Главная страница

Конспект урока по музыке в 4 классе (по фгос) «В интонации спрятан человек»



Скачать 89.67 Kb.
НазваниеКонспект урока по музыке в 4 классе (по фгос) «В интонации спрятан человек»
Дата16.04.2016
Размер89.67 Kb.
ТипКонспект


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Краснодарский край, Кавказский район, город Кропоткин

Конспект урока по музыке
в 4 классе (по ФГОС)
«В интонации спрятан человек»

подготовила

учитель музыки

Шевцова Татьяна Петровна.

г. Кропоткин
2015

Урок музыки в 4 классе

по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

Тип урока: открытие нового знания

Жанр урока: тематический

Цель: раскрыть содержание «Патетической» сонаты (всех частей) Л.Бетховена.

Задачи: включить учащихся в учебную деятельность; актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; организовать коммуникативные взаимодействия; развивать умение учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения; оценить собственную деятельность на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные результаты. Научатся: воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение; вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение; использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты: умение понимать учебную задачу урока; умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии; планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение; наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству; формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; осознание жизненного смысла музыкальных образов; усвоение жизненного содержания «Патетической сонаты».

Познавательные: опора на имеющий жизненный опыт в процессе знакомства с новой информацией; действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки; извлечение необходимой информации из прослушанного произведения; умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем; учиться давать оценку результатам деятельности.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно (опора на имеющийся жизненный и музыкальный опыт); использовать речь для регуляции своего действия; постановка и выполнение целей; оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя; способность к волевому усилию, преодолению препятствий, трудностей, возникающих в процессе исполнения и слушания музыки; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать; оценка воздействия полученной информации на собственные чувства и мысли.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке; умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные выводы.

Виды деятельности учащихся: разгадывание кроссворда, слушание музыки, участие в размышлениях о музыке, пение, цветорелаксация.

Методы: деятельностный подход, музыкальные обобщения, эмоциональная драматургия,

ассоциативные связи, звуковая и зрительная наглядность, сравнение.

Технологии:

  • Технология развивающего обучения (ТРО). В конспекте

  • Технология педагогики сотрудничества, обозначено

технология диалогического обучения (ТПС). применение

  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). технологий

  • Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ). аббревиатурами.

  • Индивидуально-ориентированная технология (ИОТ).


Дидактическое обеспечение урока:

  • мультимедийная презентация с музыкальными цитатами I и II частей «Патетической сонаты»;

  • видеоролик с картинками зелёного цвета и музыкой II части «Патетической сонаты» для цветорелаксации;

  • плакатик «Зелёный цвет уравновешивает…»;

  • «Пригласительные в «Концертный зал»» по числу учащихся.

Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор.

Музыкальный материал:

  • «Патетическая соната» фрагменты I и III частей,

  • Песня О.Поляковой «Безымянный солдат».

Ход урока.
I. Организационный момент.

1.Эмоциональный настрой и физиологическое воздействие музыкального звука.

  • Муз. приветствие «С музыкой встретиться мы спешим скорей»

  • Пропевание звука «ля». ЗДСТ

II. Актуализация знаний

1.Создание учебно-проблемной ситуации.

Вступительная беседа.

У.: Ребята, мне нужна ваша помощь – в кроссворде, который я для вас попыталась составить, потерялась одна буква. И потому не получается слово. Посмотрите на экран (начинаю демонстрацию презентации). (ИКТ).

2.Рефлексия. (ТПО).

Какое слово должно получиться? (ТПС).

Д.: Соната.

У.: Кто помнит, для оркестра или одного инструмента пишут композиторы сонаты?

Ответы учащихся.

У.: Как вы думаете, о какой сонате пойдёт речь? Если ответ будет правильный, он появится в слайде.

(Ответы учащихся. В слайде 2 – по щелчку – появляется слово «патетическая») (ИКТ).

У.: А что означает слово «патетическая»? Это вы прочитали в своих учебниках. (ИОТ).

(Ответы учащихся. В слайде 2 – по щелчку – появляется слово «страстная»)

У.: Слово «страстная" передаёт состояние душевной взволнованности.

III этап (основной) – погружение в тему урока.

  1. Первичное усвоение новых знаний и первичная проверка понимания.

У.: Вы сейчас вновь услышите страстную, взволнованную речь. Сможете ли вы определить, а какой человек «спрятан» в этой интонации – сильный или слабый духом?

(в слайд 3 вставлена главная партия. Ответы учащихся.)

У.: Правильно, это сильный духом человек – у него есть воля, энергия, мужество. (ТПС).

У.: Давайте теперь вспомним, что вы прочитали в своих учебниках.

Что вас поразило? (слайды 4 и 5)

Д.: «…глухой музыкант».

У.: Когда Бетховен узнал, что его глухота неизлечима…

(слайд 6. В него вставлена музыкальная цитата – 2 такта – из вступления).

У.: Как вы думаете, какие мысли его посетили? (слайд 7)

Ответы учащихся.

У.: Да, ребята, Бетховен решил, что жить ему незачем…(слайд 8).

Вслушайтесь ещё раз в музыку и попробуйте понять по интонациям, а это какой человек – раздавленный горем и не имеющий сил сопротивляться судьбе? Или, может быть, это человек, не желающий сдаваться. В интонациях всегда «спрятан» – образно говоря – человек. То есть, его чувства, эмоции, настроение, характер (слайд 9. Здесь звучит музыка всего вступления).

Ответы учащихся.

У.: Но Бетховен решил – судьбу должно хватать за горло. (Слайд 10. Здесь звучит главная партия).

У.: Как вы предполагаете – Бетховену кто-то говорит о том, что надо набраться мужества, надо собрать всю силу воли для борьбы с такой бедой, надо помнить, что жизнь всегда даётся только одна? Или он сам себя убеждает? (Слайд 11. Здесь звучит побочная партия).

Ответы учащихся.

У.: Бетховен решает жить для и с помощью своего искусства. (Слайд 12. Здесь звучит рефрен из III части. Презентация закончилась).

2. Рефлексия.

У.: В презентации прозвучали отрывки из I и III частей. Но даже по этим отрывкам, думаю, вы сумели понять содержание «Патетической» сонаты. Как вы расскажете родителям, о чём эта соната? (ИОТ).

Ответы учащихся.

У.: Молодцы. В конце урока вы получите пригласительные для родителей в «концертный зал». В них, на обратной стороне, есть информация о сонате. Она поможет вам правильно (если вдруг что-то забудете) пересказать своим родным содержание сонаты. А домашнее задание по учебнику, как всегда, записано на доске в вашем кабинете.

3. Организация вокально- хоровой деятельности.

а) Подготовительная беседа.

У.: А теперь – время песни. Сегодня нам надо исполнить её так, как будем петь на школьном мероприятии. (ИОТ).

б) Работа над воплощением музыкального образа.

Песня О.Поляковой «Безымянный солдат».
У.: Время восстановить силы. И сейчас нам в этом поможет презентация с картинками зелёного цвета. Доказано учёными, что зеленый цвет уравновешивает, это цвет надежды, гармонии, ЗДСТ выздоровления (вывешиваю плакатик с этим утверждением). Я эту презентацию соединила со II частью «Патетической» сонаты. Попрошу вас во время просмотра подумать – какой человек «спрятан» в этих интонациях, то есть, какие чувства Бетховена выражены в этой музыке?

4. Цветорелаксация. Демонстрирую презентацию.

У.: Какие чувства Бетховена выражены в этой музыке? (ТПС).

Д.: Он надеялся на выздоровление.

У.:Я тоже услышала в этой музыке надежду, гармонию... Мне представилось, что Бетховен думал о том, как прекрасен этот мир. И потому я соединила эту часть сонаты с картинками зелёного цвета.

IV этап – итог урока.

а) У.: Время оценок. Как оцениваем свою работу? (ТПС).

б) Самооценка деятельности учащимися.

в) Раздаю «Пригласительные» в «концертный зал» для родителей.

У.: В текстах «Пригласительных» о «Патетической» встречаются иностранные слова. Что они означают, вам расскажут на концерте.

в) Прощаюсь с ребятами, напоминаю, что д/з выписано на доске в их кабинете.

(Д/з – стр.120-121. Ответить на последний вопрос).



g:\презентации - шаблоны\52.jpg

Обратная сторона «Приглашения»

«Патетическая» соната (№ 8) написана Бетховеном в 1798 году. Заглавие «Большая патетическая соната» принадлежит самому композитору. «Патетическая» (от греческого слова «pathos» — «пафос») означает «с приподнятым, возвышенным настроением». Это название относится ко всем трем частям сонаты, хотя «приподнятость» эта выражена в каждой части по-разному.

I. Grave-Allegro. Мрачно звучат тяжелые аккорды вступления в I части. Эта музыка говорит о какой-то человеческой драме, беде. Человек так раздавлен горем, что не находит сил ему противостоять. Но вот начинается стремительная мелодия. Это настоящий взлёт духа и решимости. Представляется, что человек сбросил с себя оцепенение и принял решение – не сдаваться!

II. Adagio cantabile (медленно, певуче) – глубокое размышление о чем-то серьезном и значительном, быть может, воспоминание о только что пережитом или думы о будущем.

III. Rondo (Allegro). Стремительная, взволнованная музыка финала во многом роднит его с первой частью сонаты. Энергичная волевая музыка, выражающая мужество и непреклонность, утверждает: соната заканчивается не смирением, а вызовом судьбе.