Главная страница

Пояснительная записка. Геометрия 9 класс. Геометрия



Скачать 127.23 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Геометрия 9 класс. Геометрия
Дата11.04.2016
Размер127.23 Kb.
ТипДокументы

h:\титульные листы программы\отсканировано 11.12.2014 11-34.bmp

Пояснительная записка. Геометрия 9 класс.
Геометрия возникла очень давно, это одна из самых древних наук. Она возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. В дальнейшем геометрия сформировалась как самостоятельная наука, занимающаяся изучением геометрических фигур.

Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Практическая значимость геометрии в том, что её объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники.

Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства, требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности воображения. Геометрия развивает нравственные черты личности: настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения.

Таким образом, геометрия занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьника.
Целью изучения курса геометрии является: понимание того, что изучает геометрия, какой раздел геометрии называется планиметрией; сформировать понятие вектора как направленного отрезка, показать применение вектора к решению простейших задач; применение алгебраического аппарата при решении геометрических задач, совершенствовать навыки решения геометрических задач методом координат; развитие тригонометрического аппарата как средства решения геометрических задач; знакомство учащихся с основным алгоритмами решения произвольных треугольников; показать как применяется скалярное произведение векторов при решении задач; расширение и систематизация знаний учащихся об окружностях и многоугольниках и отработка навыков решения задач, связанных с ними; знакомство с понятием движения на плоскости.
Рабочая программа по геометрии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования и Примерной программы основного общего образования по математике

(Стандарты второго поколения).
Рабочая программа разработана на основании авторской программы по геометрии для 7-9 классов, авторы: Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.


Содержание курса
Векторы.

Понятие вектора.

Равенство векторов.

Откладывание вектора от данной точки.

Сумма векторов.

Законы сложения векторов. Правило параллелограмма.

Сумма нескольких векторов.

Вычитание векторов.

Произведение вектора на число.

Применение векторов к решению задач.

Средняя линии трапеции.

Метод координат.

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

Координаты вектора.

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.

Простейшие задачи в координатах.

Уравнение линии на плоскости.

Уравнение окружности.

Уравнение прямой.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

Синус, косинус, тангенс.

Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения.

Формулы для вычисления координат точки.

Теорема о площади треугольника.

Теорема синусов.

Теорема косинусов.

Решение треугольников.

Измерительные работы.

Угол между векторами.

Скалярное произведение векторов.

Скалярное произведение в координатах.

Свойства скалярного произведения векторов.

Длина окружности и площадь круга.

Правильный многоугольник.

Окружность, описанная около правильного многоугольника.

Окружность, вписанная в правильный многоугольник.

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.

Построение правильных многоугольников.

Длина окружности.

Площадь круга.

Площадь кругового сектора.

Движения.

Отображение плоскости на себя.

Понятие движения.

Наложения и движения.

Параллельный перенос.

Поворот.

Учебно-тематический план


Глава

Содержание материала

Кол-во ча

сов

Кол-во контр. раб.

Знания

Умения

9

Векторы.

8

1

Определение вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов, действий, связанных с векторами; теоремы о средней линии трапеции.

Строить векторы, применять векторы и действия над ними, теорему о средней линии трапеции при решении геометрических задач.

10

Метод координат.

10

1

Что такое прямоугольная система координат, как определяются координаты точки, координаты вектора; формул координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками; уравнений окружности и прямой.

Находить координаты вектора по координатам его начала и конца, координаты суммы и разности векторов, распознавать на чертеже и строить сумму и разность векторов, заданных геометрически; находить разложение вектора; решать простейшие задачи в координатах; использовать при решении задач уравнения окружности и прямой.

11

Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

11

1

Определений синуса, косинуса и тангенса; теорем синусов и косинусов, о площади треугольника; определений угла между векторами, скалярного произведения векторов, теоремы о скалярном произведении в координатах, свойств скалярного произведения.

Решать треугольники с применением теорем синусов и косинусов, пользоваться таблицами Брадиса; находить площадь треугольника; использовать скалярное произведение при решении задач.

12

Длина окружности и площадь круга.

12

1

Понятий правильного многоугольника, вписанной и описанной окружностей, формул площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности; формул длины окружности и площади круга.

Решать задачи на построение правильных многоугольников; применять указанные формулы при решении задач.

13


14

Движения.


Об аксиомах планиметрии

8

2

1

Способов отображения плоскости на себя.

Иллюстрировать основные виды движения, строить отображения простейших фигур при различных преобразованиях.




Повторение

9

2










Итого

68

7








Календарно-тематическое планирование по курсу «Геометрия» в 9 классе

(2 часа в неделю, 68 часов за год)


Четверть

Номер урока

Дата проведения

Содержание

Количество часов

Примечания (практические, лабораторные работы; контрольные, тестовые работы и диктанты)

Примерные сроки изучения

I.

Глава IX. Векторы.

8 ч.

05.09-01.10

1.




§1. Понятие вектора.

2 ч.




05.09-10.09

2.




С.р.




3.




§2. Сложение и вычитание векторов.

3 ч.




12.09-17.09

4.




С.р.




5.




С.р.

19.09-24.09

6.




§3. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.

3 ч.







7.




С.р.

26.09-01.10

8.




С.р.




Глава X. Метод координат.

10 ч.

03.10-12.11

9.




§1. Координаты вектора.

2 ч.




03.10-08.10

10.




С.р.




11.




§2. Простейшие задачи в координатах.

2 ч.




10.10-15.10

12.




С.р.




13.




§3. Уравнения окружности и прямой.

3 ч.




17.10-22.10

14.










15.




С.р.

24.10-29.10

16.




Решение задач.

2 ч.







II.

17.




С.р.

07.11-12.11

18.




Контрольная работа № 1.

1 ч.







Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

11 ч.




19.




§1. Синус, косинус, тангенс угла.

3 ч.




14.11-19.11

20.










21.




С.р.

21.11-26.11

22.




§2. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

4 ч.







23.







28.11-03.12

24.










25.




С.р.

05.12-10.12

Четверть

Номер урока

Дата проведения

Содержание

Количество часов

Примечания (практические, лабораторные работы; контрольные, тестовые работы и диктанты)

Примерные сроки изучения

II.

26.




§3. Скалярное произведение векторов.

2 ч.







27.




С.р.

12.12-17.12

28.




Решение задач.

1 ч.







29.




Контрольная работа № 2.

1 ч.




19.12-24.12

Глава XII. Длина окружности и площадь круга.

12 ч.




30.




§1. Правильные многоугольники.

4 ч.







31.




С.р.

26.12-31.12

32.










III.

33.




С.р.

16.01-21.01

34.




§2. Длина окружности и площадь круга.

4 ч.







35.







23.01-28.01

36.










37.




С.р.

30.01-04.02

38.




Решение задач.

3 ч.







39.







06.02-11.02

40.




С.р.




41.




Контрольная работа № 3.

1 ч.




13.02-18.02

Глава XIII. Движения.

8 ч.




42.




§1. Понятие движения.

3 ч.







43.







20.02-25.02

44.










45.




§2. Параллельный перенос и поворот.

3 ч.




27.02-03.03

46.










47.




С.р.

05.03-10.03

48.




Решение задач.

1 ч.







49.




Контрольная работа № 4.

1 ч.




12.03-17.03

Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии.

8 ч.




50.




§1. Многогранники.

4 ч.







51.







19.03-24.03

52.










IV.

53.




С.р.

02.04-07.04

Четверть

Номер урока

Дата проведения

Содержание

Количество часов

Примечания (практические, лабораторные работы; контрольные, тестовые работы и диктанты)

Примерные сроки изучения

IV.

54.




§2. Тела и поверхности вращения.

4 ч.







55.







09.04-14.04

56.










57.




С.р.

16.04-21.04

Об аксиомах планиметрии.

2 ч.




58.













23.04-28.04

59.
















Повторение. Решение задач.

9 ч.




60.




Треугольник.

2 ч.




30.04-05.05

61.










62.




Окружность.

2 ч.




07.05-12.05

63.










64.




Четырёхугольники, многоугольники.

3 ч.




14.05-19.05

65.










66.







21.05-25.05

67.




Векторы, метод координат, движения.

2 ч.







68.











Перечень используемого учебно-методического комплекта:



  1. Программы по геометрии для 7 – 9 класса. Автор Л.С. Атанасян.




  1. Л.С. Атанасян. Геометрия 7 – 9. Учебник.



  1. Л.С. Атанасян. Геометрия. Рабочая тетрадь для 9 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.




  1. Мельникова Н.Б. Тематический контроль по геометрии. 9 класс.



  1. Т.М. Мищенко. А.Д. Блинков. Геометрия. Тематические тесты. 9 класс.




  1. А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова. Алгебра. Геометрия 9. Самостоятельные и контрольные работы.



Л.С. Атанасян и др. Изучение геометрии в 7 –