|
По выполнению части с ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
СИСТЕМА РАБОТЫ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЧАСТИ С. «По тому, как человек говорит, мы сразу и легко может судить о том, с кем мы имеем дело. Мы можем определить степень интеллектуальности», - утверждал один из выдающихся ученых современности Д.С.Лихачёв.
Вот и часть С ЕГЭ по русскому языку не только даёт представление о том, как выпускники владеют монологической речью, анализируют текст, аргументируют свою точку зрения, но и показывают общий уровень развития ученика, его нравственность и культуру. В связи с этим нельзя не вспомнить древнего философа Сократа, который очень точно выразил эту мысль: «Заговори, чтобы я тебя увидел!»
Однако уже который год учащиеся школ России сдают ЕГЭ по русскому языку, и всякий раз написание сочинения в части С представляет для них самый сложный вид работы. Выпускники не могут воспринять информацию текста, интерпретировать его, не могут обосновать тезис примерами из читательского опыта не только потому, что мало читают, но и просто не знают, как применить известный им материал в качестве аргументов.
Начиная работу над сочинением части С ЕГЭ по русскому языку, прежде всего необходимо ознакомить учащихся с критериями ответа для того, чтобы знать, какие требования предъявляются к сочинению.
№
| Критерии оценивания ответа на задание С1
| Баллы
| I | Содержание сочинения |
| К1 | Формулировка проблем исходного текста |
|
| Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.
Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет
| 1
|
| Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.
| 0
| К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста |
|
| Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста,
в комментариях нет
| 2
|
| Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста,
или
прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента,
или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста
| 0
| К3 | |
|
| Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет
| 1
|
| Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована
| 0
| К4 | Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме |
|
| Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)
| 3
|
| Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы
| 2
|
| Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт
| 1
|
| Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе
| 0
| II | Речевое оформление сочинения |
| К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текст
| 2
|
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста
| 1
|
| В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но допущено более 1 логической ошибки,
и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста
| 0
| K6 | Точность и выразительность речи |
|
| Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. *Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10
| 2
|
| Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли
| 1
|
| Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи
| 0
| III | Грамотность |
| K7 | Соблюдение орфографических норм |
|
| орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
| 3
|
| допущено не более 2-х ошибок
| 2
|
| допущено 3–4 ошибки
| 1
|
| допущено более 4-х ошибок
| 0
| K8 | Соблюдение пунктуационных норм |
|
| пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
| 3
|
| допущено 1–3 ошибки
| 2
|
| допущено 4–5 ошибок
| 1
|
| допущено более 5-и ошибок
| 0
| K9 | Соблюдение языковых норм |
|
| грамматических ошибок нет
| 2
|
| допущено 1–2 ошибки
| 1
|
| допущено более 2-х ошибок
| 0
| K10 | Соблюдение речевых норм |
|
| допущено не более 1 речевой ошибки
| 2
|
| допущено 2–3 ошибки
| 1
|
| допущено более 3-х ошибок
| 0
| K11 | Соблюдение этических норм |
|
| этические ошибки в работе отсутствуют
| 1
|
| допущены этические ошибки (1 и более)
| 0
| К12. | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале |
|
| фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют
| 1
|
| допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале
| 0
|
| Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12)
| 23
| При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов.
Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.
2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);
К8 – пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка).
1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – допущено не более 2-х ошибок;
К8 – допущено 1–3 ошибки;
К9 – грамматических ошибок нет;
К10 – допущено не более 1 речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается нулём баллов.
Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Далее работа ведётся по составлению памятки «Как писать сочинение?»
Введение в проблему.
Формулировка проблемы, поставленной в предложенном тексте.
Комментирование обозначенной проблемы.
Формулировка авторской позиции.
Высказывание собственного мнения и подкрепление его аргументами.
Прежде чем начать сочинение, необходимо вспомнить о композиции текста. Именно знания о построении текста помогут написать лаконичное и логично построенное сочинение.
Введение
1. Введение в проблему
Целью введения является подготовка читателя к восприятию написанного текста.
При написании введения можно использовать следующие приёмы:
1. Цепь вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения позволят зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста, выделить главное в нём, а также помогут сделать логичный и плавный переход к основной части сочинения.
Зачем люди убивают китов? Почему эти могучие животные должны гибнуть из-за человеческой небрежности, глупости? Таким вопросом задается автор текста В.Конецкий.
2. Небольшое обобщение. Покажите, что проблема текста актуальна. Мама!.. Это слово было, есть и будет самым главным словом на земле. Всё человечество обязано своим существованием матери.
3. Цитата в качестве зачина. Конечно же, для зачина подойдёт далеко не каждая цитата. Цитированный фрагмент не должен быть объёмным, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме. «Нет ничего сладостнее Отчизны», - гласит старая истина. Именно так начинается текст, в котором автор размышляет о Родине.
«Все мы родом из детства» - эту фразу знает каждый из нас. Но что скрывается за этой фразой?
Введение должно быть небольшим.
При определении объёма введения необходимо руководствоваться формулой:
введение + заключение = 1/3 объёма сочинения.
Основная часть
2. Формулировка проблемы
Необходимо помнить, что верная формулировка проблемы является залогом получения высокого балла.
Чтобы правильно определить проблему текста или выявить из нескольких проблем основную, нужно задать вопрос: почему вам предложен именно этот текст? Вероятно потому, что в нём поднимается важная общечеловеческая проблема или проблема, которая непосредственно связана с молодыми людьми.
Итак, проблемой текста будет вопрос, который поднимает автор и на который он ищет или даёт ответ.
Чтобы правильно определить тему текста, нужно внимательно прочитать его и найти предложения, которые несут основную смысловую нагрузку. Предлагаемые на экзамене тексты относятся, как правило, к публицистическому стилю, и в них обычно поднимаются философские, политические, социальные, экологические и нравственные проблемы.
При формулировке проблемы желательно использовать само слово «проблема». Для этого можно применить следующие конструкции.
«Что такое подвиг? Над этой проблемой размышляет С.Сергеев-Ценский, рассказывая нам о судьбе девушки Даши» - формулировка проблемы в виде вопроса, ответ на который и будет комментарием проблемы.
«В.Солоухин не раз обращался к проблеме непознанности природы» - использование конструкции «проблема чего?» с глаголами: обращается к…, поднимает, раскрывает, затрагивает, размышляет над…, обращает внимание на… и т.д.
«Одна из важных проблем современного общества – это проблема патриотизма» - обозначение проблемы как самой актуальной среди других проблем.
3. Комментирование проблемы
Прокомментировать проблему – это значит объяснить, почему именно эту проблему поднимает автор, в чём заключается её важность. При комментировании проблемы не допускается пересказ текста, а также следует помнить, что прокомментировать нужно только одну проблему, поднятую в данном тексте.
4. Формулировка авторской позиции
Позиция автора проявляется в его отношении к поставленной им проблеме, и может быть выражена в тексте прямо (словесно), либо определяется по косвенным признакам, то есть отдельным репликам, тональности текста (грустная или радостная).
6. Оформление своего мнения. Аргументация
При высказывании своего мнения нужно помнить, что оно должно быть корректным и аргументированным. Не стоит использовать такие фразы: я абсолютно не согласен с автором; автор не прав и т.п.
Выразить своё несогласие можно тактично, например: трудно не согласиться с автором текста, но всё же… Автор, безусловно, прав, но, с другой стороны… ит.п.
Мысль, которую нужно доказать, обозначается термином тезис.
Доказательства, которые приводятся в поддержку тезиса, - это аргументы.
Аргументы, которые безоговорочно принимаются читателем или слушателем, называются сильными. В качестве аргументов могут быть использованы статистические данные, научные аксиомы, примеры из жизни и художественной литературы, ссылки на авторитеты, то есть на законы и документы, высказывания известных личностей, цитаты из авторитетных источников, мнения очевидцев, общественное мнение.
Процесс приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли – это и есть аргументация.
Логическую систему обоснования мысли можно представить следующим образом:
Тезис → аргумент → демонстрация.
Демонстрация (способ доказательства) – форма логической связи между доводами и тезисом. Демонстрация должна убедительно показать, что тезис обосновывается доводами и поэтому является истинным.
Для этого необходимо соблюдение основных законов формальной логики. Эти законы необходимо знать.
Закон тождества: «Любая мысль в процессе рассуждения должна сохранять одно и то же содержание или смысл, сколько бы раз она ни повторялась».
Закон противоречия (непротиворечия): «Два противоположных высказывания об одном и том же предмете в одно и то же время не могут быть одновременно истинными». Чтобы не быть непоследовательным, нужно уметь видеть конечную цель своего доказательства и уверенно отстаивать свою точку зрения».
Закон исключения третьего: «Из двух противоречивых суждений одно должно быть истинным, а другое – ложным, а третьего не дано». Выполнение этого закона способствует умению правильно формулировать тезис и подбирать аргументы, которые не вызывают двойного толкования.
Закон достаточного обоснования: «Всякая мысль в процессе данного рассуждения должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана ранее». При доказательстве надо ссылаться на реальные факты, использовать готовые решения, аксиомы.
Для обеспечения логической связи между предложениями рекомендуется использовать следующие слова и словосочетания:
Слова-организаторы логических связей: поэтому, потому что, вот почему, из этого следует, следовательно и т.д.
Вводные слова, указывающие порядок мыслей: во-первых, итак, наконец, таким образом и т.д.
Слова, резюмирующие высказывание: подведём итог, в заключение хочу сказать и т.д.
Если трудно сделать плавный переход от одной мысли к другой, можно использовать риторические вопросы, например: Так какое же место в жизни человека занимает детство?
При написании основной части сочинения помогут следующие приёмы:
При аргументации того или иного положения своего размышления привлекайте примеры из анализируемого текста. Допустимо только цитирование, а не пересказ!
Возможно использование своего собственного опыта. Если это уместно и связано с темой текста, возможен рассказ о собственных мыслях и переживаниях.
Необходимо использовать свой читательский опыт. Допустимо сравнение героя с героем, эпохи с другой эпохой, автора с автором.
Важно! Если есть неуверенность в правильности названия произведения либо фамилии автора или персонажа, то можно использовать перифразу: роман великого (популярного) русского писателя; в одном из своих произведений; герой произведения и т.д.
Можно использовать такой приём, как внутренняя полемичность, т.е. спор с воображаемым оппонентом при отстаивании своих выводов. Возможны такие конструкции, как: конечно, мне могут возразить; так ли это; многие со мной согласятся (не согласятся).
Используйте заранее созданный «банк аргументов».
Заключение
В заключении обязательно должны присутствовать сжато сформулированные выводы, которые должны совпадать с раскрываемой проблемой. Можно показать значимость затронутой проблемы. Например:
Текст М.Пришвина помог мне по-новому взглянуть на проблему патриотизма.
Я считаю, что проблема роли матери в жизни каждого человека чрезвычайно важна, особенно для нас, молодых людей, вступающих во взрослую жизнь.
Необходимо познакомить выпускников с методической литературой, которая поможет им в написании сочинения части С ЕГЭ по русскому языку:
Егораева Г.Т. ЕГЭ 2013. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами. М.; Издательство «Экзамен», 2013.
Мальцева Л.И., Смеречинская Н.М. Русский язык. Всё для ЕГЭ. Ростов-на-Дону, 2013
Нарушевич А.Г.Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку \\ газета «Русский язык». № 12\ 2006.
Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Ростов на/Д.: Легион-М, 2013.
Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Части А, В и С (модели сочинений), 10-11 классы., Ростов-на-Дону, 2013
Симакова Е.С. Русский язык. Единый государственный экзамен. Выполнение задания части 3 (С). Как понимать текст. М.: Издательство «Экзамен», 2012
Приложение
Памятки для написания части С по русскому языку
Творческая часть ЕГЭ по русскому языку (сочинение) призвана проверить и объективно оценить коммуникативную компетентность учащихся. Основные требования к содержанию сочинения сформулированы в задании С. Эта часть считается самой сложной как в выполнении, так и в организации работы по обучению написания сочинения по данному тексту. Ключевыми понятиями для успешного выполнения задания части С являются проблема текста, комментарий к проблеме, авторская позиция, аргументация. Незнание этих терминов приводит к тому, что задание понимается неверно и выполняется неправильно, поэтому проводится отдельная работа с толкованием слов, составлением Памяток, например, таких:
Памятка
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста. Позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой. Тезисом в сочинении ЕГЭ является авторская позиция по рассматриваемой проблеме. Аргументы ученика должны подтвердить или опровергнуть мнение автора. Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис. Композиция – это строение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению как единому целому.
На первом этапе приходится очень подробно разбираться с каждым ключевым словом, для этого созданы разного типа планы сочинений (подробные, поэтапные и т.п.), памятки, алгоритмы, например, такие:
Композиция сочинения: 1.Вступление: а) лирическое размышление, связанное с темой текста или его проблематикой; б) краткая справка об авторе текста, об основных проблемах, которые он затрагивает в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью творчества писателя или публициста.
2. Основная часть - комментарий собственно проблемы: а) характеристика позиции автора по проблеме; б) собственное мнение –согласие –несогласие – аргументация; в) примеры и доказательства.
3. Заключение: а) итог всего сочинения; б) энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения; в) яркая цитата, содержащая в себе суть идеи сочинения.
План сочинения:
1. Вступление: - время написания произведения, - сведения об авторе (если известны). 2. Формулировка проблемы (проблем), поставленной (поставленных) в тексте : - какие вопросы автор поднимает в тексте, - размышление о теме, затронутой автором. 3. Комментарий к проблеме: - характеристика актуальности проблемы, поднятой в тексте; - пояснения по поводу заявленной вами проблемы, -ваша интерпретация текста. 4. Авторская позиция: - анализ 2-3-х основных мыслей автора, изложенных в тексте: - комментарий к ним, - отношение автора к проблеме(героям). 5. Выражение собственного мнения: - согласие-несогласие с автором, - приведение аргументов (не менее 2-х), доказывающих вашу точку зрения или авторскую. 6. Заключение: - основные выводы, - обобщенный ответ на вопрос. Так, выявление проблематики исходного текста – важнейший этап работы над сочинением, поскольку выбор проблемы определяет структуру сочинения, намечает логику развития мысли. Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. Какую из них положить в основу сочинения? Следует сосредоточиться на проблеме, которая 1) находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, косвенно; 2) дает больший простор для выражения мысли, т.е. соответствует знаниям, жизненному и читательскому опыту ученика. Помочь ученику грамотно включить формулировку в текст сочинения могут типовые конструкции. Например: Автор поднимает проблему… Автор затрагивает важную проблему… Автора текста волнует проблема… Проблема, которую хотел показать нам автор, такова… Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что… Текст Д.С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой… Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель Д.Гранин. Проблема, поднимаемая В.Солоухиным, – это… Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это… Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В.Тендряков. Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор. Следует осторожно использовать подобного рода «домашние заготовки», поскольку сочинение порой превращается в набор шаблонных фраз, слабо связанных между собой и ничего не говорящих о содержании текста. Как показывает опыт подготовки к сочинению на ЕГЭ, ученикам часто проще выявить авторскую позицию, чем сформулировать проблему текста. Поэтому при выявлении проблемы можно использовать следующий прием: 1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения. 2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение. 3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы. Можно предложить далее такую поэтапную работу:
Формулируем проблему, комментируем… Памятка 1. К какому типу принадлежит эта проблема? (социальная, философская, экологическая, нравственная ) 2. Актуальна ли она в наши дни? В чем ее значимость для общества? 3. Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий? 4. Почему эта проблема привлекла внимание автора? 5. Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор? 6. К каким выводам автор подводит читателя?
Т.е. комментировать – это Своими словами пояснить суть проблемы, написать, о чем говорит автор и над чем задумывается. Задание: Прочитайте текст. (1) Человек осуществляет себя и утверждает делом. (2) Поэтому выбор дела – это выбор судьбы. (3) Путь к величию человека лежит в высочайшем его призвании, которое выражается в одном: работать, работать, работать. (4) Ибо никто не сделает за тебя того, что должен сделать ты сам. (5) С младых лет должно усвоить, что иждивенчество унизительно. (6) Не живите ожиданием благ от других, а делайте все, что в ваших силах. (7) В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни. (8) Работа имеет высший смысл – это путь по- настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить себя в жизни. (9) Это и путь самосовершенствования, ведь человек начинается именно с его отношения к труду. (По Ю.Бондареву).
•Какое утверждение не соответствует содержанию текста? А) Труд есть основа осмысленной жизни человека. Б) Труд есть основа величия человека. В) Труд есть основа богатства человека. Г) Труд составляет высший смысл человеческой жизни. • Какое высказывание вы бы взяли в качестве эпиграфа? А) Не работа сушит, а забота. Б) Без дела жить - только небо коптить. В) Всех работ не переработаешь. Г) Трутни горазды на плутни. • Определите проблематику этого текста (____________________________________________________). • Выделите главную проблему (____________________________________________________). • Используя вопросы памятки, прокомментируйте проблему.
Авторская позиция… Может быть выражена Четко, прямо, непосредственно: • в названии текста; • в отдельных предложениях текста; • через ряд аргументов. Через модальный план текста: • риторические вопросы; • риторические восклицания; • порядок слов; • лексические повторы (ключевые слова); • оценочную лексику; • модальные слова и частицы.
• Прочитайте текст.
(1) В юности мы бываем жестоки к непохожести. (2) Мы ее не понимаем, а поэтому не любим. (3) Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину. (4) Но есть и другие тесты, по которым определяют настоящего человека. (5) Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (6) А косая сажень, открытый взгляд и широкая улыбка несут в себе исключительно положительный заряд. (7) В жизни как раз не все совпадает. (8) И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством. (9) И то, что выдается за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая, в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак. ( По А.Герберу)
• Какова тема этого текста? (______________________________________________________________________) • Какие проблемы поднимает автор? Выделите главную. (_______________________________________________________________________) • Найдите в тексте ключевые слова, помогающие понять авторскую позицию. Определите способ выражения авторской позиции, сформулируйте ее. (_______________________________________________________________________)
Один из способов успешного выполнения части С - это организация групповой работы, которая тоже может быть разной: 1 этап - «Все вместе». Всему классу предлагается один текст для работы. Учитель читает текст, обращая внимание на главные моменты. .Затем устно(коллективно) начинается отработка каждого пункта, каждого абзаца. Лучшие варианты проговариваются или записываются. После завершения всей работы учитель может предложить свой вариант сочинения в сравнении с ученическим. 2 этап – самостоятельная работа. Всем предлагается несколько текстов из произведений известных писателей, публицистов, литературоведов с заданием написать сочинение, опираясь на несколько памяток(«План сочинения») и «Критерии оценки части С». 3 этап – работа с готовыми сочинениями учеников, анализ, поиск и классификация ошибок. Находятся типичные ошибки при комментировании проблемы: • комментарий подменяется пересказом; • излишне подробно цитируется исходный текст; • выделена одна проблема, а комментируется другая; • при анализе художественного текста не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик». Можно предложить работу (сочинение), оформленную в виде таблицы, где на полях будут указываться различного вида ошибки - логические, речевые, пунктуационные, орфографические, выставлены и подсчитаны баллы по «Критериям». Такая работа помогает видеть в будущих своих сочинениях ошибки, не допускать их. 4 этап – выполнение тренировочных тестов, предложенных учителем и самостоятельная работа с пособиями. |
|
|