|
Конспект урока в 11 классе «Концепция личности в рассказе В. М. Шукшина «Мастер» Конспект урока в 11 классе
«Концепция личности в рассказе В.М. Шукшина «Мастер»
Сотуленко Татьяна Ильинична, учитель русского языка и литературы
Дидактическая цель:
создание педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие личностных, метапредметных и предметных компетенций.
Целеполагание:
создать условия на уроке, чтобы каждый ученик смог ответить на поставленные вопросы или наметить пути их решения.
Цели по содержанию:
Образовательные:
понять особенности представления писателя В.М.Шукшина о человеке, его характере, суметь увидеть мастерство художника в изображении концепции личности, совершенствовать навыки и умения интерпретации текста.
Развивающие:
формирование информационной культуры, развитие умений логически мыслить, структурировать материал, обобщать собственный опыт,
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Воспитательные:
способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение, формирование коммуникативной компетенции в общении со сверстниками и старшими.
Оборудование:
иллюстрации, слайды с портретами писателя, телевизор, компьютер с выходом в Интернет, видеофрагмент, тексты рассказов, словари.
Технологии: проектная, ИКТ.
Вид урока: мини-проект.
Тип урока: комбинированный.
Планируемый продукт:
учащиеся самостоятельно и под руководством учителя работают в группах и создают проект в виде таблицы-анализа рассказа В.М.Шукшина.
Эпиграф урока: «Не особенные люди, а особенное в людях» Ход урока 1. Вступительное слово учителя
Показ слайдов (приложение№1)
В.М.Шукшин. Он жил, как все мы живем, видел и слышал то же самое, что видим и слышим мы. Но там, где мы равнодушно скользим глазами, слушаем вполуха, скучаем,- именно там писатель видел и слышал и интересное, и особенное, и значительное, и умное, и веселое, и печальное.
За свою короткую жизнь Шукшин написал 2 романа, несколько повестей и множество рассказов, благодаря которым он и стал известным писателем. В этих рассказах изображены внешне вполне заурядные люди, живущие в разных деревнях или в маленьких провинциальных городках России в 60-70 годы 20 века.
Словарная работа. Что в литературоведении принято называть рассказом? (Малая форма эпической прозы. В нем описывается интересный эпизод из жизни героя, но нет, как в романе, всесторонней картины жизненного уклада этого самого героя, нет сложного и завершенного действия. )
Слово учителя. Рассказы Шукшина перерастают рамки «малой эпической прозы», т.к. автор ставит перед собой очень серьезные художественные задачи. Он считал : надо писать рассказы – судьбы, рассказы – исповеди, рассказы – характеры. Иными словами, Шукшин стремился расширить жанровые рамки рассказа, вместить в эти рамки содержание, предназначенное, скорее, для романа или повести. С шукшинскими героями ничего необычного не происходит, но в их жизни и характерах автор находит серьезное содержание, глубокий общечеловеческий смысл. Его интересуют не внешние события, а «история души» человека. Сегодня мы на 2-х уроках обратимся к двум рассказам Шукшина.
2.Запись учащимися темы и эпиграфа урока. Формулирование учащимися целей урока.
Слово учителя. Шукшин- замечательный рассказчик, который сумел увидеть необыкновенное в обыкновенных деревенских людях. В рассказах писателя поднимается актуальные для сегодняшнего дня проблемы духовности, нравственности. Они помогаю в осмыслении себя как личности, в осмыслении назначении своей жизни. Это произведения о красоте души русского человека, о людях творческих, мечтательных, неповторимых, порой иногда не замечаемых большинству. Давайте разберемся, легко ли тем, кто несет в мир красоту, доброту, любовь? Поможет нам в этом рассказ В.М. Шукшина «Мастер». (Творческие группы работают в рабочих листах, отвечая на вопросы учителя и формулируя свои собственные, и составляют таблицу- анализ рассказа. Приложение 3) Анализ рассказа «Мастер».
Задания.
Филологическая разминка
Что такое нравственность?
Кого мы называем мастером?
Подберите синонимы к слову мастер.
Каким может быть мастер? Подберите эпитеты к слову.
2. Мозговая атака
К какому типу рассказа, по классификации Шукшина, вы отнесли бы это произведение?
Какова тема рассказа?
Над какими вечными вопросами размышляет автор?
Какой основной вопрос на уроке?
Этап деконструкции текста
3. Сравнительный анализ двух эпизодов. Работа со словом, чтение эпизодов.
Найти в начале текста слова, характеризующие Семку Рыся (1 группа).
Найти слова, словосочетания, предложения, которые показывают нам главного героя в тот момент, когда он смотрит на церковь (2 группа).
Что же поразило Семку в Талицкой церкви? Какой прием использует Шукшин, чтобы подчеркнуть особенность этой церкви? Почему? (Сравнивает с другой церковью в Чебровке; сравнение подчеркивает самобытность Талицкой церкви, ее человечность, задушевность.)
Показ видеофрагмента «Храм Покрова на Нерли». (Приложение 2)
Задание. Посмотрите фрагмент фильма, ответьте на вопросы:
В чем сила и притягательность храма? Какие ассоциации возникают у вас? (Поэма тихой грусти и созерцания, храм-парус, уносящийся вдаль, лучистая безмолвная звезда, поэма из камня, сказочное видение, свеча чистой веры)
Вопрос-проблема: Что же произошло, что так изменило Семку? (В ходе дельнейшего обсуждения обязательно обращаем внимание на следующее: изменился ли Семка или он и был таким, только этого никто не замечал, не хотел замечать за внешним Семкиным «разгильдяйством»)
Этап реконструкции текста.
Основной вопрос для 1 группы:
«Чем вызвано желание Семки отремонтировать церковь?»
Задания:
Пересказ-характеристика, пересказ-сравнение Семки Рыся.Чтение эпизодов
Основной вопрос для 2 группы:
«Как раскрывается образ Семки через систему персонажей и эпизодов?»
Задания:
Проанализировать эпизоды-встречи Семки с «влиятельными людьми».
Для чего автор включил диалоги в рассказ?
Основной вопрос-проблема урока: Почему Семка отворачивается от Талицкой церкви? (Групповая дискуссия) Анализ эпизода
Творческое задание (дом. задание) индивидуальное: понимание образа посредством живописи. (Приложение 4)
Задание:
Нарисовать иллюстрации к книге, объяснить свой выбор.
Учащиеся представляют результаты работы, объясняют свой выбор, делают вывод о позиции автора, основной мысли произведения.
Обобщающие вопросы: Почему рассказ называется «Мастер»? Кто этот мастер? Что есть истинная красота, мастерство? Какую роль играет творчество в жизни человека? Какова концепция личности в рассказе В.М. Шукшина «Мастер»?
Творческое задание: Какие эпиграфы вы подобрали бы к уроку? (дом. задание)
Красота спасет мир (Ф.М. Достоевский)
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил. (Н.А. Заболоцкий)
... что есть красота и почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде? (Н.А. Заболоцкий) Итог. Слово учителя. «Не особенные люди, а особенное в людях» - это не игра словами, ибо Шукшина действительно интересуют люди, которые стремятся вырваться из обыденности. Они ищут смысл жизни, хотят понять, что есть истинная красота, мастерство, творчество, душа человеческая.
Шукшин записал в рабочей тетради: «Самые великие слова в русской поэзии: «восстань, пророк, и виждь, и внемли… Глаголом жги сердца людей!» Не в этом ли он видел свою духовную миссию? И слышим мы чуть усталый, глуховатый голос В. Шукшина: «Нам бы про душу не забыть». 5. Рефлексия. Задание. Написать в таблице только одно предложение – впечатление, вывод, пожелание и т. д. |
|
|