|
Конспект непосредственно образовательной деятельности МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ЯБЛОНОВЫЙ ГАЙ
ИВАНТЕЕВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Конспект непосредственно
образовательной деятельности. Интегрированное занятие по развитию речи, восприятию художественной литературы и художественному творчеству в старшей группе.
Тема: «Весна идет».
Подготовила В.Б. Сафронова.
Воспитатель старшей группы.
-2015- Развивающая задача:
Развивать интегративные качества: «Любознательный, активный», «Эмоционально отзывчивый», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности», «Способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».
Обучающая задача:
Продолжать развивать cвязную, интонационно выразительную речь.
Обогащать словарный состав.
Воспитывать интерес к художественной литературе; продолжать знакомить с творчеством Михаила Пришвина.
Закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение.)
Закреплять умение передавать на рисунке картины природы, характерные признаки весны; развивать чувство композиции, эстетическое восприятие, чувство цвета.
Воспитательная задача:
Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления.
Учить эмоционально, воспринимать образное содержание художественных текстов.
Учить самостоятельно, выполнять рисунок с изображением весны, подснежника.
Здоровьесберегающая задача:
Осуществлять оздоровительно - профилактические действия.
Снять мышечное напряжение.
Предварительная работа:
Чтение стихотворений: Ф. Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится...», А. Плещеев «Весна», И. Белоусов «Весенняя гостья» Е.Серова. «Подснежник»
Чтение рассказов: М.Пришвин «Птицы под снегом», В.Бианки «Синичкин календарь»
Загадки, пословицы и поговорки о весне,
Рассматривание иллюстрации с пейзажами зимы и начала весны.
Материалы: Репродукция картины И.Левитана «Март»; презентация к НОД; проектор; мнемотаблица; рассказы М. Пришвина «Деревья в плену»; «Жаркий час» салфетки, кисть, гуашь, лист тонированной бумаги. Виды детской деятельности:
Игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы, художественное творчество.
Часть
занятия
| Методы и
формы
работы
| Содержание работы
| Вводная часть
| Организа-ционный момент
|
В: - Ребята, кто сможет отгадать загадку?
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет-
В лесу подснежник расцветет.
-Как вы думаете, о каком времени года говорится в загадке?
- Какой сейчас месяц весны?
| Основная
часть
| Дети
сидят
на
стульчиках.
Слайд №1
Слайд №2 На мольберте
репродукция
картины
И Левитана
«Март» Слайд №3
Слайд№4 Чтение
рассказа
Михаила Пришвина
«Деревья в
плену» Физкульт-
минутка.
Чтение
Рассказа
М.Пришвина
«Жаркий час»
Чтение
стихотворения
Галины
Новицкой
«Марту
дремлется
легко» Слайд №5 Чтение
стихотворения
Тимофея
Белозерова
«Подснежники»
Слайд № 6 Дети садятся
за столы.
Звучит музыка
Вивальди
«Времена года»
|
В: - Да, ребята, сейчас хоть и морозно по ночам, и снег еще лежит, но мы знаем, что идет весна. Нам и птицы об этом щебечут: скоро будет тепло, и солнце каждого своими лучами-ладошками хочет погладить, приласкать. А каким синим, стало небо!
В:- Ребята, какими еще словами можно сказать о небе? Какое оно? Давайте посмотрим на экран.
Д: - Чистое, ясное, глубокое, голубое, веселое, прозрачное.
В.- Небо будто смеется, и мы не можем не улыбнуться — такое оно по-весеннему радостное. А вспомните, каким было небо зимой.
Д: - Хмурым, низким, тяжелым, холодным, мрачным.
В: - Ребята, давайте рассмотрим репродукцию картины Исаака Левитана. Вглядитесь в этот пейзаж. Какое время года здесь изображено? Как вы это поняли?
Д: - (ответ детей)
В: - Какой день изображен на картине? Какое настроение вызывает у вас эта картина?
Д: - (ответ детей)
В:- Посмотрите, какими красками художник изобразил мартовский снег. Какой снег в марте? Как вы об этом узнали?
Д: - серый, мокрый, грязный, рыхлый…
В: - Вспомните, каким был снег морозной январской порой?
Д: - Чистый, белый, сыпучий, скрипучий…
В: - Но хоть и радостно синеет мартовское небо, в лесу деревья еще не проснулись от зимнего сна. Послушайте, что увидел в лесу ранней весной Михаил Пришвин. Он описал это в своем рассказе «Деревья в плену»
В: - Ребята, а кто из вас бывал в зимнем лесу? Как же там красиво!
А давайте мы отдохнем и тоже побываем в лесу. Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
В: - Зимой только человек может освободить деревья из пле- на. Весной же деревья сами сбрасывают с себя тяжелые шубы. Послушайте, как это бывает в рассказе Михаила Пришвина «Жаркий час».
В: - Почему жаркий час самый счастливый для деревьев?
Д: - Деревья освобождаются от снега, выпрямляются, веточки распрямляют…
В: - Ребята, послушайте, как о сонной мартовской весне говорится в стихотворении Галины Новицкой «Марту дремлется легко», которое, нам расскажет Рамазанова Альбина. Вскрылись черные дороги - солнце греет горячо.
Но в сугробе, как в берлоге, марту дремлется легко,
По нему еще на лыжах пробегают смельчаки.
Спит он сладко и не слышит, что смеются ручейки. В: - О каких признаках весны говорится в стихотворении?
Как вы поняли выражение «вскрылись черные дороги»?
«Ручейки смеются» — как можно сказать по-другому, что с ними происходит? А поможет нам в этом - мнемотаблица.
Д: - Журчат, просыпаются, бегут, текут, шумят, звенят.
В: - Какими словами можно сказать о мартовской весне, какая она? Скоро еще жарче пригреет солнце, и побегут ручьи из тающего снега. А из-под снега пробьются к солнышку подснежники. Послушайте, как сказочно рассказал об этом поэт. Плакала, Снегурочка, зиму провожая.
Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая березы,
Выросли подснежники — Снегурочкины слезы. В: - Что я прочла вам — стихотворение, рассказ или сказку?
Д: - (Стихотворение.)
В: - Как вы поняли, что это стихотворение? Что вы чувствовали, когда я его читала?
Д: - (ответ детей.)
В: - Почему весной всем в лесу Снегурочка чужая? Что в лесу происходит, когда плачет Снегурочка?
Д: - (ответ детей)
В: - Вот такие ласковые слова нашел поэт, чтобы сказать о подснежниках и весне.
В: - Посмотрите на экран, какие красивые, нежные цветы! Давайте мы нарисуем иллюстрации к этому стихотворению, а поможет нам в этом музыка Вивальди из концерта «Времена года»
Что хочет нарисовать Катя? Коля? Альбина?
| Заключи- тельная часть
| Рефлексия.
| - Какую картину мы рассматривали?
- Кто ее написал?
- Как она называется?
- Какая фамилия у писателя, чьи рассказы я вам прочитала?
|
Используемая литература:
1.О.С.Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи» - М. :Вентана – Граф, 2009г.
2. .В.В.Гербова. Книга для чтения «В детском саду и дома» ООО «Издательство Оникс»,201 |
|
|