|
Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад» Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка».
«Музей идет в детский сад»
В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители и сами оказались активными помощниками в создании мини-музея группы. Также посильную помощь нам оказала Чиенева Татьяна Викторовна – руководитель ИЗОстудии нашего детского сада.
Вот что у нас получилось.
В рамках воспитательно-образовательной деятельности в мини-музее группы мы используем различные формы работы с детьми.
Проведение занятий по познавательной деятельности.
Кружковая работа.
Консультации для родителей.
Самостоятельная деятельность детей.
Разучивание рязанских народных считалочек (с использованием картотеки «Рязанские народные считалочки»).
Разучивание рязанских народных игр (с использованием картотек «Рязанские народные игры», «Хороводные игры»).
Экскурсионная деятельность.
Проведение развлечений по народному календарю.
Проведение интерактивных занятий на базе дома-музея им. И.Павлова.
После интерактивного занятия.
Мама Насти Д.: « Настя, тебе понравилось?».
Настя: «Очень!»
Мама: «Может, тебя в большой музей сводить?»
Настя: «Да!» Мама Полины А. спрашивает дома: «Полина, тебе понравилось в музее?»
Полина: «Не просто понравилось, а просто супер!»
Мама Полины А.: «Оксана Анатольевна, Вы уж на Рождество пораньше закажите, будем ждать!»
Спустя месяц, Ваня Ш. (восторженно): «Оксана Анатольевна, а я в музей ходил!»
Оксана Анатольевна: «Да?! Здорово, в какой?»
Ваня Ш.: «А в какой мы с вами ходили!»
Оксана Анатольевна: «А с кем же ты ходил теперь?»
Ваня Ш.: «А мы с мамой ходили! Даже на втором этаже были!»
Оксана Анатольевна: «Расскажешь всем ребятам, что видел?»
Ваня Ш.: «Да! Там было очень интересно!»
И мы с ребятами перед ужином сели на ковер, а Ваня отвечал на вопросы заинтересованных детей.
Проведение интерактивных занятий на базе дома-музея им. И.Павлова с детьми в семейной аудитории вызвало бурную положительную реакцию. Мы считаем проведенную работу хорошим заделом для широкого развития музейной педагогики в нашей группе. Надеемся, что у местных жителей и наших воспитанников будет сформирована потребность посещать музеи нашего города, у которого богатое историческое прошлое.
Консультация для педагогов.
Музейная педагогика является особым видом педагогической практики, но в дошкольном образовании она стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивается детьми через непосредственное наблюдение и знакомство с предметами и явлениями.
Изначально музейная педагогика подразумевала, прежде всего, сотрудничество детского сада и музея, организацию экскурсий в музеи разной направленности. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. В настоящее время в дошкольной музейной педагогике активно развиваются два крупных направления:
сотрудничество ДОУ с музеями;
создание и использование мини-музеев в детском саду.
Можно выделить ряд характерных отличий детского музея от традиционного:
его главная задача — просветительская, а значит, в нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экспонаты;
это игровое или интерактивное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору, с учетом собственных интересов и возможностей;
музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и ДОУ.
Согласно мнению А.М. Вербенец, музей играет особую роль в приобщении детей к искусству, развитию творческих навыков и субъектных проявлений личности ребенка [1, с. 19].
Наиболее известная на настоящий момент и широко апробированная музейно-педагогическая программа — «Здравствуй, музей!», авторами которой являются А.М. Вербенец, Б.А. Столяров, А.В. Зуева и др. К ней прилагаются тетради для творческих работ «Мы входим в мир прекрасного», ориентированные на художественно-эстетическое развитие детей 5—7 лет [2, с. 3]. Система заданий, игр и упражнений помогает подготовить ребенка к восприятию экспонатов
художественного музея, познакомить с основами языка изобразительного искусства, учить создавать выразительные и интересные образы.
Система диагностических заданий направлена на выявление особенностей развития художественного восприятия, эстетических предпочтений, интересов к искусству, а также особенностей представлений детей о видах, жанрах искусства, некоторых средствах выразительности.
Система педагогических наблюдения в условиях музея помогает разработать экскурсии с учетом возраста и проявления у детей эстетического отношения [3, с. 182]. При этом следует учитывать следующие моменты:
В силу возраста и непроизвольного внимания, которое доминирует в дошкольном возрасте, дети чаше отвлекаются на более яркие картины, на картины с крупным изображением.
Детям необходимы более быстрые переходы, так как они не могут надолго концентрировать свое внимание на объектах наблюдения.
Необходимо вносить поисковый способ организации знакомства с музейными предметами, например, с серией картин.
Дети достаточно быстро теряют интерес, в связи с чем рекомендуется чередовать пассивный осмотр и активным обсуждением.
Современному ребенку необходимы поощрения в виде небольшого предмета (открытки, наклейки и пр.), который он может вынести из музея. Предоставить его как доказательство своей успешности родителям, детям в группе, а для педагога это может являться неким методом оценки результатов детей.
Ни для кого не ново, что люди делятся на визуалов, которые видят мир, образы, изображения; аудиалов — слышат его; кинестетиков — чувствуют. С помощью трех типов восприятия мы принимаем решения о том, как реагировать на все происходящее вокруг нас. Поэтому типы восприятия также можно назвать типами мышления. Конечно, система визуально/аудиально/кинетического типов мышления представляется несколько упрощенной, никто из взрослых людей не воспринимает реальность с помощью лишь одного типа. Следует скорее говорить о более
предпочтительном типе мировосприятия/мышления, который он использует, но ребенок не волен выбирать тип своего мышления, но и начинающему музейному
педагогу сложно быстро определить тип мышления. Наоборот, опытный педагог с помощью длительного наблюдения легко сделает верные выводы.
Для улучшения восприятия можно предложить:
использование на экспозиции раздаточный материал в виде кусочков материи, дерева, глины и пр.
аудиозаписи звуков природы, птичьего пения и др.
Также хочется отметить необходимость объединения рассматривания объектов культурного наследия с использованием игровых элементов, в процессе которого происходит накопление эстетического, чувственного опыта и активной деятельности, именно продуктивной, сразу после экскурсии. Для детей важен процесс созидания, творчества.
Музейные занятия должны характеризоваться многогранностью и сложностью концептуальных решений, остротой и яркостью своего пластического выражения, сближая экспозиционный жанр со спецификой театрального действа, с неким сценографическим построением музейной среды, которая все в большей степени становилась бы игровой;
пробуждать вдохновение, порождать надежду и давать глубокий эмоциональный заряд;
привносить в экспозицию динамику с привлечением современных технических средств.
Таким образом, современные музейные педагоги активно разрабатывают интересные формы работы с аудиторией, превращающие пассивных созерцателей в активных деятелей:
музейные занятия и праздники в музее, творческие студии и мастерские (к примеру, на таких занятиях дети совместно с родителями изготавливают игрушки);
ролевые экскурсии и игровые методы;
экскурсионные дни в рамках традиционного фестиваля музейных программ, который базируется на идее интерактивности музейного пространства (дети выполняют различные задания, открывают «тайны» предметов);
разнообразные интерактивные программы, предлагаемые крупнейшими музеями России и мира;
мультимедийные программы для детей, созданные многими музеями России.
Все это способствует корректировке используемых музейным педагогом методов и приемов, активному проявлению эстетического отношения детей к окружающему миру, искусству и посещению музеев.
Список литературы:
1.Вербенец А.М. Развитие творческих проявлений у старших дошкольников средствами музейной педагогики // Детский сад от А до Я. — 2010 — № 6.
2.Гарькуша С. Здравствуй, музей! Работа с родителями по музейно-педагогической программе // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 2.
3.Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов ДОУ, музейных педагогов и студентов / А.М. Вербенец, Б.А. Столяров, А.В. Зуева и др. — СПб., 2008. |
|
|