Главная страница

В помощь педагогу в помощь педагогу



НазваниеВ помощь педагогу в помощь педагогу
Бугаева С.А
Дата18.04.2016
Размер445 b.
ТипСтатья


В помощь педагогу

  • В помощь педагогу

  • дополнительного образования

  • ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  • В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Автор –составитель - Бугаева С.А.,

  • методист МАОУ ДОД ДООЦ

  • «Лесная сказка» ЩМР МО

  • 2012 г.


  • Выписка из Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

  • "Об образовании в Российской Федерации»

  • (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года)



Глава 10. Дополнительное образование

  • Глава 10. Дополнительное образование

  • Статья 10. Структура системы образования

  • 2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).



Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых

  • Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых

  • 2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.



О направлении ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

  • О направлении ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

  • Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 № ИР-352-09

  • ФГОС (по уровню образования, соответствующему возрасту обучающихся по Программе)



О ПРИМЕРНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

  • О ПРИМЕРНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

  • ПИСЬМО

  • МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

  • от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 (Д)



Структурные элементы Программы:

  • Структурные элементы Программы:

  • 1. Пояснительная записка

  • 2. Учебно-тематический план

  • 3. Содержание Программы

  • 4. Методическое обеспечение Программы

  • 5. Материально-техническое обеспечение Программы

  • 6. Список литературы (список использованной литературы, список рекомендуемой литературы для обучающихся )



Дополнительная общеобразовательная программа «…» (далее – Программа) имеет художественную направленность, ориентирована на активное приобщение детей и подростков к декоративно-прикладному творчеству.

  • Дополнительная общеобразовательная программа «…» (далее – Программа) имеет художественную направленность, ориентирована на активное приобщение детей и подростков к декоративно-прикладному творчеству.

  • Программа разработана на основе практического опыта педагога с использованием литературы по декоративно-прикладному творчеству и учётом нормативно-правовой документации.



Новизна и отличительная особенность данной Программы от других, существующих в этом виде творчества, заключается в расширении и конкретизации компонента содержания, подборе разнообразных заданий для самостоятельного совершенствования навыков и умений …(каких?) Это способствует творческой самореализации обучающихся и овладению ими универсальными учебными действиями

  • Новизна и отличительная особенность данной Программы от других, существующих в этом виде творчества, заключается в расширении и конкретизации компонента содержания, подборе разнообразных заданий для самостоятельного совершенствования навыков и умений …(каких?) Это способствует творческой самореализации обучающихся и овладению ими универсальными учебными действиями



Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время к числу наиболее важных проблем относится воспитание у обучающихся уважительного отношения к традициям, национальной культуре, ремёслам; формирование условий для проявления и развития у них индивидуальных творческих способностей, а так же предоставление возможности с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности, что является непременным условием жизни человека.

  • Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время к числу наиболее важных проблем относится воспитание у обучающихся уважительного отношения к традициям, национальной культуре, ремёслам; формирование условий для проявления и развития у них индивидуальных творческих способностей, а так же предоставление возможности с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности, что является непременным условием жизни человека.



  • Педагогическая целесообразность программы в возможности ребенка реализоваться в личностно-значимой для него деятельности.

  • Цель программы - развитие личности обучающегося, способного к творческому самовыражению через овладение искусством …… как видом декоративно-прикладного творчества



Задачи

  • Задачи

  • Обучающие:

  • изучение истории…, приобщение к истокам народных ремёсел;

  • обучение специальным технологиям и приемам в работе с…

  • формирование умения самостоятельного изготовления и оформления изделий.



Развивающие:

  • Развивающие:

  • развитие творческого воображения, фантазии, художественного и эстетического вкуса.

  • развитие навыков планирования и самостоятельного решения поставленных задач;

  • формирование умений использовать различные способы поиска, сбора и анализа информации в соответствии с познавательными и коммуникативными задачами;

  • формирование положительной самооценки в результате творческой самореализации;

  • развитие мотивации к изучению д.-п. тв-ва.



Воспитательные:

  • Воспитательные:

  • воспитание трудолюбия, аккуратности, ответственного отношения к осуществляемой деятельности;

  • воспитание уважительного отношения к народной культуре и ремеслам;

  • воспитание коммуникативной культуры и толерантности в общении и сотрудничестве с детьми и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности;

  • формирование понимания ценности здорового образа жизни.







  • Основные принципы реализации программы

  • Программа

  • основывается на принципе личностно-значимой деятельности, предполагающей участие детей в тех формах деятельности, которые соответствуют их личностным смыслам и жизненным установкам

  • учитывает принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах национальной культуры и традициях;

  • соблюдает принцип демократизма, суть которого заключается в применении системы, основанной на взаимодействии и педагогике сотрудничества всех участников образовательного процесса;

  • осуществляется на принципе систематичности и системности, который предполагает логическое построение образовательного процесса;

  • основывается на принципе доступности, предполагающего учет особенностей обучающихся и построение образовательного процесса с точки зрения их реальных возможностей;

  • осуществляется на принципе положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата, который предполагает сотрудничество и сотворчество, оптимистический настрой, эмоциональный комфорт участников образовательного процесса.



Программа …ориентирована на детей 10-12 лет. Срок реализации программы - 3 года.

  • Программа …ориентирована на детей 10-12 лет. Срок реализации программы - 3 года.

  • Количественный состав группы зависит от года обучения. В группе первого года обучения занимается 15 человек, второго– 14 человек, третьего – 13 человек.

  • Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятий соответствует требованиям СанПиН.: первый год обучения - 2 занятия по 45 минут с 10-ти минутным перерывом между занятиями; второй и третий год – 3 занятия по 45 минут с 10-ти минутным перерывом между занятиями



Реализация Программы предполагает следующие формы организации образовательного процесса:

  • Реализация Программы предполагает следующие формы организации образовательного процесса:

  • фронтальная; групповая; парная; индивидуальная.

  • Используются традиционные и нетрадиционные формы занятий.

  • Как правило, на занятиях используются объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские методы (классификация методов по характеру познавательной деятельности, авторы И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин).

  • При реализации программы используются следующие образовательные технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения, групповые, игровые, информационные, проблемного обучения.



Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

  • Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

  • В результате первого года обучения обучающийся:

  • Будет знать:

  • историю …

  • направления декоративно-прикладного творчества;

  • материалы и инструменты для…

  • виды … и способы…;

  • Будет уметь

  • пользоваться инструментами для…;

  • использовать …технику;

  • разрабатывать модели…;

  • выполнять украшения и объемные фигуры из…;

  • организовать рабочее место;

  • сформулировать проблему и найти способы её решения;

  • пользоваться справочной литературой.

  • В результате второго ( и т.д.) года обучения обучающийся:



В результате освоения программы обучающийся

  • В результате освоения программы обучающийся

  • Будет проявлять:

  • самостоятельность и добросовестность в труде;

  • коллективизм, взаимопомощь и желание работать сообща;

  • настойчивость в преодолении трудностей.



Работа с родителями.

  • Работа с родителями.

  • Цель – создание единого образовательного процесса

  • Работа с родителями обучающихся включает в себя следующие направления:

  • - педагогическое просвещение (родительские собрания, индивидуальные беседы);

  • - вовлечение в образовательный процесс (совместные занятия, участие в организационно-массовых мероприятиях, привлечение к оцениванию показателей личностного развития детей);

  • - привлечение к формированию материально-технической базы (обеспечение материалами и инструментами).



Учебно-тематический план 1(и т.д.) года обучения



Содержание.

  • Содержание.

  • 2. Материаловедение

  • Теория: Материалы и инструменты для... Техника безопасности. Этапы подготовки …к работе.

  • Практика: подготовка …к работе.



Методическое обеспечение программы

  • Методическое обеспечение программы

  • Программа «…» может быть реализована при соблюдении следующих условий:

  • 1) использовании эффективных методов, приёмов и форм обучения;

  • 2) применении современных образовательных технологий;

  • 3)обеспечении образовательного процесса дидактическими пособиями и специальной литературой.



Как правило, на занятиях используются объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские методы (классификация методов по характеру познавательной деятельности, авторы И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин).

  • Как правило, на занятиях используются объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские методы (классификация методов по характеру познавательной деятельности, авторы И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин).

  • Объяснительно-иллюстративные методы (лекция, объяснение, диалог, иллюстрация, показ, инструктаж, упражнения и др.) и приёмы (приёмы активизации внимания, логические приемы сравнения, приёмы выделения главного, формулирования выводов из беседы, показа, постановки задания, планирования его выполнения, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков и др.) применяются, когда:

  • - ставятся задачи формирования знаний, развития наблюдательности и повышения внимания, развития практических навыков,

  • - учебный материал носит теоретико-информационный характер, может быть представлен в наглядном виде, содержание темы включает практические упражнения и задания,

  • - обучающиеся готовы к усвоению информации с помощью лекции, беседы, рассказа педагога; наглядные пособия доступны их восприятию, и обучающиеся могут выполнить соответствующие практические задания.



В образовательном процессе используются разнообразные формы занятий.

  • В образовательном процессе используются разнообразные формы занятий.

  • Наиболее часто, кроме учебного занятия, используются следующие

  • 1) традиционные формы:

  • - семинар (форма групповых занятий, состоящая в обсуждении подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога; формирует аналитическое мышление, оценивает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений),

  • - дискуссия (всестороннее совместное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы)….

  • 2) нетрадиционные формы учебных занятий:

  • - интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях (для формирования представлений, понятий),

  • - занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и т. п. ( напр.,с целью контроля результатов)



2. Применение современных образовательных технологий

  • 2. Применение современных образовательных технологий

  • Указать:

  • - цель применения данной технологии,

  • как используется на занятии,

  • результат использования ( в соответствии с таблицей в Приложении к экспертному заключению при аттестации)



3.Обеспечение образовательного процесса дидактическими пособиями и специальной литературой

  • 3.Обеспечение образовательного процесса дидактическими пособиями и специальной литературой

  • Каждый раздел программы обеспечен наглядными дидактическими пособиями. Это описания, таблицы, технологические карты, плакаты, презентации, готовые изделия.

  • На занятиях используются различные источники информации: дополнительная литература, словари, энциклопедии, DVD- CD-диски, ресурсы интернета.



Материально-техническое обеспечение Программы:

  • Материально-техническое обеспечение Программы:

  • Сведения о помещении, оборудовании, дидактической технике, учебно-наглядных пособиях.

  • Список использованной литературы.:

  • 1. Нормативные документы

  • 2. Научно- методическая литература

  • 3. Специальная литература

  • Список рекомендуемой литературы

  • для обучающихся.