|
Консультация для педагогов доу «Педагогика оздоровления в системе коррекции у детей общего недоразвития речи» Консультация для педагогов ДОУ «Педагогика оздоровления в системе коррекции у детей общего недоразвития речи»
Здоровье детей – одна из главных ценностей семьи и государства. К сожалению, приходится констатировать, что число детей с проблемами соматического характера и речевой патологией увеличивается. Как известно, у дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается общая соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти рук, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе. При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается дефицит внимания, снижаются память и работоспособность. В связи с этим приоритетными должны стать следующие задачи здоровьесберегающего физического воспитания детей с речевыми нарушениями: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с общим недоразвитием речи путем использования здоровьесберегающих, развивающих и коррекционных технологий; оптимизация и индивидуализация физического воспитания с целью формирования у детей жизненно необходимых двигательных навыков, способностей в соответствии с их индивидуальными возрастными особенностями, состоянием здоровья; создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности, для развития двигательного воображения и формирования разнообразного двигательного опыта детей; воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни; успешная социализация детей с речевыми нарушениями.
Многолетний опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-развивающего пространства с сетью интегративных связей между специалистами, работающими с детьми логопедической группы. Цель совместной работы состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности ДОУ как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надежный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка.
Методы и приемы здоровьесберегающих технологий, которые применяются в работе специалистами, весьма разнообразны и имеют несколько направлений: логопедическое, психолого-педагогическое, коррекционно-развивающее, физкультурно-оздоровительное, музыкальное, медицинское.
Ведущим направлением является логопедическое. В нем представлены здоровьесберегающие технологии, которые применяются специалистами в своей коррекционной работе:
1. Работа над дыханием.
Речевое дыхание рассматривается как фундамент для формирования устной речи. Важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения.
В основу системы работы над дыханием взята методика А.Н.Стрельниковой. Суть ее заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.
Методика адаптирована к логопедической практике с детьми дошкольного возраста, учитывая принцип природосообразности и ведущего вида деятельности.
2. Артикуляционная гимнастика
3. Пальчиковая гимнастика
Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяется такой метод как биоэнергопластика – содружественное взаимодействие руки и языка. Этот приём создаёт условия реабилитации детей с тяжёлыми речевыми нарушениями. Для более интересного восприятия материала используются специальные комплексы упражнений: «Театр пальчиков и языка» (И.Г.Выгодская), «Веселый зоопарк» (А.Беляева).
4. Логопедические физминутки представляют собой логоритмические упражнения, служат динамической паузой в занятии. Картотека физминуток включает разнообразные интересные подвижные игры и упражнения по всем лексическим темам. Они развивают темпоритмическую сторону речи, способствуют развитию двигательных умений, ориентировки в пространстве, координации движения и общему физическому развитию. Особенность проведения физминуток состоит в индивидуальном подходе, основанном на учёте состояния здоровья каждого воспитанника.
В рамках психолого-педагогического направления с целью сохранения психологического здоровья детей с общим недоразвитием речи проводятся:
1. Занятия по развитию высших психических функций
2. Психогимнастика (М.И.Чистякова)
2. Кинезиологические упражнения (А.Л. Сиротюк)
В коррекционно-педагогическом направлении важное место занимают:
1. Самомассаж – полезное и эффективное средство снижения утомления, повышения работоспособности. Он усиливает отток венозной крови и лимфы, помогает восстанавливать все системы организма после интенсивных физических нагрузок. Основные приемы самомассажа применяются в определенном порядке; каждый прием выполняют 3-5 раз. Общее время самомассажа не должно превышать 7-10 минут.
2. Дыхательные упражнения – гимнастические упражнения с произвольным видоизменением характера или продолжительности фаз дыхательного цикла как в сочетании с движениями туловища и конечностей, так и без этих движений. Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с удлиненным и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (аа, оо, уу), шипящих согласных (ш,ж) и сочетаний звуков (ах, ух, ох). (Жужжит пчела, гудит самолет, стучат колеса поезда и т.д.). В комплекс упражнений обязательно включаются элементы надувания резиновых мячей, игрушек, воздушных шаров и т.п.
3. Пальчиковая гимнастика. Развитие речи тесно связано с мелкой моторикой. На руке находится много точек зон, обладающих общим успокаивающим действием на организм. Комбинации и фигуры, изображаемые пальцами, не имеют противопоказаний. Все упражнения выполняются спокойно, без малейшего напряжения мышц, не прилагая особых усилий. Общее время выполнения пальчиковой гимнастики – 5-8 минут.
4. Зрительно-двигательная гимнастика. Упражнения в виде разнообразных движений глаз (повороты, круговые движения и т.п.) очень полезны: они тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия. Кроме того, такие упражнения улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости, совершенствуют координацию мышц, повышают устойчивость вестибулярных реакций, стимулируют централизованное, дистанционное и периферийное зрение, предупреждают косоглазие, тренируют способность глаза фокусировать, стимулируют сокращение и расслабление зрачков. В основе положительного эффекта лежат определенные функциональные связи между глазодвигательным нервом и мозгом. Общее время выполнения зрительно-двигательной гимнастики – 8-10 минут.
5. Артикуляционная гимнастика полезна для выработки полноценных движений губ, языка, нижней челюсти. Упражнения должны быть понятны и доступны ребенку. Выполняется гимнастика сидя или стоя, перед зеркалом. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличиваются. Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, общее время выполнения – 5 минут.
6. Интеллектуальный массаж (Фриц Ауглин). Рекомендуется проводить в начале занятия; длительность – 3 минуты.
7. Кинезиологические упражнения (А.Л. Сиротюк) способствуют развитию межполушарной связи и межполушарного взаимодействия, которые, в свою очередь, имеют большое значение для развития мелкой моторики путем синхронизации работы полушарий головного мозга. Развитие моторики создаёт предпосылки для становления многих психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. В работе применяются такие упражнения как «Колечко», «Кулак-ребро-кулак», «Ухо-нос» и т.д. Продолжительность – 5 минут.
8. Физминутки – физические упражнения в середине занятия. Повышают работоспособность детей, функциональную деятельность мозга, тонизируют весь организм, развивают психоэмоциональную устойчивость. Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Длительность физминуток обычно составляет 1-3 минуты. Каждая физминутка включает комплекс из 3-4 упражнений, повторяемых 4-6 раз.
9. Самостоятельная двигательная активность детей – утром, после завтрака, на прогулке, после сна, на вечерней прогулке. Общая длительность – 50-60 минут.
10. Подвижные игры и упражнения между занятиями. Главное их назначение – приостановить развивающееся в процессе занятий торможение в коре головного мозга, предотвратить развитие хронического умственного утомления у детей и дать разрядку умственному и эмоциональному напряжению для улучшения восприятия учебного материала. Правильно организованная двигательная деятельность между занятиями – отличное средство в борьбе с гиподинамией. Наиболее эффективны игры малой и средней интенсивности. За 7-8 минут перерыва дети могут поиграть в 1-2 игры. Целесообразно начинать с игры средней интенсивности, а заканчивать игрой малой интенсивности. Этим достигается снижение физической и эмоциональной нагрузки перед началом нового занятия. Необходимо помнить, что успешно и интересно проходят игры, которые организуют и в которых участвуют сами педагоги.
11. Релаксационные упражнения способствуют обучению умению регулировать свое психоэмоциональное состояние, преодолевать усталость и повышать работоспособность путем полного и частичного расслабления. Проводятся перед обедом в течение 3-5 минут.
12. Гимнастика после сна проводится регулярно в течение 20-25 минут, в сочетании с контрастными воздушными ваннами.
13. Закаливание – целенаправленное воздействие на организм ребенка физических факторов окружающей среды для повышения неспецифической сопротивляемости путем адаптации к неблагоприятному влиянию пониженной или повышенной температуры воздуха, воды, атмосферного давления, солнечной радиации.
14. Элементы психогимнастики (М.И.Чистякова) – это специальные этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Используются в работе с детьми с целью психофизической разрядки. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает дошкольникам с нарушениями речи преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Проводится в течение 3-5 минут, перед обедом.
В физкультурно-оздоровительном направлении используются:
1. Дыхательные упражнения
2. Точечный массаж (В.Т.Кудрявцева)
3. Нетрадиционные методы оздоровления (йога, ушу)
4. Аэробика
5. Занятия на тренажерах
6. Плавание
7. Сауна
В музыкальном направлении используются:
1. Элементы логоритмики
2. Дыхательная гимнастика
3. Подвижные игры
Медицинское направление включает:
Массаж
Физиотерапевтические процедуры
ЛФК
Фитотерапия
Витаминопрофилактика
Коррекционное плавание
Применение системы методов педагогики оздоровления, сотрудничество специалистов обеспечивают полноценное развитие ребенка, реализует поставленные задачи. В результате проводимой работы у детей исчезает чувство неполноценности, формируется уверенность в умении реализовать намеченные цели, появляется самоконтроль, что так необходимо для правильной, чистой, грамматически оформленной, выразительной речи.
Кроме того, у детей с общим недоразвитием речи значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность. Возрастают показатели двигательной памяти, грамотности, выразительности речи и фонематического восприятия, а значит, применение педагогики оздоровления в коррекционной работе является достаточно эффективным. |
|
|