|
Конспект урока «Понятие вероятности. Подсчёт вероятности» фио грудинина Мария Михайловна
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Понятие вероятности. Подсчёт вероятности»
| ФИО
| Грудинина Мария Михайловна
|
| Место работы
| МБОУ «Кыринская средняя общеобразовательная школа»
|
| Должность
| учитель математики
|
| Предмет
| математика
|
| Класс
| 6
|
| Тема и номер урока в теме
| «Понятие вероятности. Подсчёт вероятности», 1
|
| Базовый учебник
| «Математика.6класс» Мордкович А.Г.
|
Цель урока: Организация деятельности учащихся по формированию понятия вероятности, выводу формулы вычисления вероятности; формированию умения вычислять вероятность в простейших ситуациях
9. Задачи:
-создать условия для формирования нового понятия и способа нового действия: подсчёт вероятности события
-способствовать продолжению развитию мыслительных умений: сравнения, анализа, синтеза, обобщения; умений самостоятельно добывать знания; умений самоконтроля и самооценки, коммуникативных умений
- способствовать воспитанию интереса к предмету, воспитанию творческой деятельности учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая
Оборудование: карточки, схема-классификация событий, записи- цитаты на доске, портреты математиков: Б Паскаля, П.Ферма, Пифагора, коробка с красными, зелёными, желтыми яблоками
Структура и ход урока
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Вводно-мотивационный
Постановка цели урока
| На прошлом уроке мы завершили тему «Решение задач разными способами», среди которых были и комбинаторные задачи.
Напомню ситуацию одной из них: выборы мэра, 1-го и 2-го заместителей из 3-х учащихся нашего класса: Вали, Веры и Андрея..
Прочтите условие задачи .Какое развитие получила задача?( в задаче добавлено задание: какова вероятность того, что мэром будет выбрана Валя? )
Что мы должны узнать на уроке, чтобы ответить на вопрос задачи?
|
Формулируют цель урока:
Узнать, что такое вероятность и как её найти
| Операционно-исполнительский этап
| Напишите новый термин
«Вероятность»
Подумайте, обсудите в группах варианты и запишите ниже слова или словосочетания, созвучные с этим словом, которые вы слышите в обыденной речи или сами используете
Прочтите свои варианты
(на доске появляются карточки
Вероятно, маловероятно, невероятно, возможно, можно утверждать со 100% вероятностью )
Придумайте 1-2 предложения, в которых используются эти слова или словосочетания. Запишите на доске свои предложения
Каждое из этих предложений определяет некоторое событие
Выберем одно из предложений
Заменим поочерёдно слова «Можно утверждать со 100%-ой вероятностью» карточками Вероятно, маловероятно, невероятно, возможно.
Что изменилось?
На что указывают такие словосочетания, что они выражают? Вернёмся к началу наших рассуждений.
Попробуйте составить определение понятию «Вероятность», посоветовавшись в группах
Сравните свои определения с определением, данным математиком 17 века Б. Паскалем:
«Вероятность есть степень возможности( уверенности) события»(запись на оборотной стороне доски)
Подчеркните в своих определениях те слова, которые есть и в определении Паскаля
Математики работают на своём языке, обозначая понятия буквами.
Вероятность обозначали буквой Р( от французского «probabilite»-вероятность)
Французского потому, что теория вероятности как раздел математики возникла
благодаря французским математикам и …азартным играм, в которых интересен исход.
В своё время великий Пифагор(на доске портрет и выражение) сказал: «Всё есть число», значит степень уверенности, то есть вероятность можно выразить числом!
Как?
На доске схема
События
Достовер.Невозмож.Случайн.
Что это за события?
К каким событиям можно отнести ваши составленные предложения? Запишем на языке математики ваши мысли: Р(Д)=1, Р(Н)=0
А как выразить числом вероятность случайного события?
Предлагаю внимательно проследить за экспериментом (Из коробки вынимаются сначала 1 яблоко из имеющегося там одного, затем одно из 2-х: красн. и жёлт., затем одного из трёх, третье- зелёное)
Запишем на языке математики выводы
На что указывает числитель?
Знаменатель?
Составьте формулу:
Итак,
Р(А)=число благоприятных исходов/ число всех исходов
Формула вычисления вероятности.
Вернёмся к задаче вначале урока. Теперь мы можем решение легко завершить
|
Обсуждают, записывают Называют словосочетания:
вероятно, маловероятно, невероятно, возможно, можно утверждать со 100% вероятностью, скорее всего «да»… Несколько предложений записывается на доске
«Можно утверждать со 100%-ой вероятностью, что математика-интересный предмет»
Приходят к выводу «Изменился смысл. Появилась или уверенность, или неуверенность» Предполагают, что какую-то уверенность(большую или меньшую) Предлагают варианты, записывают.
Предполагают «если знать, что происходит » Вспоминают определения, приводят примеры.
Соотносят предложения и события и определяют , что вероятность невозможного события можно выразить числом 0, а достоверного 100%, то есть числом 1 Наблюдают
Определяют, что события во втором эксперименте равновероятны - «50 на 50», то есть вероятность вынутого красного или жёлтого яблока равна ½., а вероятность третьего («вынуто зелёное яблоко»)-1/3
Р(С)=1/2, Р(С)=1/3 Определяют: числитель-число исходов нужного события, знаменатель-число всех равновероятных исходов
Работают в группах Вычисляют самостоятельно
| Оценочно – рефлексивный этап
| Сегодняшний урок мне хотелось бы завершить словами Блеза Паскаля: «…В мире господствует случай и одновременно действуют порядок и закономерность, которые формируются из массы случайного, согласно законам случайного. Вот почему я придаю такое значение выяснению понятия вероятности и интересуюсь неразрывно связанными с этим вопросами…»
На следующем уроке мы будем решать задачи с более сложными ситуациями.
А сейчас оцените работу и активность своей группы, пользуясь полученной формулой и обозначив буквой А-следующее событие:
«Наша группа работала активно, узнала, что такое вероятность, может вычислять её по особой формуле»
Как это выполнить?
Оцените себя на «5» все, кто «попал в числитель» новой формулы.
В качестве домашней работы предлагаю выполнить на выбор следующие задания:
1.Придумать опыты на вычисление вероятности.
2. Составить и решить задачи на вычисление вероятности
3.Составить рассказ «Моё знакомство в вероятностью»
4. Прочесть пункт учебника, ответить на вопросы и составить схему –план изученного
|
Обсуждают. Предлагают в качестве числителя в формуле использовать количество активных ребят, понявших новый материал, а знаменателем дроби считать число всех учеников группы
Р(А)=… Оценивают себя
| |
|
|