Главная страница

Контрольная работа для 10 класса Вариант 1 Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 А9, В1-В14. (1) Жизнь Гайдара была продолжением, а иногда и началом его книг. (2)Года за два до того, как вышел «Тимур и его команда»



Скачать 150.13 Kb.
НазваниеКонтрольная работа для 10 класса Вариант 1 Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 А9, В1-В14. (1) Жизнь Гайдара была продолжением, а иногда и началом его книг. (2)Года за два до того, как вышел «Тимур и его команда»
Дата08.04.2016
Размер150.13 Kb.
ТипКонтрольная работа

Контрольная работа для 10 класса

Вариант 1

Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 - А9, В1-В14.

(1)... Жизнь Гайдара была продолжением, а иногда и началом его книг. (2)Года за два до того, как вышел «Тимур и его команда», Гайдар зашёл как-то ко мне. (3)У меня был трудно болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого лекарства. (4)Его нигде не было. (5)Гайдар подошёл к телефону и позвонил к себе домой.

  • (б)Пришлите сейчас же ко мне, — сказал он, — всех мальчиков нашего двора. (7)Я жду. (8)Он повесил трубку. (9)Через десять минут раздался отчаянный звонок у двери. (Ю)Гайдар вышел в переднюю. (11)На площадке за дверью стояло человек десять мальчиков, очень взволнованных и запыхавшихся.

  • (12)Вот что, — сказал им Гайдар. — (13)Тяжело болен мальчик. (14)Нужно лекарство. (15)Я вам запишу каждому его название на бумажке. (16)Сейчас же — во все аптеки: на юг, на восток, на север, на запад. (17)Из аптек звонить мне сюда. (18)Всё понятно?

  • (19)Понятно, Аркадий Петрович! — закричали мальчики и понеслись вниз по лестнице. (20)Вскоре начались звонки.

  • (21)Аркадий Петрович! — кричал в трубку взволнованный детский голос. —- (22)В аптеке на Маросейке нет.

  • (23)Поезжай дальше. (24)На Разгуляй.

(25)Гайдар сидел у телефона, как капитан на мостике корабля. (26)Через сорок минут восторженный детский голос прокричал в трубку:

  • (27)Аркадий Петрович, есть! (28)Я достал!

  • (29)Где?

  • (30)В Марьиной роще!

  • (31 )Вези сюда. (32)Немедленно.

    1. Лекарство было привезено, и сыну вскоре стало легче.

(34)Благодарить его было нельзя. (35)Он очень сердился, когда его благодарили за помощь. (36)Он считал помощь человеку таким же ... делом, как, скажем, приветствие. (37)Никого же не благодарят за то, что он с вами поздоровался.

(38)Однажды мы с Гайдаром шли по улице и услышали встревоженные голоса. (39)Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. (40)Сильная струя воды била прямо в кусты роз и сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и вот-вот могла уничтожить весь сад. (41)Люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран. (42)Гайдар подбежал к трубе, примерился и зажал трубу ладонью. (43)Поток воды остановился. (44)По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает давление воды изо всех сил и ему невыносимо больно. (45)Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не перекрыли воду. (46)Потом Гайдар долго тяжело дышал. (47)Ладонь у него была окровавлена. (48)Но он был очень радостно настроен — не потому, конечно, что проверил свою силу, а потому, что ему удалось спасти маленький чудный сад.

(49)Мне очень не хватает Гайдара — большого, доброго, талантливого человека.

(По К. Паустовскому)


К каждому заданию А1 - А9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Ответы на задания А1- А9 обведите кружком.

А1. Какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении 36?

  1. незначительным

  2. бессмысленным

  3. неблагодарным

  4. естественным

А2. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик называет Гайдара «большим, добрым, талантливым человеком»?

1.Добрые, талантливые люди всегда оказываются там, где нужна их помощь.

2.Гайдар написал много талантливых произведений.

3.Гайдар был очень высокого роста.

4.Герой достал лекарство для сына рассказчика.

A3. О какой стороне натуры героя говорит информация, заключенная в предложениях 44 - 45?

1.Это говорит о недостатке физических сил героя.

2.Из трудных жизненных ситуаций Гайдар выходил победителем.

3.В данной ситуации он растерялся.

4.Таким образом он проверил свою силу.

А4. Как характеризует героя его речь? ( Предложения 23 - 24, 31 - 32)

1.Он не был многословным.

2.Он чувствовал себя капитаном на мостике корабля.

3.Он умел быстро принимать решения в критических ситуациях.

4.Это речь взрослого с детьми.

А5. В каком предложении говорится о связи произведений Гайдара с его жизнью?

1) 1

2) 2

Контрольная работа для 10 класса 1

Вариант 1 1

Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 - А9, В1-В14. 1

К каждому заданию А1 - А9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. 1

Ответы на задания А1- А9 обведите кружком. 1

Ответы на задания В1 - В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми. 2

Контрольная работа для 10 класса 3

Вариант 2 3

Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 - А9, В1-В14. 3

К каждому заданию А1 - А9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1- А9 обведите кружком. 4

Ответы на задания В1 - В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми. 5



А8. В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, использованные автором в предложениях 20 - 32?

1.гипербола, диалектизмы

2.анафора, противопоставление

3.литота, эпитеты

4.сравнение, парцелляция

А9. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в предложениях 39-43?

  1. описание и рассуждение

  2. повествование

  3. описание

  4. повествование и рассуждение

Ответы на задания В1 - В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. В каком слове звуков больше, чем букв?

1)нельзя 2) название 3) дверью 4) детский

В2. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1)1; 2)6; 3)3; 4)9;

ВЗ. Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

В4. Из предложений 25-34 выпишите страдательное причастие.

В5. Из предложения 41 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

В6. Из предложений 9-11 выпишите слова, правописание приставки в которых определяется правилом: «На конце приставки пишется -з, если после нее следует буква, обозначающая звонкий согласный»

В7. Среди предложений 42-49 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

В8. Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.

В9. Укажите количество грамматических основ в предложении 42.

В10. Сколько рядов однородных членов в предложении 40?

В11. Из приведенного ниже предложения 45 выпишите цифру (-ы), при помощи которой (-ых) обозначена (-ы) запятая (-ые), разделяющая (-ие) главную и придаточную части сложноподчиненного предложения.

Он почернел и стиснул зубы,(1) но трубу не отпустил,(2) пока не перекрыли воду.

В12. Укажите верную характеристику предложения 44.

По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает давление воды изо всех сил и ему невыносимо больно.

  1. Сложноподчиненное предложение с одним придаточным

  2. Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

  3. Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением

  4. Бессоюзное сложное предложение.

В13. Среди предложений 9-14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В14. В предложении 6 замените прямую речь косвенной. Напишите получившееся предложение.

Контрольная работа для 10 класса

Вариант 2

Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 - А9, В1-В14.

(1) Любила Русь колокольный звон. (2)Уже в первой половине четырнадцатого века (а возможно, много раньше, но сведений нет) колокола делали в Москве и Новгороде.

(3)Новгородская летопись в 1342 году отметила: "...архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис".

(4)Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов.

(5)Высказываются предположения, что именно Борис, освоив мастерство, положил начало литью колоколов в России. (б)Церковные колокола, звучавшие на десятки верст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом.(7) Колокола звучали "во дни торжеств и бед народных".(8)Многие века колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность. (9) Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. (10)Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы.

(11)Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.

(12)Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. (13)Пушечных дел мастера лили преимущественно крупные колокола, а колокольники (была и такая специальность) - отливали мелкие звоны и била.(14) Литье колоколов и бил считалось почетным делом. (15)Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. (16)В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро - для благозвучности. (17)Отсюда и выражение "серебряный звон".

(18) С колоколами были связаны самые различные поверья.(19) Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. (20)Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. (21)Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.

(22) О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток.(23) Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. (24)Поэтому в ходу была поговорка: первый звон - пропадай мой сон, другой звон - земной поклон, третий звон - из дому вон.

          1. О колокольных звонах повествовали метафорично: сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу.

          2. Трудное дело - отливка колоколов. (27)Колокол - это гигантский музыкальный инструмент. (28)У каждого колокола - свои переливы, у каждого звона - свое назначение.

(Е.Осетров)

К каждому заданию А1 - А9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1- А9 обведите кружком.

А1.Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему на Руси любили колокольный звон»?

  1. Церковные колокола были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом.

  2. Колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.

  3. Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских.

  4. Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.

А2.Почему рассказчик называет колокольный звон «серебряным»?

  1. 1.Колокола звучали "во дни торжеств и бед народных"

  2. 2.Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля.

  3. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро - для благозвучности.

  4. 4.Колокол - это гигантский музыкальный инструмент.

A3. В каком варианте ответа содержится тема текста?

  1. Литье колоколов и бил считалось почетным делом.

  2. История колоколов России.

  3. С колоколами были связаны самые различные поверья.

  4. В первой половине четырнадцатого века колокола делали в Москве и Новгороде.

А4.В каком варианте ответа указана главная мысль текста?

  1. Первые упоминания о литье колоколов.

  2. Колокола всегда объединяли, сплачивали народ, это помогало выстоять в несчастьях и вместе радоваться победам.

  3. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.

  4. Колокол в фольклорных жанрах: притчах, загадках, шутках, поговорках.

А5.В каком предложении текста содержится аргумент, подтверждающий тезис рассказчика о том, что «колокола звучали "во дни торжеств и бед народных"?

  1. 23

  2. 8

  3. 11

  4. 20

А6. В каком варианте ответов правильно расположены пункты плана в соответствии с содержанием.

  1. 1 .Колокол - музыкальный инструмент, имеющий свои переливы и назначение.

  2. Первые упоминания о литье колоколов.

  3. Поверья, связанные с колоколами.

  4. 4.Звучание колоколов "во дни торжеств и бед народных".

    1. 1,3,4,2

    2. 2,4,3,1

    3. 4,2,3,1

    4. 3,2,1,4

А7. Что является общим у слов "набатный" и "вечевой"?

1.Общим у этих слов является значение объединения, сбора людей

2.Общим является то, что удары в колокол - это сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги.

3.Колокол - это гигантский музыкальный инструмент.

4. 0 колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток.

А8. В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, использованные автором в предложениях 22-28?

1.метафора, фразеологизм

2.сравнительный оборот, гипербола

3.анафора, олицетворение

4.эпитет, лексический повтор, синтаксический параллелизм

А9. Переделайте бессоюзное предложение (№25) в предложение с прямой речью. Напишите получившееся предложение.

Ответы на задания В1 - В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. Из предложений 26 - 28 выпишите слово с орфограммой «Непроизносимый согласный в корне слова»

В2. Из предложений 23 - 24 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -3, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный».

ВЗ. Из 4 предложения выпишите слово с орфограммой «Безударный беглый гласный в суффиксе».

В4. Из приведённого ниже предложения 23 выпишите все цифры, при помощи которых пронумерованы запятые, выделяющие причастный оборот.

Колокол был,(1) например,(2) для деревенских жителей своего рода часами, (З)возвещавшими о начале дня.

В5. Среди предложений 12-14 найдите сложносочинённое предложение. Напишите номер этого предложения.

В6. Из приведённого ниже предложения 15 выпишите цифру(-ы), при помощи которой(-ых) обозначена(-ы) запятая(-ые), разделяющая(-ие) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения.

Когда отливался большой колокол, (1)то летописец заносил это событие в свою хронику, (2)не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела.

В7. Замените словосочетание из предложения 23, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание. Деревенских жителей- ...

В8. Из предложения 27 выпишите грамматическую основу.

В9. Укажите количество грамматических основ в предложении 20.

В10. Среди предложений 3-8 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

В11. Среди предложений 12 - 17 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В12. Среди предложений 18-25 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

В13. Среди предложений 9-17 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

В14. В предложении 3 замените прямую речь косвенной. Напишите получившееся предложение.

Ответы к тестовым заданиям 10 класс

Вариант1: Al-4; А2-1; АЗ-2; А4-3; А5- 1; А6-2; А7-3; А8-4; А9-2.

В1-2;

В2-3;

ВЗ-поисках;

В4-привезено;

В5- какой-то кран;

В6-раздался, взволнованных;

В7-49;

В8- жизнь была продолжением и началом;

В9-1 основа;

В10-2ряда;

В11-2;

В12-3;

В13- 12;

В14- Он сказал, чтоб прислали сейчас же к нему всех мальчиков их двора.

Вариант 2: Al-2; А2-3; АЗ-2; А4-2; А5-8; А6-2; А7-2; А8-4;

А9 - О колокольных звонах повествовали метафорично: «Сидит петух на воротах,

косы до полу, голос до небу».

В1-гигантский;

В2-возвещавшими;

ВЗ-летописца;

В4-3;

В5-13;

В6-1;

В7-жители деревни;

В8-колокол - инструмент;

В9-2;

В10-4;

В11-15;

В12-24, 25;

В13-11;

В14- Новгородская летопись в 1342 году отметила, что архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ЭКСПЕРТА (ПРОВЕРЯЮЩЕГО)

1 .Каждое правильно выполненное задание оценивается одним баллом.

2.В каждом задании кружком должен быть обведён только один номер ответа. При наличии двух и более незачёркнутых кружков задание оценивается нулём баллов, как и задание с неправильным или отсутствующим ответом.

3.3а всю работу ученик может набрать от 0 до 23 баллов.

4.Вся работа в целом оценивается отметкой по следующей схеме:


Оценка

Количество баллов

2

0-12 баллов

3

13-16 баллов

4

17 - 20 баллов

5

21-23 баллов