КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«ПУСТЬ ДОБРО НАВЕКИ ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО!»
Составила:
Котлярова И.Н.
ЦЕЛИ: раскрыть сущность полярных понятий «добро и зло» и эмоций, которые им соответствуют; учить детей активно защищать свою нравственную позицию; учить достойно признавать свою неправоту в суждениях и поступках; закреплять умение облекать свое внутреннее состояние в словесную форму; продолжать формирование представления о том, что доброта и вежливость есть проявление души; учить выбирать цветовую гамму для отражения понятий добро и зло; учить детей конструктивным способом снятия напряжения, связного с чувством злости; расширять словарный запас слов; подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ: дорожки – зеленая, синяя, красная; цветик – семицветик; золотые и серебряные фишки; куклы – «нищенка» и «мальчик звезда»; яркие картонные сердечки; две тарелки – одна с конфетами, другая с серыми квадратами; иллюстрации сказочных героев; незаконченные пиктограммы с гномами; фломастеры; запись В. Шаинского «В мире много сказок».
Воспитатель: - Ребята, откуда-то слышится песня. Кто это к нам идет?
Входит Антошка, поет песню Шапокляк.
Антошка: Кто людям помогает,
Теряет время зря –
Хорошими делами
Прославиться нельзя.
И я вам предлагаю всем
Делать точно так
Как делает старуха
По кличке Шапокляк.
Воспитатель: Здравствуй, Антоша! Поздоровайся с ребятами.
Антошка: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: А что за песню ты нам сейчас спел?
Антошка: А разве вы ее не знаете? Это моя любимая песенка из мультфильма. А из какого – пусть ответят дети.
Дети: «Чебурашка и крокодил Гена»
Воспитатель: А чью песню спел Антошка?
Дети: Старухи Шапокляк.
Воспитатель: Почему с ней никто не хотел дружить?
Дети: Она была злой, вредной, всех обижала, обманывала.
Антошка: А разве моно вести себя по – другому?
Воспитатель: Давайте отправимся в «Страну добрых дел», чтобы научиться делать добрые дела. Дойти туда можно по цветным дорожкам. Давайте выберем цвет дорожки в «волшебном мешочке».
Воспитатель: На красной дорожке вырос необычный цветок. Нужно семь человек, чтобы сорвать по лепестку из нашего «цветика - семицветика» и загадать свое самое сокровенное желание.
Дети срывают по лепестку, загадывают желание и кружатся, проговаривая слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток.
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по – моему вели!
Дети по очереди рассказывают о своих желаниях. Если это желание с удовлетворением личных потребностей – ребенок получает серебряную фишку, если с общественным значением – золотую.
Воспитатель: Ребята, скажите – какое желание Вам понравилось больше и почему?
Вспомните, какое самое наилучшее желание было загадано девочкой Женей в сказке В. Катаева «Цветик – семицветик».
Воспитатель: Ребята, а этих сказочных героев вы знаете?
Встреча со «Звездным мальчиком» и его матерью «Нищенкой».
Я вам расскажу (напомню):
Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. Они подбежали к этому месту и увидели плащ, но в складках его была не звезда, а ребенок.
Один из лесорубов взял дитя и несмотря на бедность и голод принес его к себе в дом, в котором была куча своих детишек.
Мальчик вырос очень красивым, но злым, гордым, жестоким.
Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал ее камнями и не хотел поверить, что нищенка – его мать.
Воспитатель: Дети, у вас есть сердечки. Я предлагаю подарить их тому герою сказки, который вам понравился.
(Пока дети кладут сердечки, приготовить рядом с куклами тарелки: у нищенки – серые квадратики, у мальчика – конфеты).
Воспитатель: Дети, а герои сказки хотят сделать Вам подарки. Возьмите их себе сами, но у того героя, который вам очень понравилось, у того человека, который вам особенно приятен.
Воспитатель: Вы свои сердечки отдали нищенке, а почему же решили взять конфеты у жестокого мальчика – звезды?
Да, дети, искушение велико. Говорить красиво, легко, а поступать так всегда – сложно! Этому нужно учиться всю свою жизнь.
Воспитатель: Вдруг, после того как нищенка – мать ушла из селения, мальчик – звезда превратился в чудовище. Он тогда понял, что поступил плохо, и три полных года искал по свету свою мать. Много лишений и испытаний пришлось на его долю, пока он опять не стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. Вдруг нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик – звезда стал властелином города. Он был справедливым, по – доброму относился к сиротам и бедным, больным людям.
Вот так счастливо закончилась эта сказка. Скажите дети, вы жалеете о том, что взяли с тарелочки мальчика – звезды конфеты?
А теперь давайте выберем дорожку, по которой пойдем дальше.
Воспитатель: Ребята, здесь лежат волшебные очки, через которые можно разглядеть все то хорошее, что есть в каждом из Вас. Давайте примерим эти очки и посмотрим внимательно друг на друга. Нужно постараться в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом.
Воспитатель: А сейчас давайте потопаем ногами и представим, что мы надуваем шарик и всю свою обиду и гнев поместим в воздушный шарик, завяжем его и лопнем.
Лопнул шарик, а вместе с ним исчезла вся наша злоба и обида.
Воспитатель: У нас осталась еще одна дорожка, которая везет в «Страну добрых дел».
И вот еще одно задание. Нам нужно из имеющегося набора красок подобрать цвета к сказочным персонажам: Кощей Бессмертный, Василиса Прекрасная, Баба Яга, Доктор Айболит, Бармалей, Снежная Королева, Колобок, Красная Шапочка.
Воспитатель: Ребята, смотрите, что здесь лежит. Это портреты гномов. Смотрите, здесь и добрые гномы и злые, но каждый рисунок не закончен. Где – то художник забыл нарисовать рот, а где –то глаза. Рассмотрите рисунок, определите какой это гномик: добрый или злой, и дорисуйте недостающие части лица.
Какие гномы вам нравятся Больше? Вот мы и выполним все задания и оказались в «Стране Добрых дел». «Страна Добрых дел» она рядом с нами. И совсем не нужно никуда идти, только нужно научиться сострадать, переживать и сопереживать; научиться не поддаваться искушениям, видеть друг в друге как можно больше хорошего, не давать волю злости и гневу, ценить доброту и отзывчивость. Всему этому мы учились сегодня на занятии. И я думаю, что нашу группу теперь можно назвать «Страной Добрых дел».
Я думаю, и Антошка понял, что прославиться можно только хорошими делами.
Звучит песня «Дорога добра». |