Федеральное казенное образовательное учреждение «Детский сад «Золотой петушок» Управления Федеральной Службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл
Конспект занятия по познавательному развитию
с элементами гендерной педагогики
в средней группе
«Девочки и мальчики идут в лес»
Подготовила и провела
Воспитатель
Захарова Т.С. Конспект занятия по познавательному развитию
с элементами гендерной педагогики
в средней группе
«Девочки и мальчики идут в лес»
Цель:
Дать детям представление о лесе как экосистеме.
Учить узнавать и называть деревья и их листья.
Создать представление у детей о том, что лес – среда обитания растений и животных.
Учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе.
Обогащать и активизировать словарь детей.
Способствовать развитию у детей познавательных интересов.
Предварительная работа:
Беседы о деревьях, чтение книг о природе, отгадывание загадок, наблюдения в природе, беседы о лесе, о животных и растениях.
Методы и приемы:
Вопросы, загадка, наглядности, объяснения.
Материал к занятию:
Мяч, плакаты о лесе трех видов, нарисованный камень со стрелками, подносы с силуэтами животных, грибов, цветов, засушенные листья разных деревьев, пакет; на столах у детей – клеенки, салфетки, баночки с клеем, клеевые кисти,1\2 альбомного листа, титульный лист для альбома «Гербарий», фонограмма «звуки леса»,
Ход занятия
«Девочки и мальчики идут в лес» Воспитатель вместе с детьми встает в круг.
Воспитатель: Ребята, хотите я загадаю вам загадку? Отгадайте:
В этот дом по тропинке пойдешь,
Грибов и ягод ты в нем соберешь,
А сколько птиц в нем и зверей,
Отгадай! Что за дом, поскорей? (лес)
Воспитатель: Молодцы! А как вы догадались, что это лес? Как говориться в загадке? (дети отвечают). Правильно в лесу растут и грибы и ягоды, и разные деревья. А знаете ли вы называния деревьев? (дети отвечают). Тогда поиграем. Нужно назвать дерево и не повториться. Я вам кидаю мяч, а вы мне в ответ говорите название дерева. Игра «Назови дерево»
Воспитатель: Молодцы! Вы знаете много деревьев. Вот таких умных ребятишек я хочу сегодня пригласить в путешествие, а пойдем мы с вами лес. Хотите совершить со мной прогулку. (да). Нам ребятам нужно хорошо одеться в лес. Что же будут одевать на прогулку мальчики, назовите? (дети отвечают) А что оденут на себя наши девочки, назовите девочки одежду.
( дети называют одежду). Будем одеваться (имитируем движениями процесс одевания). Оделись и девочки и мальчики, и теперь можно отправиться в путь дорогу. Дети с воспитателем подходят к большому камню. На нем нарисованы стрелки и написано: «Направо пойдешь в красивый лес попадешь. Налево пойдешь в густой лес попадешь, а прямо пойдешь в необычный лес попадешь» Воспитатель: Ребята, посмотрите какой большой и необычный камень встретился нам на пути, со стрелками с надписями, давайте прочитаем (воспитатель читает и одновременно показывает на стрелки). Ребята, я думаю, что нам будет интересно побывать и в красивом и в густом, и даже в необычном лесах. Не боитесь? Вот на камне написано: «направо пойдешь в красивый лес попадешь» Приглашаю вас в красивый лес (дети проходят к мольберту справа, на нем плакат с нарисованными березами) Воспитатель: ребята, вы узнали какие деревья растут в этом лесу, кто скажет? (дети называют). Вы назвали только дерево – березу, правильно. Если в лесу растут только березы, то такой лес называется – березовый. Скажите, ребята, как называется такой лес? (дети повторяют). А что можно собрать в таком красивом лесу? (дети называют грибы и ягоды, цветы) Воспитатель: Обычно, ребята ягоды и грибы мы собираем в лесу, да? А сегодня в этом березовом лесу мы посадим грибы и цветы. Вот так (показывает). Вы можете взять или гриб или цветок, что вам нравиться. Дети на свой выбор вставляют в макет леса грибы или цветы.
Воспитатель: Посмотрите, каким красивым стал лес, а кто помнит, как такой лес называется? (дети отвечают) Да, правильно, березовый лес стал очень красивым. Это мы с вами сделали его таким, а значит, мы сделали мы доброе хорошее дело. А теперь вернемся к нашему волшебному камню. Направо в березовый лес мы уже ходили. А вот стрелка налево – «налево пойдешь в густой лес попадешь». Какой же он густой лес, очень интересно нам узнать, пойдем.
Дети подходят к мольберту слева, на плакате нарисованы елки. Воспитатель: Ребята, вы узнали, какие деревья растут в этом густом лесу? (дети называют елки). Мы пришли с вами в лес, где растут только елки, такой лес называют ельник. Давайте, все вместе скажем - ельник. ( далее воспитатель просит повторить название леса индивидуально). Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, кого можно встретить в таком густом лесу, ельнике. (Дети называют лесных зверей) посмотрите, наш ельник живет, растет без лесных жителей. Я предлагаю вам поселить в этом лесу животных и птиц. Девочки поселят на деревья птичек, а мальчики – поселят в лесу зверей. (Девочки подбирают птичек и по показу воспитателя сажают птиц на ветки елок, потом мальчики на свой выбор ставят зверей, выполняют по очереди). Звучит фонограмма «Звуки леса»
Воспитатель: ребята, слышите, наш ельник ожил, зашумел, повеселел. Хорошо стало в лесу, я думаю, новым жильцам понравится в этом лесу. Вы ребята молодцы, помогли и птицам, и животным найти свой дом. Ну, что же нам пора идти дальше (дети вместе с воспитателем подходят к камню и читают последнюю надпись). Воспитатель: Ребята, мы с вами побывали уже и в березовом лесу, и в ельнике. А дорога наша теперь ведет прямо. Вот написано: «Прямо пойдешь в необычный лес пойдешь». Что же нас там ждет, пойдем и узнаем. Дети вместе с воспитателем подходят к мольберту, на котором изображен лес из разных деревьев. Воспитатель: Посмотрите, ребята, этот лес совсем не похож на березовый и ельник. Какие деревья вы здесь видите? (дети называют) Вот вы мне назвали, что в этом лесу растут и березы, и дуб, и рябина, и клен, и елочка. Здесь много разных деревьев. Деревья в этом лесу растут, будто смешались. И такой лес называется смешанный (воспитатель просит повторить название леса индивидуально). Воспитатель: Ребята, я вот вижу в смешанном лесу непорядок, цветов не видно, и птицы не поют. Но вместо цветов на траве что – то лежит. ( дети называют мусор). Скажите, а этот мусор нужен в лесу (нет). Лесу тяжело от мусора. И нужно очистить его от мусора. Вот так (показывает и складывает в пакет) Сложим все в пакет и выбросим в детском саду в мусорное ведро.
Дети выполняют задание. Воспитатель: Какие мы с вами молодцы, навели порядок. Лес вздохнул, теперь чисто и хорошо в лесу. Ой, ребята, посмотрите лес нас решил поблагодарить, смотрите какие красивые листочки лежат, они от разных деревьев. Кто назовет правильно название листьев? (дети называют) Молодцы, ребята и названия листьев вы знаете. Возьмем подарок леса, эти листочки с собой в детский сад. Возьмите по - одному (дети берут по листочку). На прощание мы покажем лесу, как мы умеем с листочками танцевать (физкультминутка)
Мы листочки осенние
На деревьях висели
Дунул ветер – полетели
И на землю тихо сели
Снова ветер пробежал
И листочки всех поднял
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Воспитатель: Скажем лесу: «До свидания». Когда – нибудь мы еще придем в гости в лес.
Дети вместе с воспитателем подходят к столу.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Понравилось ли вам, как мы гуляли по лесам. Скоро зима, листьев на деревьях зимой не будет, а мы с вами будем листьями любоваться и вспоминать о нашей прогулке, как мы ходили в лес, в котором растут только березы, как он называется? (дети повторяют). И в лес, в котором растут только елки (дети называют), и разные деревья, все они перемешались – как он называется? (называют) Вот я вам предлагаю сделать книжку – гербарий. Свой листочек с дерева приклеите на бумажный листок. Все ваши работы мы скрепим в одну книжку. Приклеивайте аккуратно (дети рассаживаются по местам и выполняют работу)
Вместе с детьми собирают все работы и скрепляют листы вместе в одну книжку.
Воспитатель: Посмотрите, какая книжка у нас получилась. Называется она гербарий, пойдем и всем ребятам ее покажем. Занятие закончилось всем ребятам: « Спасибо». Молодцы. |