|
«Каждый человек имеет право на достойное качество жизни» Тема урока: «Каждый человек имеет право на достойное качество жизни»
Урок проведён учителями ГБОУ СОШ № 422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга
учителем географии Ермолаевой Ольгой Львовной и учителем биологии Беляевой Ириной Ильиничной с учениками 10 класса.
Дата проведения: 21 октября 2013 года Цели урока: Подвести учащихся к выводу о том, что устойчивое поступательное развитие общества зависит от качества жизни каждого отдельно взятого человека.
Задачи:1Показать, как оценивается в международной практике качество жизни.
2Научить объективно оценивать свой образ жизни, уметь делать выводы и сравнения
Продолжать формировать умения работать с картой ,учебником.
Развивать творческий потенциал учащихся. Умение прогнозировать и формировать цели своего будущего и гражданскую ответственность.
Организационный момент: Объявление темы и целей урока, эпиграфа урока
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим, по мере наших сил.
Н. Заболоцкий. Вступительное слово учителя
В настоящее время проблемы окружающей среды в мировом сообществе рассматриваются в единстве с проблемами социальными, экономическими, технологическими, духовно-нравственными. Только комплексный подход может обеспечить становление устойчивого развития общества и природы.
На Всемирном саммите по окружающей среде и устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро в 2012 году «Рио+20» было отмечено, что семимиллиардная семья людей, вероятно, увеличится к 2050 году до 9 млрд. Растет спрос на истощающиеся природные ресурсы. Увеличивается разрыв в уровне доходов. Устойчивое развитие требует достойного уровня жизни для всех сегодня без ущерба для потребностей будущих поколений.
Актуализация знаний:
Вопросы к учащимся: Как вы думаете, о чём эти стихи?
Что вы понимаете под этими словами-Уровень жизни?
Чем определяется уровень жизни?
ВВП-? Что это такое?
Работа с учебником географии, стр.11 Найдите определение
В презентации анализируем слад- карту: «Страны с разным уровнем развития». Делаем вывод: чем богаче страна по ВВП, тем выше уровень жизни.Но можно ли только этот показатель учитывать? В последнее время страны ООН стали использовать другой показатель. Вопрос ученикам-Какой? Ответ: ИЧР. Найдите это определение в учебнике
географии на стр.11
Качество жизни человека – это «совокупность важнейших жизненных ценностей. Как живется человеку, как удовлетворяются его потребности высших порядков, во имя чего он живет, каков смысл его жизни, удовлетворен ли он своей жизнью». Так просто и образно определил данное понятие академик И.В. Бестужев-Лада.
Качество жизни в международной практике оценивается индексом человеческого развития (ИЧР), включающим три показателя:
здоровья (средняя ожидаемая продолжительность жизни, СОПЖ);
образования (охват всех ступеней образования);
внутреннего валового дохода на душу населения (ВНД).
При определении качества жизни также «имеются в виду такие ценности человеческого существования, как чувство уверенности людей в завтрашнем дне, сознание своей необходимости обществу и возможность самим определять его развитие, способность и готовность общества откликаться на нужды и запросы личности» – так отметил академик И.В. Толстых.
Именно по показателю ИЧР выстраиваются рейтинги стран по качеству жизни.
По данным ООН в 2012 году Россия по качеству жизни занимает 55 место, а в 2010 году наша страна занимала 60 место.
Вопрос к классу: А кто же является лидером по этому показателю?
Найдите на карте: Норвегия
Австралия
США
Нидерланды
Германия
Самые низкие показатели:
ЧАД, Мозамбик, Буркина-Фассо, Конго,Нигер.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала новый показатель, который. Образно говоря, был назван ИНДЕКСОМ СЧАСТЬЯ.
Вопрос учащимся: Какие индикаторы, или показатели вы, ребята, включили бы в Индекс счастья? (Предложения учащихся записываются на доске)
-А теперь давайте сравним ваши индикаторы с индикаторами ОЭСР
Слайд презентации:1)Жилищные условия.
Доходы,
Занятость
Образование
Здоровье
Эффективность управления
Экология
Общественная жизнь
Безопасность
Удовлетворённость условиями жизни
Баланс между рабочим временем и досугом.
При сравнении мы видим, что большинство из этих индикаторов указали учащиеся.
Некоторые индикаторы зависят лично от каждого. Например, экология. Возьмём и проанализируем итоги анкетирования Итоги анкетирования:
Анкета для школьников
Оцените свое отношение к предлагаемым положениям по 5-балльной системе
№
| Положение
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1
| Я согласен, что ресурсы надо потреблять так, чтобы их хватило для жизни будущих поколений
| 0
| 1
| 1
| 6
| 12
| 2
| Я готов сократить свои потребности, чтобы ресурсы остались и будущим поколения
| 0
| 0
| 3
| 7
| 10
| 3
| Я готов принимать участие в различных экологических акциях, общественном экологическом контроле
| 6
| 5
| 4
| 5
| 0
| 4
| Если бы в регионе была создана молодежная общественная экологическая организация, я стал бы ее членом
| 1
| 2
| 8
| 2
| 5
| 5
| Я оцениваю свой образ жизни по экологическим правилам на оценку
| 0
| 5
| 10
| 4
| 1
|
Результаты анкетирования родителей:
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| Вопрос: Как Вы оцениваете качество жизни своей семьи?
| 0
| 5
| 8
| 5
| 2
|
Вывод: от каждого из нас зависит состояние экологии, от правильного экологического поведения в природе, Соблюдения простых правил по сбору отработанных батареек и т. д.
Следующий показатель, который зависит от каждого - это правильное распределение времени труда и отдыха. И вот какую закономерность обнаружили ученики вашего класса: Франгу Маша и Бесчастная Маша. Исследовали причины утомляемости у учащихся старших классов и выявили прямую зависимость: Чем позже школьники ложатся спать, тем выше утомляемость. ( Демонстрация слайдов с диаграммами)
А теперь ещё одно творческое задание: Если рассматривать школу, как маленькую модель общества, то можно определить некоторые показатели, характеризующие качество жизни школьников, педагогов, родителей в школьной среде.
Ученики называют свои показатели, которые определят индекс счастья в школе.
В заключение урока учащимся предлагается обдумать вопрос: А что для вас будущее, которого вы ждёте?
Заканчивая урок, ученики составляют свои синквейны по предложенной схеме.
Природа!
Живая, удивительная.
Увядает, засыпает, оживает.
Я очень люблю природу!
Мир!
Карева Е.
| Будущее!
Неизбежное, непредсказуемое…
Создаем, изменяем, улучшаем.
Наше будущее за нами!
Только вперед!
Бесчастная М.
| Окружающий мир!
Добрый, опасный,
Рождающий, дающий, дарящий.
Счастливая жизнь – в его руках…
Человек!
Ермолаева О.Л
| Человек!
Умный, добрый.
Создает, творит, озаряет.
Будущее за хорошими людьми!
Счастье!
Беляева О.Л.
| |
|
|