|
Оптимизация условий доо для реализации оп до Оптимизация условий ДОО для реализации ОП ДО В соответствии со стандартизацией дошкольного образования в организации развивающей предметно-пространственной среды произошли серьезные изменения, которые связаны не только с содержанием примерной образовательной программы, но и с обеспечением поддержки инициативы и самостоятельности ребенка, возможности общения, совместной деятельности детей и взрослых, реализации двигательной активности.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Для этого, по мере наших возможностей, мы обогащаем среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических (в традиционном понимании — наука о приспособлении рабочих мест, предметов и объектов труда для наиболее безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма), эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
При создании развивающей среды мы, прежде всего, нацелены на обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности, социальных и духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.
Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды мы делаем все для обеспечения реализации образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития; двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения.
Правила, на которые мы опирались при создании предметно-пространственной среды:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.
Самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.
9. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Нами учтены требования (3.3.4.) к развивающей предметно-пространственной среде, а именно: Содержательно-насыщенная; Трансформируемая; Полифункциональная; Вариативная; Доступная.
Содержательная насыщенность среды предполагает:
Соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой).
Трансформируемость пространства предполагает: возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
«в проекте развивающей среды детского сада должна быть, заложена возможность того, что и ребёнок и взрослый становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия друг с другом – творцами своей личности и здорового тела». А.В. Петровский.
Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает:
наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает:
соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Функции предметно-пространственной среды:
Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Предметно-развивающая среда в детском саду должна:
Иметь привлекательный вид;
Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
Снимать утомляемость;
Положительно влиять на эмоциональное состояние;
Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
Показатели оценки развивающей среды: Сотворчество педагогов и родителей в создании развивающей предметно-пространственной среды, многие элементы которой создаются руками с посильным участием детей позволяет успешно реализовать ФГОС ДО в нашем детском саду, не смотря на очень скромные материальные возможности.
Элементы ППРС не менее привлекательны для детей, чем современное оборудование промышленного производства.
Количество оборудования, игрушек и образовательных материалов в развивающей предметно-пространственной среде нашего детского сада представлено в оптимальном количестве и исходит из его необходимого минимума.
Организуя образовательное пространство и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) мы обеспечиваем:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Также нами учтены критерии ППРС, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка:
Гибкость и функциональность – это качество должно давать возможность ребёнку гибко использовать элементы среды в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях;
Применение элементов в совместной деятельности. Наличие этого качества говорит о том, что все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого), а также при инициировании совместных действий;
Дидактическая ценность. Это качество указывает на то, что игровые средства могут использоваться как средство обучения ребенка;
Эстетическая ценность. Наличие такого качества подтверждает, что игровые средства среды могут являться средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусств.
Примерный перечень зон в организации ППРС в группах:
для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);
для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);
для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);
для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (календарь природы, комнатные растения, центры для организации различных проектов и пр.);
для отдыха (уединение, общение и пр.).
Правильно созданная предметная среда дает возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.
Воспитанники меньше конфликтуют между собой, нет причин ссориться из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
При формировании ППРС нами были учтены возрастные особенности детей:
Младший дошкольный возраст – необходимо достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности.
Средний дошкольный возраст – предметно-развивающая среда организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Старший дошкольный возраст – предметно-развивающая среда организуется с учетом возможности ребенка заниматься любимым делом:
Материалы, способствующие овладению чтением, математикой (печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалы, отражающие школьную тему).
Материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей (энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы).
Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование).
Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности (увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций).
Материалы должны учитывать интересы мальчиков и девочек:
Так для мальчиков имеются инструменты для работы с деревом; детали военной формы; технические игрушки; одежда представителей мужских профессий.
Для девочек же представлены материалы для рукоделия; предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки и т.п.
К созданию развивающей предметно-пространственной среды в нашей организации педагоги подошли со всей ответственностью: ведутся паспорта групп и других помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность. Перечень составлен с учетом методических рекомендаций и соответствует образовательной программе.
Важно помнить!
Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание ППРС необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов.
Известно, что интерес ребенка к играм, игровым материалам, находящимся в группе длительное время, постепенно угасает.
Учитывая наши ограниченные возможности замены элементов РППС, мы постоянно и целенаправленно осуществляем смену материалов. Стоит отметить, что дети более внимательно начинают относиться к пространству и осуществлять поиск нового, более интересного.
Подытожив выше сказанное, можно сделать вывод: для полноценного развития, воспитания и образования детей необходимо создать развивающую среду, но не только за счет набора соответствующих возрасту предметов и игрушек.
Рядом с ребенком должны быть любящие, понимающие, ответственные и высокопрофессиональные педагоги.
Важно учитывать особенности каждого ребенка. И не только те, которые проявляются в индивидуальных темпах развития, но и те, которые связаны со здоровьем детей.
Среду важно наполнить эмоциональным комфортом, душевным теплом, весельем и гармонией.
Закончить свое сообщение я хочу словами Василия Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества!». Т.В. Сосновских,
старший воспитатель.
|
|
|