Главная страница

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» способ формирования системы универсальных учебных действий на уроках биологии



Скачать 154.18 Kb.
НазваниеТехнология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» способ формирования системы универсальных учебных действий на уроках биологии
Дата18.04.2016
Размер154.18 Kb.
ТипДокументы

Технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо» - способ формирования системы универсальных учебных действий на уроках биологии.

Горяева Светлана Юрьевна, учитель биологии

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря- формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Проблема. Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к адаптации в современном мире.

Актуальность. Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому « Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

В широком смысле универсальные учебные действия означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Научность.В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы УУД, факторы и условия их развития . Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и  С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2)регулятивный( включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный: 4) коммуникативный.

Биология как учебная дисциплина создаёт предпосылки, которые при условии их обобщения превращаются в основу формирования УУД. Биология как учебный предмет не может взять на себя целиком задачу формирования УУД. Их формирование есть результат всего учебно-воспитательного процесса в школе. Биология как учебная дисциплина объективно обладает потенциальными возможностями формирования УУД школьников. Авторы данной технологии ( ТемплЧ., Мередит К., Стил Дж.) предлагают своё определение критического мышления: « Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Крит. мыш. означает выработку точки зрения по определённому вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений ».

Сущность. В России технология РКМЧП появилась в 1997 году; её используют педагоги в Москве, Санкт – Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде и других городах для формирования нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность.

Цель применения мною данной технологии следующая:

  • Формировать систему УУД через технологию РКМЧП

Задачи:

  • Формировать общеучебные УУД через приём « Инсерт»

  • Формировать логические и коммуникативные УУД через приём « Кластер»

  • Формировать регулятивные УУД через целеполагание

Принципы:

  • Ненавязчиво формировать у учащихся собственный запрос на получение информации

  • Выявление ещё непознанного.

Возможность и условия применения

Технология предлагает систему конкретных методических приёмов, которая может быть использована в различных предметных областях и для учащихся разных возрастных групп.

Планируемый результат:

  • Повысится интерес к процессу обучения и активное восприятие учебного материала;

  • Разовьются коммуникативные компетенции учащихся;

  • Разовьются способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.

Технология РЧКМП разработана в конце 20 века в США. В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Согласно данной технологии процесс обучения складывается из трёх этапов: вызов, осмысление, размышление и рефлексия. На этих стадиях можно применять приёмы « Инсерт» и приём « Кластер». Приём « Инсерт» ( проставление значков при чтении) очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения на стадии вызова. На стадии вызова происходит:

  • актуализация и обобщение имеющихся знаний по данной теме;

  • пробуждение интереса к данной теме;

  • побуждение к активной деятельности.

Этот приём работает и на стадии осмысления. Данным приёмом формируются общеучебные универсальные действия, это – поиск и выделение информации; смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.

Во время прочтения дети маркируют текст ( используем следующие значки: «!» - знаю, «+» - не знаю, « - « - думал по другому, «?» - есть вопросы). Важным этапом работы станет обсуждение данных пометок. Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Данным приёмом формируются общеучебные универсальные действия, это – поиск и выделение информации; смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.

  • На стадии вызова необходимо вызвать интерес к теме и мотивировать школьников к активной учебной деятельности, поэтому я использую такой методический приём как « Верите ли Вы, что…». По каждому суждению учащиеся высказывают своё мнение. Мнения ребят могут не совпадать, они не боятся ошибаться.

  • -Не страшно, если вы в чём-то ошибётесь или ваше мнение не совпадёт с мнением других ребят. Помните: « Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям» ( В.И. Гёте) .

При изучении темы « Семейство Бобовые» я даю следующие суждения:

Верите ли вы, что…

  • Из всех овощных семян боб самый крупный и тяжёлый

  • Замоченные семена гороха проклёвываются на 3 день

  • Горох, фасоль, бобы- растительное мясо

  • Бобовые живут в симбиозе с бактериями

  • Плод у гороха-боб

  • больше масла во всем мире производится из арахиса

лепестки цветка бобовых называют – парус, вёсла, лодочка.

Для прочтения выдаю следующий текст: ( Приложение 1)

При изучении в 8 классе темы « Кожа- наружный покровный орган» даю следующие суждения:

  • Кожу называют « зеркалом здоровья и болезни»;

  • секрет потовых желёз не имеет запаха;

  • кожа формирует роговые образования: ногти и волосы;

  • кожа- сложный орган со многими функциями;

  • этот орган постоянно отмирает и рождается вновь;

  • кожа тесно связана с нервной системой;

  • в коже происходит образование витамина Д;

  • 2% кислорода в организм поступает через кожу;

  • молочные железы – это изменённые потовые железы.

Выдаю следующий информационный лист по теме «Кожа – наружный покровный орган». ( Приложение2)

К суждениям мы возвращаемся на стадии рефлексия. Зачитываем суждение по цепочке и высказываем правильный ответ. Сравниваем с первоначальными данными.

Пробуждают интерес к изучаемой теме проблемные ситуации, которые создаются на стадии вызова. Ученики самостоятельно или под руководством учителя находят решение. Учитель направляет ученика на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод). Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышлений. Проблемные ситуации обеспечивают усвоение знаний, как продукта самостоятельного творческого поиска, вызывают у учащихся ярко выраженный познавательный интерес и разнообразные положительные эмоции. Изучая тему

« Распространение плодов и семя» применяю такую проблемную ситуацию: На одном из островов произошло извержение вулкана. Все живые организмы погибли. 10 лет остров был мёртвый, а на 11 год появились цветковые растения. Откуда они взялись?

Приём « Кластер» ( кластеры – выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление) применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. На этой стадии происходит выведения знания на уровень понимания и применения, идёт рефлексия своего процесса учения. Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями. Суть приёма заключается в том, что информация, касающаяся какого-либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров. В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.( Приложение 3)

На стадии «Рефлексия» можно использовать и приём « Синквейн». Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи. Чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, синтеза информации и материала в кратких выражениях. Примеры детских синквейнов:

Розоцветные

Вкусные, сочные

Лечат, украшают, кормят

Широко распространены и разнообразны.

Семейство.( Терентьева Л.)

Кожа

Многослойная, покровная

Защищает, выделяет, дышит

Участвует в обменных процессах.

Орган. ( Скорнякова Н.)

Фотосинтез

Удивительный, важный

Поглощает, выделяет, образует

Органическое питание для растений.

Жизнь! ( Повьяхин И. 5 кл.)

И кластер и синквейн позволяют формировать логические УУД : синтез как составление целого из частей; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); установление причинно-следственных связей.

Составлять синквейны и кластеры можно индивидуально, а можно работая в парах и группах. При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы учащиеся с одной стороны производят отбор информации. наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей.

Живой обмен идеями между учащимися в процессе групповой работы даёт возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями.

На этапе обсуждения и приём « Кластер», и приём « Инсерт» формируют также и коммуникативные УУД:
умение достаточно полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.  

Формируются на уроках биологии и регулятивные УУД через целеполагание. К теме урока учащиеся задают вопросы. Например: тема урока

« СЕМЕЙСТВО ПАСЛЁНОВЫЕ»

учащиеся могут задать следующие вопросы

1)К какому классу относится данное семейство?

2)Какие признаки характерны для этого семейства?

3) Какие растения относятся к семейству ?

4)Какое значение для человека имеет это семейство?

Перед чтением текста, после приёма « Верите ли Вы, что…» следует ещё раз обсудить вопросы, которые они поставили и, таким образом, нацелить их на осознанное чтение текста.

Тем самым учащиеся определяют для себя цели на урок, т.е. ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Этим вызывается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы. Целенаправленная учёба более эффективна, чем нецеленаправленная. Цели, выбранные самостоятельно более сильны, чем цели, поставленные учителем.

В конце урока мы опять возвращаемся к этим вопросам, выясняем:

  • На все ли вопросы получили ответы?

  • – Могут ли полученные знания пригодиться в жизни?
    – В каких профессиях будет востребован изученный сегодня материал? (- Вы автор учебника, докажите необходимость изучения данной темы.)

Применение открытых образовательных технологий открывает множество возможностей. Технолгия РКМЧП формирует культуру чтения, стимулирует самостоятельную поисковую творческую деятельность, запускает механизм самообразования и самоорганизации. Она позволяет учителям формировать УУД.

А универсальные учебные действия:

– обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
– создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.

И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.

Приложение 1
Признаки:

Травянистые растения, лианы, деревья , кустарники

Формула цветка Ч5Л5П1Т10

Плод - боб

Соцветие - кисть, головка, метелка и др.

Опыление - обычно пчелами, осами, шмелями, бабочками. У некоторых видов самоопыление (горох, фасоль, арахис)





Бобовые - одно из крупнейших семейств цветковых растений, насчитывающее около 18 тыс. видов. Распространены они почти по всей, доступной цветковым растениям суше земного шара, и представлены самыми разнообразными жизненными формами - от огромных деревьев и лиан до крошечных пустынных растений. Представители бобовых способны подниматься в горы до 5 тыс. метров высоты, обитать на Крайнем Севере и в жарких безводных пустынях.
    Корни многих бобовых несут небольшие клубеньки, образованные разрастающейся тканью при внедрении в корень азотфиксирующих бактерий. Эти бактерии способны фиксировать атмосферный азот, которым они не только снабжают растение, но и обогащают им почву. У некоторых травянистых бобовых, например у гороха, верхние доли листа превращаются в цепляющиеся усики. Соцветия бобовых очень разнообразны, чаще они кистевидные, метельчатые, головчатые. Цветки бобовых похожи на парусные лодочки или мотыльков: два боковых лепестка называют крыльями или веслами, третий, самый крупный,- парусом или флагом, а два нижних, сросшихся вместе,- лодочкой. Тычинок чаще всего 10, причем они нередко различным образом срастаются, иногда образуя желобок или трубку в которой скапливается нектар. Опыляются цветки чаще насекомыми, реже, у тропических видов, птицами и летучими мышами. Плод бобовых называется бобом, обычно вскрывается двумя створками.
    Бобовые составляют весомую часть нашей флоры, представляя почти 10% видов цветковых растений России. Среди бобовых много пищевых культур мирового значения. К их числу относятся соя, фасоль, маш, арахис, горох, чечевица, конские бобы и многие другие. Все эти полезные растения человек выращивает уже много веков, и в диком виде они часто неизвестны. Пищевая ценность бобовых определяется очень высоким содержанием в их семенах белка, крахмала и жиров. Много белка в семенах гороха - до 27%, а у чечевицы - до 32%. Они могут восполнить недостаток мясной пищи. Древние египтяне и греки уже возделывали эти растения. В отличие от них фасоль родом из Нового Света, где ее разводили еще 7 тыс. лет назад. Из Америки родом и арахис, который зовут еще земляным орехом. В семенах арахиса до 60% масла и до 37% белка. Мы привыкли считать основными масличными культурами подсолнечник и коноплю, но гораздо больше масла во всем мире производится из арахиса. Он уступает в этом только хлопчатнику. Мясистые бобы отдельных видов, содержащие большое количество кислот и сахаров, употребляют в качестве фруктов, например плоды средиземноморского рожкового дерева. Многие тропические деревья дают ценнейшую древесину, окрашенную в розовые, красные, темно-коричневые и почти черные тона. Некоторые бобовые содержат камедь, из натеков стволов ряда африканских акаций получают гуммиарабик, употребляемый в качестве натурального клея.
     Ряд красивоцветущих деревьев из семейства бобовых служат украшением городов. Как декоративные вьющиеся однолетники очень часто выращиваются многие формы фасоли и душистый горошек. Среди бобовых есть и ценные красильные растения. Одно из них - индигофера дает индиго- стойкий природный краситель синего цвета. Некоторые виды донников с высоким содержанием кумаринов используют для ароматизации пищевых продуктов и табака.
     Давнюю историю имеет и применение бобовых в медецине. Ряд растений, например, Кассия и Софора японская в качестве лекарствееных имеют мировое значение. Упоминания заслуживают Калабарские бобы, дикорастущие в лесах тропической Африки. Калабарские бобы очень ядовиты, на родине их используют как "судилищные бобы". Человеку, заподозренному в преступлении, давали выпить отвар трав, куда входили и Калабарские бобы; смерть означала подтверждение обвинения, в противном случае обвиняемый считался оправданным. Сейчас вещества, получаемые из Калабарских бобов, применяют в офтальмологии. Мировое значение имеют заросли среднеазиатских солодки голой и солодки уральской. Экстракт корня используют в лекарственной пищевой промышленности. Некоторые бобовые используются для приготовления бальзамов, ароматических веществ.
    Огромно значение как кормовых растений. Клевер, люцерна - основные пастбищные растения, опыляются насекомыми. Но в Австралии основными пастбищным клевером еще с 20-х годов XX стал клевер подземный, самоопыляющийся вид, хорошо переносящий засуху, причем бобы созревают под землей. Так же культивируются как посевные эспарцет посевной и лютик желтый. Во многих странах культивируется донник белый. Весьма важным пастбищным растением пустынь и полупустынь Средней Азии являются верблюжья колючка, богатая сахарами, которые в жаркую погоду выделяются на стеблях и листьях в виде белого налета.

Соя

Иностранец, угощающийся в китайской столовой творогом и сыром, говядиной и рыбой, часто не подозревает, что все эти разнообразные блюда порой делаются из единственного продукта - семян бобового растения сои. В них рекордно много белка - до 45%, немало и жиров - около 20%. Потребление коровьего молока в Китае не превышает 1 литра в год на душу населения, зато в большом ходу молоко из сои. Возделывать сою стали более 6 тыс. лет назад в Юго - Восточной Азии. Сейчас 60% мирового урожая сои выращивается в США.

Приложение 2

Информационный лист по теме «Кожа – наружный покровный орган».

1.Кожа - внешний покров тела человека, состоит из 2 слоёв: эпидермиса и дермы. Площадь кожи среднего человека = 1,5-2 м2, масса кожи среднего человека = 2,7кг.

2.Функции кожи:

А) защитная – защита от механических повреждений, ультрафиолетовых лучей, микробов, высыхания,

Б) рецепторная - воспринимает холод, тепло, прикосновения,

В) выделительная – водный, солевой, углеводный, жировой и витаминный обмен (образование витамина Д)

Г) терморегуляторная – защита от переохлаждения и перегрева,

Д) дыхательная – 2% от общего газообмена.

3.Кожа, её строение и функции.

Слои, образующие кожу

Особенности строения

Функции

1.Эпидермис– наружный, эпителиальный слой кожи

А) поверхностный (роговой) слой, состоит из плотно прилегающих друг к другу погибших клеток. Клетки постоянно слущиваются и заменяются новыми.

Защитная от внешних воздействий, от проникновения инфекции

Б) более глубокий слой образован живыми клетками. В них находиться пигмент, от его количества зависит цвет кожи

Защитная от ультрафиолетовых лучей

2.Дерма –собственно-кожа, внутренний слой

А) образован соединительной тканью, много эластических волокон

Придаёт коже упругость, она легко растягивается при движении

Б) Рецепторы – нервные окончания

Воспринимают холод, тепло, прикосновения, боль

В) Кровеносные сосуды

Питают клетки кожи, участвуют в терморегуляции

Г) Потовые железыимеют вид трубочек, свёрнутых на концах в клубочки. Пот содержит воду, мочевину, минеральные соли. Сам по себе секрет потовых желёз не пахнет, запах появляется в результате деятельности бактерий, которые живут на поверхности кожи.

Молочные железы являются видоизменёнными потовыми железами, вырабатывают молоко (только у женщин)

Выделительная функция, терморегуляция

Д) Сальные железы – имеют микроскопические размеры. Каждый см кожи насчитывает несколько десятков, а на коже носа, лба и верхней губе – более сотни сальных желёз. Их нет на коже ладоней и подошв

Предохраняют кожу от высыхания, образования трещин, разрывов и подавляют развитие вредных микробов

Е) Волосяные луковицы. Волосы на теле развиты слабо, обильнее на голове

Защита от воздействия лучей солнца

4.Гиподерма = жировая клетчатка – обеспечивает подвижное прикрепление кожи к подлежащим тканям. Функция: предохраняет кожу от механических повреждений и разрывов, запасающая.

5. Производные эпидермиса: волосы и ногти.

Используемая литература



  1. Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006.

  2. Д. Татьянченко , С. Воровщиков . Развитие общеучебных умений школьников //Народное образование. – 2003. – № 8. – с.115-126.

  3. Е.А.Генике, Е.А. Трофимов Развитие критического мышления.-М.: изд-во « Бонфи», 2002.-239с.

  4. С.И. Заир-Бек Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. М.: Просвещение,2004.-236с.