Конспект развлечения в старшей группе по теме «Формирование представлений у дошкольников о самобытности русского народа в прошлом и настоящем»
Программное содержание: Продолжать учить передавать диалог сказочных персонажей, их характеры через инсценирование русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Продолжать знакомить с обычаями и традициями русского народа, с русскими народными сказками.
Формировать художественно- речевые, исполнительские способности, побуждать к импровизации.
Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту нашего народа, народному творчеству. Активизировать речь, мышление.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Маша и медведь», «Царевна – лягушка», «Гуси – лебеди», « Хаврошечка», «Морозко» и другие. Показ сказки «Репка», «Волк и семеро козлят» с помощью настольного театра. Прослушивание аудиозаписи русской народной сказки «Царевна – лягушка», «Василиса Прекрасная». Драматизация сказки «Три медведя» с детьми. Рисование по сказкам. Знакомство с малыми фольклорными формами. Знакомство с прикладным творчеством: Дымка, Городец. Ежегодное проведение праздника Масленица. Беседы с детьми о быте русского народа, традициях русского народа.
Материал. Детские рисунки к сказкам, сказки(книги), аудиозаписи русских народных сказок, утварь русского быта.
Ход занятия
Под сказочную музыку дети входят в зал. Здороваются с гостями. Воспитатель обращает внимание детей на детские рисунки.
Воспитатель: Вот чудесная страна,
Вся она чудес полна.
Кого вы здесь увидели, узнали?
Дети называют героев сказок, какую сказку рисовали дети. Затем воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.
Воспитатель: А теперь, друзья вы посидите, что было раньше посмотрите.
Звучит музыка. Сидит матушка, качает люльку, и прядет, напевает колыбельную песенку
- Что же ты не засыпаешь?
Глазки что не закрываешь?
Дитятко мое. С тобой посижу,
Сказочку расскажу.
В некотором царстве, в некотором государстве….
Занавес закрывается.
Воспитатель: Вот так в старину, сидя у прялки и люльки, укладывая детей спать, напевали колыбельные песенки, рассказывали сказки. А кто лучше всех умеет рассказывать? Конечно же бабушка. Бабушка умеет и утешить и рассмешить, и сказку рассказать. Ой, посмотрите, да вот и сама бабушка к нам идет.
Выходит бабушка- рассказушка.
Бабушка: Здравствуйте, люди добрые, разрешите отдохнуть у вас с дальней дороги.
Воспитатель: Добрый день, бабушка – рассказушка. Посиди, отдохни, заодно расскажи нам, где была, что видела, какие сказки услышала.
Бабушка: Ну что же, дети, вы сказки любите?(ответ детей). Ну тогда слушайте, какую сказку я вам расскажу. Лежал колобок на опушке. Мышка бежала, хвостиком махнула, колобок упал и разбился. Прибежали семеро козлят и все все до крошки съели. Догадались, какую сказку я рассказала? («Колобок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят») вы хорошо знаете сказки? Сейчас я проверю, а поможет мне в этом волшебный сундучок.
Бабушка обращает внимание на сказочный сундучок.
Бабушка: Сказки в сундучке живут,
Все они здесь тут как тут.
Очень просятся сюда.
Приоткрыть им крышку?(Да)
Загадаю вам загадку,
Вы мне скажете отгадку.
Потом я крышку поднимаю-
И отгадку вынимаю.
1.Снесла курочка яичко, не простое, а золотое.
2. Ловись, ловись рыбка большая и маленькая.
3.Пустил младший брат стрелу – попала она в болото, подхватила ее лягушка – квакушка.
Дети отгадывают название сказки, бабушка показывает отгадку – атрибут к этой сказке.
Бабушка:
По дороге я к вам шла,
Сундучок в руках несла,
А мешок волшебный мой,
Шагал рядом, как живой.
Потерялся он в пути,
Где теперь его найти? (печалится)
Звучит сказочная музыка, появляется волшебный мешок, приплясывая.
Бабушка:
Ты куда запропастился?
Путешествовать пустился?
Должен ты стоять на месте,
Иль ходить со мною вместе.
(к ребятам)
Мой мешок вот какой,
Он волшебный, не простой,
Сказки в нем давно живут,
Просятся наружу. (мешок шевелится, издает звуки)
Он со мной всегда, везде
И в жару, и в стужу. (рассматривает мешок)
Чтобы сказка появмлась0
Загадайте ему загадку.
И тогда без промедленья
Выйдет из мешка отгадка.
Дети загадывают загадки, появляется из мешка отгадка
Трудно дедушке седому,
С грядки урожай собрать.
Он решил друзей позвать.
Друг за друга взявшись крепко
Тянут из грядки (репку)
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том в конце концов,
Стало множество жильцов. (Теремок)
А дорога далека
А корзинка нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)
От родной своей сторожки,
Убежал он по дорожке.
Бегать он умел без ног,
Кто же это? (Колобок0
Красна-девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжело,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)
Бабушка: Спасибо, волшебный мешок,
Ты мне очень помог!
Поскорее домой возвратись,
Да по дороге не заблудись.
(Мешок уходит)
Затем дети вспоминают еще названия любимых сказок , их содержание. Бабушка – рассказушка говорит, что мир сказок огромен: есть народные сказки, есть авторские.
1. Какие сказки называются народными?
2. Какие авторскими?
3. В чем особенность русских народных сказок?( много волшебства, превращений, животные говорят человеческим языком)
4. В кого превращаются герои русских народных сказок? ( царевна – лягушка – в Марью, перышко финиста – в царевича «Иван царевич и серый волк» - волк в Елену Прекрасную, в коня «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - Баба- Яга – в ворону, братец в козленочка. Хаврошечка уменьшилась в размерах и пролезла в ушко).
5. Кто скажет с каких слов начинаются русские народные сказки?
( Жили –были, в некотором царстве, в некотором государстве…за тридевять земель, в тридесятом государстве…. за синими морями, за высокими горами….
А какими словами заканчиваются русские народные сказки
- И стали они жить поживать, да добро наживать…
- И я там был, вино, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
- Тут и сказке конец, а кто слушал –молодец
- И был пир на весь мир.
7. С помощью чего в сказках начинаются удивительные превращения? ( с помощью волшебных слов)
8. Какие волшебные слова вы знаете?
- по щучьему веленью, по моему хотенью
-Сивка- Бурка вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой.
Бабушка – рассказушка хвалит детей и предлагает им поиграть.
Игра подвижная «Ищи свою сказку» ( музыка народная)
Бабушка: Ребята, а как вы со сказкой можете познакомиться?
- Услышать (аудиозапись), увидеть( фильмы), прочитать, посмотреть в театре)
Бабушка: Ребята, а вы хотите посмотреть сказку? Давайте скажем волшебные слова:
- Сказка, сказка, отзовись,
Поскорей сюда явись
Открывается занавес. Сказка « Заюшкина избушка» (драматизация сказки детьми старшей группы)
Бабушка: Во всех сказках побеждает добро. Русские люди очень добрые, гостеприимные, обязательно угощают гостей чаем и пирогами
Угощенье получайте и про нас не забывайте.
До свидания, прощайте,
И меня здесь вспоминайте.
Бабушка уходит.
Воспитатель: Тут и сказке конец.
Кто смотрел и слушал – молодец.
Давайте попрощаемся с гостями. |