Людмила Анатольевна Качковская, педагог высшей квалификационной категории МБДОУ ДСКВ № 56 «Северяночка» г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительной группа. конец года)
«Домашние животные и птицы»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация. Развитие речи», «Познание», «Социализация», «Кругозор», «Здоровье», Чтение художественной литературы», «Музыка» Цель: Выявить уровень развития речи, уровень знаний и представлений детей об окружающей действительности. Задачи:
1. Активизировать и расширять словарь и представления детей о домашних птицах и животных.
2. Развивать речевое дыхание, связную речь.
3. Совершенствовать координации движений в сочетании их с речью.
4. Развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку.
5. Совершенствовать у детей зрительное восприятие и речевой слух.
6. Развивать высшие психические функции: память, мышление, воображение, восприятие, внимание.
7. Продолжать обучение приёмам массажа.
8. Воспитывать чуткость и бережное отношение к животным. Оборудование: иллюстрации с изображением домашних птиц и животных, игрушки (животные, птицы), схема описательного рассказа, изображения животных и продуктов их жизнедеятельности, изображения леса и скотного двора, крупа, аудиозапись голосов домашних птиц и животных. Дидактическая игра «Семья», «Говорящая собака», цветные карандаши. Словарная работа: птичница, животновод, ферма, курятник, овчарня, стадо, конюшня, свинарник, кличка, болбочет, кудахчет, блеет, ржет, гогочет. Ход НОД:
Перед занятием дети говорят фразу:
Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре
Громко, чётко говорим, никогда мы не спешим. Воспитатель: - Игра-задание «Сядет тот, у кого на столе лежат изображения»:
Снегиря, вороны, волка, лисы – дикие животные и птицы
Огурца, помидора, моркови, капусты - овощи
Яблока, груши, винограда, ананаса - фрукты
Гуся, петуха, цыплёнка, кошки, собаки – домашние животные и птицы.
Воспитатель: - Это и будет темой нашего занятия «Домашние птицы и животные». Давайте уточним, почему их так называют «домашние»? (ответы детей)
Детям предлагаются две схемы с изображением скотного двора и леса, а также изображения диких и домашних птиц и животных. Нужно расселить всех животных и птиц. Воспитатель: - 1. Отгадайте загадки:
- Му-му-му, молока кому? корова - Идёт, бредёт, бородой трясёт, травки просит:
«Ме-ме-ме, дайте вкусной мне». козёл - С хозяином дружит, дом сторожит,
Живёт под крылечком, а хвост колечком. собака - Спереди – пятачок, сзади – крючок,
Посредине - спинка, а на ней щетинка. поросёнок - По горам, по долам, ходит шуба да кафтан. баран - Мягкие лапки, а в лапках царапки.
Всё время умывается, а с водой не знается. кошка - Я большой и я красивый, я бегу - и вьётся грива,
Длинный шёлковый хвосток и копытами – цок-цок. конь Воспитатель: - Предлагаю всем сделать гимнастику для язычка
2. Артикуляционная и мимическая гимнастика:
Упражнение «Лошадка»
Я лошадка Серый Бок, Цок-цок-цок.
Я копытцем постучу, Цок-цок-цок.
Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.
Ты с лошадкой прокатись,
Звонко цокать научись. Упражнение «Чьи зубы чище?»
Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри.
Не болели, не темнели, не желтели, чтоб они.
Упражнение «Хоботок»
Подражаю я слону: губы хоботом тяну…
Даже если я устану, их тянуть не перестану.
Буду долго так держать, свои губы укреплять. Упражнение «Улыбка»
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится зверушкам. Упражнения «Киска сердится», «Киска лакает молоко», «Болтушка», «Злой пёс», «Стряхни соринку с ресницы», «Толстый поросёнок». Воспитатель: - Давайте вспомним, кто как голос подаёт
3. Дидактическая игра «Кто как голос подаёт?» Сюрпризный момент «говорящая собака»
Собака – гав-гав (лает)
Корова – му-у (мычит)
Кошка – мяу-мяу (мяучит)
Свинья - хрю-хрю (хрюкает)
Лошадь – иго-го (ржёт)
Овца – бе-е (блеет)
Курица – ку-дах-тах-тах (кудахчет)
Петух – ку-ка-ре-ку (кукарекает)
Цыплёнок – пи-пи (пищит)
Гусь – га-га (гогочет)
Утка – кря-кря (крякает)
Индюк – бл-бл (болбочет) Воспитатель: - А сейчас послушайте голоса животных и птиц, угадайте, кто это?
4. Упражнения для развития просодии: высоты, тембра голоса, речевого дыхания. Предлагаю детям определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звуки различным по силе голосом (громко, тихо).
Дети: Собака лает: АВ (громко), АВ-АВ (тихо). Кошка мяукает, корова мычит, петух поет, курица кудахчет, овечка блеет и т. п. Упражнение направлено на изменение голоса по высоте и силе. Предлагаю детям сказать, например, МЯУ: громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). По аналогии изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний: И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, БЕ, и т. п.
Воспитатель: - Молодцы, хорошо справились с этим заданием.
5. Дидактическая игра «У кого – кто?» (или «Назови детеныша»)
У кошки – котята;
у собаки – щенки;
у овцы – ягнята;
у козы – козлята;
у коровы – телята;
у курицы - цыплята;
у утки – утята;
у гусыни – гусята;
у индюка – индюшата;
у кролика – крольчата. Воспитатель: - Подумайте и скажите, кем будут детеныши животных, когда вырастут
6 . Дидактическая игра «Кто кем будет?»
Щенок будет - собакой
Котёнок будет - кошкой
Жеребёнок будет - лошадью
Ягнёнок будет - овцой
Козлёнок - козой
Телёнок будет - коровой
Поросёнок будет – свиньёй Воспитатель: - Молодцы, ребятишки: девчонки и мальчишки! А чем же питаются домашние животные?
7. Дидактическая игра «Кто чем питается?»
Кошка – молоком, рыбой, мясом;
корова – травой;
собака - мясом;
коза – травой, ветками деревьев;
лошадь – травой;
гуси – травой;
курица – зерном. Воспитатель: - Проходите за столы. Спинки держим прямо, как струночки.
8. Развитие мелкой моторики рук «Покормите птиц». Перемешать смешанные крупы и предложить детям их рассортировать, т.к. птицы любят разные зёрна. Для этого дать детям мисочки.
Во время выполнения задания детьми беседуем: Закрепление форы дательного падежа ед. ч. «Дадим корм кому?». Дети называют птиц.
Закрепление формы винительного падежа «Кого видим за забором?»
Дети называют домашних животных. Воспитатель: - А вы знаете, где живут домашние животные и птицы?
9. Дидактическая игра «Кто где живёт?»
Кошка – …в доме;
курица –… в курятнике;
лошадь –… в конюшне;
свинья –… в свинарнике;
овца – …в овчарне;
собака –… в конуре, в будке. Педагог предлагает детям назвать слова- антонимы
10. Словесно-дидактическая игра «Скажи наоборот»
Собака большая, а щенок …маленький.
Корова высокая, а телёнок …низкий.
Щенок весёлый, котёнок …грустный.
Пёс чёрный, кот …белый.
11. Составить описательный рассказ о домашнем животном по схеме.
У кого дома есть домашние питомцы? Как вы за ними ухаживаете? Как их зовут?
Воспитатель: - Оказывается, у животных нет имён, а есть клички.
Придумайте клички:
- для кошки (Мурка, Пушок, Мурзик),
- для собаки (Мухтар, Трезор, Бим, Пальма),
- для поросенка (Борька, Мишка, Лежебока),
- для коровы (Бурёнка, Ночка, Марта, Пеструшка). Воспитатель: А теперь, ребятки, отгадайте-ка загадки!
12. Дидактическая игра «Отгадай, кто это?»
Сторожит, грызёт, лает - собака
Хрюкает, роет - поросёнок
Ржёт, бегает, скачет - лошадь
Мяукает, лакает, царапается - кошка
Мычит, жуёт, ходит – корова
Жёлтый, пушистый, маленький – цыплёнок
Важный, со шпорами и гребешком, хвост с узорами - петух 13. Словесно-дидактическая игра «Чей хвост?»
У кошки хвост (чей?) – кошачий;
у собаки – собачий;
у лошади – лошадиный;
у петуха – петушиный;
у овцы – овечий;
у коровы – коровий;
у козы – козий. 14. Обучение приёмам массажа.
Мы построим прочный дом, хорошо жить курам в нём
И утятам, и котятам, и весёлым поросятам.
Вышли куры погулять, зёрна по двору искать.
Вот поймали червячка, ухватили за бочка.
Потом дворник к нам пришёл, всё так чисто он подмёл.
Месяц по небу гуляет, спать ложиться приглашает. 15. Обведи цветным карандашом только домашних животных
16. Игра-задание. Соедини стрелочкой животное и то, что от него получают.
Воспитатель: - Молодцы! Вы показали очень хорошие знания о домашних животных и птицах. Теперь я за вас спокойна - в школе вам будет легко учиться с таким багажом знаний! Приложение
В помощь воспитателю Словарь и словообразование
Предметный словарь: животные, корова, телёнок, коза, козёл, баран, овца, ягнёнок, конь, лошадь, жеребёнок, кошка, кот, собака, пёс, щенок, осёл, свинья, поросёнок, хлев, хозяйка, хозяин, свинарка, доярка, конюх, грива, вымя, копыта, рога, хвост, морда, птицы, курица, петух, цыплёнок, утка, селезень, утёнок, гусь, гусыня, гусёнок, индюк, индюшонок, курятник, птичник, птичница, крыло, клюв, лапы, шея, хвост, гребень, перепонки, птенцы, корм, наседка, несушка, двор.
Глагольный словарь: мычать, блеять, ржать, мяукать, лаять, хрюкать, рычать, прыгать, бегать, скакать, есть, пить, клевать, кормить, кричать, нестись, плавать, шипеть, щипать, шагать, переваливаться, крякать, гоготать, кудахтать, высиживать.
Словарь признаков: крупный, мелкий, большой, маленький, полезный, короткий, умный, пушистый, верный, быстрый, густой, пёстрый, лёгкий, важный.
Словарь наречий: быстро, медленно, жалобно, полезно, тепло, легко.
Антонимы: большой – маленький, крупный – мелкий, быстро – медленно.
Синонимы: будка – конура.
Словообразование:
- прилагательных от существительных (коза – козий, утка - утиный);
- приставочных глаголов (ускакать, прискакать);
- существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (собака – собачка, курица - курочка);
существительных от прилагательных (пёстрый - пеструшка);
- существительных от существительных (конь – конюшня, птица – птичник, птичница, кот- котёнок);
- глаголов от звукоподражаний (мычать, пищать, кукарекать);
- сложных слов (птицефабрика, белоголовый).
8. Подбор родственных слов: корова, кот, птица, курица.
9. Многозначность: крыло, гребень, хвост, конь.
Грамматический строй
Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: кошка – пушистая, цыплёнок – жёлтый.
Образование множественного числа имён существительных. Конь – кони, утка – утки.
Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один кот, моя курица, много коров.
Предложно-падежное управление:
- Угощение (предлог «для»: кость для собаки, зёрна для цыплят).
- У кого кто? (предлог «у»: у коровы телёнок, у утки утёнок).
- Чем кормим? (корову сеном, птиц зерном).
- Где живут? (предлог «в»: собака в конуре, куры в курятнике).
- Детёныши играют в прятки (предлоги «за», «в», «на», «под», «у»).
Конспект НОД по развитию речи (подготовительной группа. конец года) «Домашние животные и птицы» Страница
|