|
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в Книжное Царство Мудрое Государство» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в Книжное Царство – Мудрое Государство»
Цель: Обобщение у дошкольников знаний и умений, полученных на занятиях по обучению грамоте.
Задачи: Развивать у детей словесно – логическое мышление. Развивать фонематический слух, артикуляционный аппарат, слуховое восприятие. Упражнять детей в умении «исправлять» слова, где перепутаны буквы; развивать зрительное и слуховое внимание. Совершенствовать умение составлять слова из предложенных слогов. Развивать у детей чувство ритма. Воспитывать доброжелательность. Развивать у детей коммуникативные навыки общения.
Предварительная работа: Знакомство с буквами русского алфавита. Чтение слов по слогам. Составление предложений. Занимательные игры и упражнения с буквами.
Развивающая среда: Макет корабля. В разных местах группы плакаты, изображающие: Бухту Безмолвия (Первобытные человечки), Остров Звуков (изображение птиц, зверей, насекомых), Остров Буки – Буки – Закорюки (буквы в виде человечков), Бухта Деда Буквоеда (смешной старичок, глотающий буквы), Остров Мастерская Слова (фигура Деда Грамотея в окружении букв), Книжное Царство (Пляшущие человечки в окружении Азбуки – Царицы). Жетоны (фишки). Карточки с заданиями к играм «Буквы потерялись», «Слово рассыпалось». Воздушные шары с написанными на них слогами. Книги со сказками.
Ход занятия:
Воспит-ль: Ребята! Вы хотите отправиться в путешествие? Нас в гости к себе зовут жители Книжного Царства. Они приготовили для вас подарок! Но мы его не можем получить просто так. Ведь, как известно, без труда не выловишь и рыбку из пруда! По дороге в Книжное Царство нам предстоит делать остановки, где мы будем выполнять разные задания. За выполненные задания мы будем получать жетоны. Эти жетоны мы вручим Царице Книжного Царства и она пропустит нас в свои владения. О чём же мы будем говорить во время нашего путешествия? Сейчас узнаем, только лишь загадки и шарады отгадаем.
На страницах букваря
33 богатыря.
Мудрецов – богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит)
Начало деревом зовётся,
Конец – читатели мои.
Здесь, в книге, целое найдётся,
И в каждой строчке есть они. (Буквы)
__ __ КВА __ __ Без хвоста и головы
Перед тобою слово.
На помощь ты приди скорей,
Хвост и голову пришей.
Пойдёшь ты в школу в первый раз,
Возьмёшь его ты в первый класс. (Букварь)
Без языка, без голоса, а всё расскажет. (Книга)
Воспит-ль: - Ну, вот, загадки отгаданы. Нам пора отправляться в путешествие. Книжное Царство находится среди множества островов, бухт посреди Океана Знаний. На чём же нам можно отправиться?
/Ответы детей./
Воспит-ль: - Садимся в корабль, снимаемся с якоря, отправляемся в плавание по Морю – Океану Знаний и конечным нашим пунктом будет Книжное Царство – Мудрое Государство.
/Дети садятся в построенный корабль./
Воспит-ль: Пока наш корабль приближается к первому пункту нашего путешествия, хочется вот о чём с вами поговорить. У русского народа на все случаи жизни есть мудрые высказывания, иначе их называют пословицами и поговорками. И вот что сказано про буквы и азбуку:
Азбука – к мудрости ступенька.
Без букв и грамматики не учатся математике.
Испокон века книга красит человека.
- Ребята, а почему так говорят, как вы думаете?
/Ответы детей./
- А какие ещё вы знаете пословицы и поговорки о знании?
Дети:
Знайка дорожкой бежит, а Незнайка на печи лежит.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Мир освещается солнцем, а человек – знанием.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Чтение – лучшее учение.
Воспит-ль: - да, ребята, без букв не сможете обучиться грамоте. Без них ни читать, ни писать не сможете, да и другие науки, не умея читать, изучить невозможно. А теперь наш корабль прибывает в Бухту Безмолвия.
(На доске – рисунок с изображением первобытных людей.)
«Бухта Безмолвия».
Воспит-ль: - А вот и жители Бухты. Ребята, а кто из вас догадался, почему это место так странно называется и почему местные жители не встречают нас торжественными речами и дружественными приветствиями?
/Ответы детей./
Воспитль: Верно. Прежде, чем люди научились читать и писать, они научились говорить. А вот как они придумывали слова, как это происходило, об этом можно только догадываться. Как же общались люди, пока не появились слова, речь? (С помощью жестов и знаков.) Давайте попробуем и мы вместе с вами представить этот мир безмолвия, будем, как первобытные люди, объясняться на языке жестов.
Задание первое.
Дети по очереди изображают всё, что им хочется, остальные отгадывают. За выполненное задание дети получают жетон.
Воспит-ль: - Молодцы! Хорошо справились с заданием. И поэтому наш корабль очень быстро прибывает на остров звуков.
(На доске – изображение птиц, зверей, животных.)
«Остров Звуков».
Воспит-ль: - Каким был мир безмолвия человека, вы сейчас смогли увидеть и представить. А окружающая его природа разговаривала, и первые звуки человека появились, благодаря природе, она была его первым учителем. Изобразите, какие звуки слышал человек.
/Дети подражают голосам зверей, птиц и т. д./
- А какие звуки мог произносить человек. Как вы думаете?
/Дети приводят свои примеры./
- Постепенно из мира безмолвия человек пришёл в мир звуков.
Задание второе.
Детям даётся задание изобразить звуки:
Комар звенит. (З – з – з)
Жук жужжит. (Ж – ж – ж)
Корова мычит. (Му – у – у)
Как каша пыхтит, когда варится? (П – п – п)
Как воет волк? (У – у – у) и др.
Воспит-ль: - Ну, молодцы! Вот вам и ещё жетон!
- Ребята, а вы знаете, что те песни, что вы только что пели, могут звучать молча? Как? Люди придумали для обозначения звуков буквы и получился алфавит – семья букв. А мы с вами прибываем на остров Буки – Буки – Закорюки.
(На доске изображены буквы в виде человечков.)
«Остров Буки – Буки – Закорюки».
Воспит-ль: - Тридцать три родных сестрицы –
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся.
К нам они сейчас пришли –
Славные сестрицы.
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
- Ребята, жители – Буки – Буки – Закорюки приготовили для вас задания!
Задание третье.
- Изобразите буквы «Г», «Л», «Ф», «К», «Ч», «Я», «Р», «Х» с помощью рук, ног, туловища.
Задание четвёртое.
- Какие буквы похожи на цифры? («З» на цифру 3, «Ч» на цифру 4.)
Задание пятое.
- По описанию угадайте, о какой букве идёт речь:
1) На калитку посмотри:
Чем она не буква?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок. (И)
2) Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто! (У)
3) На букву эту посмотри:
Она совсем как цифра 3! (З)
4) Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок. (С)
5) «Дрожу от страха до сих пор! –
Воскликнуло полено, -
Похожа буква на топор,
Расколет непременно!» (Р)
Воспит-ль: - Буки – Буки – Закорюки вручают вам жетон, вы отлично справились с их заданиями. А сейчас мы попадаем в Бухту Деда Буквоеда.
(На доске нарисован смешной старичок, «глотающий» буквы.)
«Бухта Деда Буквоеда».
Воспит-ль: - А вот и задания этого дедушки!
Задание шестое.
«Буква потерялась»:
__ А К
__ А Й К А
З А __ О Р
Задание седьмое.
«СТ» пропало, осталось:
- УЛ
- ОЛ
- РАХ
- ЕНА
О – РОВ
МО –
- Какие это были слова?
Физминутка:
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас.
И матросский наш отряд
Заниматься спортом рад!
Ножки накрест – опускайся
И команды дожидайся.
И когда скажу: «Вставай!» -
Им рукой не помогай.
Ножки вместе, ножки врозь.
Ножки прямо, ножки вкось.
Ножки здесь и ножки там.
Что за шум и что за гам?
Воспит-ль: - Отдохнули? А впереди нас ждёт Остров под названием Мастерская Слова. Но чтобы попасть туда, ответьте мне на такой вопрос: из чего состоят слова? (Из слогов) К нам на корабль прилетели волшебные шары, на них написаны слоги, из которых можно составить слова.
/Дети выполняют задание./
Воспит-ль: - За выполнение этого задания вы тоже получаете жетон. И вот мы на Острове Мастерская Слова.
(На доске изображается фигура Деда Грамотея в окружении букв.)
«Мастерская Слова».
Воспит-ль: - Ребята, а как вы думаете. Сколько слов живёт в русском языке? /Ответы детей./
- Действительно, очень много. И чем больше человек всего узнаёт, тем больше он знает слов. Много испытаний и приключений ждёт вас на этом острове.
Задание девятое.
Воспит-ль: - Вы любите играть в прятки? Вот и слова, которые живут на этом Острове, тоже решили поиграть с вами в прятки:
Слово спряталось куда-то,
Слово спряталось и ждёт:
«Пусть найдут меня ребята,
Ну – кА, кто меня найдёт?»
Михаил играл в футбол
И забил в ворота…(гол).
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков…(горох).
Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно…(шишек).
Вяжет мама длинный шарф,
Потому, что сын…(жираф).
На ветке – не птичка,
Зверёк – невеличка.
Мех тёплый, как грелка,
Кто же это?...(белка).
Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
- Боимся мы щекотки
Сапожной строгой…(щётки)
Задание десятое.
Проводится игра «Слово рассыпалось». Детям раздаются карточки со словами, но в этих словах буквы перепутаны. Дети разгадывают, расставляя буквы по местам:
КИЖЁ….ЁЖИК) БЕЛХ….(ХЛЕБ) БЫРА…(РЫБА)
КУЖ….(ЖУК) ТУАК…(УТКА) ДАОВ…(ВОДА)
/Дети выполняют задание, получают за него жетон./
Воспит-ль: - Ну. Ребята, вы просто отличники! Справились с заданиями! Преодолели все препятствия на пути к Книжному Царству! И вот наше путешествие подходит к концу. Уже виднеется последний Остров.
(На доске изображена книга Азбука – Царица в окружении пляшущих книжек.)
Воспит-ль: - Вот и Книжное Царство, Мудрое Государство! А Царица этого Царства сама Азбука! Давайте вручим ей жетоны. Теперь двери в это Государство для вас всегда открыты! Посмотрите! Какой подарок для вас сделали жители этой страны. Это же книжки! Жители этого Книжного Государства надеются, что книги станут вашими лучшими друзьями. Читайте, становитесь людьми мудрыми и учёными!
В нашем Книжном Мудром Царстве
Очень ждём и встретим вас:
Буратино, Карабас,
Папа Карло, Чипполино,
Пеппилота Дуалина,
Бармалей и Цокотуха,
Пятачок и Винни Пух,
Змей Горыныч и Яга,
Мишка – липова нога,
Конь волшебный и жар – птица,
Василиса – мастерица,
Всех нас здесь ты не сочтёшь.
Будешь знать, когда прочтёшь
Много повестей, рассказов
И былин, и разных сказок.
С нами некогда скучать.
Начинай скорей читать!
(Подводится итог занятия.)
Воспит-ль – Ребята, понравилось вам наше путешествие? Вы помните, на каких Островах и Бухтах мы делали остановки?
/Ответы детей./
Воспит-ль: - Были ли у вас затруднения при выполнении заданий? Что вам понравилось больше всего? Какой остров был для вас самым интересным? Новым?
/Ответы детей./
Воспит-ль: Все ребята – молодцы! Из вас вырастут настоящие путешественники! Смелые и любознательные!
(По окончании занятия детям раздаются книги – малышки со сказками.) |
|
|