|
Конструкт урока химии «Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов». 8 класс Название работы: Конструкт урока химии «Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов». 8 класс
Ф.И.О. автора, должность: Третьякова Вера Вениаминовна, учитель химии и биологии
Название общеобразовательного учреждения: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Двинская средняя общеобразовательная школа №28
Описание разработки и краткие рекомендации к использованию: Данный урок рекомендую педагогам, которые идут по любому УМК (Габриелян, Рудзитис, Кузнецов и т.д.). Думаю, будет интересен всем. При организации данного урока достаточно эффективно была использована технология АМО (активных методов обучения). Конспект АМО-урока.
Организационная информация
| Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие)
| Третьякова Вера Вениаминовна
| Предмет
| химия
| Класс, профиль класса/группа, количество человек
| 8 класс, 10 обучающихся
| Продолжительность урока (занятия)
| 40 мин
| Методическая информация
| Тема урока /занятия
| Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов.
| Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)
| Линия УМК по химии для 8-11 классов О.С.Габриеляна
Химия. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013 г.
| Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями)
| Урок проводится в рамках «Введения» третьим уроком по счету из 6 планируемых. На момент изучения данной темы обучающиеся освоили следующие предметные знания (базовые умения):
- химические явления, физические явления (знают определения, умеют отличать их друг от друга, могут объяснить принципиальные отличия химических явлений от физических и т.д. – предметные умения);
- используют приемы работы с информацией, формулируют проблему, осуществляют рефлексию способов действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности, смогут установить причинно-следственные связи, строить логическую цепочку рассуждений, выражают свои мысли с достаточной полнотой, владеют монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка, планируют учебное сотрудничество со сверстниками и учителем и т.д. – метапредметные;
- демонстрируют интеллектуальные и творческие способности, осознают ответственное отношение к обучению и.д. – личностные.
| Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы
(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).
| Структура урока с применением технологии АМО выбрана с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 8 класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 10 детей, из которых мальчиков – 4, девочек - 6. Отличительной возрастной особенностью детей является усиление интереса друг к другу со стороны мальчиков и девочек (это следует учитывать при организации работы в группах постоянного и сменного состава и при рассаживании детей в классе). Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения. Результаты проведённых социометрических исследований свидетельствуют о том, что обучающихся можно делить на группы разного состава, опыт показывает, что они легко вовлекаются в коллективную (групповую или парную работу). В среднем обучающиеся обладают средним темпом деятельности. В работе с этими детьми формы и методы освоения учебного содержания урока будут адаптированы к интеллектуальным особенностям детей.
В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.
Чтобы получить от урока максимальный педагогический эффект, необходимо включить этих детей в работу используя нетрадиционные формы организации их деятельности. Именно такая организация будет обеспечена применением технологии АМО. Считаю, что активная деятельность обучающихся стабилизирует рабочую обстановку, будет способствовать повышению эффективности учебного занятия и повысит мотивацию к изучению предмета.
| Цели урока/ занятия
| Формирование знаний о строении и структуре ПСХЭ Д.И.Менделеева, о символах химических элементов и этимологическим началом их названий.
| Задачи урока/ занятия
| Образовательная: познакомить обучающихся с основными понятиями урока «химический знак или символ», «период» (большой и малый), «группы» и «подгруппы» (главная и побочная); выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Явления: химические и физические»; развитие умения пользоваться ПСХЭ Д.И.Менделеева – определять положение химического элемента в системе по определенному плану и т.д..
Развивающая: продолжить развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное; продолжить развитие умения приводить примеры; умения выбирать смысловые единицы текста и устанавливать между ними отношения; совершенствовать умение выбирать основания и критерии для сравнения и классификации химических элементов и т.д.;
Воспитательная: способствовать формированию мировоззрения обучающихся на основе представлений о значении ПСХЭ Д.И. Менделеева; формировать правильную самооценку обучающихся; совершенствовать навыки общения и т.д.
| Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия
Формируемые УУД
| Первоначальные химические понятия: периодическая система, группа, подгруппа (главная А и побочная В), период (большой и малый), химический элемент, знаки и названия химических элементов, происхождение названий химических элементов.
Умение определять положение химического элемента в ПСХЭ, давать ему характеристику по плану.
Навыки продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Навык адекватного использования речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции.
Формируемые УУД:
Предметные УУД – определять положение химического элемента в ПСХЭ, называть химические элементы, уметь записывать знаки химических элементов.
Метапредметные УУД
а) познавательные – организовывать свою учебную деятельность, отвечать на вопросы учителя, участвовать в групповой работе, использовать приемы работы с информацией (смысловое чтение) преобразование текста в схему, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности, выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов
б) коммуникативные – планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью
в) регулятивные –принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план ответа, работать с текстом параграфа и его компонентами, формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что предстоит узнать
Личностные УУД –проявлять ответственное отношение к обучению, уважительное отношение к одноклассникам и учителю, способность к адекватной оценке и самооценке, учебно-познавательная мотивация и интерес к обучению.
| Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
| Химический элемент. Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева (ПСХЭ). Группы и периоды. Происхождение названий знаков химических элементов.
| Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока
| Необходимый дидактический материал для всех этапов урока.
Презентация к уроку.
Ноутбук. Экран.
| Подробный конспект урока
| Фаза урока
| Этап урока
| Продолжительность
этапа (минуты)
| Подробное описание АМО по установленной схеме1:
- Название метода
- Цели и задачи метода
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка (если требуется)
- Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся
- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
- Варианты проведения метода
- Происхождение метода (авторский, заимствованный, адаптированный)
| I фаза
| 1 этап
Инициация
| 3 мин
| Название метода
| «А вам письмо!»
| Количество участников
| Весь класс
| Цели и задачи использования метода
| Создание позитивной и комфортной обстановки, настрой на рабочий лад.
| Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
| Нет
| Предварительная подготовка (если требуется)
| Приготовить слайд с изображением почтового письма следующего типа и содержания:
| Подробная технология проведения
| Учитель пояснят: «В почтовом отделении у Татьяны Семеновны оказалось письмо, на котором были разлиты чернила. Можно ли установить адресат?» Обучающиеся высказывают предположения.
Возможно, они предположат, что искать ответ надо в таблице на первом форзаце учебника; рассматривают ее, находят периоды и группы, но не знают, что делать с подгруппами. Т.о., предполагают, что письмо должно быть доставлено брому или марганцу.
| Происхождение метода
| адаптированный
|
| 2 этап
Погружение в тему
| 3 мин
| Название метода
| «Литературная гостиная»
| Количество участников
| Весь класс
| Цели и задачи использования метода
| Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения
| Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
| Нет
| Предварительная подготовка (если требуется)
| Нет
| Подробная технология проведения
| Вам всем сегодня пришло письмо и мне тоже. Я прочитала содержимое и не смогла понять: «О каком алфавите идет речь в стихотворении? Что – то мне не совсем все понятно!»
Учитель читает строки из стихотворения Е.Ефимовского.
Мир сложен, он полон событий, сомнений
И тайн бесконечных и смелых загадок
Как чудо природы рождается гений
И в хаосе этом
Находит порядок…
Весь мир большой:
Жара и стужа,
Планет круженье, свет зари-
Всё то, что видим мы снаружи
Законом связано внутри.
Найдётся ль правило простое,
Что целый мир объединит?
Таблицу Менделеев строит
Природы ищет алфавит.
| Происхождение метода
| авторский
|
| 3 этап
Определение ожиданий и опасений
| 3 мин
| Название метода
| «Поляна грибов»
| Количество участников
| Весь класс
| Цели и задачи использования метода
| Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки.
| Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
| У каждого карандаш или ручка, по два шаблона грибов.
| Предварительная подготовка (если требуется)
| Нарисовать на листе ватмана лесную поляну и приготовить корзинку для грибов. На поляне написать «МОИ ОПАСЕНИЯ», а на корзинке «МОИ ОЖИДАНИЯ».
| Подробная технология проведения
| На приготовленных шаблонах грибов (каждому по 2) обучающиеся пишут: на одном свои опасения и помещают на полянку, а на другом свои ожидания и помещают в корзинку. (Можно предположить, что грибов на поляне будет больше, чем в корзине). На полученные ожидания, а особенно опасения учителю необходимо обратить особое внимание на уроке.
| Происхождение метода
| авторский
|
| II фаза
| 1 этап
Закрепление изученного
(проверка Д/з)
| 4 мин
| Название метода
| «Верю – не верю!»
| Количество участников
| Весь класс
| Цели и задачи использования метода
| Контроль и коррекция ЗУН
| Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
| Заранее приготовленные карточки-шаблоны для внесения ответов; цветные карандаши красного цвета
| Предварительная подготовка (если требуется)
| Приготовить карточки шаблоны, или дать возможность обучающимся самим их быстро начертить на листочках (включить их в деятельность); 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 15 вопросов утверждений по теме «Физические и химические явления»
| Подробная технология проведения
| На вопросы учителя обучающиеся должны ответить утвердительно «Да» или отрицательно «Нет». Если обучающийся отвечает на вопрос «Да», то необходимо прямоугольник, соответствующий номеру вопроса заштриховать красным цветом, если обучающийся отвечает «Нет» (т.е. не согласен с утверждением), то прямоугольник остается пустым. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| После того, как обучающийся ответит на все вопросы правильно, то на карточке увидит оценку своей деятельности «5».
Вопросы-утверждения:
1. Испарение воды относится к физическим явлениям.
2. Скисание молока относится к химическим явлениям.
3. Расплавление сливочного масла на сковороде относится к физическим явлениям.
4. К физическим явлениям можно отнести образование тумана.
5. Таяние сосульки – это химическое явление.
6. Образование ржавчине на гвозде – это физическое явление.
7. Испарение жидкой ртути – это физическое явление.
8. Горение дров в печи – это химическое явление.
9. Кипение воды в чайнике можно отнести к физическим явлениям.
10. Почернение серебряных изделий – это физическое явление.
11. Замерзание воды в реке – химическое явление.
12. Гашение соды уксусом относится к химическим явлениям.
13. Горение свечи на именинном торте относится к химическим явлениям.
14. Подгорание пищи на сковороде – это химическое явление.
15. Распространение запаха духов относится к физическим явлениям.
Оценивание:
Количество верных ответов: 15 – оценка «5»
11-14 – оценка «4»
7 – 10 – оценка «3»
6 и менее – тему необходимо повторить!
| Происхождение метода
| авторский
|
|
| 2 этап
Инпут
| 13 мин
| Название метода
| «Чтение с увлечением»
| Количество участников
| Весь класс
| Цели и задачи использования метода
| Изучение нового материала
| Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
| Класс разделить на 2 группы. Учебники, рабочие тетради, опорные схемы.
| Предварительная подготовка (если требуется)
| Опорная схема:
| Подробная технология проведения
| Обучающимся предлагается работа в группах с текстом параграфа. Заполнение опорной схемы. Работа выполняется на время. Группы должны в конце определить: «А какому элементу было адресовано письмо?» Затем идет обсуждение.
| Происхождение метода
| авторский
|
| 3 этап
Проработка содержания темы
| 7 мин
| Название метода
| «Химическое лото»
| Количество участников
| Весь класс
| Цели и задачи использования метода
| Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК
| Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
| Класс разбить на 2 группы. Разместить за двумя партами.
| Предварительная подготовка (если требуется)
| Бочонки от настольной игры «Лото» в мешочке. Слайд с планом описания положения химического элемента в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Информационная карточка с этимологией названий некоторых химических элементов.
Химические элементы
К настоящему времени известно 108 химических элементов.
С древних времен человечеству известны углерод, сера, железо, медь, цинк, серебро, олово, сурьма, золото, ртуть, свинец.
Свойства элементов в определенной степени отражают названия следующих элементов: водород (рождающий воду), углерод (рождающий уголь), фосфор (светоносец), хлор (зеленоватый), аргон (недеятельный), бром (зловонный), йод (фиалковый), астат (неустойчивый), радий (лучистый), актиний (излучающий); название кислорода совершенно не отражает свойства этого элемента периодической системы и дано неверно.
Особенности открытия отражают названия следующих химических элементов: неон (новый), криптон (скрытый), технеций (достижение техники), кадмий (прокаливание), ксенон (чужой, странный), лантан (скрытный), празеодим (зеленый близнец), неодим (новый близнец), диспрозий (труднодоступный), осмий (запах), радон (из радия), протактиний (дающий актиний).
С цветом простых веществ, окраской соединений или спектром связаны названия следующих химических элементов периодической системы: хлор (зеленоватый), хром (краска), рубидий (красный), родий (розовый), индий (синий), иод (фиалковый), цезий (голубой), иридий (радужный), таллий (зеленая ветвь), фосфор (светоносец).
С географией открытия связаны названия следующих элементов: скандий (Скандинавский полуостров, Скандинавия), купрум (остров Кипр), галлий (Галлия - латинское название Франции), германий (Германия), стронций (деревня Стронциан), рутений (Россия), гольмий (Гольмий - латинское название Стокгольма), тулий (древнее название Скандинавии), лютеций (древнее название Парижа), гафний (старое название города Копенгагена), рений (Рейнская провинция), полоний (Польша), франций (Франция), америций (Америка), берклий (город Беркли), калифорний (штат Калифорния в США), иттербий, иттрий, тербий, эрбий (Иттерби).
С астрономией связаны названия следующих химических элементов: гелий (солнечный), селен (Луна), теллур (Земля), церий (астероид Церера), уран (планета Уран), нептуний (планета Нептун), плутоний (планета Плутон), палладий (астероид Паллада).
В честь ученых названы следующие девять химических элементов периодической системы: самарий (В. М. Самарский), гадолиний (Ю. Гадолин), кюрий (Пьер и Мария Кюри), эйнштейний (А. Эйнштейн), фермий (Э. Ферми), менделевий (Д. И. Менделеев), лоуренсий (Э. Лоуренс), курчатовий (И. В. Курчатов), нильсборий (Нильс Бор).
Именами героев древних мифов и сказаний названы следующие химические элементы: Титан (Титаны - мифические обитатели земли), ванадий (Вана - богиня скандинавской мифологии), ниобий (Ниоба - дочь Тантала), прометий (Прометей - мифический герой, подаривший людям огонь), тантал (Тантал - герой мифов древней Греции).
| Подробная технология проведения
| Группы обучающихся по очереди вытаскивают из мешочка бочонки лото и называют цифру. Затем отыскивают химический элемент с таким порядковым номером и дают ему краткую характеристику по плану. План характеристики на слайде.
Затем поработав с информационной карточкой дают объяснение названию (в честь кого? чего?).
| Происхождение метода
| адаптированный
|
| III фаза
| 1 этап
Эмоциональная разрядка
| 3 мин
| Название метода
| «Найди свою половинку»
| Количество участников
| Весь класс
| Цели и задачи использования метода
| Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии.
| Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
| Шаблоны грибов с символами химических элементов; шаблоны грибов с произношением этих химических элементов
| Предварительная подготовка (если требуется)
| Приготовить шаблоны грибов с символами химических элементов; шаблоны грибов с произношением этих химических элементов
Название химического элемента
| Химический символ
| Произношение химического символа
| Водород
| H
| аш
| Углерод
| C
| це
| Азот
| N
| эн
| Кремний
| Si
| силициум
| Фосфор
| P
| пэ
| Сера
| S
| эс
| Медь
| Cu
| купрум
| Мышьяк
| As
| арсеникум
| Железо
| Fe
| феррум
| Серебро
| Ag
| аргентум
| Олово
| Sn
| станум
| Сурьма
| Sb
| стибиум
| Золото
| Au
| аурум
| Ртуть
| Hg
| гидраргирум
| Свинец
| Pb
| плюмбум
|
| Произношение других химических символов соответствует названию химических элементов.
| Подробная технология проведения
| Половина обучающихся вытаскивает из корзинки №1 шаблоны грибов с символами химических элементов, а другая половина вытаскивает из корзинки №2 шаблоны грибов с произношением этих химических элементов. Необходимо найти свою пару «символ элемента - его произношение». Образовавшимся парам нужно назвать свой элемент, его произношение, порядковый номер, группу и период.
| Происхождение метода
| адаптированный
|
| 2 этап
Рефлексия
| 4 мин
| Название метода
| «Элемент»
| Количество участников
| Весь класс
| Цели и задачи использования метода
| Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения
| Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
| -
| Предварительная подготовка (если требуется)
| На слайде сделать следующую заготовку:
| Подробная технология проведения
| Обучающимся предлагается на выбор продолжить фразу со слайда.
| Происхождение метода
| адаптированный
|
|
Ожидаемые результаты урока Данный урок построен в соответствии с требованиями ФГОС ООО, ООП ООО. На нем активно применяется технология АМО, приемы развития навыков смыслового чтения у обучающихся.
На сегодняшний день современный урок немыслим без «активного взаимодействия»: ученик-учитель. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые педагогические технологии, где за основу берется формирование универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся через активные методы. Абсолютно согласна с Неллей Александровной, которая на одном из Форумов при обучении написала: «АМО отличается от всех активных методов тем, что это технология активного взаимодействия, т.е. кроме деятельности каждого есть интеракция» (взаимное влияние или воздействие участников образовательных отношений друг на друга).
Считаю, что применяемые на уроке активные методы обучения существенно повысят мотивацию обучения, продуктивность учебной деятельности, обеспечат эффективную работу всего класса, позволят обучающимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.
Применяемые АМО на всех этапах и на всех 3 фазах урока способствуют формированию УУД (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные).
На протяжении всего урока для формирования интереса к предмету планируется использование мультимедийной презентации (в соответствии с нормами СанПиН).
Методы обучения и используемые активные методы послужат способом создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности обучающихся. Выбранные мною АМО, соответствовали характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков обучающихся.
Для организации деятельности развития сотрудничества среди обучающихся на уроке применяются различные формы работы:
фронтальная (этапы: инициация, погружение в тему)
групповая (инпут, проработка содержания темы)
Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей обучающихся и их интересов. При подготовке к уроку мною были учтены возрастные и индивидуальные особенности, а также уровень развития обучающихся.
Учитывала психологические особенности детей (каналы восприятия информации): визуалы, кинестетики, аудиалы.
Считаю, что цели урока вполне могут быть достигнуты, задачи реализованы, программный материал урока обучающимися будет усвоен.
|
|
|