|
Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы.
В методике обучения младших школьников связной речи малоисследованной является проблема организации учебной деятельности, направленной на овладение учащимися диалогом как универсальным средством общения. Необходимо развивать коммуникативные способности детей, но на традиционном уроке ребёнок не имеет такой возможности для делового общения, следовательно, актуальна тема: «Диалог как способ развития коммуникативных способностей учащихся начальной школы.
В настоящее время в школе используются две формы подачи информации: монологическая и диалогическая. Монологическая форма осуществляется через лекцию, рассказ, объяснение и др. Диалогическая- через различные виды бесед, дискуссии, диспуты, создание проблемной ситуации.
Постоянно встают вопросы: как сделать обучение более интересным, творческим, понятным каждому.
Современные дети испытывают потребность в общении. Поэтому важную роль играет такой метод, как дискуссия или коллективный диалог, что предполагает равноправие партнёров, участвующих в нём. Постепенно диалог приобретает формы развёрнутого общения между субъектами коллективной учебной деятельности.
К сожалению, очень часто процесс общения в начальной школе на уроках сводится к простейшей беседе или расспросу (вопрос учитель-ответ ученик). Это затрудняет развитие устной речи младших школьников, ограничивает его возможности широко и свободно мыслить.
Умение общаться друг с другом, вести дискуссию даёт возможность каждому ребёнку пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины.
Важным методическим приёмом работы является самостоятельный поиск учащихся, добывание ими знаний из разных источников. Ученики не просто решают, обсуждают, сравнивают, группируют, делают выводы, определяют закономерности, высказывают своё мнение, выступают в роли исследователей.
Исследовательская деятельность младших школьников осуществляется как диалоговая, при которой одни участники-исследователи, другие-оппоненты.
Учение идёт от учеников, а учитель направляет коллективный поиск, подхватывает нужную мысль и ведёт их к выводам.
Учащиеся не боятся допустить ошибку в ответах, им всегда на помощь придут одноклассники, и они вместе примут решение. Главное в работе- умение общаться, вести дискуссию, дать простор детской мысли, выслушивая каждого, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло. В ходе учебного диалога зарождается необычное отношение между учителем и учениками, в котором собеседники проявляют собственный взгляд на мир.
Особенности учебного диалога:
наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы;
наличие двух и более собеседников, связанных отношениями
взаимопонимания; точки зрения;
наличие цели организации диалога;
наличие обратной связи;
наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом,
учителем и учеником.
Главным условием возникновения учебного диалога на уроке является наличие проблемной ситуации.
Например, на уроке русского языка при изучении темы: «Мягкий знак после шипящих» возможно создание такой проблемной ситуации.
В начале урока детям предлагается работа в парах для выполнения задания.
Вам предложены пары слов. Подумайте, что общего в словах двух столбиков.
Дана транскрипция слов:
[кирпич]-[рэч]
[камыш]-[тиш]
[нош]-[рош]
[лэщ]-[вэщ]
Дети, обсудив, приходят к выводу, что все эти слова являются существительными с шипящей согласной на конце.
Предлагается записать эти слова. Один ученик работает у доски. На доске появляется запись: кирпич- реч
камыш- тиш
нож- рож
лещ- вещ
Во всех словах женского рода не написаны Ь после шипящих. Тогда детям предлагается текст, в котором слова (или существительные) с шипящей на конце написаны верно. Дети работают в парах.
Текст.
«Дочь истопила печь. Мама сварила борщ и испекла калач. Вдруг послышался плач. Это проснулся малыш. Его разбудила мышь.»
-Найдите слова (имена существительные) с шипящими на конце. Понаблюдайте, как они написаны.
Дети делают вывод, что имена существительные с шипящими на конце в женском роде пишутся с Ь, в мужском роде Ь не пишется.
Предлагаем вернуться к словам на доске и проверить, как они записаны, употребив новое правило.
Затем просим детей озвучить тему урока. Открыв учебник, предлагаем выбрать упражнение, которое подходит к теме урока и выполнить его.
Умение общаться друг с другом, вести дискуссию даёт возможность каждому ребёнку пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины.
Необходимые правила при работе в диалоге:
Отвечать на поставленный вопрос.
Каждый имеет право на свою версию.
Каждый имеет право поддерживать версию другого.
Каждый имеет право аргументировано оспаривать версию другого.
«…Действуй не рядом с другими учениками, а вместе с ними». (Г. А. Цукерман)
Учение идёт от учеников, а учитель направляет коллективный поиск, подхватывает нужную мысль и ведёт их к выводам. Отвечают и слабые, и сильные. Учащиеся не боятся допустить ошибку в ответе, так как знают, что им всегда придут на помощь одноклассники и все вместе они примут правильное решение. Главное в работе – умение общаться, вести дискуссию, дать простор детской мысли, выслушивая каждого, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло.
Положительные стороны дискуссии:
ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится участвовать в дискуссиях, чётко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать своё мнение, выслушивать другие точки зрения;
в процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию;
учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность;
думая вместе, оспаривая друг друга, ученики добираются до истинного содержания обсуждаемых вопросов.
Важно понимать, что детская группа влияет на развитие личности ребёнка не самим фактом объединения детей, а содержанием взаимодействия между участниками. Сотрудничество- это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним.
Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована так: учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Основные принципы обучения в коллективе:
Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:
- единой цели, которую можно достичь только сообща;
- распределённых внутригрупповых ролей, функций;
- единого учебного материала;
-общих ресурсов;
- одного поощрения на всех.
Личная ответственность каждого.
Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.
Равная доля участия каждого члена группы.
Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки достигается, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты.
Рефлексия.
Обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.
Важно что перед группой стоит двойная задача: с одной стороны, академическая- достижение познавательной, творческой цели, а с другой- социальная или, скорее, социально-психологическая, которая заключается в реализации в ходе выполнения задания определённой культуры общения. В ходе обучения в сотрудничестве учитель контролирует не только успешность выполнения задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.
Учитель на уроке должен создать учебный диалог как творческое взаимодействие, как диалог равноправных сознаний, в ходе которого происходит не усвоение готовых знаний, а поиск системы. В результате обучения учащиеся чувствуют себя открывателями в науке, переживают радость творчества и успеха.
Волкова Е.А.
Александрова Н.А.
ЛИТЕРАТУРА:
И. В. ВЕРЕТЕННИКОВА «Диалог- одна из форм сотрудничества на уроке».
Е. Н. ЗЕМЛЯНСКАЯ «Учебное сотрудничество младших школьников на уроках».
М. П. ВОРОНИНА «Диалог на уроке в начальной школе».
|
|
|