Главная страница

«Прошлое и настоящее родного края»



Скачать 84.26 Kb.
Название«Прошлое и настоящее родного края»
Дата14.04.2016
Размер84.26 Kb.
ТипКонспект

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

КОНСПЕКТ

занятия с детьми подготовительной к школе группы

в мини-музее на тему:

«Прошлое и настоящее родного края»

Составила и провела:

воспитатель МДОУ

«Лямбирский д/с № 3

комбинированного вида»

Аширова Н . Х .

Цель:

Углублять представления об окружающем мире.

Расширять круг сведений о национально-региональных особенностях родного края.

Задачи:

Познакомить детей с родным краем, его историческим прошлым и настоящим, с достопримечательностями г. Саранска.

Воспитывать чувство уважения к далеким предкам, землякам; уважение к тем, кто создал культурные достопримечательности города; бережное отношение к истории родного края.

Подвести к пониманию того, что такое главный город, столица.

Побуждать детей к стремлению учиться так, чтобы в дальнейшем прославить свой родной край.

Материал:

Компьютер, диск «Мы мордва», географическая карта; фланелеграф, схема «Спортивные игры»; стенд с фотографиями «Заводы и предприятия РМ»,

муляжи продукции и изделий заводов и предприятий РМ ; символы России,

республики Мордовии, Лямбирского района.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций в книгах, изделий мордовских мастеров, материалов и альбомов, слайдов, плакатов, открыток, экскурсии в мини-музей детского сада, по селу Лямбирь. Рисование и раскрашивание народных игрушек, в книгах-раскрасках.

Ход занятия:

Воспитатель ( В ) – Ребята, вы все знаете, что то место, где вы родились и выросли , называется малой родиной. В какой республике мы с вами живем?

Дети (Д) - Мы живем в Республике Мордовия.

В – Какие народы живут в Мордовии?

Д – Русские, мордва, татары и люди других национальностей живут в Мордовии в согласии друг с другом.

В – Мы много с вами уже знаем о своей республике. Сегодня мы снова пришли в музей , чтобы узнать кое-что новое о Мордовии. Дети , для чего

нужны музеи?

Д – В музеях хранятся предметы старины, посуда, картины.

В – А как называются предметы в музее?

Д – Предметы в музее называются экспонатами.

В – В музеях работают люди, профессия которых называется экскурсовод.

Кто они такие?

Д – Экскурсоводы - это люди, которые следят за сохранностью экспонатов,

рассказывают об истории происхождения предметов, о картинах и другое.

В – Сегодня необычное посещение музея, потому что экскурсоводами будете вы. Сейчас первый экскурсовод расскажет нам о давних временах, о том, как жили мордва в старину.

1-ый экскурсовод-ребенок.

– Давным – давно на том месте, где находится город Саранск, была небольшая мордовская деревенька (Слайд «Улица мордовского села», раздел «Города и села, жилища»). Ее окружали густые леса, в которых люди охотились и собирали мед диких пчел (слайд «Начало20-го века.Улица мокшанского села Анаево», раздел «Города и села, жилища»).

Мирный труд охотников земледельцев то и дело нарушали набеги кочевых племен. В конце концов, надоело мордовскому народу прятаться в лесах от врага, и решил он объединиться с русским народом. Ведь вместе легче строительством заниматься, и от неприятеля обороняться (слайд «Вид на старый Саранск».Рисунок А.Коровина, раздел «Города и села,жилища»). В старину мордва строила деревянные дома, и предпочтение отдавали сосне (Слайд «Мордовская изба», раздел «Города и села, жилища»).

Почти в каждом хозяйстве имелась баня с печью. (Слайд «Субботний день». Картина Г.Стэпан, раздел «Города и села, жилища»)

В настоящее время мордовская изба состоит из нескольких комнат. Деревянные дома чередуются с кирпичными (Слайд «Вид новых кварталов поселка Чамзинка», раздел «Города и села,жилища»).

В – Дети, кто из вас скажет, какой город является столицей Мордовии?

Д – Столицей нашей РМ является город Саранск.

В – О том, каким стал город Саранск, расскажет второй экскурсовод .

2-ой экскурсовод-ребенок.

– В 1930 году город Саранск стал столицей Мордовии (Слайд «Панорама жилого района Светотехника на северо-западе Саранска», раздел «Города и села, жилища»). Для гостей нашей республики открыты двери музеев (слайд «Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей им.И.Д.Воронина», раздел «Города и села,жилища») и театров (слайд «Мордовский национальный драматический театр», «Государственный русский драматический театр РМ им. И.М.Яушева»), парков и памятников(слайд «Памятник А.С.Пушкину, Дом Республики, памятник «Семья» на сборной площади, памятник «Павшим воинам ,погибшим в ВОВ 1941-1945гг», памятник «Дружба народов», раздел «Города и села, жилища»), много спортивных сооружений (слайд «Ледовый дворец», «Спортивный комплекс «Мордовия»; раздел «Города и села, жилища»).

С каждым годом Саранск становится краше. Здесь воздвигли Кафедральный собор (слайд «Кафедральный собор святого праведного воина Ф.Ушакова) , памятник Ушакову (слайд «Памятник адмиралу Ф.Ф.Ушакову»; раздел «Города и села, жилища» ).

В – Мордва считалась всегда крепкой и сильной нацией. Но не только здоровым надо родиться. Чем еще необходимо заниматься, чтобы быть выносливым?

Д – Укреплять свое здоровье, делать зарядку.

В – Про Мордовию спортивную расскажет третий экскурсовод .

3-ий экскурсовод-ребенок у схемы.

– Жизнь мордвы была неразрывно связана с трудом. Охота, рыболовство, земледелие, разведение скота – все требовало от человека ловкости, быстроты, внимательности, меткости. Борьба, конные скачки, катание на лыжах, поднятие тяжестей, стрельба из лука, метание копья, военно-спортивные игры, хороводы со стародавних времен были непременной частью обрядов посвящения подростков.

Среди мордвы вышло немало выдающихся спортсменов,чемпионов мира и олимпийских игр (слайд «Спортсмены с Н.И.Меркушкиным», раздел «Удалой народ»).

Первой в истории мордовского спорта стала Ирина Станкина – чемпионка мира по спортивной ходьбе (слайд «Ирина Станкина»; раздел «Удалой народ»). Сегодня мордовские ходоки признаны самыми лучшими (слайды «О.Каниськина», «В.Борчин», «Д.Нижегородов»; раздел «Удалой народ»).

Выступления О. Каниськиной, В.Борчина, Д. Нижегородова на Олимпийских играх в Пекине превзошло все ожидания .

Имеет мордовские корни и чемпион мира по боксу О.Маскаев (слайд «О.Маскаев»; раздел «Удалой народ»).

Самый известный российский гимнаст А.Немов родился в поселке Барашево в мокшанской семье (слайд «А.Немов»; раздел «Удалой народ»).

В – Мордовия – спортивная республика. Взрослые и дети занимаются спортом. Для них есть не мало спортивных сооружений, стадионов. У нас

много хороших сильных спортсменов, впереди нас не раз еще будет ждать олимпийское золото. А для этого всем нам надо усиленно заниматься, преодолевать лень, делать каждый день зарядку. Я предлагаю поиграть в мордовскую народную игру.

Физкультурная минутка : мордовская народная игра «В горшочки ». «Чакшкинесэ» -эрз., «Сяканяса»-мокш.»

Играющие делятся на две группы. Дети-горшки, присев на пол, образуют круг. За каждым горшком стоит хозяин. Водящий ходит по кругу, подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

Мисак чакшат? Продашь свой горшок?

Миса Продам.

После этих слов оба дотрагиваются руками до горшка, и бегут навстречу друг другу Кто успевает первым прикоснуться к голове горшка, тот становится его хозяином, а оставшийся становится водящим.

Игра начинается сначала.

Правила игры: нельзя мешать бегающим игрокам вокруг играющих. Бежать в разные стороны только после того, как дотронуться руками до горшка.

В – Теперь мы пройдем к географической карте. Дети, а для чего нужны географические карты?

Д – Географические карты дают представления о материках, морях и океанах. По ним мы знакомимся с расположением городов и сел, рек и озер, лесов.

В – Сейчас мы послушаем о природе нашего родного края.

4-ый экскурсовод (у географической карты).

- Природа Мордовии разнообразна. На современной карте республики можно увидеть леса, поля и реки, озера, низины и холмы. Но так было не всегда .

Давным-давно на этом месте было море. Его берега окружали густые леса из папоротников, в которых обитали огромные насекомые и скорпионы (слайд «Леса Мордовии»; раздел «Природа Мордовии»).

Там, где в настоящее время протекает самая крупная река Мокша, раньше росли непроходимые леса. (Слайд «Река Мокша»; раздел «Природа Мордовии»).

А вторая по величине река Сура, когда-то была судоходной, то есть по ней ходили торговые суда и велась бойкая торговля (Слайд «Река Сура»; раздел «Природа Мордовии»).

В поймах рек часто встречаются озера. Самое большое – Инерка , в переводе с мордовского это обозначает «Великое озеро»(слайд «Самое большое озеро Мордовии-Инерка»; раздел «Природа Мордовии»).

С древних времен человек предпочитал селиться близ озер. Ведь они служили ему источником пищи и связывали отдельные общины друг с другом. (Слайд «Вид на округу близ Кемли, Ичалковский район Мордовии»; раздел «Природа Мордовии»)

В Республике Мордовия есть заповедники (слайд «Мордовский государственный заповедник им.П.Г.Смирдовича»; раздел «Природа Мордовии») и национальные парки (слайд «Национальный парк Смольный»; раздел «Природа Мордовии»), в которых можно увидеть животных и растения, занесенные в Красную книгу. В заповедниках запрещается стрелять, рубить деревья, рвать цветы, жечь костры. Чтобы сохранить родную природу, мы должны к ней относиться так, как в заповеднике, бережно.

Воспитатель предлагает подойти детям к стенду с фотографиями, на которых изображены заводы и предприятия Республики Мордовии.

В - Современный Саранск стал городом промышленным. Здесь работают десятки крупных заводов, снабжая своей продукцией жителей не только нашей республики, но и других регионов России. «Резинотехника», «Биохимик», «Кабельный», «Эксковаторный», «Автосамосвальный», «Кондитерская фабрика» и другие. Даже по названиям можно догадаться, какую продукцию на этих заводах выпускают.

Дидактическая игра «Подбери правильно».

Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать муляж продукта или изделия. Ребенок называет, какой завод выпускает данную продукцию, и относит к стенду данного завода.

В – На этом наша экскурсия по знакомству с историей Мордовии заканчивается. Я благодарю наших экскурсоводов и предлагаю поиграть в игру.

Д/и «Выбери правильно»

На столе лежат куклы в национальных костюмах; символы России, Республики Мордовия, Лямбирского района; элементы национальных узоров.

Детям предлагается выбрать мордовский герб, флаг, куклу в мордовском костюме и элемент мордовского узора.

В - Ребята, сегодня мы на занятии познакомились с национальной культурой мордовского народа, познакомились с именами земляков, внесших вклад в развитие культуры, искусства, спорта республики, историко-географическим прошлым мордовского края; вспомнили некоторые отрасли промышленности. Я надеюсь, что когда вы станете взрослыми, тоже внесете определенный вклад в развитие мордовской культуры, образования, искусства, спорта. А мы, ваши воспитатели, будем гордиться вашими достижениями.

Список литературы.

1.Арсентьев Н. М., Багрова Т.С., К.И. Шапкарин К.И. Здравствуй, Мордовия!: рассказы о родном крае для маленьких читателей ; -Саранск : типография «Красный Октябрь»,2005 г.;

2.Баргова Т.С., Руськина Е.С . Саранск-столица Мордовии: рассказы о столице нашей республики для маленьких читателей; Саранск , 2007г

3.Бизнес-каталог «Мордовия» – Саранск: типография «Красный Октябрь», 2005г.;

4.Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. – М., 1993.;

5.Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного семинара. / Под ред. Л. А.Парамоновой; Сост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова. – М., 1994;

6. Историко-культурные очерки. Мордва. - Саранск,1995г.;

7.Историко-культурные очерки. Мордовский народ: что нас волнует? - Саранск, 1991г.;

8. С Д - диск для детей младшего школьного возраста. Мы – мордва!» версия 3; - Саранск, 2010г.

9.Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1990.- № 6.

10.Суслова Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения». – М., 1994.;

11.Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина, Ульяновск: УИПКПРО, 2004г.