|
http://ts-fasad.ru/ вентилируемые фасады в Орле - Вентилируемый фасад работа в Орле. ts-fasad.ru | Конспект урока: «Обмен веществ и энергии в клетке» подготовила: учитель биологии Лукьяненко Ольга Николаевна 2015 г Тема урока. Обмен веществ и энергии в клетке. Аннотация к уроку МБОУ СОШ № 6 г. Морозовск, Ростовской обл.
Конспект урока: «Обмен веществ и энергии в клетке»
подготовила: учитель биологии Лукьяненко
Ольга Николаевна
2015 г
Тема урока. Обмен веществ и энергии в клетке.
Аннотация к уроку:
Урок комплексного применения знаний для 10 класса по теме «Клетка как целостная система» по программе Министерства образования и науки РФ для 10-11 классов. Место урока в учебной теме - текущий. Для разработки использовались раздаточный материал, интерактивные средства, таблицы, схемы и иллюстрации. Для лучшего усвоения знаний предлагается просмотр документального фильма и представление материала в готовом виде. Основное внимание уделяется постановке и решению проблемного вопроса урока, каков эпиграф урока.
Задачи. Образовательная. Расширить у учащихся знания об обмене веществ и энергии, полученные в 9 классе; ознакомить с разделением обмена веществ на пластический и энергетический; раскрыть особенности процессов метаболизма. Развивающая. Развивать умение сравнивать реакции пластического и энергетического обменов и умение раскрывать взаимосвязь между ними; развивать внимание, память, наблюдательность и уверенность в своих взглядах. Воспитательная. Воспитывать в понимании учеников понимание того, что все живые системы связаны между собой посредством обмена веществ и энергии и окружающей средой.
Тип урока. Усвоения новых знаний. . Место урока в учебной теме. Текущий.
Методы и методические приемы: 1. Информационно - рецептивный: а) словесный: рассказ-объяснение, просмотр научно-документального фильма, описание, беседа, сообщения учащихся, работа с учебником. б) наглядный: иллюстрация, демонстрация, ТСО. Приемы обучения: изложение информации, объяснения, активизация внимания и мышления, получение из текста и иллюстраций новых знаний, работа с раздаточным материалом. 2.Репродуктивний. Приемы обучения: представление материала в готовом виде, конкретизация и закрепление уже полученных знаний. 3. Проблемно - поисковый: постановка проблемного вопроса. Приемы обучения: постановка взаимосвязанных проблемных вопросов, активизация внимания и мышления. 4.Визуальний: составление схем.
Межпредметные связи: химия, экология, история.
Материалы и оборудование: схемы, рисунки, таблицы, г. \ м доска.
Основные понятия и термины: метаболизм, анаболизм, катаболизм, пластический обмен, энергетический обмен, автотрофы, гетеротрофы, миксотрофы, аэробы, анаэробы.
СТРУКТУРА урока
I. Актуализация опорных знаний учащихся.
Как вы понимаете высказывания? 1. «Растение - посредник между Солнцем и Землей». 2. «Растение исправляет воздуха» Пристли. 3. «Хлорофилл - это Прометей, который похитил огонь с небес и подарил его людям». 4. «Фотосинтез - это процесс, от которого зависит жизнь на планете». 5. Какие органеллы участвуют в обмене веществ?
II. Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся.
Клетка - наименьшая структурная и функциональная единица живого, которая сложилась исторически. Какие важнейшие процессы делают клетку единым целым? Что является источником энергии для ее жизнедеятельности?
III. Восприятие и усвоение учениками нового материала.
Эпиграф урока: «Все живые организмы - дети Солнца» К.А.Тимирязев
1. Большинство клеток тела и организмы принадлежат к открытым биологических систем. Их существование возможно лишь благодаря поступлению в них из внешней среды питательных веществ, их преобразований и вывода наружу продуктов жизнедеятельности. Совокупность этих процессов называется обменом веществ или метаболизмом. Обмен веществ - общее свойство, характерное для всех живых организмов, заключающийся в обмене веществами, энергией и информацией со средой. Условно обмен разделяют на две части - внешний обмен, осуществляемый через поверхностный аппарат и внутренний обмен - метаболизм. Обмен веществ разделяют на два взаимосвязанных процесса: - Стероиды (ассимиляция), протекающая с затратами энергии; - Катаболизм (диссимиляция), протекающая с освобождением энергии. Благодаря процессам обмена веществ и превращения энергии обеспечивается поддержание гомеостаза за изменений условий окружающей среды. Поддержание гомеостаза - необходимое условие нормального функционирования любой биологической системы. Для живых организмов нашей планеты основным источником является солнечный свет, благодаря которому удовлетворяются все энергетические потребности. Рассказ сообщениям учеников о автотрофов, гетеротрофов и миксотрофов. 2. Просмотр научно-документального фильма.
IV. Осмысление объективных связей и взаимозависимостей в изученном материале.
Работа с раздаточным материалом, учебником над этапами энергетического обмена: подготовительным, беcкислородным, кислородным. Опорная схема №1.
Гетеротрофи ЕНЕРГІЯ
гетеротрофы ЭНЕРГИЯ
Опорная схема №2.
Этапы энергетического обмена: - подготовительный - безкислородный - кислородный
Важнейшим на бескислородной этапе энергетического обмена является расщепление в клетках молекул глюкозы путем гликолиза на две молекулы пировиноградной (С3Н4О3) или молочной кислоты (С3Н6О3) в мышечных клетках.
Опорная схема №3.
Бескислородное (анаэробное) расщепление глюкозы, гликолиз. В процессе распада глюкозы участвуют 13 различных ферментов, фосфорная кислота и АДФ. При гликолиза выделяется 200 кДж энергии. 84 кДж используется на синтез 2х молекул АТФ, а остальные (116 кДж) используется в виде теплоты. Значение гликолиза: организм получает энергию в условиях дефицита кислорода. После завершения гликолиза наступает вторая стадия - кислородное расщепление. Процесс кислородного расщепления описывается уравнением. Опорная схема №4. Кислородное (аэробная) расщепление глюкозы.
Это дыхание. При этом выделяется энергия (2600 кДж) часть которой рассеивается в виде тепла (45%), 55% превращается в энергию химических связей АТФ (1440 кДж). Опорная схема №5 АМФ+Ф АДФ
АДФ+Ф АТФ
Опорная схема №6 э
н световая
Е химическая
Р механическая
Г тепловая
и електрическая
Я
V. Закрепление знаний. Заполнение таблицы. Самостоятельная работа.
Этапи энергетического обмена
| Характеристика
| Значение
|
|
|
|
VI. Обобщение и рефлексия.
1.Как вы понимаете эпиграф урока? 2. Выберите из перечня процессов, происходящих с затратами энергии и с высвобождением: - Движение тела или его частей; - Проведение нервного импульса; - Воздушное дыхание; - Анаэробное дыхание; - Сокращение мышц; - Биосинтез белка; - Выделение пота; - Деление клеток; - Умственная деятельность.
VII. Подведение итогов урока.
Обмен веществ-основа жизни, который обеспечивает связь организма с внешней средой. VИIИ. Предоставление и объяснения домашнего задания. |
|
|