|
В помощь педагогу в помощь педагогу
В помощь педагогу В помощь педагогу дополнительного образования В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Автор –составитель - Бугаева С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная сказка» ЩМР МО 2012 г. Выписка из Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года)
Глава 10. Дополнительное образование Глава 10. Дополнительное образование Статья 10. Структура системы образования 2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых 2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.
О направлении ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ О направлении ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 № ИР-352-09
ФГОС (по уровню образования, соответствующему возрасту обучающихся по Программе)
О ПРИМЕРНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ О ПРИМЕРНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 (Д)
Структурные элементы Программы: Структурные элементы Программы: 1. Пояснительная записка 2. Учебно-тематический план 3. Содержание Программы 4. Методическое обеспечение Программы 5. Материально-техническое обеспечение Программы 6. Список литературы (список использованной литературы, список рекомендуемой литературы для обучающихся )
Дополнительная общеобразовательная программа «…» (далее – Программа) имеет художественную направленность, ориентирована на активное приобщение детей и подростков к декоративно-прикладному творчеству. Дополнительная общеобразовательная программа «…» (далее – Программа) имеет художественную направленность, ориентирована на активное приобщение детей и подростков к декоративно-прикладному творчеству. Программа разработана на основе практического опыта педагога с использованием литературы по декоративно-прикладному творчеству и учётом нормативно-правовой документации.
Новизна и отличительная особенность данной Программы от других, существующих в этом виде творчества, заключается в расширении и конкретизации компонента содержания, подборе разнообразных заданий для самостоятельного совершенствования навыков и умений …(каких?) Это способствует творческой самореализации обучающихся и овладению ими универсальными учебными действиями Новизна и отличительная особенность данной Программы от других, существующих в этом виде творчества, заключается в расширении и конкретизации компонента содержания, подборе разнообразных заданий для самостоятельного совершенствования навыков и умений …(каких?) Это способствует творческой самореализации обучающихся и овладению ими универсальными учебными действиями
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время к числу наиболее важных проблем относится воспитание у обучающихся уважительного отношения к традициям, национальной культуре, ремёслам; формирование условий для проявления и развития у них индивидуальных творческих способностей, а так же предоставление возможности с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности, что является непременным условием жизни человека. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время к числу наиболее важных проблем относится воспитание у обучающихся уважительного отношения к традициям, национальной культуре, ремёслам; формирование условий для проявления и развития у них индивидуальных творческих способностей, а так же предоставление возможности с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности, что является непременным условием жизни человека. Педагогическая целесообразность программы в возможности ребенка реализоваться в личностно-значимой для него деятельности. Цель программы - развитие личности обучающегося, способного к творческому самовыражению через овладение искусством …… как видом декоративно-прикладного творчества
Задачи Задачи Обучающие: изучение истории…, приобщение к истокам народных ремёсел; обучение специальным технологиям и приемам в работе с… формирование умения самостоятельного изготовления и оформления изделий.
Развивающие: Развивающие: развитие творческого воображения, фантазии, художественного и эстетического вкуса. развитие навыков планирования и самостоятельного решения поставленных задач; формирование умений использовать различные способы поиска, сбора и анализа информации в соответствии с познавательными и коммуникативными задачами; формирование положительной самооценки в результате творческой самореализации; развитие мотивации к изучению д.-п. тв-ва.
Воспитательные: Воспитательные: воспитание трудолюбия, аккуратности, ответственного отношения к осуществляемой деятельности; воспитание уважительного отношения к народной культуре и ремеслам; воспитание коммуникативной культуры и толерантности в общении и сотрудничестве с детьми и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности; формирование понимания ценности здорового образа жизни.
Основные принципы реализации программы Программа основывается на принципе личностно-значимой деятельности, предполагающей участие детей в тех формах деятельности, которые соответствуют их личностным смыслам и жизненным установкам учитывает принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах национальной культуры и традициях; соблюдает принцип демократизма, суть которого заключается в применении системы, основанной на взаимодействии и педагогике сотрудничества всех участников образовательного процесса; осуществляется на принципе систематичности и системности, который предполагает логическое построение образовательного процесса; основывается на принципе доступности, предполагающего учет особенностей обучающихся и построение образовательного процесса с точки зрения их реальных возможностей; осуществляется на принципе положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата, который предполагает сотрудничество и сотворчество, оптимистический настрой, эмоциональный комфорт участников образовательного процесса.
Программа …ориентирована на детей 10-12 лет. Срок реализации программы - 3 года. Программа …ориентирована на детей 10-12 лет. Срок реализации программы - 3 года. Количественный состав группы зависит от года обучения. В группе первого года обучения занимается 15 человек, второго– 14 человек, третьего – 13 человек. Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятий соответствует требованиям СанПиН.: первый год обучения - 2 занятия по 45 минут с 10-ти минутным перерывом между занятиями; второй и третий год – 3 занятия по 45 минут с 10-ти минутным перерывом между занятиями
Реализация Программы предполагает следующие формы организации образовательного процесса: Реализация Программы предполагает следующие формы организации образовательного процесса: фронтальная; групповая; парная; индивидуальная. Используются традиционные и нетрадиционные формы занятий. При реализации программы используются следующие образовательные технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения, групповые, игровые, информационные, проблемного обучения.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности Ожидаемые результаты и способы определения их результативности В результате первого года обучения обучающийся: Будет знать: историю … направления декоративно-прикладного творчества; материалы и инструменты для… виды … и способы…; Будет уметь пользоваться инструментами для…; использовать …технику; разрабатывать модели…; выполнять украшения и объемные фигуры из…; организовать рабочее место; сформулировать проблему и найти способы её решения; пользоваться справочной литературой. В результате второго ( и т.д.) года обучения обучающийся:
В результате освоения программы обучающийся В результате освоения программы обучающийся Будет проявлять: самостоятельность и добросовестность в труде; коллективизм, взаимопомощь и желание работать сообща; настойчивость в преодолении трудностей.
Работа с родителями. Работа с родителями. Цель – создание единого образовательного процесса Работа с родителями обучающихся включает в себя следующие направления: - педагогическое просвещение (родительские собрания, индивидуальные беседы); - вовлечение в образовательный процесс (совместные занятия, участие в организационно-массовых мероприятиях, привлечение к оцениванию показателей личностного развития детей); - привлечение к формированию материально-технической базы (обеспечение материалами и инструментами).
Учебно-тематический план 1(и т.д.) года обучения
Содержание. Содержание. 2. Материаловедение Теория: Материалы и инструменты для... Техника безопасности. Этапы подготовки …к работе. Практика: подготовка …к работе.
Методическое обеспечение программы Методическое обеспечение программы Программа «…» может быть реализована при соблюдении следующих условий: 1) использовании эффективных методов, приёмов и форм обучения; 2) применении современных образовательных технологий; 3)обеспечении образовательного процесса дидактическими пособиями и специальной литературой.
Как правило, на занятиях используются объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские методы (классификация методов по характеру познавательной деятельности, авторы И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин). Как правило, на занятиях используются объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские методы (классификация методов по характеру познавательной деятельности, авторы И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин). Объяснительно-иллюстративные методы (лекция, объяснение, диалог, иллюстрация, показ, инструктаж, упражнения и др.) и приёмы (приёмы активизации внимания, логические приемы сравнения, приёмы выделения главного, формулирования выводов из беседы, показа, постановки задания, планирования его выполнения, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков и др.) применяются, когда: - ставятся задачи формирования знаний, развития наблюдательности и повышения внимания, развития практических навыков, - учебный материал носит теоретико-информационный характер, может быть представлен в наглядном виде, содержание темы включает практические упражнения и задания, - обучающиеся готовы к усвоению информации с помощью лекции, беседы, рассказа педагога; наглядные пособия доступны их восприятию, и обучающиеся могут выполнить соответствующие практические задания.
В образовательном процессе используются разнообразные формы занятий. В образовательном процессе используются разнообразные формы занятий. Наиболее часто, кроме учебного занятия, используются следующие 1) традиционные формы: - семинар (форма групповых занятий, состоящая в обсуждении подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога; формирует аналитическое мышление, оценивает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений), - дискуссия (всестороннее совместное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы)…. 2) нетрадиционные формы учебных занятий: - интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях (для формирования представлений, понятий), - занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и т. п. ( напр.,с целью контроля результатов)
2. Применение современных образовательных технологий 2. Применение современных образовательных технологий Указать: - цель применения данной технологии, как используется на занятии, результат использования ( в соответствии с таблицей в Приложении к экспертному заключению при аттестации)
3.Обеспечение образовательного процесса дидактическими пособиями и специальной литературой 3.Обеспечение образовательного процесса дидактическими пособиями и специальной литературой Каждый раздел программы обеспечен наглядными дидактическими пособиями. Это описания, таблицы, технологические карты, плакаты, презентации, готовые изделия. На занятиях используются различные источники информации: дополнительная литература, словари, энциклопедии, DVD- CD-диски, ресурсы интернета.
Материально-техническое обеспечение Программы: Материально-техническое обеспечение Программы: Сведения о помещении, оборудовании, дидактической технике, учебно-наглядных пособиях. Список использованной литературы.: 1. Нормативные документы 2. Научно- методическая литература 3. Специальная литература Список рекомендуемой литературы для обучающихся. |
|
|