Главная страница


Классный час «Что такое толерантность !»



Скачать 85.85 Kb.
НазваниеКлассный час «Что такое толерантность !»
А.П.Матвеев
Дата18.04.2016
Размер85.85 Kb.
ТипКлассный час

Муниципальное образование Красноармейский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6


Методическая разработка

классный час

«Что такое толерантность !».

Разработал:

кл.руководитель

10 класса

МБОУ СОШ №6

А.П.Матвеев
ст.Полтавская
2014г.
Доброта и толерантность спасёт мир.

Добро и зло. Откуда это в человеке?

Когда становится он добрым или злым?

Быть может он рождается таким?

И существует ли добро в ХХ веке?

Ведь говорят, что стали мы и злей и

черствей.

Цели и задачи:

-расширить понятия толерантности и интолерантности у учащихся ;

-показать социальную значимость толерантности;

-формировать у ребят уважительное отношение друг к другу и окружающим;

-способствовать сплочению учащихся, формированию положительных эмоций;

-воспитывать заботливое отношение к людям имеющим различные физические и психические недостатки, воспринимать их такими какие они есть.

Оформление: аппликация на классной доске «Что такое толерантность»
Учитель:

Президент России Путин В.В., выступая на встрече с участниками Всероссийской конференции преподавателей общественных наук, заявил, что старые стандарты образования не решают проблем формирования личности и ключевым понятием в обучении станет способность использовать на практике любые полученные знания. Порассуждаем об этом. В человеке должны быть базовые установки или критерии воспитанности. Такие критерии осмысливались давно. Взяв мудрость древних и соединив её с современностью, можно говорить о необходимости формирования у обучающихся следующих критериев воспитанности: самообладание, коммуникабельность, культура чувств и мышления, толерантность. Толерантность личности может существовать в обществе только на основе неприятия попыток к порабощению и систем зависимости от кого-либо.

Толерантность личности может существовать в обществе только на основе неприятия её попыток к порабощению и систем зависимости от кого-либо. Если толерантность утрачивает эту основу, то превращается в холопство перед другим. Значит, толерантность предполагает и отсутствие собственной устремлённости к введению других людей в зависимость от себя.

На вопрос, что такое толерантность, 10-классники в основном сказали, что слышали, но конкретно никто не смог объяснить, что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Начнем с вопроса: «Что такое толерантность?»

Учащиеся: отвечают кто что знает, а кто-то оказывается совсем несведущим в этом интересующем меня как классного руководителя вопросе.

Учитель:

Целью нашего классного часа является знакомство с понятием «толерантность», «интолерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

В последнее время говорить о толерантности стало модным. Понятие « толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово-«терпимость».

Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне – в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных способностей.

В межличностном общении толерантность – терпение, принятие другого человека таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Развитию толерантности способствует неподдельный интерес к человеку, его самобытности, постижение его эмоционального состояния, рост жизненного опыта.

Методом мозгового штурма определяем уровень понимания значения слова толерантность. Сидя в кругу, все учащиеся по очереди говорят о своем понимании понятий толерантности и интолерантности.

Учитель: Знакомы ли вы с определением понятия: «толерантность», «интолерантность»? Описать толерантность довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках она определяется по-разному.

Делим класс на 4 группы. Даем задание по группам.

-Дать определение толерантности.

-Дать определение интолерантности.

-Дать определение толерантному человеку.

-Дать определение интолерантному человеку.

Учитель:Толерантность-это:
Учащийся: Терпимость

Учащийся:Уважение права быть « иным».
Учащийся: Непричинение вреда «другому».
Учащийся: Признание многообразия сообществ.
Учащийся: Взаимозависимость всех от каждого и каждого от всех.

Учитель:Интолерантность-это:
Учащийся: Нетерпимость

Учащийся:Унижение человеческого достоинства.
Учащийся: Агрессивность.
Учащийся: Нарушение прав человека и т.д.
Учитель:

У каждого свой нрав и к прочим нетерпенье.

На плаху иль на пьедестал

Разбрасывают всех без ложного стесненья.

И хоть бы кто от этого устал!
Сличают всё с имеющимся знаньем точно.

Особо в сложностях не усомнясь,

Выносят приговор «порочным»

И тут же судят не таясь.
Но как вдруг жалобны они бывают,

Когда ошибка налицо

К тем, кто от них уже страдает,

Страдает, может быть, давно.
Раскаявшийся раз, урока не запомнит.

И к следующей судьбе он весь непримирим.

Сомнение его, увы, не тронет

И славы горькой шлейф потянется за ним.
Вопросы для обсуждения:

- Что означает каждое определение?

- Есть ли в них что-то общее, что объединяет их?

- Какое определение более удачно?

-Можно ли дать одно определение понятиям « толерантность», «интолерантность»?

После того, как учащиеся представили свои формулировки, обсудили понятия, учитель подводит итог определениями толерантности и интолерантности .

Учитель: Давайте вспомним ситуацию по сказке «Гадкий утёнок», ответим на вопрос: «Как поступили товарищи по отношению к своему сородичу?» ( Интолерантно).

-А бывают ли в вашей жизни подобные ситуации? (Идёт обсуждение).
На этапе рефлексии учащиеся говорят, что нового они узнали, постараются учиться быть толерантными в отношениях с одноклассниками, с учителями и родителями.

Учитель: А теперь о толерантности в нашем классе и школе.

-Как вы себя чувствуете в классе и школе?

-Комфортно ли вам?

-Вы можете сказать, что вы одна команда? Почему?

( Нам вместе интересно).

-А каких людей называют интересными? (Люди, которым присуща доброта, удача, красота, радость…)

Учитель: Попробуем сформулировать правила по теме «Толерантность в школе».

-Умение слушать учителя.

-Соблюдать порядок в кабинетах, где проходят занятия. Уважая тем самым труд своих товарищей по школе.

-В столовой уступать места малышам, помогать донести поднос с едой.

-Не забывать говорить слова приветствия каждому находящемуся в школе, исходя из понятия, что школа для ученика, ученик в ней хозяин, и хозяин приветливый.

-Юноши ведут себя по отношению к девушкам как истинные джентльмены.

-Не допускать нецензурной лексики.

-Учителям проявлять терпимость по отношению к ученикам в большей степени.

«Правила поведения в нашем классе».

-Полное понимание и терпение друг к другу.

-Взаимное уважение.

-Соблюдать «золотое правило нравственности».

-Дружеская любовь.

-Воспитывать в себе интеллигентность.

«Толерантность в общении».

-Быть всегда внимательным.

-Терпимо и аргументированно вести спор.

-Быть гуманным и милосердным.

-Не оскорблять собеседника.

При обсуждении дети проявили себя очень активно. Были затронуты многие проблемы отношений: учитель – ученик, ученик – директор, ученик – ученик, дети – родители.

Учитель: А дальше идёт легенда «Гуси».

Много ли мы знаем про гусей? Они громко крякают и больно щипаются. А еще они летят клином на юг.

А вы знаете, что гусь выбирает себе пару на всю жизнь? И если одна половинка погибает, другая никогда не выбирает себе новую пару и в скором времени тоже умирает.

А когда они летят клином, то способны пролететь на 71 % больше, чем поодиночке. Клин разбивает сопротивление ветра, как вертолет, и сложнее всего тому, кто летит впереди. Если первый устал – он отправляется в конец, и его незамедлительно подменяют. Так они постоянно меняют вожака. И каждый из гусей бывает в этой роли. Если один из гусей заболевает или устает и опускается ниже, еще двое опускаются с ним и остаются до тех пор, пока тот не наберется достаточно сил.

Вы слышали, как кричат гуси, когда клин медленно плывет в горизонт? Это они подбадривают того, кто летит впереди, и точно знают, что их будут также подбадривать, когда они окажутся на его месте.
После чтения идёт обсуждение.

-Про что этот рассказ для вас?

-Давайте попробуем, прежде чем задать этот вопрос , ответить на него сами себе.

Учитель подводит учащихся детей к мысли-обобщению: жизнь гусей – это метафора отношений в семье, коллективе.

-Так порой хочется чувствовать себя в такой «гусиной стае», где есть защищенность, забота, верность. Особенно когда за все, что есть в жизни – работа, дом, дети, материальное благополучие, отвечаем только мы. А так происходит потому, что мы боимся отдать часть ответственности, или потому, что те, кто рядом, не очень стремятся разделять ее с нами. Часто ли нас, «летящих впереди», поддерживают, не забывают ли о нас, когда мы устали и отстаем? Как окружающие относятся к нашим победам, к тому, что нам удалось вырваться вперед? Разделяют с нами радость или воспринимают наши достижения как собственное поражение? Для того чтобы была возможность лететь вперед, важно иметь надежный «тыл», в то же время роли «летящего впереди» и «прикрывающего» обязательно должны меняться.

-Как мы ведем себя, когда кто-то оступается, ошибается? Мы «спускаемся с ним вниз», чтобы поддержать или попытаться разобраться, что случилось? Или нам легче выгнать его из «стаи» (класса, школы, семьи)?
Чтение стихотворения Э. Асадова «Разные свойства».


Заяц труслив, но труслив оттого,

Что вынужден жить в тревоге,

Что нету могучих клыков у него,

А всё спасение – ноги.

Волк жаден скорее всего потому,

Что редко бывает сытым,

А зол оттого, что, наверно, ему

Не хочется быть убитым.

Лисица хитрит и дурачит всех

Тоже не без причины:

Чуть зазевалась – и всё! Твой мех

Уже лежит в магазине.

Щука жестоко собратьев жрёт,

Но сделайте мирными воды,

Она кверху брюхом тотчас всплывёт

По всем законам природы.

Меняет окраску хамелеон

Бессовестно и умело.

- Пусть буду двуличным, - решает он. –
Зато абсолютно целым.
Деревья глушат друг друга затем,

Что жизни им нет без света,

А в поле, где солнца хватает всем,

Друг к другу полны привета.

Змея премерзко среди травы

Ползает, пресмыкается.

Она б, может, встала, но ей, увы,

Ноги не полагаются…

Те жизнь защищают. А эти – мех.

Тот бьётся за лучик света.

А вот – человек. Он сильнее всех!

Ему-то зачем всё это?

Использованные источники:

1.https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2012/12/21/stikhi-o-tolerantnosti

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.

3. https://ozhegov.org/search.shtml

4. Гуси-лебеди. Автор: Эпосы, легенды и сказания. Жанр: Сказки. ...Издатель: Детская литература : М. 1984г.

5. Эдуард Аркадьевич Асадов. Избранное. - Смоленск: Русич, 2003. - 624 с.

6. https://otvet.mail.ru/question/50502441