Главная страница

«Составление описательного рассказа по картинкам: животные теплых стран»



Название«Составление описательного рассказа по картинкам: животные теплых стран»
Дата15.08.2016
Размер91.7 Kb.
ТипДокументы

Интегрированное занятие по развитию речи (ознакомлению с окружающим миром, рисование) в подготовительной к школе группе.

Тема: «Составление описательного рассказа по картинкам: животные теплых стран»

Игровое занятие по закреплению умения составлять описательные рассказы о предметах на материале пройденных лексических тем.

Цель занятия: познакомиться с животными (внешний вид, повадки), обитающими в жарких станах, закреплять умение составлять описательные рассказы о животных, формировать представление о существовании других, непохожих на нашу стран.

Задачи:

  1. Расширить представление детей о животных, живущих в жарких странах, об их повадках, поведении, образе жизни.

  2. Пополнить знания о животных, живущих в жарких странах.

  3. Воспитывать доброжелательное отношение к животным.

  4. Активизировать пассивный и активный словарь по теме «Животные жарких стран».

  5. Совершенствовать умение составлять рассказы о животных с использованием коллективно составленного плана и схем.

  6. Развивать умение отбирать для рассказа самую интересную и существенную информацию.

  7. Способствовать социальному развитию и общению детей.

  8. Формировать навыки сотрудничества.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока: Предметные картинки животных, карандаши, листочки бумаги

Ход занятия.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Дети входят в группу и становятся кругом. Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Игра «Четвёртый лишний».

Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.

- слон, бегемот, крокодил, кошка;

- заяц, лев, тигр, пантера;

- гепард, комар, кенгуру, коала;

- варан, ехидна, страус, дятел;

- мышь, черепаха, жираф, зебра.

- обезьяна, верблюд, курица, носорог.

Отвечает тот ребёнок, кому воспитатель кидает мячик.

После игры раздаётся стук в дверь.

ВХОЖДЕНИЕ ИЛИ ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕМУ.

Пришло письмо от белого медвежонка Умки: «Здравствуйте дети, я белый медвежонок, Умка, живу на Севере, где всегда зима (приложение, слайд 2). Вместе со мной живут звери, которые не боятся холода, но я слышал, что есть страны, где всегда лето, и там живут совсем другие животные, пожалуйста, расскажите мне о них, мне очень хочется с ними познакомиться».

Воспитатель: - Ну что ребята, поможем Умке?

- Для этого, нам нужно отправиться в путешествие по жарким странам на корабле, чтобы переплыть через моря и океаны.

(Звучит фонограмма песни «Плывет, плывет кораблик»), дети садятся полукругом.

Воспитатель: Материк лежит большой.

Самый жаркий и сухой,

Там и лето круглый год

Кто его мне назовет? (Африка), именно Африка, наша первая остановка.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ

- Нигде в мире нет такого обилия крупных животных, как в африканской саванне: слоны, бегемоты, львы, жирафы, леопарды, гепарды, бородавочник, антилопы (канны, гну, газели), буйволы, чёрные и белые носороги, зебры, обезьяны, гиены, дикобразы. В саваннах и полупустынях обитает и множество мелких млекопитающих, таких как грызуны, зайцеобразные, сурикаты и многие другие (приложение, слайд 3).

- Давайте познакомимся с некоторыми животными, проживающими в Африке.

Какие же животные живут в Африке? Давайте отгадаем:

1. «Узнать его нам просто,

Узнать его легко:

Высокого он роста

И видит далеко».

(Жираф)

2. «У этой лошадки Одёжка в полоску.

Похожа одёжка её

На матроску». (Зебра)

3. «Он не слон, не лев, не птица,

Он в реке живёт весь год,

Крокодила не боится.

Толстокожий…

(Ответ: бегемот)»

4. В реках Африки живет

Злой зеленый пароход!

Кто б навстречу ни поплыл -

Всех проглотит ...

Ответ: Крокодил» (приложение, слайд 4).

- Продолжаем наше путешествие, следующая остановка – Южная Америка

ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ

Южная Америка, является краем с богатой и разнообразной флорой и фауной, здесь есть и влажные тропические леса и высокие горы и степи, в них обитают множество удивительных животных. Какие же животные живут в Южной Америке, давайте посмотрим (просмотр слайдов из презентации на компьютере), (приложение, слайд 5).

1. «Этот зверь быстрее ветра

И могу заверить вас,

Что сто двадцать километров

Развивает скорость в час!

Избежать пытаясь плена,

Он почти неуловим

И коварен, как гиена.

Очень плохи шутки с ним.

У него прямые ноги,

Словно у борзого пса,

Но причислен он в итоге

Всё же к кошкам. Чудеса!

Этот зверь немногочислен,

В книгу Красную зачислен.

Очень схож с ним леопард.

А зовут его гепард»

2. «Посмотрите, эта лама.

Лама - дочь и лама – мама».

3. «Шиншилла жила в шалаше у опушки,

И шила одёжки для каждой зверушки.

Для жабы - жабо. Дождевик - для хорька.

Жилетку в полоску - для бурундука.

Лягушкам - рубашки, зайчишкам - штанишки,

Мишуткам - по белой крахмальной манишке.

А рыжей плутовке, лисичке-сестричке,

Расшила снежинками две рукавички.

Суркам настрочила по сорок сорочек,

Сороке-соседке в цветочек платочек.

Для белок хозяйственных сумок нашила.

Уф! Как же устала портниха-шиншилла!».

4. «Вот какие шалунишки

Эти шустрые мартышки –

На ветвях качаются,

Прыгают, кривляются.

Хулиганки обезьяны

Растащили все бананы,

И устроили погром –

В зоопарке всё вверх дном!

Веселятся, дразнятся –

Им проказы нравятся.

Надо это прекратить,

В клетку сторожа пустить» (приложение, слайды 6, 7).

ФОРМИРОВАНИЕ ОЖИДАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

- Ребята, мы с вами побывали в Африке и Южной Америке, познакомились с животными, которые там обитают, куда же мы отправимся дальше? А дальше мы поплывем в Австралию.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ

Фауна Австралии является ярчайшим компонентом ее природы, хотя и не отличается богатством видов (приложение, слайд 8).

Какие же животные живут в Австралии. Давайте посмотрим.

1. «Это зверюшка вполне безобидная,

Правда, наружность у ней незавидная.

Люди бедняжку назвали - «ЕХИДНА».

Люди, одумайтесь!

Как вам не стыдно?!»

2. «Он не птицей называется, Хоть откладывает яйца, У него утинный нос, Зверь зовётся утконос».

«Мне наверно это снится? Удивительные шутки - К этой рыбо-зверо-птице Приспособлен нос от утки!»

3. «Лишь в Австралии зелёной кенгуру живёт смышлёный. Он своих детей не бросит, Он с собой их в сумке носит».

4. «Вместе с сумчатым «народом» Из Австралии он родом.

Беспокоит и тревожит то, что их осталось мало.

Просит помощи коала» (приложение, слайды 9,10).

- Ну и последняя наша остановка – Индия. Какие же животные живут в Индии.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ

Индия считается одним из самых биологически разнообразных регионов мира. На территории Индии находятся пустыни, горы, тропические и умеренные леса, болота, поля, луга и реки, а также архипелаги 9приложение, слайд 11).

- Какие же животные проживают в Индии, давайте отгадаем:

1. «Он большой неимоверно –

Больше всех зверей, наверно.

Как шар воздушный – голова,

А ростом - этажа на два» (слон).

2. «Как большая кошка он

Грациозен и умён.

Но не любит разных игр

Полосатый грозный...

(Ответ: тигр)»

3. «Убегайте поскорей!

Ходит, рыщет царь зверей.

Рычащий, жёлтый сыщик,

С хвостом и гривой хищник (лев)».

4. «Он совсем не кровожадный,

Потому что травоядный,

Только смотрит строго.

На носу два рога,

На ногах копыта -

От врагов защита.

Лишь слона не свалит с ног

Это грозный ...(Ответ: носорог)» (приложение, слайд 12,13).

- Ну вот дети, мы побывали в жарких станах, познакомились с животными, которые в них обитают, теперь настала пора возвращаться домой.

РАЗМИНКА

Проводится игра «Какой? Какая?». Дети становятся кругом. Воспитатель в центре с мячом, он кидает мяч ребенку, назвая животное – ребенок ловит мяч и называет три определения этого животного. (Каждый ребёнок называет по три слова определения).

Я гепард – быстрый, пятнистый, красивый, неуловимый, коварный;

Я лама – пушистая, жвачная, травоядная, копытная, пугливая;

Я шиншилла – мягкая, пушистая, маленькая, юркая;

Я мартышка – озорная, пакостная, хитрая, ловкая;

Я жираф – пятнистый, длинношеий, длинноногий, неторопливый;

Я зебра – полосатая, травоядная, быстрая, красивая;

Я бегемот – толстокожий, неуклюжий, большеротый;

Я крокодил – страшный, зубастый, зеленый, хищный, опасный;

Я слон – огромный, носатый, добрый, толстокожий;

Я тигр – полосатый, клыкастый, опасный, хищный;

Я лев – гривастый, клыкастый, хищный, царь зверей;

Я носорог – сильный, толстоногий, древний, злобный;

Я кенгуру – сумчатый, прыгучий, мягкий, дружелюбный;

Я коала – пушистый, травоядный, смешной, добрый, милый;

Я утконос – странный, пушистый, плавающий;

Я ехидна – колючая, длинноносая, осторожная.

(Дети рассаживаются за столы).

ПРОРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ

Воспитатель: -Теперь ребята, давайте расскажем медвежонку Умке о тех животных, которые проживают в жарких странах, нарисуем их портеры и отошлем Умке на Север.

Задание несколько детей составляют рассказ по картинкам. Необходимо распределить так, чтобы все дети по очереди составили рассказ про то или иное животное. (Три ребенка описывают одно животное, потом его рисуют). При составлении рассказа ребенок использует опорные карточки-схемы, а так же фотографии животных.

- А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки – подсказки. Давайте посмотрим их (рассматривают картинки и определяют, что и как нужно рассказывать) (приложение, слайд 14) .

План рассказа

  1. Как называется животное (его внешний вид, части тела, чем покрыто тело)?

  2. Где живёт (берлога, нора, логово, дупло)?

  3. Чем питается (на кого охотится)?

  4. Как зовут детёныша?

Например, рассказ может звучать так: «Это животное – мартышка. У нее длинный хвост и смешная мордочка, она очень смышленная и проказная. 2. Мартышки живут на деревьях, они очень хорошо умеют по ним лазить. 3. Мартышка – травоядное животное, очень любит бананы. Эта мартышка из теплой страны Бразилии».

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Таким образом, мы с вами, побывали в жарких странах, узнали, какие животные в них проживают, и рассказали о них. Теперь давайте нарисуем портреты животных, живущих в жарких странах и отошлем их медвежонку Умке, что бы и он тоже узнал, что существуют в мире такие места, где нет зимы, и там живут такие замечательные животные (рисунки детей – приложение, слайд 15).
- Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось?

- О ком мы сегодня говорили?
- Что больше всего понравилось?
- Мне очень понравилось, как вы работали.

В ходе занятия актуализируются знания о разнообразии диких животных, других стран и континентов, (особенностях их внешнего вида, среде обитания кормления), умения (выделять признаки сходства и различия диких животных, правильно использовать притяжательные прилагательные, составлять связный рассказ), вырабатываются такие качества, как любознательность, познавательный интерес, память, логическое мышление.

В ходе занятия формируются такие универсальные учебные действия, как: регулятивные (организация своего рабочего места под руководством воспитателя, определение цели выполнения заданий на занятии под руководством воспитателя; познавательные: (ориентация в ранее полученных знаниях по теме, умение слушать новый материал, и отвечать на вопросы); коммуникативные (описание животного по картинке, составление связного рассказа по схеме, участие в диалоге, ответы на вопросы воспитателя).

Ключевые компетенции, формирующиеся в ходе данного занятия:

- познавательная компетенция заключается в актуализации ранее полученных знаний, умение грамотно строить высказывания с использованием усвоенного материала по теме занятия.

- информационная компетенция заключается в умение самостоятельно анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию по теме занятия.

- коммуникативная компетенция заключается в умение составлять описательные рассказы, умении общаться со сверстниками в организованной деятельности, умение четко формулировать ответы на задаваемые вопросы, внимательно слушать.

Список использованной литературы

  1. Вахрушева А.А., Кочемасова Е.Е. Идр. Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации.- М.: Баласс, 2003.-303 с.

  2. Стихи о диких животных для детей. Сборник /под ред. А.М. Соловьева.- М.: Гардарики, 2011.- 265 с.

  3. Шалаева Г.П. Энциклопедия дошкольника.- М.: АСТ, 2010.- 516 с.