Главная страница


«Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности»



Скачать 275.74 Kb.
Название«Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности»
Дата18.04.2016
Размер275.74 Kb.
ТипДокументы

Обобщение опыта по теме «Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности»

Если думать о завтрашнем дне – сей зерно, если на десять лет вперёд – сажай лес, если же на сто лет – воспитывай детей. (Народная мудрость)

В наше время в России происходит становление новой системы образования, ориентированной на формирование таких качеств юных граждан России, как приверженность демократическим ценностям, чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родин, умение адаптироваться к современным экономическим реалиям. По мнению В.А. Караковского, развитие современного ребёнка, школьника проходит одновременно в трёх реальностях. Первая – объективная повседневная реальность, которую он изменить не может. Он должен принять её как данность, постараться понять и приспособиться к ней, обрести опыт. Вторая - субъективная реальность, которую можно на какое – то время создать сообща, по взаимному согласию. В ней реализуются потребности, не реализованные в повседневной жизни. Третья - виртуальная реальность, созданная новыми технологиями, в которой можно слышать, двигаться и даже осязать.

В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества, возрастает и усложняется социальная роль учителя, повышаются требования к его профессиональной компетентности. Наша школа принимает участие в эксперименте по гражданскому образованию. Проблемной группой школы, руководителем которой я являюсь, был разработан проект «Создание модели гражданского образования в школе села Зипуново», защищенный на ЭМС в апреле 2006 года. Как учитель географии, свою задачу, определила в создании условий для взращивания гражданина-патриота. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.

Возникает вопрос, как научить детей любить свою Родину, гордиться великой Россией, если СМИ при отсутствии моноидеологических устоев дают негативную информацию. Перед учителем географии стоит очень трудная задача показать великое прошлое и великое будущее России, ибо возрождение нашей страны целиком ляжет на плечи нынешнего поколения школьников. Каково содержание стержневых общественных качеств личности? И.П. Подласый возвёл в ранг важнейших из них - гражданскую позицию (гражданственность), проявляющуюся в личной причастности ко всему, что происходит в обществе, стране и мире.

Обратимся к понятию. Гражданская позиция - это интегральное качество (или совокупность качеств личности, мотивов поведения, системы мировоззрения), обеспечивающих нравственную, правовую, духовную и физическую защиту человека, характеризующую его как сознательного члена общества с высоко развитым гражданским долгом, готовностью трудиться на общую пользу, решимостью и умением отстаивать государственные интересы, непримиримостью к антиобщественным и антигосударственным проявлениям, бережным отношением к государственной собственности и умением сочетать личные и общественные интересы. (Стрельникова Э.П.)

Формирование гражданской позиции происходит на трёх уровнях. Первый уровень – семья. Именно в семье человек должен усвоить те нормы, традиции, ценности, которые уже сформированы и оказывают влияние на ребёнка. Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Семье необходима педагогическая и психологическая поддержка. Второй уровень – ДОУ, МОУ, ссузы, вузы, профессиональная деятельность. Третий уровень – государство.

Каковы место и роль школы в процессе формирования гражданской позиции учащихся? Можно сделать вывод, что место школы в данной структуре составляет небольшую долю, однако возраст учащихся - это самый важный момент в формировании личности, он самый восприимчивый, именно в этом возрасте формируется мировоззрение личности, критическое отношение к действительности и к себе, закладываются основы профессионализма. Но трудности возникают и в связи с тем, что в учебном плане наблюдается постоянная тенденция к снижению часов на изучение географии в основной школе: сначала в 7 классе – 2 часа вместо 3 часов, затем в федеральном базисном учебном плане 2004 года учебный предмет «География» сокращен на 1 час, несмотря на то, что начальный курс географии является первым этапом в системе географического образования. Для решения создавшейся проблемы необходимо применение краеведческого принципа в обучении географии. Мною создана программа курса «География с основами краеведения». Программа этого курса составлена на основе программы для общеобразовательной основной школы, утвержденной Департаментом образования и науки администрации Пермской области, ПОИПКРО под редакцией Г.И.Котельниковой.

Понятие «край» - условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Мне близка идея Д.С. Лихачева, воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем – ко всему человечеству, человеческой культуре.

Задача географа, чтобы ученики были не только географически грамотными, самостоятельно мыслящими людьми, но и понимали величие и красоту родной природы, были сопричастны ко всем проблемам своей страны, своей местности, имели желание их решить. Я хочу, чтобы мои ученики принимали мир во всём его многообразии, чтобы они были терпимы к нравам и обычаям других народов. Осознав свои цели и свою миссию, появилось желание измениться самой и помочь измениться ребёнку. Мне близка идея личностно – ориентированного обучения (Якиманская Л.А.), которая заключается в том, что ученик – носитель индивидуального личного (субъектного) опыта. Создаю условия для раскрытия потенциала данному ему от природы в силу индивидуальной организации. Природная тяга ребёнка к самореализации, самораскрытию осуществляется в разнообразных видах деятельности: игровой, учебной, коммуникативной. Пусть мои ученики ошибаются, пусть они спорят и не соглашаются со мной, пусть только они не будут равнодушным. Использование технологии открытого образования «Развитие критического мышления» позволяет учить детей критически думать, проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление предполагает сомнение в общепринятых истинах, учит вырабатывать точку зрения по определённому вопросу, способности её отстоять. Технология открытого образования ориентирована на воспитание у обучаемых социальной ответственности. Поэтому учебный и воспитательный процесс тесно связываю с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальности. В основе технологии открытого образования лежат психолого–дидактические закономерности. Она базируется на модели, состоящей из трёх стадий: вызова, реализации смысла, рефлексии. Стадия рефлексии предусматривает суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ личных мыслительных операций составляет главную цель данной стадии. Ты можешь! – внушаю детям. Он может! – считает коллектив. Я могу! – должен поверить в себя сам ученик. Взаимовлияя, мы поможем друг другу расти и совершенствоваться.

Многолетний опыт работы и участие в семинаре «Формирование толерантной личности школьника и правовой культуры», подтолкнули меня к созданию авторской воспитательной системы по формированию гражданской позиции учащихся. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1 Развивать у учащихся гражданские качества личности: патриотизм, гражданскую позицию, гражданский долг, дисциплинированность, самостоятельность, инициативу, толерантность, свободу, выбор, рефлексию.

2. Использовать краеведение в качестве ведущего средства формирования гражданской позиции учащихся.

3. Создавать условий для проявления гражданской активности учащихся в деятельности.

4. Налаживать партнерские отношения с родителями.

Реализация программы происходит в процессе обучения и внеурочной деятельности. Использую методы формирования сознания личности: убеждение, пример, разъяснение, рассказ, этическая беседа, личный пример учителя. Методы организации деятельности: упражнения, косвенное требование, требование – совет, требование в игровом оформлении требование доверие, требование – намёк, одобрение, приучение плюс игра, метод поручений. Методы стимулирования: поощрение, соревнование, субъективно – прагматический метод.

Воспитательная система по формированию гражданской позиции учащихся осуществляет комплексный подход, выполняя обязательные требования:

1. Воздействие на детей по трём направлениям – на сознание, чувства и поведение.

2. Положительный результат достигается при органичном слияния воспитания и самовоспитания личности.

3. Единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений.

4. Заданные качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел.

5 Комплексный подход, предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им.

М.В. Рыжаков отмечает, что позиция воспитывающего обучения сегодня является главной целью формирования диалектико-материалистического мировоззрения учащихся, где содержание предмета «География» - средство его формирования. Воспитание, как мы знаем, процесс противоречивый, длительный и двусторонний, многое зависит от самого воспитуемого, примет ли он те ценности, на которые его ориентирую? Станут ли они достоянием его личности? За счёт обучения детей технике самовоспитания успешно продвигаю личность по индивидуальной траектории развития. Для этого вместе с ребёнком выясняем те трудности, барьеры, которые тормозят его развитие. Составляем пошаговый план решения проблем. Шаг №1 – Вижу свою проблему. Шаг №2 – Знаю про свою проблему всё. Шаг №3 – Хочу решить свою проблему. Осознание проблемы вместе с родителями. Шаг №4 – Составляю план действий, письменно, вместе с родителями. Шаг № 5 – Действую. Шаг №6 – Изучаю результаты. Шаг №7 – Даю оценку того, что сделано. Великий философ Ж. Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что они хотят, а хотеть они должны то, чего хочет педагог». Вместо призыва «Слушай учителя!», учу следовать принципу «Будь сам активен!»

Курсы, по подготовке специалистов по организации мониторинга образовательных достижений, которые прошла в 2007 г., помогают организовать мониторинг: сбор, хранение, анализ полученной информации как по результатам контрольных, самостоятельных работ, тестовых заданий, так и по участию учащихся в конкурсах, конференциях. Использую методику мониторинга определения у учеников качества и уровня сформированности ключевых компетенций по Л.И.Третьякову. Вычисляю средний балл по каждому блоку: (1. Изучать; 2. Искать; 3. Думать; 4. Сотрудничать; 5. Умение принимать решение; 6. Адаптироваться к окружающей среде), выявляю отклонение, корректирую свою деятельность для ликвидации пробелов. Малое число учащихся дает возможность досконально изучить индивидуальные способности, психологические особенности и бытовые условия каждого ученика, что способствует созданию в работе теплой, доверительной обстановки, помогает отслеживать и отмечать достижения в обучении каждого ребенка, уделять внимание формированию учебной мотивации школьников. Диагностика ведется на каждого ученика. Повысились такие составляющие как умение самостоятельно заниматься, работать в Интернете, критически мыслить, оценивать социальные явления, принимать решение, включаться в проект, нести ответственность, проявлять стойкость перед трудностями, проявлять гибкость.

Главным достижением своей работы считаю изменения, которые происходят с учащимися: осознание того, что Родина начинается с семьи, Родина начинается со школы, Родина начинается с села, в котором они живут. Мои ученики поняли, патриотизм начинается с любви к родному краю. Таким образом, начинается формирование патриотизма в семье, любовь к Родине – его финал. В День защитника Отечества в 8 и 9 классах провожу занятие «Служат наши парни». На физическую карту России мы с учащимися вывешиваем фотографии выпускников школы, находящихся на службе в Российской Армии. Их география службы от Калининградской области до Дальнего Востока. Ученики показывают государственную границу, протянувшуюся более чем на 60 тысяч километров, представляют физико-географическую характеристику мест службы, описывают ее в письмах солдатам и ждут ответов с подтверждением правильности выполненной работы. Мы испытываем чувство гордости за своих защитников Отечества и за огромные просторы нашей Родины. В этот день в кабинете географии говорим о том, что «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (статья 59 Конституции РФ), организуем работу видеосалона, смотрим фильм «Торжественно присягаю на верность своему Отечеству». Ежегодно юношей волнует один и тот же вопрос: «А когда мы будем служить в Армии, Вы тоже вывесите наши фотографии?» Значит, думают об этом, значит, понимают важность выполнения своего гражданского долга.

Наука констатирует объективную истину: личность воспитателя – если это не решающее, то, по крайней мере, важнейшее условие. Поэтому работу по формированию гражданской позиции я начала с себя. В 2006 г. приняла участие в выборах в органы местного самоуправления в качестве кандидата в депутаты и была поддержана большинством населения. Возглавляю комиссию по жилищно-коммунальным вопросам. Понимая, что жизнь села – это и моя жизнь и воспитывать лучше не словом, а делом, принимаю активное участие в решении проблем местного социума. Являюсь инициатором и организатором природоохранных акций, трудовых десантов. Выступила в роли ведущей на вечере, посвященном 200-летию села Зипуново в 2004 г. и межпоселенческом фестивале фольклорного и театрального искусства, прошедшем в мае 2006 г. на базе Дома культуры. Совместно с учащимися подготовили фильм о селе «А я люблю свои места родные», который с интересом смотрели, любовались красивыми уголками родного села дети, родители и гости фестиваля.

Я абсолютно уверена в том, что семья – основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребёнка общественных норм и культурных ценностей. Свой семейный опыт наша семья представила на межпоселенческом фестивале семейных традиций «Сын – отец – семья - Отечество» в 2006 г.

Мы живём в XXI веке. Это век стремительного развития научно-технического прогресса, роста промышленного производства, век высоких технологий и век высоких потребностей. По мнению Т.В.Болотиной, предмет естественно – научного цикла «география» акцентирует внимание на природных, социальных и экономических аспектах прав человека; на изучение закономерностей природы, пренебрежение которыми ведёт к гибельным последствиям, формирование чувства ответственности за мир, сохранение окружающей среды как в глобальном, так и в местном масштабах.

В 2006 г. мы с краеведами школы впервые приняли участие в региональном конкурсе социальных проектов «Мы выбираем жизнь» с проектом «Помня корни свои, станешь хозяином родной земли». В ходе его реализации создан школьный музей, который содействует усилению воспитательной составляющей образовательного процесса, последовательному сотворчеству учащихся, учителей, родителей, а также способствует у школьников любви к своему краю, позволяет создать мотивацию школьников к исследовательской деятельности. Социальную направленность имел и наш второй проект «Здесь мы живём», представленный нами на муниципальный конкурс социальных проектов. В ходе подготовки проектов у детей появилась идея создания исторической тропы «Помни корни свои». В течение года шла кропотливая работа по паспортизации исторических памятников, находящихся на территории поселения, составление учётных карточек, описание маршрута тропы. Приняли участие в муниципальной акции «Наследие», цель которой – изучение и сохранение историко-культурного наследия. В ходе акции был подготовлен фильм - презентация “Медаль за бой, медаль за труд, из одного металла льют”, который жители села увидели 9 мая. Открытие исторической тропы «Помни корни свои» состоялась 27 октября 2007 г. в день 140-летия Зипуновской школы. В 2008 г. приняли участие в краевой операции «Памятникам славы и бессмертия – нашу заботу». Проведённая работа дала простор для поисков и открытий. Ребята по-новому взглянули на привычные места, развились такие качества личности, как инициатива, наблюдательность, появилось чувство ответственности, уважение к истокам, любовь к родной земле. Ученики школы не только интересуются прошлым и настоящим своего села, но и проводят работу по благоустройству памятников, ухаживают за дорогими для жителей уголками села.

Краеведение – важный компонент гражданского образования. Географическое краеведение

Сельская школа находится в непосредственном природном окружении и располагает большими возможностями для изучения различных сторон природных условий. Постоянное общение школьников с природой дает неисчерпаемые возможности для организации разнообразной по содержанию и воспитательному значению краеведческой работы. О значении школьной краеведческой работы хорошо сказал известный педагог-методист В.А.Кондаков: «Краеведение в школе имеет особенно большое значение, так как оно толкает учащихся на самостоятельную исследовательского типа работу, во-вторых, краеведческое изучение местности заставляет учеников любить свою Родину, в-третьих, занятие краеведением создает разумный отдых, наконец, краеведческие работы, особенно, когда они приобретают практическое значение, повышают авторитет школы». Школьное краеведение получило в наше время новый импульс, связанный с усилением региональной политики. Применяя краеведческий материал на уроках географии, формирую у учащихся комплексное представление о географии Пермского края, Чайковского района, села Зипуново как о части комплекса всей страны. Курс географии своего края является составной частью курса «География России». Изучение географии Пермского края в курсе географии России ведется по программе для общеобразовательной основной школы под редакцией Котельниковой Г.И. по первому варианту:

- Природа области, 8 класс (10 часов) – после темы “Природа Урала”.

- Население, хозяйство области, 9 класс (10-12 часов) – после темы “Уральский экономический район”. В процессе модернизации системы школьного географического образования с введением нового БУПа появилась возможность преподавания интегрированного учебного предмета «Краеведение» в 6 классе. По данному курсу мною разработана программа География с элементами краеведения». Она позволяет начальный курс географии наполнить краеведческим содержанием. При его изучении учащиеся усвоят основные географические понятия и представления, а также обобщенные приемы: ориентирование на местности и изучение объектов местности, чтение крупно и мелкомасштабных картографических изображений, наблюдение погоды и обработки собранных материалов.

На завершенном уровне учащиеся усвоят знания об особенностях ближайшего окружения школы и соответствующие приемы ознакомления с его рельефом, водами, растительным и животным миром, населением и его хозяйственной деятельностью, с условиями быта и труда, отдыха, с взаимосвязями в системе «природа – человек». Все это помогает развитию у школьников наблюдательности и интереса к самостоятельным исследованиям.

Основные дидактические цели курса:

  • дать учащимся знания по географии своей местности;

  • углубить, конкретизировать теоретические знания и практические умения, полученные в основном курсе географии;

  • развить интерес к изучению географии своей местности, города Чайковского, села Зипуново (через экскурсии, походы, поездки по родному краю);

  • экологизировать географические знания через изучение своей территории;

  • гуманизировать географические знания через изучение жизни и деятельности человека, среды его обитания;

  • воспитывать патриота и гражданина своего Отечества.

Задачи и основные идеи курса:

  • формирование у учащихся представления о качественном своеобразии своей местности, его природной, историко-культурной, хозяйственной целостности, подчиненности общим законам развития природы, хозяйства, специфики их местного проявления;

  • формирование географической культуры как составной части общечеловеческой, что позволит воспитать новое поколение природопользователей, сориентированное на сохранение природы, поддержание экологического равновесия, улучшение способов ведения хозяйства.

При проведении экскурсии по изучению рельефа проводим измерение высоты склона самодельным нивелиром, описываем горные породы, слагающие нашу местность, составляем коллекцию горных пород. В ходе выполнения практической работы на местности изучили малую реку Бурёнка, протекающую по территории нашего села. Выходу на местность предшествует тщательная подготовка оборудования: бутылка с пробкой, термометры (для измерения температуры воздуха и воды); поплавок, рейка водомерная, рулетка, диск (белый) для определения прозрачности воды; размеченная на метры прочная веревка, веревка с грузом на конце (для измерения глубины). Продуманная работа по подготовке и качественное проведение практических работ на местности позволит сформировать у школьников умение планировать, организовывать свою деятельность, доводить начатое дело до конца. Начинаю воспитание воли у учащихся с усиления самостоятельности, добиваюсь регулярного выполнения домашнего задания. Воспитанию настойчивости способствует выдача дифференцированного домашнего задания. При этом ни один отличник не выберет «троечное» задание; хорошист обязательно попробует более трудное задание, а если это не получится, тогда остановится на задании своего уровня. Организованность, деловитость, целеустремлённость тесно связаны с умением планировать. Рекомендую детям составлять план изучаемого материала и использовать его при ответе.

С учетом специфики предмета географии, входящего в школьную программу обучения, применяю следующие методы использования краеведческого материала на уроках:

  • организация комплексных наблюдений за природными явлениями в родном крае и хозяйственной деятельностью населения;

  • экскурсии на природу, местные и предприятия;

  • практические занятия на местности ;

  • работа в городском краеведческом и школьном музеях, архиве;

  • обработка материалов экскурсий, походов, экспедиций;

  • изготовление наглядных пособий для школьного музея;

  • составление топонимического словаря данной местности и др.

Одна из первых в городе и районе прошла курсы по методике В.Ф. Шаталова в г. Донецке и по сей день использую технологию листов опорных сигналов. Она способствует чёткой организации учебной деятельности учащихся, обучает выделять главное и основное, приучает отыскивать и устанавливать логические связи, что существенно помогает ученикам усваивать теоретический материал. Приобретённые знания и умения учащиеся применяют при выполнении практических работ на местности. Этот нестандартный способ обучения и воспитания я взяла за основу в работе с учащимися 6 класса, а в 7 – 9 классах использую его элементы. Убедилась на практике в том, что данная методика способствует формированию таких качеств личности как дисциплинированность, организованность, настойчивость, самостоятельность, которые совершают постепенный и незаметный переход к усвоению социальных отношений, необходимых для каждого ученика.

Чувство гражданского долга приобретает в современных условиях первостепенное значение. С ним неразрывно связано и другое социально – нравственное качество личности – дисциплинированность. Она проявляется в поступках и действиях человека и отражает сознательное выполнение общественных норм и правил поведения. Учащиеся достойно выступили на муниципальном слете экспедиционных отрядов с презентацией исторической тропы «Помни корни свои», в муниципальной олимпиаде по краеведению – 3 место. Приняли участие в муниципальной краеведческой игре «Исторический десант», посвящённой истории г.Чайковского и Фокинского района. Мероприятиям предшествовала серьёзная подготовка: просмотр фильма «Чайковский – жемчужина Прикамья», изучение краеведческого материала в кабинете географии, школьном музее, выезд на школу музейного актива в г. Чайковский, посещение картинной галереи и краеведческого музея в г.Чайковский. Краеведение объединяет географические, климатические, этнографические и исторические сведения о родном крае. Именно в таком симбиозе знаний о малой родине способствуют формированию любви к ней, бережного отношения ко всему, что досталось от предшествующих поколений

На уроках невозможно полностью удовлетворить растущие запросы учащихся, так как существуют временные ограничения. Внеурочное краеведение предусматривает более полное, всестороннее изучение учащимися своего края. Начиная краеведческую работу в 1998 году, я поставила задачу – восстановить и сохранить для потомков имена и события прошлых лет, оставить след о днях уходящих. Я уверена, нет ничего дороже человеку, чем судьба его родственников, судьба того места, где он родился и рос. Создала в школе эколого-краеведческое общество для активизации поисковой и учебно-исследовательской деятельности учащихся для сохранения исторической памяти.

Интересным и необходимым делом, объединяющим детей и взрослых, стал для нас школьный краеведческий музей. Музей – это хранитель памяти, а историческая память важна и необходима нам сегодня как никогда. Выделили три главных направления краеведческой работы: семья, школа, родной край. Село Зипуново, отметившее свое 200-летие в августе 2004 года, имеет богатое историческое прошлое.

Тематическая направленность связана с историей села, школы, жизнью и деятельностью земляков. В музее оформлены экспозиции: «Зипуново – центр Александровской Зипуновской волости», «Зипуново в годы гражданской войны», «Рождение первого колхоза», «История старейшей в районе Зипуновской школы», «Война, Народ, Победа», «История совхоза «Некрасовский». Воспитательный потенциал исторического краеведения, заложен в самом материале — фактах местной истории. Они помогают донести до сознания школьников картины героического прошлого, сохранению общественной памяти народа, передаче героических традиций прошлого, осуществлению преемственности поколений. При этом главным источником и механизмом воспитательного воздействия выступают традиции. Тенденции современности – повышенный интерес к семейно-родовым корням, имеющих отношение к истории села. Изучение военной тематики, посвященное страницам Великой Отечественной войны, включает в себя также материалы о военных действиях последних десятилетий в Афганистане и Чечне. Участвуя в историко-краеведческой деятельности и совершая свои маленькие открытия, школьники воспринимают исторические события не как нечто далекое или нереальное, а становятся соучастниками боевых подвигов земляков, испытывают радость сопереживания, горесть утрат, «участвуют» в ударных стройках, познают героику и будни созидательного процесса.

Все это в конечном итоге влияет на процесс нравственного становления школьников, их историческое самопознание и самоопределение. Осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции. Изучение истории края является также способом удовлетворения и, что особенно важно, формирования и развития общественных интересов учащихся. Таким образом, организация историко-краеведческой деятельности учащихся способствует решению больших и сложных задач, нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Музей школы создавался в течение 10 лет и сейчас находится в центре самого пристального внимания всех жителей села. В этом году актив музея впервые принял участие в муниципальном конкурсе «Находка года» в рамках Всероссийской программы туристско-краеведческого движения «Отечество-2007 г» и занял 2 место. Активно занимаясь поиском, дети вовлекают в работу по сбору экспонатов, формированию музейных коллекций родителей, дедушек и бабушек. Они расспрашивают своих близких о событиях прошлых лет, приглашают их на школьные встречи, узнают о реликвиях, хранимых в семьях, составляют генеалогическое древо своего рода. В результате происходят солидаризация детей и взрослых, сближение сельчан разных поколений, укрепление отношений между семьей и школой. При совместной подготовке исследовательских работ, родители предстали с новой стороны, что способствовало повышению их авторитета. В школе складываются благоприятные условия для того, чтобы ребенок выступал не в роли потребителя продукта музейной деятельности, а в качестве его активного создателя.

Таким образом, организация историко-краеведческой деятельности учащихся способствует решению больших и сложных задач, нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. А личностно-ценностное переживание истории родного края, своих предков приводит ребенка к осознанию себя участником исторического процесса, способным на преобразующую созидательную деятельность. Таким образом, музей в нашей школе является реальной основой патриотического воспитания подрастающего поколения, а использование технологии проектной деятельности способствует самореализации ученика. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность рассматривается как метод обучения, который строится на сотрудничестве более опытного человека с менее опытным, благодаря которому происходит приобщение обоих субъектов к человеческой культуре.

Целью учебно-исследовательской работы учащихся является создание условий для развития их творчества, самоопределения и самореализации школьников.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

- сформировать у учащихся интерес к познанию мира, к выявлению сущности процессов и явлений науки, искусства, природы, общества, к учебно-исследовательской деятельности;

- развивать у школьников умения и навыки, необходимые для проведения учебно-исследовательской деятельности; способности к самостоятельному творческому мышлению; умения использовать полученные знания на практике;

- способствовать мотивированному выбору профессии.

Используем разнообразные исследовательские методы: экскурсии и прогулки по родному краю; работа в библиотеках и архивах; опрос населения, анкетирование, переписка с земляками, встречи с интересными людьми; экспедиционный сбор материалов.

Основными направлениями исследовательской деятельности стали: родословное древо, судьба семьи в судьбе страны, семейный архив, история школы и родного края.

Учащиеся, работающие над индивидуальными темами, реализуя навыки исследовательской работы, успешно выступают на школьном, муниципальном, региональном уровнях: в 2006 г. во II муниципальном заочном конкурсе исследовательских краеведческих работ участников туристско-краеведческого движения «Отечество» Кустов Р. занял I место с работой «Две судьбы»; в 2007 г. в муниципальном конкурсе сочинений «О ветеранах в семье» к 25-летию Совета ветеранов - Кустов Р. - I место, Нехлюдов Д. - II м.; в «Краеведческих чтениях - 2007» в рамках Всероссийской программы туристско-краеведческого движения «Отечество» - 2007 г. Пьянкова Л. награждена грамотой «Исследователь II ступени»; в 2007 г. в конкурсе сочинений «Горькая история страны в судьбах» Новоселова К., Мерзляков Д. признаны победителями. В краевом (заочном) конкурсе исследовательских краеведческих и литературоведческих работ учащихся «Корнями дерево сильно» Кустов Роман, учащийся 7 класса, с работой «Две судьбы» занял I место.

Награждена Благодарственным письмом Министерств образования Пермского края, Пермским областным детским Центром «Восхождение» за подготовку дипломанта на краевой конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся.

Занимаясь краеведением, дети видят, из чего складывалась повседневная жизнь людей. Понимают, что люди приспосабливались к жизненным обстоятельствам, и не протестовали, когда должны были это делать, не сопротивлялись, когда должны были сопротивляться. Как люди могли побеждать естественный страх, и тогда содержанием повседневности становились подвижничество и героизм, как это было в период Великой Отечественной войны.

Одно из новых направлений работы – использование ИКТ. В настоящее время наша школа имеет собственный компьютерный класс, выход в Интернет. Выступления учащихся на муниципальных и краевых научно-исследовательских конференциях сопровождаются компьютерными презентациями, которые позволяют сделать выступление более содержательным, красочным, эффектным, привлекают внимание слушателей. В создании электронных презентаций есть успехи на муниципальном и краевом уровнях: I конкурс проектов электронных презентаций культурно –исторических ресурсов рекреационного потенциала «Чайковский-жемчужина Прикамья» - фильм «Дым Отечества нам сладок и приятен» - III место; 2006 г. II конкурс электронных презентаций «Чайковский - жемчужина Прикамья» - фильм «Две судьбы» Кустов Р. – I место; III краевой фестиваль электронных презентаций историко-культурно-природных ресурсов «Жемчужное ожерелье Прикамья» Кустов Роман - презентация «Две судьбы» I место.

Важную роль в моей работе играет кабинет географии, который признан лучшим в школе (2007 год), где сосредоточены УМК по классам и темам. В нем собран и систематизирован богатый материал по истории, этнографии, географии своего края, представлена публицистическая, художественная, научная литература, материалы периодической печати, результаты исследовательской деятельности учителей и учащихся, различные картографические, статистические материалы, гербарии растений нашего края, коллекции полезных ископаемых, почв, рефераты, фотоматериалы. Сбор материалов производится в библиотеках города, статистическом управлении, городском архиве, краеведческом музее, Чайковском комитете по охране окружающей среды, городском центре Роспотребнадзора, метеорологической станции. Кабинет пополняется материалами краеведческого характера благодаря ученикам, родителям учащихся, учителям, которые делятся с нами краеведческими материалами. На основе собранного материала мною было создано учебное пособие: «Природные условия Чайковского муниципального района» и выстроена модель включения краеведческих знаний в образовательный процесс все это позволило широко использовать краеведческий материал в урочной и внеклассной деятельности. Кабинет является методическим центром по предмету и способствует обеспечению высокого качества образования.

Неоднократно представляла свой опыт работы на школьном и муниципальном уровнях. Провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия, мастер-классы для учителей Чайковского муниципального района. Принимаю активное участие в конференциях, семинарах, в работе городской проблемной группе по гражданскому образованию. Являюсь победителем муниципального конкурса «Секрет успеха – 2007».

По результатам диагностики классных руководителей 5-9 классов у 95% учащихся положительная мотивация к предмету (результаты анкет). В 2006-2007 учебном году 93,3% учащихся 9 класса выбрали предмет география для государственной (итоговой) аттестации и успешно сдали экзамен в форме тестовой технологии. Успеваемость-100%, качество знаний-71,4%. Стабильная успеваемость по предмету 100%, средний балл по предмету 3,99%, обучающихся на «4» и «5» 77,5%. Росту мотивации к изучению предмета способствуют занятия учащихся в эколого-краеведческом обществе, научно-исследовательском обществе «Я - исследователь», в летнем профильном лагере «Поиск».

Учащиеся стабильно посещают занятия краеведческого кружка, принимают активное участие в поисково-исследовательской деятельности. Повысился интерес детей к исследовательской деятельности на 25%.

Награждена Почетной грамотой Земского Собрания за личный вклад и значительные успехи в воспитательной и образовательной деятельности.

С 2005 года являюсь классным руководителем.

Свои функции классного руководителя подразделяю на:

1. Аналитические;

2. Прогностические;

3. Организационно – координирующие;

3. Коммуникативные;

4. Контрольные.

Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую семью. Взаимодействие с родителями учащихся я начала с налаживания с ними партнерских отношений, ведь дети находятся в большей степени в родительской, чем педагогической власти. Мне удалось в общении с родителями и их детьми создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Основные принципы, на которых я строю продуктивное сотрудничество с родителями: равенство, этичность, взаимопомощь в воспитании детей.

Методом анкетирования выявила социальный заказ родителей. Изучила результаты социологического опроса учащихся 5 класса, определила следующие проблемы: неспособность учащихся к серьёзным нравственным усилиям над собой, нежелание или неумение принимать самостоятельные решения, незнание собственного «Я». Мы определили ценностные приоритеты социально-мобильной личности:

1. Познавательная инициатива;

2. Физическое и психическое здоровье;

3. Коммуникативность;

4. Гражданственность;

5. Социальная адаптивность.

Таким образом, у нас появилась общая цель: воспитать социально- мобильную личность. Возникла необходимость в создании программы развития данного класса. Была разработана программа «Семь «Я», ориентированная на школьников подросткового возраста. Это система логически вытекающих одно из других действий: Что узнаём? Чему научимся? Какими станем?

Цель: воспитание гражданина, любящего свою семью, школу, Родину, человека культуры и нравственности, сплочение коллектива.

Задачи: 1.Развивать у учащихся гражданские качества личности: патриотизм, гражданскую позицию, гражданский долг, дисциплинированность, самостоятельность, инициативу, толерантность, свободу, выбор, рефлексию.

2. Создать условия для инициативы детей, возможности проявлять себя через ученическое самоуправление.

3.Формировать ценностное отношение учащихся к собственному здоровью.

Программа состоит из семи направлений: 1. Я; 2. Я и моя семья; 3. Я и моя школа; 4. Я и моя родина; 5. Я и моё здоровье; 6. Я и мои права; 7. Я и культура. Познакомила детей и родителей с книгой В.А.Сухомлинского «Павлышская средняя школа», в которой он раскрыл общечеловеческие нормы нравственности как азбуку моральной культуры и начальную школу гражданственности. У детей появилось желание познакомиться с «хрестоматией моральных ценностей» - описанием подвигов, совершенных людьми, верными своей Родине, идеалам народа, своим убеждениям. Великие дела надо совершать, а не обдумывать их бесконечно, говорил Ю.Цезарь. Такими делами стали для нас: создание музея, исторической тропы, подготовка исследовательских работ, поездки, походы. Реализация программы идет третий год. Мне близка идея И.П.Подласова: Нельзя допускать, чтобы процесс нравственного воспитания превращался в «кампанию по борьбе». Воспитание не «борьба», а длительная кропотливая работа, складывающаяся из повседневных будничных дел. Большое внимание уделяю развитию органов соуправления и реализации прав и обязанностей воспитанников. В классе создан Совет класса, который формирует в ученическом коллективе специальную атмосферу – дух школы, дух коллектива. На общем классном собрании выбран председатель Совета класса и главы служб: ПВУ (Помоги в учёбе), КИД (Культура и досуг), ЗОЖ (За здоровый образ жизни), ДПС (Дорожно-патрульная служба), Пресс – служба. Сменность глав служб происходит один раз в четверть, тем самым каждому даётся возможность попробовать себя в различных видах деятельности с разной степенью ответственности, побыть ведущим и ведомым, организатором и исполнителем. Использую разнообразные формы работы: коллективные (КТД, игры, походы); групповые, индивидуальные (беседы, консультации); активные (защита проектов). Результаты деятельности учащихся оцениваю по следующим показателям результативности (по Л.И. Третьякову): уровень здоровья 100%, уровень воспитанности 93 %, уровень качества обучения 75 %, уровень обученности 100%.

Для диагностики сформированности нравственно – гражданской позиции использую 8 психолого-опросных методик: «Что такое хорошо и что такое плохо»; «Нравственный выбор»; «Ситуация»; «Пословицы»; «Толкование нравственных качеств»; методика по определению основных нравственно - гражданских позиций; анкета по диагностике нравственно-гражданских представлений школьников; анкета по типу «Незаконченное предложение»

Объединила детей и взрослых общей заботой и коллективной творческой поисково-краеведческой деятельностью, созданием школьного краеведческого музея, проведением совместных праздников, туристических походов, экскурсионных поездок. Темы однодневных походов различные: знакомство с природой родного края, с памятниками истории, встречи с героями Великой Отечественной войны и труда. Обращаю внимание на природоохранное просвещение, прививаю навыки общения с природой. Туристические походы сплотили классный коллектив, расширили знания по географии. Ребята проявили инициативу, ответственность, находчивость, сопереживание. После походов и поездок мы обсуждаем итоги, отмечаем наиболее инициативных, указываем на замечания и недостатки. Такое сотрудничество уже сейчас дает результаты. Успеваемость - 100%, качество знаний учащихся - 75%. Учащиеся создали портфолио – индивидуальную папку в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности. Портфолио показывает рост ученика, его активность, его возможности и особенности, воспитывает культуру представления себя, своих достижений. В 2008 году в конкурсе на лучший портфолио победила Новоселова Клавдия, ученица 7 класса классным руководителем которого я являюсь. Повысилась инициатива и ответственность детей. В классном коллективе отсутствуют конфликты, психологический климат благоприятный.

Учащийся моего класса Кустов Роман стал победителем муниципального конкурса «Чайковские дарования» в номинации «Творчество»

Таким образом, общность целей влечет за собой единство, а совместная деятельность породила феномен солидарности, психологическое единство сопровождается самосознанием «Мы - коллектив».

Мне, как учителю географии, осуществляющей компетентностный подход в обучении и воспитании, удается формировать у школьников географическую культуру и гражданскую позицию благодаря использованию разнообразных педагогических технологий и совместной практической деятельности с учащимися.