|
По Б. Житкову «Наводнение». Чтение и работа по иллюстрациям Тема урока: По Б. Житкову «Наводнение». Чтение и работа по иллюстрациям.
Тип урока: Урок сообщения новых знаний.
Цель: Совершенствование навыков чтения в процессе знакомства с новым произведением.
Задачи:
Познакомить с творчеством Б. Житкова.
Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух.
Корригировать слуховое и зрительное восприятие, память.
Содействовать осознанию учащимися ценности поддержки и взаимовыручки, совместной деятельности.
Оборудование:
презентация о творчестве Б. Житкова;
грамзапись рассказа Б. Житкова «Наводнение»;
выставка книг Б. Житкова;
портрет писателя,
иллюстрации: буксирный пароход, баржа, река, наводнение – иллюстрация к рассказу.
Лексический материал: пирамидки слов, чистоговорка, словарные слова: баржа, буксирный пароход, мель, карточки для речевой разминки, пословица.
Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия.
Ход урока.
Организационный момент
| Учитель:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
| Артикуляционная гимнастика
2 мин
| Вверх-вниз, вверх-вниз. (повторять язычком движения)
Влево-вправо, влево-вправо.
Мы танцуем как попало,
Двигаемся как хотим,
Только главное-не спим!
Двигаемся по диагонали,
Поскакали-поскакали! (лошадка)
А теперь мы отдохнем,
Язычок мы наш помнем.
Как известно, зубки наши-
Массажистов нету краше.
Их старанья не напрасны,
Делают массаж прекрасно!
Продолжаем веселиться,
Нужно в трубочку скрутиться (трубочка)
Влево-вправо, вверх-вниз.
Вы устали??..(нет)..тогда на бис!
Влево-вправо, вверх-вниз,
Влево-вправо, вверх-вниз.
Молодцы!- (улыбнулись)
- чтение и проговаривание чистоговорки: (иллюстрация)
Край родной, река родная
Нет тебе ни дна, ни края
Широка и глубока
Наша русская река
Чтение пирамидки из слов:
Вода
Водица
Водный
Подводный
Наводнение (медленно, быстро, в темпе скороговорки)
| Проверка домашнего задания
5 мин
| Беседа:
- что такое наводнение? Затопление суши водой.
- с каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? «Весенние ручьи»
- кто автор? А.Н. Толстой.
-о каком времени года этот рассказ?
- назовите признаки весны.
Выборочное чтение по вопросам учителя:
- что случилось ночью?
- отчего ахнул Никита? Что он увидел в окно?
Нахождение в тексте и чтение предложений по заданному началу, середине и концу. (предложения записаны на доске)
Ломая лёд река …….
………..мокрый ветер……
………….. усадьба как остров.
| Введение в тему урока
3 мин
| Речевая разминка: чтение текста по карточкам (1 мин, учащиеся читают текст про себя, один ученик у доски) отрывок из произведения Б. Житкова «На льдине».
- Самолёт! Самолёт!
Все стали кричать и махать шапками. С самолёта упал мешок. В нём была еда и записка: "Держитесь! Помощь идёт!" Через час пришёл пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу.
Это начальник порта узнал, что на льдине унесло восьмерых рыбаков. Он послал им на помощь пароход и самолёт. Лётчик нашёл рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти.
- после прочтения дети отвечают на вопрос:
Кто помог рыбакам? О том что случилось с рыбаками вы сможете узнать, прочитав весь рассказ Б. Житкова «На льдине» самостоятельно.
Обращение внимания детей на выставку книг писателя.
| Знакомство с творчеством Б. Житкова
5 мин
| Обращение внимания детей на портрет писателя, чтение хором имени, отчества и фамилии.
Просмотр презентации, рассказ учителя.
Борис Житков владел разными специальностями, много ездил по России и другим странам. Был мужественным человеком. Писал о мужественных людях. Это был необыкновенный человек. Те, кто его знали, говорили о нем, что его главная особенность – быть другом, другом бескорыстным, который стремился передать людям все, что знал и умел. А умел он очень много. Из его книг можно было узнать:
-как сделать звонок, шалаш, лук, модель маленького киноаппарата, планера, самолета; как скорей и лучше научится плавать, стрелять из винтовки, овладеть топором и другими инструментами…
Он был другом и людям, и животным. И животные чувствовали это своим безошибочным инстинктом. В. Бианки был свидетелем того, как Борис Степанович приручил беспризорную кошку «…и страшный зверь неожиданно превратился в домашнее животное и уютно замурлыкал, круто выгибая спину…»
Борис Степанович был «мастер на все руки», человек всесторонних знаний. Он уважал мастеровых людей, людей, готовых в любую минуту придти на помощь людям. Об этих людях мы будем сегодня читать.
| Объявление темы урока.
Словарная работа.
2 мин
| Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Б. Житкова «Наводнение»
Буксирный пароход – пароход, который тянет за собой судно.
Баржа – судно для перевозки грузов. Обращается внимание детей на иллюстрации.
Нахождение и чтение детьми объяснения слов в словаре.
Мель – мелководное место в реке (объясняет учитель)
| Прослушивание рассказа в грамзаписи.
3 мин
| Обращается внимание детей на иллюстрацию к рассказу. Установка на первичное восприятие текста: прослушайте рассказ и ответьте на вопрос:
-Чем опасны реки, которые не текут всё время по одному месту?
| Физминутка 2мин
| И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к крышке стола - выдох. Повторить 5-6 раз.
И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.
И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.
И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.
| Работа с текстом.
10 мин
| Чтение первого и последнего слогов на строке.
Упражнение “Буксир” /третий вариант/.
Третий вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении учителя и ученика вслух. Учитель читает в пределах скорости учеников, дети должны подстроиться под его темп. Затем учитель замолкает и продолжает читать “про себя”, дети следуют его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И те дети, которые правильно “уловили” темп чтения, должны “встретиться” с ним на одном слове.
Двойной размер техники чтения.
учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. После этого каждый из учеников отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения.
Самостоятельное чтение текста с использованием упражнения “Бросок-засечка”.
Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда учителя “Засечка” дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” дети должны отыскать глазами то место в книге, на котором они остановились и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут. Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте.
| Беседа по содержанию и отношению к прочитанному.
3 мин
| Выразительное чтение по цепочке.
Ученики по очереди читают вопросы в конце рассказа и отвечают.
Ответы на вопросы учителя.
- когда вы больше волновались?
- какова главная мысль рассказа? Что надо помогать людям.
| Закрепление знаний
3 мин
| Нахождение в тексте и чтение отрывка к иллюстрации.
Чтение отрывка по ролям К капитану прибежали люди….
Выбираются автор, капитан, а за людей читают все оставшиеся ребята хором.
| Подведение итогов урока
2 мин
| С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?
Какой рассказ мы прочитали?
Что такое наводнение?
Как надо преодолевать трудности?
Чтение пословицы: Беда, грозись, а мы друг за друга держись!
| Информация о домашнем задании и выставлении оценок
| Выразительное чтение рассказа. Стр. 111-112
Рефлексия: закройте глаза, посчитайте до 10, откройте глаза.
Урок окончен.
| Нижневартовская специальная коррекционная школа VIII вида
Конспект открытого урока по чтению в 4 классе.
Тема урока: По Б. Житкову «Наводнение». Чтение и работа по иллюстрациям.
Подготовила и провела
учитель – дефектолог О.А. Китова
2011-2012 учебный год.
Самоанализ урока.
Общая структура урока: Тип урока – урок сообщения новых знаний. Считаю, что мною были чётко выделены элементы урока данного типа, правильно определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока.
Реализация поставленных задач:
Мною были поставлены следующие задачи:
Познакомить с творчеством Б. Житкова.
Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух.
Корригировать слуховое и зрительное восприятие, память.
Содействовать осознанию учащимися ценности поддержки и взаимовыручки, совместной деятельности.
Считаю, что все поставленные задачи были реализованы на уроке. Все требования программы по данной теме получили отражение на уроке.
Осуществление развития учащихся в процессе обучения: имело место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции, было организовано преодоление посильных трудностей, мною сообщалась информация для общего развития учащихся по данной теме. Эстетическое развитие учащихся осуществлялось в использовании наглядных средств.
Воспитание в процессе урока: задания, используемые на уроке, содействовали воспитанию ценности поддержки и взаимовыручки, совместной деятельности.
Соблюдение основных принципов дидактики: считаю, что мною была правильно организована деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения. Самостоятельная работа учащихся, используемая на уроке, не была трудна, её объём соответствовал возможностям учащихся.
Выбор методов обучения: на уроке использовались словесные методы (объяснение, беседа), наглядные методы (метод иллюстраций, презентация), практические методы (устные упражнения). Считаю, что методы обучения, используемые на уроке, соответствовали общей целевой направленности, дидактической цели, предмету, и индивидуальным особенностям учащихся.
Работа учителя на уроке: Всё необходимое было приготовлено мною к началу урока. Видами моей деятельности были – рассказ, объяснение, слушание, оказание направляющей помощи учащимся на уроке. Были использованы разнообразные приёмы организации учащихся на работу, чётко продумана наглядность, используемая на каждом этапе урока. Имел место дифференцированный подход к учащимся. Осуществлялся индивидуальный подход. Индивидуальная работа проводилась на этапе закрепления и повторения пройденного материала и во время проведения упражнений. Контакт с классом был достигнут.
Работа учащихся на уроке.
Мною была проверена готовность учащихся к уроку. Обращалось внимание на культуру труда. Учащиеся были активны на всех этапах урока. Видами деятельности учащихся были речевая деятельность, слушание, аудирование, самостоятельная работа. Дисциплина на уроке была хорошая.
Соблюдение гигиенических требований.
Перед уроком было осуществлено проветривание класса.
Посадка детей осуществлена с учётом их здоровья, роста, успеваемости.
Учащиеся не были задержаны на данном уроке после звонка. Мною осуществлялись задачи связанные с решением педсовета, касающиеся здоровьесберегающего обучения. |
|
|