Воспитатель МДОУ
д/с «Ландыш» г. Балашова
Шарапова Наталья Юрьевна КОНСПЕКТ
коллективного просмотра
интегрированной деятельности
«Нам посчастливилось родиться на Руси!»
(подготовительная группа для детей с НОДА) Программное содержание: приобщать детей к народным традициям, русскому фольклору.
Прививать интерес к истории и культуре русского народа, воспитывать чувство патриотизма.
Закреплять знание малых фольклорных форм, игр, хороводов и умение их использовать.
Формировать положительные эмоции, чувства радости от участия в разных видах деятельности .
Воспитывать инициативность, развивать фантазию и воображение. Словарная работа: расширять словарь детей, используя в речи старинные слова: посиделки, светёлка, горница, лубок, баско ходит, кушак, картуз.
Оборудование: русский народный костюм, старинные предметы обихода (лавки, столовая утварь, декоративные доски, платки, прялка, лубок, клубки, лапти, сундуки, рушники, верёвочка и пр.), музыкальные инструменты, декорации, аудиотехника. Предварительная работа: беседы о быте и обычаях русского народа. Разучивание стихов о Родине, пословиц, поговорок, народных игр, хороводов, инсценировок, русских народных песен .
Оформление уголка с предметами народно- прикладного искусства.
Посещение краеведческого музея.
Посещение комнаты русского народного быта.
Ход развлечения
Звучит русская народная мелодия. Дети заходят в музыкальный зал «цепочками» по 5 человек и останавливаются шеренгами в разных местах зала.
Хоровод « Весна- красна.» рус.нар.мелодия
Звучит колокольный звон. Дети за ведущими перестраиваются полукругом около центральной стены.
1 р-к: На широкой Руси нашей матушке
Колокольный звон разливается,
А у нас в этом зале, ребятушки,
Праздник славный сейчас начинается
2 р-к : Как только солнышко взойдёт,
Всю землю озаряя,
Нам сразу голос подаёт
Страна моя родная.
3 р-к : Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
4 р-к : На завалинках, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
5 р- к : А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
6 р-к: Русь талантами богата,
Русь талантами полна.
Если будут петь ребята,
Значит, будет жить она.
7 р- к: Мне посчастливилось родиться на Руси,
И я готов хоть на руках её нести.
8 р-к : Я по земле родной хожу- не нахожусь,
Я волей- вольною дышу- не надышусь.
Песня « Моя Россия» муз. Г.Струве. сл. Н. Соловьёвой.
Звучит р.н.м. входят Хозяин и Хозяйка- взрослые.
Хозяйка: Рады видеть у себя в гостях в нашей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный.
Хозяин: Пожалуйте, гости дорогие!
Веселья вам да радости!
Выходит 1 группа детей.
Хозяйка : Здравствуйте, проходите, будьте как дома!
1 р-к : Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.
Хозяин : У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко.
2 р-к : Гости- люди подневольные: где посадят, там и сидят.
Дети 1 группы садятся. Выходит 2 группа детей.
Хозяйка : Редкий гость никогда не в тягость.
1 р-к : Дома сидеть- ничего не высидеть.
Решили на людей посмотреть, себя показать.
Хозяин: Проходите, гости дорогие!
Гостю- почёт, хозяину- честь!
2 р-к : Туда голуби летают, где их привечают.
Дети 2 группы садятся. Выходит 3 группа детей.
Хозяйка :Давно вас ждём- поджидаем, посиделки без вас не начинаем.
1 р-к : Шли мимо да завернули до дыма.
Дети 3 группы садятся.
Хозяин : Собиралось к нам гостей со всех волостей.
Ну что ж, доброе начало, как говориться, половина дела.
Хозяйка :Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?
2 р-к : Гостям, известное дело, хватило места, да не тесно ли хозяевам?
Хозяин : В тесноте, да не в обиде!
Сядем рядком да поговорим ладком.
Ни один праздник не обходится без загадок.
Давай, хозяюшка, загадки загадаем.
Хозяин с хозяйкой по очереди загадывают загадки.
Хозяйка: Бел как снег,
В чести у всех,
И нравлюсь вам,
Да вот вред зубам. ( сахар.)
Хозяин : Ну что за госпожа!
Уж очень гожа:
Сидит на ложке,
Свесив ножки. ( лапша.)
Хозяйка:Черна, мала крошка.
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест- похвалит. (гречневая каша.)
Хозяин : Чисто, да не вода,
Клейко, да не смола,
Бело, да не снег,
Сладко, да не мёд,
От рогатого берут
И детям дают. ( молоко.)
Хозяйка: Посадили зёрнышко-
Вырастили солнышко. ( подсолнух.)
Хозяин : Деревянная подружка,
Без неё мы – как без рук,
На досуге - веселушка
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не даёт.
Дети: Ложка!
Хозяин: А то, что ложка на досуге веселушка, мы сейчас с вами всем докажем.
Ну-ка, ложки разбирайте,
С ними пляску начинайте.
Танец с ложками « У нас в округе.» обр. В.Золотарёва ( мальчики.)
Хозяйка: А сейчас мы убедимся в мастерстве наших красавиц.
Ведь с детства не научишься-
Всю жизнь намучишься.
Выходят девочки, берут пяльцы, садятся на лавочку и как бы вышивают.
1дев.: В первый раз вышивала
Красно солнце со лучами,
Красно солнце со лучами,
С тёплыми облаками.
2 дев.: Во второй вышивала
Чисто поле со кустами,
Чисто поле со кустами,
С ясными соколами.
3 дев.: В третий раз вышивала
Сине море со волнами,
Сине море со волнами,
Со белыми лебедями.
Хозяин: Любо мастерицы вышивают,
И в руках у них картины оживают.
Покажите нам свои работы.
Девочки показывают гостям свои работы.
Хозяйка: Ну-ка, девицы, сюда все выходите,
Свою ловкость да сноровку покажите.
Вот, возьмите с нитками лубок
Да смотайте нитки в клубок.
4 дев.: Как песню мы начнём спевать-
Станем ниточку в клубок мотать.
5 дев.: А как кончим петь, плясать-
Значит, хватит нам и ниточку мотать.
Игра для девочек « Смотай нитку в клубок.»
Девочки поют:
1 Акулина пироги пекла-
Угорела, под порог легла,
Веник в голову положила
Про милого песню сложила
2 Мой- то миленький баско ходил,
Полосатую рубашечку носил.
Полосатую косые ворота,
На ней пуговки нашиты в два ряда.
3 Поглядите-ка скорей на старика:
Не умеет опоясать кушака-
Наперёд углы завязывает
Да назад концы забрасывает.
Хозяйка : Ну-ка, как вы потрудились?
Чей же клубочек больше да тяжелее?
Хозяйка хвалит и девочки садятся.
Хозяин : А вы, ребятушки, что же призадумались?
Призадумались, закручинились.
Вижу, вижу, что и вам поиграть захотелось.
Есть у меня для вас игра забава.
Поёт и приплясывает.
Эх, лапти, да лапти мои!
И удобны, и красивы, и на пляску быстры. А сумеете ли вы,
ребятушки, в лапти быстро одеться?
Игра для мальчиков « Обуй лапти.»
Выбегает девочка на середину зала.
1 дев. : Девчата! Идите сюда! Девочки подходят, шепчутся.
Пошли?
Девочки : Пошли! Разговаривая, выходят из зала.
1 мал.: выходит на середину. Парни! Куда все девчата- то подевались?
Мальчики: ( встают.) Не знаем!
2 мал.: А я знаю! Они в лес пошли, хороводы водить.
3 мал.: Вот бы подсмотреть.
4 мал.: А давайте обгоним их, обернёмся лесом, да и подглядим!
Мальчики: Давайте!
5 мал.: Я клёном буду!
6 мал.: А я- дубом!
7 мал.: Давайте скорее в лес превращаться!
Мальчики бегут к центральной стене, берут листья и садятся на пеньки
покачивают ветками.
Русский народный танец
Мальчики шепчутся.
Девочки: Удивлённо переглядываются
Батюшки! Лес разговаривает!
1 дев.: А по- моему, это ребята за нами подглядывают,
да насмехаются.
1 мал.: Парни! Пора уходить, нас заметили!
Хозяйка : Эй, парни, хватит прятаться, мы вас заждались.
Девочки встают шеренгой у стены справа, а мальчики слева и читают дразнилки.
1 дев. : Эй, Сашка – таракашка, на сарай полезай,
Там кошку дерут, тебе хвостик дадут!
1 мал. Иринка – картинка, прыгала, скакала, в лужу упала!
2 дев. Ваня, Ваня – простота, купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперед и поехал в огород!
2 мал. Наташка – пышка на улицу вышла,
На лавочку села, комарика съела !
3 дев. Димка – невидимка на коне катался,
На березу наскочил, без лаптей остался!
3 мал. А у Кати на носу кошки ели колбасу!
4 дев. Андрей – воробей продавал червей,
На тарелочке носил, три копеечки просил!
5 дев. Хватит вам дразниться! Давайте лучше частушки петь!
Тверские частушки
мал. Мы частушки запоем,
Запоем мы громко,
Затыкайте ваши уши –
Лопнут перепонки.( Выполняют перетопы)
1 дев. Сколько раз я зарекалась
Под гармошку песни петь.
А гармошка заиграла –
Моему сердцу не стерпеть.
1 мал. Мне не надо пуд гороха,
Мне б одну горошину,
Мне не надо много девок –
Мне б одну хорошую!
2 мал. А девчата ходят, ходят,
Ходят, хороводятся.
Вот уже который год
Все на нас охотятся.
3 мал. Не хвались, что ты красива,
Не красивее людей,
Не тобой ли на конюшне
Напугали лошадей?
2 дев. Не стой у ворот,
Не маши картузиком,
Все равно гулять не буду
С таким карапузиком!
3 дев. Зашумела, зашумела
В поле непогодушка,
Разругались мы с милёнком,
На душе тревогушка.
4 мал. Долго злиться не годится
Молодцу удалому,
Полно, милая, сердиться –
Подходи по – старому!
Дев. Туфли новые надели,
Крашеные пятки,
Как же с вами не сплясать,
Милые ребятки!
Дети танцуют Тверскую кадриль « Прогулка»
Хозяйка: Собирайся, народ! Кто играть идет?
Хозяин: А потом не примем, за уши поднимем!
Русская народная игра « Мосток»
Дети образуют круг, в середине стоит ребенок с веревкой в руке.
Это – « паучок». Все поют:
Паучок паутинку
Зацепил за травинку,
А потом за листок:
Получился мосток.
С начала пения «паучок» один конец веревки отдает кому – либо из стоящих в круге, а другой – стоящему напротив. По окончании пения дети, у которых в руках веревка, присаживаются на корточки, натягивая веревку.
Остальные дети со словами: « По мосточку пойдем, в гости к солнышку придем»
переходят по « мосту».Отмечаются те ребята, кто ни разу не оступился и не упал в «речку».
Реб –к: Много танцев нам известно,
Мы их любим танцевать
И на этих посиделках
Нам хотелось бы сплясать.
Русский народный танец « Заинька»
Заходит хозяйка с пирогом.
Хозяин: Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ
гостеприимством, да угощением знатным.
Хозяйка: Вот и кончились наши забавы.
Уж я детушкам пирог испекла,
Уж я милым – то румяненький,
На нем корочка пшеничная,
А начиночка яичная,
А помадочка медовая.
Угощайтесь, деточки бедовые!
Мал.: Посидели, повеселились, пора и честь знать.
Дев.: Спасибо, хозяин с хозяюшкой, за веселье и за угощение.
Под русскую народную мелодию дети кланяются и выходят из зала. |