Главная страница


Программа факультативного курса «Мои права» Рабочая программа Составитель: учитель начальных классов



Скачать 140.48 Kb.
НазваниеПрограмма факультативного курса «Мои права» Рабочая программа Составитель: учитель начальных классов
Дата27.08.2016
Размер140.48 Kb.
ТипПрограмма


Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 159»

с углублённым изучением математики, физики

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №159

____________Т.В.Горбачёва

« »____________ 2011г.

Программа факультативного курса

«Мои права»

Рабочая программа

Составитель:

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Банникова Н.А.

Новосибирск – 2011

Оглавление

1.Введение.

2.Пояснительная записка.

3.Учебно-тематическое планирование факультативного курса «Мои права».

4.Содержание программы.

5.Список литературы.

Введение.

Тысячи лет тому назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы. Что могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов, в результате чего на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Она была принята 1948 году Организацией Объединенных Наций. В Декларации сказано о правах всех людей: мужчин и женщин, богатых и бедных, верующих и неверующих, любой национальности и цвета кожи. И только через сорок лет спохватились: есть ещё люди, о которых надо беспокоиться! Это дети. Ведь вся жизнь и судьба ребенка зависит от взрослых, а они бывают разные…

И государство обязано позаботиться о своих маленьких гражданах, помочь родителям в воспитании детей. Поэтому в 1989 году ООН приняла документ, который называется «Конвенция о правах ребенка». Конвенция – это международное соглашение. Государства пришли к соглашению, что будут соблюдать в своей стране права каждого ребенка. И наше государство тоже подписалось под этим документом, а значит, дало слово всему миру позаботиться о своих детях. Если в точности соблюдать всё, что в ней записано, то неясности на земле прекратятся. Ну а для этого нужно, по крайней мере, познакомиться со статьями Всеобщей декларации прав человека, что можно сделать на уроке с помощью примеров случаев из разных книг. Методических материалов по теме почти нет. Успех преподавания данного курса зависит только от творчества учителя. Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечивать права ребенка: выживание, развитие, защита, обеспечение активного участия в жизни общества. Именно эти направления и легли в основу моей авторской программы «Мои права». Подготовка данной программы осуществлялась с использованием материала книг и журналов, представленных в разделе «Список литературы».

Пояснительная записка

Зачем нужен кружок «Мои права»? Исследования одних психологов показывают, что прямой связи между уровнем интеллекта и уровнем нравственного развития нет. Другие утверждают, что интеллект и нравственность связаны генетически, биологически. На мой взгляд, чем взрослее человек, тем чаще он сталкивается с проблемой нравственного выбора, а он, как и любой другой, требует интеллекта, хотя бы потому, что нужно уметь просчитывать и оценивать последствия своих решений. Мы живем в условиях сосуществования разных культур, культурных, а порой и моральных ценностей. Их выбор требует интеллекта, гуманитарного мышления. А как научить выбирать? Думается, способ один - ставить в ситуацию выбора. Чем чаще такая ситуация будет учебной, тем больше вероятность того, что в реальной ситуации будет принято правильное, осознанное решение. Для любого выбора нужна система ценностей. Такой абсолютной, универсальной ценностью представляются права человека. Программа «Мои права» рассчитана на 34 часа (2 часа в неделю). В основу ее положены материалы международного документа-Конвенции «О правах ребенка». Этот курс можно интегрировать с уроками чтения, внеклассного чтения. Факультативный курс позволяет ученику создавать ситуацию, когда он учится сам, принимая активное участие в выборе тем и вопросов. Его правовое мышление вырабатывается в постоянном диалоге и дискуссиях. Меняется функциональная деятельность учителя, которому уже не надо большую часть времени заниматься пересказом. Он получает возможность отвечать на вопросы учащихся, организовывать дискуссии, конференции в малых группах и другие формы занятий, обеспечивающие ученику возможность активной мотивированной познавательной деятельности. На занятиях дети знакомятся со своими правами, расширяется кругозор ребенка, осваиваются навыки работы с художественной литературой, развивается устная и письменная речь детей, формируется их уверенность в себе. Занятия курса «Мои права» воспитывает любовь к родному краю, гордость за свой город, богатый традициями и талантливыми людьми, воспитывает чувство уважения к своим родителям. Факультативный курс исключает «академический» стиль общения, приказание и указание, способствует социальной адаптации ребенка, информированности, развитию интеллекта ребенка, правильному отношению к миру, окружающим людям, учитывает возможности самого ребенка. Уроки права в начальной школе я считаю нужными и важными, так как в этом возрасте у ребенка возникает много вопросов по поводу поведения в обществе и семье.

Цель этой программы: а) ознакомить детей младшего школьного возраста с их основными правами, которые предусматриваются Конвенцией ООН «О правах ребенка», принятой 20 ноября 1989 года; б) формировать у учащихся представление о мире, обществе, государстве, о социальных взаимоотношениях между людьми.

Задачи курса: знакомство учащихся с тем, что у него есть права, которые закреплены международным документом-Конвенцией ООН «О правах ребенка»; в доступной форме дать понятие об Организации Объединенных Наций; знакомство со статьями Конвенции ООН «О правах ребенка»; сформировать элементарные представления, знания о правах человека; на базе уже имеющихся и приобретенных знаний развивать способность учащихся вырабатывать и выражать собственную оценку конкретных фактов с точки зрения прав человека, аргументировать ее; способствовать формированию у учащихся способности и умения терпимо относиться к иному мнению, представлять себя на месте другого человека, готовности отвечать за свои поступки

По окончании факультативного курса учащиеся:

смогут узнать о своих сверстниках, которые живут в других странах, о своих правах на жизнь и развитие, о своих обязанностях, закрепленных в международном документе;

получить общее представление о своих основных правах и свободах;

воспитывается любовь к родному краю, гордость за свою малую родину, богатую традициями и талантливыми людьми;

расширится кругозор, осваивается навык работы с художественной литературой;

развивается устная и письменная речь;

формируется уверенность в себе, чувство собственного достоинства и уважение к мнению окружающих их людей;

отмечается, что для активного участия в общественной жизни, для своей позиции, необходимо иметь хорошие знания, уважать старших и друг друга;

анализируются свои поступки и поступки окружающих;

дети учатся высказывать и отстаивать свое мнение;

по собственной инициативе пробуют выдвигать проблемы и задавать вопросы.

Изучение Конвенции «О правах человека» в начальной школе носит только ознакомительный характер и является пропедевтикой обучения школьников демократическим ценностям и правам человека в дальнейшем. Изучение прав человека в начальной школе может позволить эффективнее воспринять последующие гуманитарные курсы. В этом смысле курс «Мои права» может быть определен как предварительный (пропедевтический) обществоведческий. Ученики сталкиваются со сложными, не имеющими однозначного решения проблемами: создаются «точки удивления», которые развивают интерес, готовят к целенаправленному восприятию новых предметов. Курс «Мои права» нацеливает на формирование у младших школьников представлений о родной стране, ее законах, государственной символике и праздниках, семье, нормах морали, культуре общения, многообразии современного мира и помогает ученику вырабатывать и формировать самостоятельность мышления.

Основные идеи, которые должны быть освоены учащимися: 1.У разных людей разные интересы. 2.Все люди должны быть равноправны. 3.Для справедливой жизни людям нужны справедливые законы, управление, суд, которые должны учитывать интересы разных людей.

4.Каждый человек должен уважать права других людей и для этого соблюдать свои обязанности. 5.Каждый человек должен нести ответственность за невыполнение своих обязанностей. 6.Стремление к счастью, благосостоянию, свободе, безопасности объединяет людей. Каждый человек имеет на это право.

Основные понятия, с которыми знакомятся учащиеся:

закон, управление, справедливость, равноправие, права человека на жизнь, свободу, образование, отдых, собственное мнение, благоприятную окружающую среду, медицинскую помощь, собственность, неприкосновенность личности, жилища, тайну личной жизни, ответственность, богатство, бедность.

Усвоение знаний осуществляется через выполнение школьниками заданий творческого характера:

1.Выделить (из сказки отрывок, где говориться о нарушении правил)…. 2.Найти 3.Доказать…. 4.Создать 5.Высказать…. 6.Обосновать… 7.Выражать… 8.Объяснять…. 9.Написать... 10.Ставить в ситуацию выбора

Практическая деятельность осуществляется через:

беседы с учащимися, анкетирование, наблюдение детей в жизненных ситуациях, чтение сказок и рассказов, разгадывание кроссвордов, ролевые игры, в том числе форму судебного заседания, «переворачивание ситуации», когда ученик, до этого рассматривающий ситуацию с точки зрения одного ее участника, ставится в положение другого, с иными интересами (ребенок-родитель, покупатель-продавец), когда он осознает, что у одного и того же человека могут быть разные, взаимоисключающие интересы (родитель-работник, водитель-пешеход); обсуждение, дискуссии, диалоги. Данный курс построен по развивающему принципу, когда все под руководством учителя участвуют в обсуждении материала.

Ключевым методом организации работы по программе «Мои права» на уроке является создание ситуации, позволяющей организовать обсуждение определенных проблем. Для этого используются, помимо вышеуказанных методов, следующие приемы:

-рисунки на доске, являющиеся, по сути, упрощенными графическими изображениями. Они развиваются по мере изложения, поэтому должны быть просты при создании, доступны для перерисовывания учениками в тетрадь, содержать ключевые изображения, фиксирующие обсуждаемую проблему.

-«переворачивание ситуации», когда ученик, до этого рассматривающий ситуацию с точки зрения одного ее участника, ставится в положение другого, с иными интересами, когда он осознает, что у одного и того же человека могут быть разные, взаимоисключающие интересы.

-обсуждение должно строиться таким образом, чтобы могли высказаться все желающие, чтобы менялась очередность высказывания учеников по рядам; чтобы учитель по возможности избегал собственного категорического несогласия с мнением учащихся; поощрял дискуссию, поднимал ее до уровня диалога.

-«открытые темы», когда тема урока не называется, и задача учеников- самостоятельно определить ее в конце урока.

-ролевая игра. Полезно использовать, там, где это возможно, ролевые игры, в том числе форму судебного заседания с распределением ролей.

Учебно-тематическое планирование курса «Мои права». 34 часа.

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Примечания (на какой материал опираться)

1-2

Главная книга страны.

2

Основной закон РФ

3-4

. Гражданство. Право на гражданство.

2

Басня Л.Н. Толстого «Отец и сыновья»

5-6

Право на имя. Право на родительскую заботу.

2

Сказки «Дюймовочка» и «Буратино»

7-8

У разных людей разные интересы

2

Обсуждение дискуссии.

9-10

Что такое справедливость?

2

Сказка «Лиса и журавль»

11-12

Равенство и равноправие.


2




13-14

Мое право на жизнь и развитие

2

«Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина

15-16

Право на личную неприкосновенность

2

Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».

17-18

Я имею право на свое собственное мнение и свои взгляды.

2

Г.Х.Андерсен «Голый король»

19-20

Я не такой, как все.

2

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»

21-22

Папа, мама, брат и я, вместе дружная семья

2

Г.Х.Андерсен «Снежная королева»

23-24

Права и обязанности человека

2

Стихи Э. Успенского

25-26

Твоя национальность

2

Игра «красные, белые, зеленые», анкетирование учащихся.

27-28

Я хочу учиться.

2

Анкетирование, Работа со сказкой А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

29-30

Как нам живется в школе и дома.

2

А.Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

31-32

Право на медицинскую помощь

2

Урок-переворачивание ситуации

33-34

Итоговое занятие. Проверка усвоенного материала

2

Кроссворды

Содержание программы.

Урок 1-2 посвящены формированию у учащихся убежденности в демократичном характере Основного закона Российской Федерации.

Урок 3-4 -посвящены осознанию участниками необходимости и значимости гражданства для каждого человека, дети познакомятся с основами закона о гражданстве РФ, проводится игра «Согласие» по басне Л.Н.Толстого «Сыновья». На уроке дети осознают, что каждый ребенок с момента рождения имеет право на имя. Осваиваются такие понятия, как «личность», «гражданин», приводя примеры из собственных жизненных наблюдений. Подводя итог урока, ученики отмечают: чтобы активно участвовать в общественной жизни, иметь свою позицию, необходимо иметь хорошие знания, уважать старших, друг друга и соблюдать все правила.

Урок 5-6 -объяснить детям, что стремление к счастью, благополучию, здоровью объединяет людей; что человек имеет право на имя, право на родительскую заботу. Каждому хочется иметь право на это и на многое другое.

Урок7-8-задача учителя показать детям, что у разных людей разные интересы прав, обязанностей и ответственности.

Урок 9-10- на уроке формируются знания о справедливости.

Урок 11-12 – посвящен необходимости равенства всех перед законом, проводится игра «20 вопросов».

Урок 13-14-посвящен изучению главного права человека- право на жизнь. На этом уроке идет обсуждение отрывка из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина, оформление плаката «Жизнь». Задача учителя - способствовать формированию правовой культуры и толерантного поведения.

Урок 15-16 –рассматривается русская народная сказка «Лиса, заяц и петух» и самостоятельно выделяется право на личную неприкосновенность жилища».

Урок 17-18-чтение сказки Г,Х.Андерсена «Голый король», найти в сказке того, кто не боялся сказать королю правду, научить детей свободно выражать свои мысли познакомить с правом на собственное мнение.

Урок 19-20 -ознакомление с правом «ребенок не обязан быть как все» на примере героя из сказки «Гадкий утенок». Дается детям понятие о том, что если ребенок чем-то не похож на других, никто не имеет права переделывать его, заставлять, требовать, чтобы он был как все.

Урок 21-22 «Папа, мама, брат и я, вместе дружная семья». На этих уроках ведется беседа о том, что дети имеют право жить вместе со своими родителями и никому не позволено их разлучать. Если даже приходиться детей, спасая от землетрясения, наводнения и от войн, увезти далеко от родителей, потом разные страны должны помочь родителям и детям отыскать друг друга.

Урок 23-24 -посвящаются изучению прав и обязанностей человека, где дается детям понять, что родители имеют равные права и обязанности в заботе о детях, их воспитании, вывод основного права, связанного с темой данного урока.

Урок 25-26 -задача учителя состоит в том, что необходимо способствовать тому, чтобы жизненным принципом каждого стало межкультурное понимание и примирение разных национальностей, а основой здорового климата - этническая толерантность.

Урок 27-28 -знакомство с правом на образование. Объяснить детям, что каждый ребенок имеет право на образование. В Конвенции записано также: государство должно следить, чтобы дети непременно посещали школу, а не прогуливать уроки. Анкетирование «Почему я хожу в школу»

Урок 29-30 -Как нам живется в школе и дома? Знакомство с правилами происходит после анализа сказки А.Линдгрена «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

Урок 31-32 - проводится с целью ознакомления учащихся с правом на медицинскую помощь. На данном уроке происходит переворачивание ситуаций. Например, должен ли врач – противник оказывать медицинскую помощь чужому раненному?

Урок 33-34 -Итоговые занятия. Проверка усвоенного материала. На данных уроках повторяются права ребенка, обобщается материал всего курса, проводится диалог за круглым столом, решается кроссворд. «Это не мое, а чужое»- на примере отрывка из «Сказки о царе Салтане» дети знакомятся с правом «Никто не имеет права читать чужие письма». Дети узнают о том, что переписка двух людей – это их тайна, и никому не разрешается выведывать эту тайну. Урок проходит в виде диалога. Дать понять детям, как поступить, если они попали в какие-либо ситуации. Как поступать родителям? На уроках рассматриваются разные ситуации и необходимо детям найти выходы из этих ситуаций.

Список литературы

1.Книга «Ваши права» Щабельник Е.С., Каширцева Е.Г.М.:Изд-во»Вита_Пресс», 1996.

2.Книга «По законам добра» Т.А.Фалькович и Т.А. Шупина.Москва.2006г.

3.Книга для учителя «Обучение правам человека. Практическое руководство для начальных и средних школ», Москва. 1990г.

4.Книга «Младшим школьникам о правах человека» З.Шнекендорф. М. 1995г.

5.Художественная литература: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне» А.С.Пушкина, А.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Алиса в стране чудес», Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок», «Голый король», «Снежная королева»,С.Михалков «Три поросенка», Ш.Перро «Спящая красавица», русская народная сказка «Лиса, заяц и петух», В.Гаршин «Лягушка-путешественница», сказки К.Чуковского, стихи Э.Успенского.