно во все времена.
Во-вторых, профессионал, учитывающий то, что каждый ребенок – это личность и принимающий ученика таким, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями.
В-третьих, человек, находящийся в постоянном поиске, непрерывном обогащении своего опыта, компетентный в области ИКТ, так как без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу, а следовательно, и учебный процесс.
В-четвертых, это педагог, применяющий в своей педагогической деятельности здоровьесберегающие технологии, которые являются первостепенными в XXI веке.
В-пятых, быть настоящим учителем – это талант, перевоплощение, так как в связи с переходом педагогического процесса на качественно новый уровень произошли и радикальные изменения. Теперь основным работником на уроке должен быть ученик.
Подводя итог вышесказанному, зададимся вопросом: «Можно ли сформулировать единые требования, по которым мы смогли бы определить степень готовности любого учителя к внедрению ФГОС?» Конечно, нет. Каждый учитель (как и каждый ученик) – индивидуален. Поэтому на момент введения ФГОС каждый педагог оказался на индивидуальном уровне готовности. Наибольшее количество изменений в своей деятельности претерпят учителя, работавшие по так называемой традиционной программе. Менее же всего изменений внесут в свою деятельность преподаватели, уже реализующие на практике новые технологии. Учитель, который влюблен в свою профессию, способен достигнуть многого, у него есть желание и потенциал развиваться, учиться новому, стремиться соответствовать требованиям на современном этапе развития общества в связи с реализацией ФГОС. И, наоборот, без любви к профессии, успех невозможен при любых изменениях в системе образования. Но точно можно сказать, что работа школы и методических объединений учителей должна быть направлена на создание условий для перехода к Стандартам второго поколения, повышение психологической готовности самого учителя, развитие его профессиональной компетенции. Список литературы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2016г. – Москва: Эксмо, 2016. – 224с.
Приказ от 06 октября 2009 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
Диалоги о воспитании. Книга для родителей/ Под ред. В.Н. Столетова; сост. Свердлова О.Г. – М.: Педагогика, 1997.
Корнилова, Л.В. Развитие профессиональной компетенции учителя в условиях введения в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования/ Л.В. Корнилова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2010 – № 36 (212)
https://akipkro.ru/forum/181-realizuem-federalnye-gosudarstvennye-obrazovatelnye-standarty/1651-chto-izmenitsya-v-professionalnoj-deyatelnosti-uchitelya-nachalnykh-klassov-v-svyazi-s-realizatsiej-fgos.html (форум Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования)
минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15-Профстандарт_педагога_(проект).pdf
|
|
|