|
Пояснительная записка. Геометрия 9 класс. Геометрия
Пояснительная записка. Геометрия 9 класс. Геометрия возникла очень давно, это одна из самых древних наук. Она возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. В дальнейшем геометрия сформировалась как самостоятельная наука, занимающаяся изучением геометрических фигур.
Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость геометрии в том, что её объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники.
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства, требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности воображения. Геометрия развивает нравственные черты личности: настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения.
Таким образом, геометрия занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьника. Целью изучения курса геометрии является: понимание того, что изучает геометрия, какой раздел геометрии называется планиметрией; сформировать понятие вектора как направленного отрезка, показать применение вектора к решению простейших задач; применение алгебраического аппарата при решении геометрических задач, совершенствовать навыки решения геометрических задач методом координат; развитие тригонометрического аппарата как средства решения геометрических задач; знакомство учащихся с основным алгоритмами решения произвольных треугольников; показать как применяется скалярное произведение векторов при решении задач; расширение и систематизация знаний учащихся об окружностях и многоугольниках и отработка навыков решения задач, связанных с ними; знакомство с понятием движения на плоскости. Рабочая программа по геометрии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования и Примерной программы основного общего образования по математике
(Стандарты второго поколения). Рабочая программа разработана на основании авторской программы по геометрии для 7-9 классов, авторы: Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. Рабочая программа по геометрии рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Содержание курса Векторы.
Понятие вектора.
Равенство векторов.
Откладывание вектора от данной точки.
Сумма векторов.
Законы сложения векторов. Правило параллелограмма.
Сумма нескольких векторов.
Вычитание векторов.
Произведение вектора на число.
Применение векторов к решению задач.
Средняя линии трапеции.
Метод координат.
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.
Координаты вектора.
Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.
Простейшие задачи в координатах.
Уравнение линии на плоскости.
Уравнение окружности.
Уравнение прямой.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
Синус, косинус, тангенс.
Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения.
Формулы для вычисления координат точки.
Теорема о площади треугольника.
Теорема синусов.
Теорема косинусов.
Решение треугольников.
Измерительные работы.
Угол между векторами.
Скалярное произведение векторов.
Скалярное произведение в координатах.
Свойства скалярного произведения векторов.
Длина окружности и площадь круга.
Правильный многоугольник.
Окружность, описанная около правильного многоугольника.
Окружность, вписанная в правильный многоугольник.
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.
Построение правильных многоугольников.
Длина окружности.
Площадь круга.
Площадь кругового сектора.
Движения.
Отображение плоскости на себя.
Понятие движения.
Наложения и движения.
Параллельный перенос.
Поворот.
Учебно-тематический план
Глава
| Содержание материала
| Кол-во ча
сов
| Кол-во контр. раб.
| Знания
| Умения
| 9
| Векторы.
| 8
| 1
| Определение вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов, действий, связанных с векторами; теоремы о средней линии трапеции.
| Строить векторы, применять векторы и действия над ними, теорему о средней линии трапеции при решении геометрических задач.
| 10
| Метод координат.
| 10
| 1
| Что такое прямоугольная система координат, как определяются координаты точки, координаты вектора; формул координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками; уравнений окружности и прямой.
| Находить координаты вектора по координатам его начала и конца, координаты суммы и разности векторов, распознавать на чертеже и строить сумму и разность векторов, заданных геометрически; находить разложение вектора; решать простейшие задачи в координатах; использовать при решении задач уравнения окружности и прямой.
| 11
| Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
| 11
| 1
| Определений синуса, косинуса и тангенса; теорем синусов и косинусов, о площади треугольника; определений угла между векторами, скалярного произведения векторов, теоремы о скалярном произведении в координатах, свойств скалярного произведения.
| Решать треугольники с применением теорем синусов и косинусов, пользоваться таблицами Брадиса; находить площадь треугольника; использовать скалярное произведение при решении задач.
| 12
| Длина окружности и площадь круга.
| 12
| 1
| Понятий правильного многоугольника, вписанной и описанной окружностей, формул площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности; формул длины окружности и площади круга.
| Решать задачи на построение правильных многоугольников; применять указанные формулы при решении задач.
| 13
14
| Движения.
Об аксиомах планиметрии
| 8
2
| 1
| Способов отображения плоскости на себя.
| Иллюстрировать основные виды движения, строить отображения простейших фигур при различных преобразованиях.
|
| Повторение
| 9
| 2
|
|
|
| Итого
| 68
| 7
|
|
|
Календарно-тематическое планирование по курсу «Геометрия» в 9 классе
(2 часа в неделю, 68 часов за год)
Четверть
| Номер урока
| Дата проведения
| Содержание
| Количество часов
| Примечания (практические, лабораторные работы; контрольные, тестовые работы и диктанты)
| Примерные сроки изучения
| I.
| Глава IX. Векторы.
| 8 ч.
| 05.09-01.10
| 1.
|
| §1. Понятие вектора.
| 2 ч.
|
| 05.09-10.09
| 2.
|
| С.р.
|
| 3.
|
| §2. Сложение и вычитание векторов.
| 3 ч.
|
| 12.09-17.09
| 4.
|
| С.р.
|
| 5.
|
| С.р.
| 19.09-24.09
| 6.
|
| §3. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.
| 3 ч.
|
|
| 7.
|
| С.р.
| 26.09-01.10
| 8.
|
| С.р.
|
| Глава X. Метод координат.
| 10 ч.
| 03.10-12.11
| 9.
|
| §1. Координаты вектора.
| 2 ч.
|
| 03.10-08.10
| 10.
|
| С.р.
|
| 11.
|
| §2. Простейшие задачи в координатах.
| 2 ч.
|
| 10.10-15.10
| 12.
|
| С.р.
|
| 13.
|
| §3. Уравнения окружности и прямой.
| 3 ч.
|
| 17.10-22.10
| 14.
|
|
|
| 15.
|
| С.р.
| 24.10-29.10
| 16.
|
| Решение задач.
| 2 ч.
|
|
| II.
| 17.
|
| С.р.
| 07.11-12.11
| 18.
|
| Контрольная работа № 1.
| 1 ч.
|
|
| Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
| 11 ч.
|
| 19.
|
| §1. Синус, косинус, тангенс угла.
| 3 ч.
|
| 14.11-19.11
| 20.
|
|
|
| 21.
|
| С.р.
| 21.11-26.11
| 22.
|
| §2. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
| 4 ч.
|
|
| 23.
|
|
| 28.11-03.12
| 24.
|
|
|
| 25.
|
| С.р.
| 05.12-10.12
| Четверть
| Номер урока
| Дата проведения
| Содержание
| Количество часов
| Примечания (практические, лабораторные работы; контрольные, тестовые работы и диктанты)
| Примерные сроки изучения
| II.
| 26.
|
| §3. Скалярное произведение векторов.
| 2 ч.
|
|
| 27.
|
| С.р.
| 12.12-17.12
| 28.
|
| Решение задач.
| 1 ч.
|
|
| 29.
|
| Контрольная работа № 2.
| 1 ч.
|
| 19.12-24.12
| Глава XII. Длина окружности и площадь круга.
| 12 ч.
|
| 30.
|
| §1. Правильные многоугольники.
| 4 ч.
|
|
| 31.
|
| С.р.
| 26.12-31.12
| 32.
|
|
|
| III.
| 33.
|
| С.р.
| 16.01-21.01
| 34.
|
| §2. Длина окружности и площадь круга.
| 4 ч.
|
|
| 35.
|
|
| 23.01-28.01
| 36.
|
|
|
| 37.
|
| С.р.
| 30.01-04.02
| 38.
|
| Решение задач.
| 3 ч.
|
|
| 39.
|
|
| 06.02-11.02
| 40.
|
| С.р.
|
| 41.
|
| Контрольная работа № 3.
| 1 ч.
|
| 13.02-18.02
| Глава XIII. Движения.
| 8 ч.
|
| 42.
|
| §1. Понятие движения.
| 3 ч.
|
|
| 43.
|
|
| 20.02-25.02
| 44.
|
|
|
| 45.
|
| §2. Параллельный перенос и поворот.
| 3 ч.
|
| 27.02-03.03
| 46.
|
|
|
| 47.
|
| С.р.
| 05.03-10.03
| 48.
|
| Решение задач.
| 1 ч.
|
|
| 49.
|
| Контрольная работа № 4.
| 1 ч.
|
| 12.03-17.03
| Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии.
| 8 ч.
|
| 50.
|
| §1. Многогранники.
| 4 ч.
|
|
| 51.
|
|
| 19.03-24.03
| 52.
|
|
|
| IV.
| 53.
|
| С.р.
| 02.04-07.04
| Четверть
| Номер урока
| Дата проведения
| Содержание
| Количество часов
| Примечания (практические, лабораторные работы; контрольные, тестовые работы и диктанты)
| Примерные сроки изучения
| IV.
| 54.
|
| §2. Тела и поверхности вращения.
| 4 ч.
|
|
| 55.
|
|
| 09.04-14.04
| 56.
|
|
|
| 57.
|
| С.р.
| 16.04-21.04
| Об аксиомах планиметрии.
| 2 ч.
|
| 58.
|
|
|
|
| 23.04-28.04
| 59.
|
|
|
|
|
| Повторение. Решение задач.
| 9 ч.
|
| 60.
|
| Треугольник.
| 2 ч.
|
| 30.04-05.05
| 61.
|
|
|
| 62.
|
| Окружность.
| 2 ч.
|
| 07.05-12.05
| 63.
|
|
|
| 64.
|
| Четырёхугольники, многоугольники.
| 3 ч.
|
| 14.05-19.05
| 65.
|
|
|
| 66.
|
|
| 21.05-25.05
| 67.
|
| Векторы, метод координат, движения.
| 2 ч.
|
|
| 68.
|
|
|
|
Перечень используемого учебно-методического комплекта:
Программы по геометрии для 7 – 9 класса. Автор Л.С. Атанасян.
Л.С. Атанасян. Геометрия 7 – 9. Учебник.
Л.С. Атанасян. Геометрия. Рабочая тетрадь для 9 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
Мельникова Н.Б. Тематический контроль по геометрии. 9 класс.
Т.М. Мищенко. А.Д. Блинков. Геометрия. Тематические тесты. 9 класс.
А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова. Алгебра. Геометрия 9. Самостоятельные и контрольные работы.
Л.С. Атанасян и др. Изучение геометрии в 7 – |
|
|