Главная страница

Конспект урока в 11 классе «Концепция личности в рассказе В. М. Шукшина «Мастер»



Скачать 51.48 Kb.
НазваниеКонспект урока в 11 классе «Концепция личности в рассказе В. М. Шукшина «Мастер»
Дата16.04.2016
Размер51.48 Kb.
ТипКонспект

Конспект урока в 11 классе

«Концепция личности в рассказе В.М. Шукшина «Мастер»

Сотуленко Татьяна Ильинична, учитель русского языка и литературы

Дидактическая цель:

создание педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие личностных, метапредметных и предметных компетенций.

Целеполагание:

создать условия на уроке, чтобы каждый ученик смог ответить на поставленные вопросы или наметить пути их решения.

Цели по содержанию:

Образовательные:

понять особенности представления писателя В.М.Шукшина о человеке, его характере, суметь увидеть мастерство художника в изображении концепции личности, совершенствовать навыки и умения интерпретации текста.

Развивающие:

формирование информационной культуры, развитие умений логически мыслить, структурировать материал, обобщать собственный опыт,

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

Воспитательные:

способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение, формирование коммуникативной компетенции в общении со сверстниками и старшими.

Оборудование:

иллюстрации, слайды с портретами писателя, телевизор, компьютер с выходом в Интернет, видеофрагмент, тексты рассказов, словари.

Технологии: проектная, ИКТ.

Вид урока: мини-проект.

Тип урока: комбинированный.

Планируемый продукт:

учащиеся самостоятельно и под руководством учителя работают в группах и создают проект в виде таблицы-анализа рассказа В.М.Шукшина.

Эпиграф урока: «Не особенные люди, а особенное в людях»
Ход урока
1. Вступительное слово учителя

Показ слайдов (приложение№1)

В.М.Шукшин. Он жил, как все мы живем, видел и слышал то же самое, что видим и слышим мы. Но там, где мы равнодушно скользим глазами, слушаем вполуха, скучаем,- именно там писатель видел и слышал и интересное, и особенное, и значительное, и умное, и веселое, и печальное.

За свою короткую жизнь Шукшин написал 2 романа, несколько повестей и множество рассказов, благодаря которым он и стал известным писателем. В этих рассказах изображены внешне вполне заурядные люди, живущие в разных деревнях или в маленьких провинциальных городках России в 60-70 годы 20 века.

Словарная работа. Что в литературоведении принято называть рассказом? (Малая форма эпической прозы. В нем описывается интересный эпизод из жизни героя, но нет, как в романе, всесторонней картины жизненного уклада этого самого героя, нет сложного и завершенного действия. )

Слово учителя. Рассказы Шукшина перерастают рамки «малой эпической прозы», т.к. автор ставит перед собой очень серьезные художественные задачи. Он считал : надо писать рассказы – судьбы, рассказы – исповеди, рассказы – характеры. Иными словами, Шукшин стремился расширить жанровые рамки рассказа, вместить в эти рамки содержание, предназначенное, скорее, для романа или повести. С шукшинскими героями ничего необычного не происходит, но в их жизни и характерах автор находит серьезное содержание, глубокий общечеловеческий смысл. Его интересуют не внешние события, а «история души» человека. Сегодня мы на 2-х уроках обратимся к двум рассказам Шукшина.

2.Запись учащимися темы и эпиграфа урока. Формулирование учащимися целей урока.

Слово учителя. Шукшин- замечательный рассказчик, который сумел увидеть необыкновенное в обыкновенных деревенских людях. В рассказах писателя поднимается актуальные для сегодняшнего дня проблемы духовности, нравственности. Они помогаю в осмыслении себя как личности, в осмыслении назначении своей жизни. Это произведения о красоте души русского человека, о людях творческих, мечтательных, неповторимых, порой иногда не замечаемых большинству. Давайте разберемся, легко ли тем, кто несет в мир красоту, доброту, любовь? Поможет нам в этом рассказ В.М. Шукшина «Мастер». (Творческие группы работают в рабочих листах, отвечая на вопросы учителя и формулируя свои собственные, и составляют таблицу- анализ рассказа. Приложение 3)
Анализ рассказа «Мастер».

Задания.

  1. Филологическая разминка

  • Что такое нравственность?

  • Кого мы называем мастером?

  • Подберите синонимы к слову мастер.

  • Каким может быть мастер? Подберите эпитеты к слову.

2. Мозговая атака

  • К какому типу рассказа, по классификации Шукшина, вы отнесли бы это произведение?

  • Какова тема рассказа?

  • Над какими вечными вопросами размышляет автор?

  • Какой основной вопрос на уроке?

Этап деконструкции текста

3. Сравнительный анализ двух эпизодов. Работа со словом, чтение эпизодов.

  • Найти в начале текста слова, характеризующие Семку Рыся (1 группа).

  • Найти слова, словосочетания, предложения, которые показывают нам главного героя в тот момент, когда он смотрит на церковь (2 группа).

  • Что же поразило Семку в Талицкой церкви? Какой прием использует Шукшин, чтобы подчеркнуть особенность этой церкви? Почему? (Сравнивает с другой церковью в Чебровке; сравнение подчеркивает самобытность Талицкой церкви, ее человечность, задушевность.)




  1. Показ видеофрагмента «Храм Покрова на Нерли». (Приложение 2)

Задание. Посмотрите фрагмент фильма, ответьте на вопросы:

    • В чем сила и притягательность храма? Какие ассоциации возникают у вас? (Поэма тихой грусти и созерцания, храм-парус, уносящийся вдаль, лучистая безмолвная звезда, поэма из камня, сказочное видение, свеча чистой веры)

  1. Вопрос-проблема: Что же произошло, что так изменило Семку? (В ходе дельнейшего обсуждения обязательно обращаем внимание на следующее: изменился ли Семка или он и был таким, только этого никто не замечал, не хотел замечать за внешним Семкиным «разгильдяйством»)


Этап реконструкции текста.


  1. Основной вопрос для 1 группы:

«Чем вызвано желание Семки отремонтировать церковь?»

Задания:

    • Пересказ-характеристика, пересказ-сравнение Семки Рыся.Чтение эпизодов

  1. Основной вопрос для 2 группы:

«Как раскрывается образ Семки через систему персонажей и эпизодов?»

Задания:

    • Проанализировать эпизоды-встречи Семки с «влиятельными людьми».

Для чего автор включил диалоги в рассказ?


  1. Основной вопрос-проблема урока: Почему Семка отворачивается от Талицкой церкви? (Групповая дискуссия) Анализ эпизода

  2. Творческое задание (дом. задание) индивидуальное: понимание образа посредством живописи. (Приложение 4)

Задание:

    • Нарисовать иллюстрации к книге, объяснить свой выбор.

Учащиеся представляют результаты работы, объясняют свой выбор, делают вывод о позиции автора, основной мысли произведения.

Обобщающие вопросы: Почему рассказ называется «Мастер»? Кто этот мастер? Что есть истинная красота, мастерство? Какую роль играет творчество в жизни человека? Какова концепция личности в рассказе В.М. Шукшина «Мастер»?

Творческое задание: Какие эпиграфы вы подобрали бы к уроку? (дом. задание)

  1. Красота спасет мир (Ф.М. Достоевский)

  2. Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил. (Н.А. Заболоцкий)

  1. ... что есть красота и почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде? (Н.А. Заболоцкий)
Итог. Слово учителя. «Не особенные люди, а особенное в людях» - это не игра словами, ибо Шукшина действительно интересуют люди, которые стремятся вырваться из обыденности. Они ищут смысл жизни, хотят понять, что есть истинная красота, мастерство, творчество, душа человеческая.

Шукшин записал в рабочей тетради: «Самые великие слова в русской поэзии: «восстань, пророк, и виждь, и внемли… Глаголом жги сердца людей!» Не в этом ли он видел свою духовную миссию? И слышим мы чуть усталый, глуховатый голос В. Шукшина: «Нам бы про душу не забыть».
5. Рефлексия. Задание. Написать в таблице только одно предложение – впечатление, вывод, пожелание и т. д.