Главная страница


Конспект нод по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительной группа конец года)



Скачать 83.25 Kb.
НазваниеКонспект нод по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительной группа конец года)
Дата14.04.2016
Размер83.25 Kb.
ТипКонспект

Людмила Анатольевна Качковская, педагог высшей квалификационной категории МБДОУ ДСКВ № 56 «Северяночка» г. Нижневартовск, ХМАО-Югра

Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительной группа. конец года)

«Домашние животные и птицы»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация. Развитие речи», «Познание», «Социализация», «Кругозор», «Здоровье», Чтение художественной литературы», «Музыка»
Цель: Выявить уровень развития речи, уровень знаний и представлений детей об окружающей действительности.
Задачи:

1. Активизировать и расширять словарь и представления детей о домашних птицах и животных.

2. Развивать речевое дыхание, связную речь.

3. Совершенствовать координации движений в сочетании их с речью.

4. Развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку.

5. Совершенствовать у детей зрительное восприятие и речевой слух.

6. Развивать высшие психические функции: память, мышление, воображение, восприятие, внимание.

7. Продолжать обучение приёмам массажа.

8. Воспитывать чуткость и бережное отношение к животным.
Оборудование: иллюстрации с изображением домашних птиц и животных, игрушки (животные, птицы), схема описательного рассказа, изображения животных и продуктов их жизнедеятельности, изображения леса и скотного двора, крупа, аудиозапись голосов домашних птиц и животных. Дидактическая игра «Семья», «Говорящая собака», цветные карандаши.
Словарная работа: птичница, животновод, ферма, курятник, овчарня, стадо, конюшня, свинарник, кличка, болбочет, кудахчет, блеет, ржет, гогочет.
Ход НОД:

Перед занятием дети говорят фразу:

Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре

Громко, чётко говорим, никогда мы не спешим.
Воспитатель: - Игра-задание «Сядет тот, у кого на столе лежат изображения»:

Снегиря, вороны, волка, лисы – дикие животные и птицы

Огурца, помидора, моркови, капусты - овощи

Яблока, груши, винограда, ананаса - фрукты

Гуся, петуха, цыплёнка, кошки, собаки – домашние животные и птицы.

Воспитатель: - Это и будет темой нашего занятия «Домашние птицы и животные». Давайте уточним, почему их так называют «домашние»? (ответы детей)

Детям предлагаются две схемы с изображением скотного двора и леса, а также изображения диких и домашних птиц и животных. Нужно расселить всех животных и птиц.
Воспитатель: - 1. Отгадайте загадки:

- Му-му-му, молока кому? корова
- Идёт, бредёт, бородой трясёт, травки просит:

«Ме-ме-ме, дайте вкусной мне». козёл
- С хозяином дружит, дом сторожит,

Живёт под крылечком, а хвост колечком. собака
- Спереди – пятачок, сзади – крючок,

Посредине - спинка, а на ней щетинка. поросёнок
- По горам, по долам, ходит шуба да кафтан. баран
- Мягкие лапки, а в лапках царапки.

Всё время умывается, а с водой не знается. кошка
- Я большой и я красивый, я бегу - и вьётся грива,

Длинный шёлковый хвосток и копытами – цок-цок. конь
Воспитатель: - Предлагаю всем сделать гимнастику для язычка

2. Артикуляционная и мимическая гимнастика:

Упражнение «Лошадка»

Я лошадка Серый Бок, Цок-цок-цок.

Я копытцем постучу, Цок-цок-цок.

Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.

Ты с лошадкой прокатись,

Звонко цокать научись.
Упражнение «Чьи зубы чище?»

Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри.

Не болели, не темнели, не желтели, чтоб они.

Упражнение «Хоботок»

Подражаю я слону: губы хоботом тяну…

Даже если я устану, их тянуть не перестану.

Буду долго так держать, свои губы укреплять.
Упражнение «Улыбка»

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится зверушкам.
Упражнения «Киска сердится», «Киска лакает молоко», «Болтушка», «Злой пёс», «Стряхни соринку с ресницы», «Толстый поросёнок».
Воспитатель: - Давайте вспомним, кто как голос подаёт

3. Дидактическая игра «Кто как голос подаёт?» Сюрпризный момент «говорящая собака»

Собака – гав-гав (лает)

Корова – му-у (мычит)

Кошка – мяу-мяу (мяучит)

Свинья - хрю-хрю (хрюкает)

Лошадь – иго-го (ржёт)

Овца – бе-е (блеет)

Курица – ку-дах-тах-тах (кудахчет)

Петух – ку-ка-ре-ку (кукарекает)

Цыплёнок – пи-пи (пищит)

Гусь – га-га (гогочет)

Утка – кря-кря (крякает)

Индюк – бл-бл (болбочет)
Воспитатель: - А сейчас послушайте голоса животных и птиц, угадайте, кто это?

4. Упражнения для развития просодии: высоты, тембра голоса, речевого дыхания. Предлагаю детям определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звуки различным по силе голосом (громко, тихо).

Дети: Собака лает: АВ (громко), АВ-АВ (тихо). Кошка мяукает, корова мычит, петух поет, курица кудахчет, овечка блеет и т. п. Упражнение направлено на изменение голоса по высоте и силе. Предлагаю детям сказать, например, МЯУ: громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). По аналогии изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний: И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, БЕ, и т. п.

Воспитатель: - Молодцы, хорошо справились с этим заданием.

5. Дидактическая игра «У кого – кто?» (или «Назови детеныша»)

У кошки – котята;

у собаки – щенки;

у овцы – ягнята;

у козы – козлята;

у коровы – телята;

у курицы - цыплята;

у утки – утята;

у гусыни – гусята;

у индюка – индюшата;

у кролика – крольчата.
Воспитатель: - Подумайте и скажите, кем будут детеныши животных, когда вырастут

6 . Дидактическая игра «Кто кем будет?»

Щенок будет - собакой

Котёнок будет - кошкой

Жеребёнок будет - лошадью

Ягнёнок будет - овцой

Козлёнок - козой

Телёнок будет - коровой

Поросёнок будет – свиньёй
Воспитатель: - Молодцы, ребятишки: девчонки и мальчишки! А чем же питаются домашние животные?

7. Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Кошка – молоком, рыбой, мясом;

корова – травой;

собака - мясом;

коза – травой, ветками деревьев;

лошадь – травой;

гуси – травой;

курица – зерном.
Воспитатель: - Проходите за столы. Спинки держим прямо, как струночки.

8. Развитие мелкой моторики рук «Покормите птиц». Перемешать смешанные крупы и предложить детям их рассортировать, т.к. птицы любят разные зёрна. Для этого дать детям мисочки.

Во время выполнения задания детьми беседуем: Закрепление форы дательного падежа ед. ч. «Дадим корм кому?». Дети называют птиц.

Закрепление формы винительного падежа «Кого видим за забором?»

Дети называют домашних животных.
Воспитатель: - А вы знаете, где живут домашние животные и птицы?

9. Дидактическая игра «Кто где живёт?»

Кошка – …в доме;

курица –… в курятнике;

лошадь –… в конюшне;

свинья –… в свинарнике;

овца – …в овчарне;

собака –… в конуре, в будке.
Педагог предлагает детям назвать слова- антонимы

10. Словесно-дидактическая игра «Скажи наоборот»

Собака большая, а щенок …маленький.

Корова высокая, а телёнок …низкий.

Щенок весёлый, котёнок …грустный.

Пёс чёрный, кот …белый.

11. Составить описательный рассказ о домашнем животном по схеме.

У кого дома есть домашние питомцы? Как вы за ними ухаживаете? Как их зовут?

Воспитатель: - Оказывается, у животных нет имён, а есть клички.

Придумайте клички:

- для кошки (Мурка, Пушок, Мурзик),

- для собаки (Мухтар, Трезор, Бим, Пальма),

- для поросенка (Борька, Мишка, Лежебока),

- для коровы (Бурёнка, Ночка, Марта, Пеструшка).
Воспитатель: А теперь, ребятки, отгадайте-ка загадки!

12. Дидактическая игра «Отгадай, кто это?»

Сторожит, грызёт, лает - собака

Хрюкает, роет - поросёнок

Ржёт, бегает, скачет - лошадь

Мяукает, лакает, царапается - кошка

Мычит, жуёт, ходит – корова

Жёлтый, пушистый, маленький – цыплёнок

Важный, со шпорами и гребешком, хвост с узорами - петух
13. Словесно-дидактическая игра «Чей хвост?»

У кошки хвост (чей?) – кошачий;

у собаки – собачий;

у лошади – лошадиный;

у петуха – петушиный;

у овцы – овечий;

у коровы – коровий;

у козы – козий.
14. Обучение приёмам массажа.

Мы построим прочный дом, хорошо жить курам в нём

И утятам, и котятам, и весёлым поросятам.

Вышли куры погулять, зёрна по двору искать.

Вот поймали червячка, ухватили за бочка.

Потом дворник к нам пришёл, всё так чисто он подмёл.

Месяц по небу гуляет, спать ложиться приглашает.
15. Обведи цветным карандашом только домашних животных



16. Игра-задание. Соедини стрелочкой животное и то, что от него получают.



Воспитатель: - Молодцы! Вы показали очень хорошие знания о домашних животных и птицах. Теперь я за вас спокойна - в школе вам будет легко учиться с таким багажом знаний!
Приложение

В помощь воспитателю
Словарь и словообразование

  1. Предметный словарь: животные, корова, телёнок, коза, козёл, баран, овца, ягнёнок, конь, лошадь, жеребёнок, кошка, кот, собака, пёс, щенок, осёл, свинья, поросёнок, хлев, хозяйка, хозяин, свинарка, доярка, конюх, грива, вымя, копыта, рога, хвост, морда, птицы, курица, петух, цыплёнок, утка, селезень, утёнок, гусь, гусыня, гусёнок, индюк, индюшонок, курятник, птичник, птичница, крыло, клюв, лапы, шея, хвост, гребень, перепонки, птенцы, корм, наседка, несушка, двор.

  2. Глагольный словарь: мычать, блеять, ржать, мяукать, лаять, хрюкать, рычать, прыгать, бегать, скакать, есть, пить, клевать, кормить, кричать, нестись, плавать, шипеть, щипать, шагать, переваливаться, крякать, гоготать, кудахтать, высиживать.

  3. Словарь признаков: крупный, мелкий, большой, маленький, полезный, короткий, умный, пушистый, верный, быстрый, густой, пёстрый, лёгкий, важный.

  4. Словарь наречий: быстро, медленно, жалобно, полезно, тепло, легко.

  5. Антонимы: большой – маленький, крупный – мелкий, быстро – медленно.

  6. Синонимы: будка – конура.

  7. Словообразование:

- прилагательных от существительных (коза – козий, утка - утиный);

- приставочных глаголов (ускакать, прискакать);

- существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (собака – собачка, курица - курочка);

существительных от прилагательных (пёстрый - пеструшка);

- существительных от существительных (конь – конюшня, птица – птичник, птичница, кот- котёнок);

- глаголов от звукоподражаний (мычать, пищать, кукарекать);

- сложных слов (птицефабрика, белоголовый).

8. Подбор родственных слов: корова, кот, птица, курица.

9. Многозначность: крыло, гребень, хвост, конь.

Грамматический строй

  1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: кошка – пушистая, цыплёнок – жёлтый.

  2. Образование множественного числа имён существительных. Конь – кони, утка – утки.

  3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один кот, моя курица, много коров.

  4. Предложно-падежное управление:

- Угощение (предлог «для»: кость для собаки, зёрна для цыплят).

- У кого кто? (предлог «у»: у коровы телёнок, у утки утёнок).

- Чем кормим? (корову сеном, птиц зерном).

- Где живут? (предлог «в»: собака в конуре, куры в курятнике).

- Детёныши играют в прятки (предлоги «за», «в», «на», «под», «у»).


Конспект НОД по развитию речи (подготовительной группа. конец года) «Домашние животные и птицы» Страница