|
«Как я стал учителем математики» Конспект урока по теме «Зависимость между величинами» в 6 классе по учебнику автора Петерсон Л. Г.
Игра «Как я стал учителем математики»
Автор: учитель математики МБОУ «СОШ № 143» г. Красноярска
Князькина Татьяна Викторовна
Цель урока: изучить новое научное понятие зависимости между величинами и способы её задания.
Задачи: Тип урока: комбинированный.
Форма работы на уроке: индивидуально-групповая.
План урока (поэтапный)
Разминка «Угадай, кто я?»
Проверка домашнего задания «Я - зависимость между величинами. Какой я могу быть?»
Тренировка «Как я умею применять свои знания?»
Самооценка. Тест-лото «Оцени себя сам»
Математическое исследование «Виды на будущее»
Ход урока.
Разминка
Необходимо проверить истинность равенства. Из букв, соответствующих пропорциям, составить слово. Это имя известного математика древности. Взаимопомощь в группе допускается.
А 0,125/0,2=5/8 (и)
М 3/0,4=9/12 (л)
К 30/1,8=5/3 (л)
Ф 1,5/5=0,6:2 (и)
С 12/2=4,8/0,8 (и)
Б 2,5/4=5/0,8 (л)
Е 5/8=15/24 (и)
Л 7/10,5=2/3 (и)
И 2/5=0,2/0,05 (л)
Имя ученого расшифровано: ФАЛЕС
Дополнительные вопросы:
Как удобнее определить истинность равенства?
О: например А - перекрестным умножением, Ф – делением и т. д.
Теперь поиграем.
Вашим домашним заданием было самостоятельное изучение темы урока «Зависимость между величинами». Надеюсь, вы с этим справились. Итак, меняемся ролями. Вы - мои учителя, я – ваша ученица, которая не знакома с новым математическим понятием. Прошу вас помочь мне изучить новую тему.
(Ученики объясняют. По ходу я задаю им вопросы, которые могли бы возникнуть у обучаемого.
Что такое зависимость между величинами?
Как её можно задать?
Покажите взаимосвязь между тремя видами задания зависимости: формулой, таблицей, графиком.
Где мы встречаем различные виды зависимостей между величинами?
Какие формулы известны?
Немного о формулах.
Кто - то стёр с доски часть формулы. Восстановите, пожалуйста, запись и «расшифруйте формулу»
Vсоб=(Vпо теч+?):2
S=?·Tвстр
V=a·b·?
A=V·?
Всё, что касается нового математического понятия, мне ясно. Как же я могу всё то, что услышала, применять на практике? А может быть мне это в жизни не пригодится?
Решение задач по группам с озвучиванием у доски.
Группа «ЖКХ»
Задача.
Месячная плата за мою квартиру составляет 1980 рублей. К сожалению, моя квартплата просрочена на 20 дней. Пеня составляет 1% квартплаты за каждый день просрочки. Сколько денег я потеряла?
Дополнительный вопрос всем: много это или мало?
Группа «Банк»
Задача.
Я хочу взять на полгода кредит в банке «ОВК» на сумму 100000 рублей. Сколько денег я «подарю» банку, если банк берёт 28% годовых?
Группа «Графики и табличники»
Задача.
По заданному графику написать формулу зависимости y от x и составить таблицу из 5 столбиков.
9 y
1 4 3 2 1 x
Группа «Водоплавающие»
Задача.
1 сентября 6А класс совершил экскурсию на «Ракете» в город Дивногорск, который находится в 40 км от Красноярска. В Дивногорск мы шли 40 минут, обратно – 30 минут. Как узнать скорость течения воды в нашей великой реке Енисей? Какова эта скорость?
(P.S. Вспомните, в каком направлении течёт Енисей?)
Группа «Практики – маляры»
Задача.
Перед вами модель куба, которую нужно закрасить краской. Сколько потребуется краски, если на 1 см² приходится 0,2 грамма краски? Составьте формулу зависимости площади всей поверхности куба S от длины ребра куба a. Измерьте длину ребра куба и найдите ответ задачи.
После озвучивания решения задач – пауза отдыха. Слушаем «Звуки природы» и угадываем, какое животное «поёт». (дельфин)
Лото.
Спасибо, что помогли мне узнать многое о зависимостях между величинами, научиться их применять в решении практических задач. С помощью теста – лото попытайтесь оценить свои знания и умения.
Правила лото.
В тесте 5 заданий, соответствующих теме урока. В карточке лото есть как правильные ответы, так и неправильные.
Если вы закроете 5 правильных ответа, то ставьте смело «5», 4 правильных ответа, то ставьте «4» и т. д.
Не волнуйтесь, если у вас будут закрыты 3,2, 1 правильный ответ или ни одного, «плохих» оценок не будет, т. к. это первый урок по теме и у вас будет возможность исправить положение в лучшую сторону на следующих уроках.
(тест, самооценка)
Решаем исследовательскую задачу.
Стр. 27 учебника № 102.
Решение: После измерения получаем: B₁B₂/C₁C₂=4/2=2; B₂B₃/C₂C₃=3/1,5=2;
Вывод: B₁B₂/C₁C₂= B₂B₃/C₂C₃;
Формулируем гипотезу по тексту задания: «Если стороны угла пересекают 3 параллельные прямые, то из получившихся отрезков можно составить пропорцию»
Добавлю, что данная гипотеза представляет собой знаменитую теорему Фалеса, о которой пойдёт речь в геометрии.
Подводим итоги в рабочей карте урока.
-
Ф. И.
| Тест - лото
| Как решил задачу
| Как я изучил тему урока
| итог
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание.
Придумайте невероятную, фантастическую зависимость одной величины от другой и опишите её с помощью формулы, таблицы, графика.
2013г. |
|
|