|
Урок по литературе, музыке и истории Цели: раскрыть идею и смысл произведения К. Рылеева Цели:
раскрыть идею и смысл произведения К. Рылеева;
продолжить работу с литературоведческими терминами;
донести идею литературного произведения через введение в мир музыки и истории в одном временном отрезке;
формировать коммуникативные навыки;
продолжить работу патриотическому воспитанию через восприятие художественных и музыкальных произведений;
воспитание человеческих качеств, присущих истинному русскому герою;
Оборудование:
таблицы (см. в конспекте);
портреты: М. Глинки, К. Рылеева;
aонограмма М. Глинка. “Эпилог. Иван Сусанин”;
карточки для словарной работы (см. конспект).
ХОД УРОКА
“За отчизну не жаль и жизни отдать…”
К. Ф.Рылеев. Иван Сусанин.
I. Организационный момент.
II. Словарная работа.
– Прочитайте эпиграф урока. Его смысл нами должен быть раскрыт к концу урока. Прочитайте слова, напечатанные на карточках. Объясните, в каком произведении Вы их встречали, и, что они обозначают?
Михаил сарматы, лях жупан окольной тропой дебристая стена захолустье сокольи очи лучина
–Что обозначает слово дума? (Дума – поэтическое произведение с размышлением о ком-либо или о чём-либо.)
III. Сообщение темы и цели урока.
IV. Актуализация полученных знаний.
– Когда происходили события, описанные в “думе”? (1613 г.)
– Какие это были времена. Охарактеризуйте с точки зрения исторической эпохи.
(“Несите жемчуг, серебро, Несите всё своё добро. Всё, что копили много лет! У кого богатства нет – Отчизну, родину любя, Нательный крест сними с себя!”
Н. Кончаловская
1913 г. Москва избрала нового царя – Михаила Фёдоровича Романова. Польские и шведские короли вторглись в России. Под руководством Минина и Пожарского создаются большие войска народного ополчения. Проявил себя в этой схватке Минин. Он во главе конных воинов переправился через Москву – реку и нанес неожиданный удар по врагу. Затем в бой вступили основные силы ополчения под командованием Пожарского. Поляки дрогнули и побежали. Москва была освобождена.)
ИСТОРИЯ
ИЛЛЮСТРАЦИЯ ПАМЯТНИКА МИНИНУ И ПОЖАРСКОМУ В МОСКВЕ
– Расскажите кратко содержание “Думы”. (Польские войска были уже изгнаны из Москвы, но отдельные их отряды ещё бродили по стране. Один из таких отрядов забрёл в село Домнино, где жил Иван Сусанин. Он согласился стать проводником и завёл отряд поляков в непроходимые дебри и болота и сам вместе с ними погиб)
V. Работа с произведением по учебнику.
– Прочитайте, описание главного героя. Чем насыщено произведение? (Диалогами) Как Вы думаете, почему?
– Кто и кем ведёт диалог. Прочитайте.
Работа по обучению выразительному чтению диалогов в зависимости от присутствия героев произведения. Диалог с сыном – мягко, любя, строго. С врагами – спокойно, уверенно.
ЛИТЕРАТУРА
– Можно ли назвать Ивана Сусанина русским героем? Почему? Докажите.
– Кто автор литературного произведения? Что Вы о нём знаете?
– С какой целью была написано автором произведение?
ПОРТРЕТ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
VI. Знакомство с музыкальным произведением
Продолжает урок учитель музыки.
– Подвиг и “Дума” К. Рылеева вдохновили М.И. Глинку на написание музыкального произведения – оперы “Иван Сусанин”.
– Что такое опера? (Вид музыкально-театрального искусства, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра)
Ученик дает краткую справку о биографии М. Глинки.
– Опера состоит из четырёх действий и эпилога. Опера “Иван Сусанин” – произведение реалистическое, правдиво – искреннее, повествующая об истинных событиях. Музыка оперы национально-песенна. Опера до 30 гг. XX века называлась “Жизнь за царя” (вывешивается афиша).
Дети слушают “Эпилог”.
– Как вы думаете, кого славит народ в эпилоге? Почему?
– Какие мысли родились, когда вы слушали музыкальное произведение?
МУЗЫКАЛЬНАЯ ОПЕРА ГЛИНКА
VII. Итог урока.
– Что объединяет авторов музыкального и литературного произведения?
– Объясните смысл эпиграфа нашего урока.
– Как он связан с изучаемыми нами произведениями?
– С какой целью эти произведения были написаны и предложены вам для изучения в школе?
VIII. Домашнее задание (по желанию).
Выучить отрывок.
Выразительное чтение.
Сделать рисунок к отрывку.
Подобрать пословицы, отражающие главную идею произведения.
|
|
|