Главная страница


Школьное методическое объединение как форма повышения квалификации педагогов в освоении проектной методики



Скачать 54.71 Kb.
НазваниеШкольное методическое объединение как форма повышения квалификации педагогов в освоении проектной методики
Дата18.04.2016
Размер54.71 Kb.
ТипДокументы

ШКОЛЬНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК ФОРМА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

В ОСВОЕНИИ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ

Марыгина Елена Александровна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13», г. Новокузнецк
Развитие системы образования напрямую связано с проблемой профессионального развития педагогов. Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях. Наиболее адекватной формой повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений остаются школьные методические объединения.

Основной целью повышения квалификации педагогических работников школы является развитие их профессиональной компетентности, формирование устойчивых навыков системной рефлексии педагогического процесса и его результатов,   придание структурной целостности  педагогической деятельности каждого из них, что в совокупности  обеспечит выполнение требований по достижению современного качества образования.

Сегодня новые стандарты образования говорят о внесении значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещении акцентов с одной задачи — вооружить обучающегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы.

Осуществление проектного обучения требует соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методического и материально-технического обеспечения. А это, в свою очередь предъявляет высокие требования к профессиональной компетентности педагога. Только компетентный педагог способен доступно и квалифицированно научить проектированию ребенка. Безусловно, повышению квалификации учителя способствуют курсы ПК, внутришкольная система повышения квалификации, самообразование, деятельность школьного методического объединения. К плюсам последнего вида повышения квалификации следует отнести узкую специализацию: дидактические и методические приемы осваиваются учителем рамках конкретной учебной дисциплины.

Школьное методическое объединение МБОУ СОШ № 13 - это квалифицированный стабильный коллектив педагогов – единомышленников естественно - научного цикла (учитель химии, географии и биологии). В рамках данного МО, руководителем которого я являюсь с 2010 года, успешно осваивались и внедрялись педагогические технологии: ТРИЗ, РКМ ЧП, проблемного обучения, «кейс – технология» и др.

Диагностирование профессиональной деятельности учителей МО естественно – научного цикла свидетельствует о достаточно высоком потенциале педагогов, в том числе, о владении технологией проектной деятельности и методом проектов. Этому способствовали изучение литературы по проблеме, обсуждение вопросов методики, посещение и анализ уроков, проведение мастер – классов и семинаров.

В рамках внутришкольного повышения педагогической квалификации наше МО участвовало в практико-ориентированных семинарах, тренингах, ярмарках, днях науки. Свои результаты освоения проектной методики педагоги представляли на районных методических объединениях, через участие в сетевых проектах и многочисленные публикации.

Педагоги МО приняли самое активное участие в разработке межпредметной образовательной программы «Формирование проектно - исследовательских компетенций». Ими прописаны темы проектных работ, виды проектной деятельности с учетом психовозрастных особенностей обучающихся на каждой ступени обучения предметам естественно - научного цикла.

В рамках реализации программы формирования проектно - исследовательских компетенций педагоги МО проводят уроки с использованием данной технологии и выполняют с обучающимися проектные работы.

Результаты работы педагогов естественно – научного цикла:

  • 2010 - 2011 год: выступление на районном семинаре для учителей естественно - научного цикла по теме: «Опыт использования проектной деятельности в преподавании предметов естественно - научного цикла».

  • 2011 - 2012 год: выступление на школьном практическом семинаре «Проектная методика» для учителей гуманитарного цикла и выступила с мастер-классом на школьном семинаре «Метод проектов». Учитель географии опубликовала статью в сборнике «Проектная деятельность учащихся на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действий».

  • 2012 – 2013 год: мастер - класс «Использование проектной методики в воспитании школьников на уроках химии», открытое внеурочное занятие по химии в 10 классе «Твой правильный выбор» на районном семинаре для директоров школ «Управление разработкой и реализацией сквозной образовательной программы формирования проектно – исследовательских компетенций школьников». Учитель биологии выступила с мастер - классом «Использование проектной методики в воспитании школьников на уроках биологии» на открытом школьном методическом объединении. Учитель географии выступила с мастер - классом «Проектная деятельность на уроках географии» и дала открытый урок в 7 классе по теме «Океания» на районном семинаре для директоров школ «Управление разработкой и реализацией сквозной образовательной программы формирования проектно – исследовательских компетенций школьников». Опубликована статья «Проектная деятельность и метод проектов на уроках химии и во внеурочной деятельности» опубликована на педагогическом сайте «Социальная сеть работников образования» и в печатном издании. Кроме того работы моих воспитанников опубликованы в электронных СМИ.

Начинания педагогов находят живой отклик у обучающихся. Дети имеют представление о проектной деятельности, самостоятельно определяют цель, планируют учебные действия, создают продукт проектной деятельности и умеют его представить и провести рефлексию. В результате обучения по проектной методике были созданы проекты:

    • по химии: «Мыльная опера», коллекция «Мир запахов», «Твой правильный выбор», коллекция «Как вырастить кристалл?», «Коллекция пластмасс», «Коллекция волокон», «Растительные индикаторы» и др.;

    • по биологии: «Дизайн клумбы на пришкольном участке», «Модель цветка», «Создание генеалогического древа семьи» и др.;

    • по географии: мини - энциклопедия «Женщины – путешественницы», коллажи по темам «Природные зоны России» и «Страны мира», справочник профессий «Кем я стану, зная географию».

У обучающихся, участвовавших в проектной деятельности, значительно воз­рос интерес к предметам естественно - научного цикла. Они учатся само­стоятельно ставить проблему и находить ее решение, показывают более высокие резуль­таты в проверочных работах по соответст­вующим темам школьного курса. Есть несомненная ценность метода проек­тов для реализации задач современной школы. Сейчас проектный метод уже шагнул за пределы школьных стен. Учебные проекты могут применяться не только на уроке или во внеурочной деятельности, но и реализовываться с помощью сети Интернет, так называемые сетевые (дистанционные) проекты. В этом учебном году совместно с обучающимися приняли участие в сетевом учебном проекте «Химия для Вас!».

Метод проектов – интересен не только ученикам, которые получают интеллектуальный продукт своей деятельности достаточно быстро, но и педагогам, т.к. подготовка и планирование учебных проектов позволяет им постоянно заниматься самообразованием как в рамках своего предмета, таки в рамках смежных дисциплин и информационных технологий.

Таким образом, видно, что педагоги ШМО активно участвуют в методической работе в рамках школы, района, города, активно осваивают и применяют в своей деятельности проектную методику.


Литература


  1. Вербицкий, А.А. Метод проектов как компонент контекстного обучения / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова // Школьные технологии. – 2006. – № 5.




  1. Лебедева, Л. И., Иванова, Е. В. Метод проектов в продуктивном обучении [Текст] / Л. И.Лебедева, Е. В. Иванова // Школьные технологии. — 2002. - № 5.




  1. Лобзова, Е.В. Организация проектной деятельности учащихся как способ обновления содержания образования (11 класс)/ Е.В. Лобзова // Образование в современной школе. – 2008. – № 1.