Главная страница

Конспект урока: «Обмен веществ и энергии в клетке» подготовила: учитель биологии Лукьяненко Ольга Николаевна 2015 г Тема урока. Обмен веществ и энергии в клетке. Аннотация к уроку



Скачать 53.84 Kb.
НазваниеКонспект урока: «Обмен веществ и энергии в клетке» подготовила: учитель биологии Лукьяненко Ольга Николаевна 2015 г Тема урока. Обмен веществ и энергии в клетке. Аннотация к уроку
Дата08.03.2016
Размер53.84 Kb.
ТипУрок

МБОУ СОШ № 6 г. Морозовск, Ростовской обл.


Конспект урока: «Обмен веществ и энергии в клетке»

подготовила:
учитель биологии
Лукьяненко

Ольга Николаевна


2015 г

Тема урока. Обмен веществ и энергии в клетке.


Аннотация к уроку:

Урок комплексного применения знаний для 10 класса по теме «Клетка как целостная система» по программе Министерства образования и науки РФ для 10-11 классов. Место урока в учебной теме - текущий. Для разработки использовались раздаточный материал, интерактивные средства, таблицы, схемы и иллюстрации. Для лучшего усвоения знаний предлагается просмотр документального фильма и представление материала в готовом виде. Основное внимание уделяется постановке и решению проблемного вопроса урока, каков эпиграф урока.

Задачи.
Образовательная. Расширить у учащихся знания об обмене веществ и энергии, полученные в 9 классе; ознакомить с разделением обмена веществ на пластический и энергетический; раскрыть особенности процессов метаболизма.
Развивающая. Развивать умение сравнивать реакции пластического и энергетического обменов и умение раскрывать взаимосвязь между ними; развивать внимание, память, наблюдательность и уверенность в своих взглядах.
Воспитательная. Воспитывать в понимании учеников понимание того, что все живые системы связаны между собой посредством обмена веществ и энергии и окружающей средой.

Тип урока. Усвоения новых знаний.
.
Место урока в учебной теме.
Текущий.

Методы и методические приемы:
1. Информационно - рецептивный:
а) словесный: рассказ-объяснение, просмотр научно-документального фильма, описание, беседа, сообщения учащихся, работа с учебником.
б) наглядный: иллюстрация, демонстрация, ТСО.
  Приемы обучения: изложение информации, объяснения, активизация внимания и мышления, получение из текста и иллюстраций новых знаний, работа с раздаточным материалом.
2.Репродуктивний.
  Приемы обучения: представление материала в готовом виде, конкретизация и закрепление уже полученных знаний.
3. Проблемно - поисковый: постановка проблемного вопроса.
  Приемы обучения: постановка взаимосвязанных проблемных вопросов, активизация внимания и мышления.
4.Визуальний: составление схем.

Межпредметные связи:
химия, экология, история.

Материалы и оборудование: схемы, рисунки, таблицы, г. \ м доска.

Основные понятия и термины: метаболизм, анаболизм, катаболизм, пластический обмен, энергетический обмен, автотрофы, гетеротрофы, миксотрофы, аэробы, анаэробы.

СТРУКТУРА урока



I. Актуализация опорных знаний учащихся.

Как вы понимаете высказывания?
1. «Растение - посредник между Солнцем и Землей».
2. «Растение исправляет воздуха» Пристли.
3. «Хлорофилл - это Прометей, который похитил огонь с небес и подарил его людям».
4. «Фотосинтез - это процесс, от которого зависит жизнь на планете».
5. Какие органеллы участвуют в обмене веществ?

II. Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся.
 

Клетка - наименьшая структурная и функциональная единица живого, которая сложилась исторически. Какие важнейшие процессы делают клетку единым целым? Что является источником энергии для ее жизнедеятельности?

III. Восприятие и усвоение учениками нового материала.

Эпиграф урока: «Все живые организмы - дети Солнца»
К.А.Тимирязев
  

1. Большинство клеток тела и организмы принадлежат к открытым биологических систем. Их существование возможно лишь благодаря поступлению в них из внешней среды питательных веществ, их преобразований и вывода наружу продуктов жизнедеятельности. Совокупность этих процессов называется обменом веществ или метаболизмом. Обмен веществ - общее свойство, характерное для всех живых организмов, заключающийся в обмене веществами, энергией и информацией со средой. Условно обмен разделяют на две части - внешний обмен, осуществляемый через поверхностный аппарат и внутренний обмен - метаболизм.
  Обмен веществ разделяют на два взаимосвязанных процесса:
- Стероиды (ассимиляция), протекающая с затратами энергии;
- Катаболизм (диссимиляция), протекающая с освобождением энергии.
Благодаря процессам обмена веществ и превращения энергии обеспечивается поддержание гомеостаза за изменений условий окружающей среды. Поддержание гомеостаза - необходимое условие нормального функционирования любой биологической системы.
Для живых организмов нашей планеты основным источником является солнечный свет, благодаря которому удовлетворяются все энергетические потребности. Рассказ сообщениям учеников о автотрофов, гетеротрофов и миксотрофов.
    2. Просмотр научно-документального фильма.

IV. Осмысление объективных связей и взаимозависимостей в изученном материале.
 

Работа с раздаточным материалом, учебником над этапами энергетического обмена: подготовительным, беcкислородным, кислородным.
         
  Опорная схема №1.

sunclp130989 Гетеротрофи ЕНЕРГІЯ


              гетеротрофы ЭНЕРГИЯ

Опорная схема №2.



Этапы энергетического обмена: - подготовительный
                                                            - безкислородный
- кислородный


   Важнейшим на бескислородной этапе энергетического обмена является расщепление в клетках молекул глюкозы путем гликолиза на две молекулы пировиноградной (С3Н4О3) или молочной кислоты (С3Н6О3) в мышечных клетках.

Опорная схема №3.

Бескислородное (анаэробное) расщепление глюкозы, гликолиз.
 1311507337_01
В процессе распада глюкозы участвуют 13 различных ферментов, фосфорная кислота и АДФ. При гликолиза выделяется 200 кДж энергии. 84 кДж используется на синтез 2х молекул АТФ, а остальные (116 кДж) используется в виде теплоты.
Значение гликолиза: организм получает энергию в условиях дефицита кислорода.
   После завершения гликолиза наступает вторая стадия - кислородное расщепление. Процесс кислородного расщепления описывается уравнением.
Опорная схема №4.
Кислородное (аэробная) расщепление глюкозы.
 1311507345_02

Это дыхание. При этом выделяется энергия (2600 кДж) часть которой рассеивается в виде тепла (45%), 55% превращается в энергию химических связей АТФ (1440 кДж).
Опорная схема №5
АМФ+Ф АДФ

АДФ+Ф АТФ


Опорная схема №6
э

н световая

Е химическая

Р механическая

Г тепловая

и електрическая

Я

V. Закрепление знаний. Заполнение таблицы. Самостоятельная работа.

Этапи энергетического обмена

Характеристика

Значение











VI. Обобщение и рефлексия.

1.Как вы понимаете эпиграф урока?
2. Выберите из перечня процессов, происходящих с затратами энергии и с высвобождением:
- Движение тела или его частей;
- Проведение нервного импульса;
- Воздушное дыхание;
- Анаэробное дыхание;
- Сокращение мышц;
- Биосинтез белка;
- Выделение пота;
- Деление клеток;
- Умственная деятельность.

VII. Подведение итогов урока.

Обмен веществ-основа жизни, который обеспечивает связь организма с внешней средой.
VИIИ. Предоставление и объяснения домашнего задания.