|
Шеина Валентина Анатольевна Шеина Валентина Анатольевна
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад №101»
г. Дзержинск, Нижегородская область «Развитие активной речи детей раннего возраста
средствами малых фольклорных жанров »
Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и поведение.
Для маленького ребёнка овладение речью - это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в правильном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в общении не только с близкими ему людьми - взрослыми, но и со сверстниками.
Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире.
Под развитием речи подразумевается обогащение словарного запаса (увеличение активного словаря, работа над употреблением частей речи и развитие связной речи (обучение построению предложений и фраз).
Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор.
Ранний возраст обладает особой восприимчивостью к малым фольклорным формам. У ребенка интенсивно формируются наглядно-действенное мышление, эмоциональность, воображение, речь, психическая деятельность обогащается опытом, возникает способность воспринимать окружающий мир и действовать по представлению. По мнению Ивановой Г., Курашовой В., малые формы фольклора максимально приближены к уровню когнитивно -речевого развития ребенка раннего возраста.
Фольклор для детей - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его - он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы.
В произведениях устного народного творчества заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач: - Воспитание звуковой культуры речи.
- Обогащение словаря.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие монологической и диалогической речи.
- Развитие мелкой моторики.
Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.
Проблема использования малых форм фольклора изучена в работах М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, Н.В. Новоторцевой, О.С. Ушаковой и др.
По мнению этих авторов, первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песенок, пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме – таят в себе немалые жанровые богатства.
В «Программе воспитания и обучения детей в детском саду » под редакцией М.А. Васильевой, которая реализуется в нашем дошкольном учреждении задачи по развитию активной речи и ознакомлением с художественной литературой во II группе раннего возраста представлены на слайде, назовем некоторые из них:
Развитие активной речи.
Поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо ав-ав — собака и т. п.).
Побуждать произносить по подражанию новые слова, предложения из двух—трех слов; отвечать короткой фразой на понятные вопросы взрослых.
Продолжать расширять активный словарь.
Художественная литература
Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи).
Предоставлять возможность повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении. Обращать внимание на интонационную выразительность речи детей.
Возраст 1,6- 2 лет характеризуется интенсивным формированием активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности с взрослым.
С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства познания действительности, как способа регуляции его поведения и деятельности со стороны взрослого. Возраст 2 лет является периодом интенсивного речевого развития. Особенно быстро в это время развивается активная речь ребенка. Вместе с тем, количество произносимых речевых звуков и слов не является главным и единственным показателем нормального речевого развития.
Но, несмотря на то, что этот возраст является сензитивным к развитию речи, мы очень часто наблюдаем, что вновь пришедшие дети в группу отличаются слабой речевой активностью. А для проявления речевой активности важным является не только понимание речи, но и собственно речевое развитие, поэтому использование малых форм фольклора позволяет активизировать когнитивно-речевую деятельность дошкольников.
Проанализировав ситуацию, мы поставили перед собой цель и задачи:
Цель работы: Развитие активной речи детей второй группы раннего возраста средствами малых фольклорных форм.
Задачи работы:
Отбор художественного материала для педагогической работы с детьми
II группы раннего возраста.
Знакомство детей раннего возраста с малыми формами фольклора.
Формирование произношения, фонематического восприятия, интонации, лексико-грамматических категорий с помощью фольклорных произведений.
Развитие словарного запаса, связной речи, коммуникативных умений и навыков.
В процессе формирования активной речи у детей
Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями, произойдет качественный скачок пассивной речи в активную речь.
Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.
Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
Малые фольклорные жанры помогут сгладить процесс адаптации к детском саду.
Реализация цели и поставленных задач осуществлялась поэтапно:
Цель первого (констатирующего) этапа - Выявление уровня речевого развития детей 2-го года жизни.
Задачи:
1.Отбор диагностического инструментария для определения уровня речевого развития детей 2 года жизни.
2. Определение условий успешного развития активной речи средствами малых фольклорных жанров
В основу констатирующего эксперимента положены критерии карты нервно- психического развития детей диагностика развития общения и речи, разработанная коллективом лаборатории психологического развития дошкольников Психологического института РАО (Смирнова Е.О, Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю.).
При диагностике развития речи были выделены следующие параметры:
степень развития активной речи - любые речевые обращения, просьбы, требования, называние предметов, речевое сопровождение действий в репертуаре коммуникативных средств ребенка;
степень развития пассивной речи - понимание значения слов, предложений, различных частей речи;
Данные констатирующего этапа, позволяют судить о том, что наиболее высокие показатели отражаются в критерии понимание речи взрослого, т.е. развитие пассивного словаря детей находится на более высоком уровне нежели развитие активного словаря, и очень низкие показатели такого критерия как способность выполнять речевые инструкции взрослого.
т.е. дети обладают разными степенями освоения лексики: часть детей умеют слушать, понимать речь.
Наиболее эффективны следующие условия использования малых фольклорных жанров при развитии активной речи детей раннего возраста:
Каждодневное звучание малых фольклорных жанров в разных педагогических ситуациях;
Сопровождение занимательной деятельности небольшими произведениями фольклора;
В своей работе применяю такие методы и приемы обучения:
Динамический акцент на фрагментах текста;
Действенное соучастие;
Наглядный метод (демонстрация иллюстраций);
Словесный метод (чтение);
Игровой метод ( игры- инсценировки, дидактические, настольно печатные);
Практический (упражнение в проговаривании, повторение в режимных моментах, играх).
Цели формирующего этапа: Использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.
Задачи подробно представлены на слайде перечислим некоторые из них:
Освоение разговорной речи;
Расширение словарного запаса;
Формировать умение повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении;
Формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;
Установление двустороннего контакта с малышом в адаптационный период;
Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников. Отбор фольклорного материала осуществляется с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития.
В своей работе мы выделили два направления:
Использование фольклора в играх – занятиях по развитию речи мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д.
2) Использование фольклорных произведений в повседневной жизни.
Постепенное поэтапное развитие активной речи, а так же усвоение малых фольклорных форм включает в себя следующие задачи:
Первичное понимание предъявляемого материала.
На данном этапе мы учим слушать образную речь, воспроизводить звукосочетания, слова. Игры – занятия строим на активном соучастии и сотворчестве педагога и ребёнка. Прикладываем усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали. Например, при чтении потешки «К нам пришла собачка» детей стимулируем у звукоподражанию. Спрашиваем, как лает собачка?
Передавая смысловое содержание текста, пытаемся заразить малыша своим настроением. Предлагаем малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, попоить цыплят из ведёрочек (у каждого ребёнка должно быть маленькое ведёрко; показать, как цыплята ходят и клюют зёрнышки и т. д.), дети активно участвовали в изображении сопутствующих потешкам действий. Знакомя детей с некоторыми потешками «Наши уточки…» мы побуждали их к подражанию крику птиц, животных.
При чтении произведений используем все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараемся прочесть эмоционально, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.
Выполнение аналитических и синтетических упражнений на ограниченном фольклорном материале.
Знакомство с малыми фольклорными жанрами вначале организуется нами через наглядность - показ движений, действий, привлечение для показа игрушек, воспроизводить движения в соответствии с текстом, запоминать небольшие интересные тексты.
Сначала дети прислушиваются, а потом охотно подговаривают весёлое стихотворение и выполняют указанные действия. При частом повторении у детей развивается речь, чисто произносятся звуки, развивается память, активизируется словарь. Очень легко запоминаются детям совместные игры, сопровождаемые потешками и движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Эффективно применение приема действенного соучастия. Он рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие.
Ещё один используемый мною приём - динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с действенным показом игрушки, её перемещением, приведением в движение частей игрушки и т. п. Например, говоря о петушке - «масляна головушка», приводим в движение именно часть игрушки; при чтении строки «Что ты рано в стаёшь, голосисто поёшь?» приводим игрушку в движение (петушок как бы встрепенулся) и «подаем голос» (петушок кукарекает, поёт). Это приём помогает понять смысл прочитанной строчки.
При организации игр - занятий использую прием инсценирования произведения с помощью картинок, ширмы, игрушек.
Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда я появляюсь в роли Бабушки-Забавушки, в русском сарафане, они с интересом рассматривают мой костюм, корзиночку, которую я держу в руках. С восторгом встречают игру “Коза рогатая” и уже знакомую “Ладушки”. Приподнятое настроение детей вызывает желание общаться с бабушкой- забавушкой, рассказывать ей о козе.
Последующее использование усвоенного фольклорного материала в игровой и речевой деятельности.
Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Например, во время кормления кукол приговаривают: “Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку”.
Напеваем колыбельную, а дети подпевают, делают имитационные движения: баюкают, сложив руки на груди. Малыши не только слушают песенки, которые мы поем, но и сами поют куклам - и про кота-воркота, и про гулей, про серого волка, приучая ухо к интонационному строю родной речи.
Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами.
Для выполнения этих задач подобрали серию потешек, пестушек, попевок, прибауток.
Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. Так, во время умывания используем потешку «Чистая водичка, моет Ане личико»». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.
Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему стараемся, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произносим: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую».
Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково поем песенки «Баю, баюшки, баю».
Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней проговариваем потешку: «Вот они - сапожки».
В режимных моментах используем фольклорные подвижные игры : «У медведя во бору» , «Выпал беленький снежок», «Жмурки» и др.
Для решения поставленных задач в группе создана соответствующая развивающая среда. В группу приобретены дидактические игры для развития речи детей: « Одень куклу соответственно сезону», «Кто как кричит?», «Кто, где живет», «Расскажи сказку» и др., которые активно используем на занятиях и свободной речевой деятельности. В группе создан театральный уголок, в котором разнообразие видов театров: кукольный, пальчиковый, настольный.
Яркая привлекательная среда привлекает внимание детей и они с удовольствием находят занятия по интересам.
Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными, близкими людьми. Поэтому мы рассказывали родителям о значении эмоционального общения с ребёнком. Провели консультацию, как использовать произведения русского народного творчества дома. Тексты потешек, попевок, приговорок и рекомендации к их применению поместили в папку-передвижку . Для родителей оформила папки-передвижки: «Потешки при одевании и раздевании», «Для плачущего ребенка», «Потешки при укладывании спать», «Потешки при умывании», «Потешки во время еды». Также оформила и провела консультацию в родительский «Пальчиковые игры в развитии речи детей». Провела анкетирование с родителями.
На этом слайде я представляю план игры занятия по развитию речи с использованием потешки «Как у нашего кота…», задачи которого :
познакомить с содержанием потешки, формировать умение слушать текст.
формировать умение проговаривать звукоподражательные слова, отвечать на вопросы, развивать мелкую моторику пальцев, расширять чувственный опыт при действии с предметом.
20 слайд
По окончании формирующего этапа было проведено контрольное обследование. Оно проходило по аналогии с констатирующим.
Анализируя результаты, мы можем судить о том, что у детей развивается понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, название животных, договаривать новые слова, фразы; знание потешек, пестушек, сказок, колыбельных песен формирует у детей эмоциональную отзывчивость на произведения народного творчества.
Количество понимаемых слов значительно возрастает интенсивно развивается активная речь детей , дети пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослыми используют практически все части речи.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что наметилась положительная динамика в развитии активной речи детей 2-го года жизни.
Данные контрольного этапа подтверди эффективность работы, наметилась положительная динамика в развитии речи детей. Средствами малых фольклорных жанров вовлекали детей в диалог, обогащали активный словарь детей, развивали навыки фразовой речи, что благоприятно повлияло на развитие детей, а также на результат формирующего этапа.
Таким образом, в нашей работе проведена теоретическая и практическая разработка проблемы использования малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста.
Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребенка, т.е. привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Использование на играх -занятиях малых форм фольклора, делает их эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала.
Приобретение достаточного запаса слов на основе конкретных представлений и умение пользоваться ими в своей речи позволяют в дальнейшем овладеть связной речью. Малые фольклорные жанры таят в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.
Немаловажным остается тот факт, что детский фольклор помог облегчить степень адаптации детей к условиям детского сада.
Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей.
Приложение №1
План работы с детьми по теме Сентябрь
Задачи: 1. Приобщать детей к устному народному творчеству
2. Познакомить детей с колыбельными песнями, их содержанием
3. Стимулировать желание детей исполнять потешки, заклички.
Художественный материал
| Значение для умственного, нравственного, эстетического развития
| Практические задачи работы с произведением
| Потешка
«Огуречик, огуречик…»
| 1. Развитие внимания, обогащение словарного запаса.
2. Воспитание осторожного поведения.
3. Освоение ласкового обращения (огуречик, хвостик, мышка).
| 1. Слушание потешки.
2. Использование в игре (там мышка живет – дети убегают).
| Пестушка
«Ладушки, ладушки…»
| 1. Развитие моторики (пальчиковая игра).
2. Воспитание теплых чувств к родственникам.
3. Воспитание эстетического удовольствия от приема пищи.
| 1. Использование в подготовке к обеду, завтраку, ужину.
2.Использование как пальчиковой игры.
3. Повторение пестушки.
|
Октябрь
| Колыбельная
«Баю-баю, баю-бай…»
| 1. Развитие слухового восприятия.
2. Развитие музыкального слуха.
| 1. Прослушивание колыбельной во время укладывания ко сну.
| Пестушка
«Водичка, водичка, умой мое личико…»
| 1. Развитие моторики.
2. Воспитание положительного самовосприятия (мое личико, глазоньки блестели).
3. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
| 1. Использование во время умывания.
2. Использование как пальчиковой гимнастики (движения рукой).
|
Ноябрь
Художественный материал
| Значение для умственного, нравственного, эстетического развития
| Практические задачи работы с произведением
| Пестушка
«Ай, лады, лады, лады.»
| 1. Развитие моторики.
2. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
3. Воспитание эстетического удовольствия от ощущения чистоты.
| 1. Понимание пестушки
2. Использование игры в режимном моменте (умывание).
3. Использование как пальчиковую игру (движения
руками – имитация умывания).
| Потешка
«как у нашего кота»
| 1.Формировать умение слушать текст.
2.Формировать умение проговаривать звукоподражательные слова,
отвечать на вопросы.
3.Развивать мелкую моторику пальцев, расширять чувственный опыт при действии с предметом.
4.Вызвать желание послушать ещё раз.
| 1. Прослушивание потешки.
2. Повторение текста.
3. Инсценировка потешки.
|
Декабрь
Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами.
2. Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.
3. Учить самостоятельно исполнять потешки, колыбельные, заклички
| Потешка «Наши уточки с утра…»
| 1. Развитие фонематического слуха и звукопроизношения.
2.Воспитание чувства гуманности к природе и животным.
3. Знакомство с многообразием мира животных.
| 1. Повторение потешки за воспитателем.
2. Изображение голосов животных.
3.Знакомство с домашними животными
| Закличка
«Солнышко-ведрышко!»
| 1. Пополнение образных представлений, общего запаса знаний.
2. Воспитание гуманного отношения к окружающему миру.
3. Воспитание эстетического вкуса от любования природой.
| 1. Слушание заклички.
2. Использование на прогулке, в процессе наблюдения природных явлений.
3. Повторение заклички.
|
Январь
| Колыбельная
«Баю, баю, баю…»
| 1. Развитие слухового восприятия.
2. Воспитание теплых чувств к воспитателю.
3. Развитие восприятия музыкальных произведений.
| 1. Прослушивание колыбельной во время укладывания ко сну.
2. Прослушивание колыбельной на музыкальных занятиях.
| Потешка
«Из-за леса, из-за гор…»
| 1. Обогащение словарного запаса.
2. Воспитание теплых чувств к близким.
3. Воспитание эстетических переживаний от драматизации.
| 1. Прослушивание потешки.
2. Повторение текста.
3. Инсценировка потешки.
|
Февраль
Художественный материал
| Значение для умственного, нравственного, эстетического развития
| Практические задачи работы с произведением
| Потешка
«Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»
| 1.Развитие слуховой памяти.
2. Воспитание гуманного отношения к окружающему миру.
3. Воспитание эстетических переживаний от драматизации.
| 1. Прослушивание потешки.
2. Использование для игры-драматизации.
|
Март
Задачи: 1. Формировать понимание назначения и основного содержания
колыбельной песни
2. Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.
3. Воспитывать умение использовать потешки в повседневной
жизни в соответствующих ситуациях.
| Колыбельная
«Вот и люди спят»
| 1. Развитие слухового восприятия.
2. Воспитание теплых чувств к педагогам.
3. Развитие эстетического удовольствия от прослушивания произведения.
| 1. Прослушивание колыбельной во время укладывания ко сну.
2. Прослушивание колыбельной на музыкальных занятиях.
| Потешка
«Пошел котик на торжок…»
| 1. Обогащение словарного рассказа.
2. Развитие коммуникативных навыков.
3. Развитие эстетического удовольствия от прослушивания произведения.
| 1. Объяснение потешки.
2. Выразительное чтение.
3. Инсценировка потешки
|
Апрель
| Потешка
«Идет коза- рогатая»,
| 1.Стимулировать участие детей в исполнении потешек, прибауток с педагогом (договаривание слов, выполнение движений, подражание игровым действиям).
2.Приобщать детей к устному поэтическому творчеству.
| 1. Прослушивание потешки.
2. Использование для игры-драматизации.
| Потешка
«Киска, киска, киска брысь…»
| 1. Развитие фонематического слуха и звукопроизношения.
2.Воспитание чувства гуманности к природе и животным.
3. Знакомство с многообразием мира животных.
| 1. Повторение потешки за воспитателем.
2. Изображение голосов животных.
3.Знакомство с домашними животными
|
Май
| Заклички
«Солнышко, солнышко…»,
«Дождик, дождик…».
| 1. Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить.
2. учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички.
| 1. Слушание заклички.
2. Использование на прогулке, в процессе наблюдения природных явлений.
3. Повторение заклички.
| Заклички:
«Радуга –дуга…»
| 1. Пополнение образных представлений, общего запаса знаний.
2. Воспитание гуманного отношения к окружающему миру.
3. Воспитание эстетического вкуса от любования природой.
| 1. Слушание заклички.
2. Использование на прогулке, в процессе наблюдения природных явлений.
3. Повторение заклички.
|
Приложение №2
Обоснование отбора фольклорного материала для детей раннего возраста Для работы с детьми мы отобрали потешки, пестушки и колыбельные, которые, с одной стороны способствуют речевому развитию (экспрессивному, лексическому, коммуникативному), ориентированы на зону ближайшего развития детей, с учетом их актуального развития, а с другой стороны могут быть использованы в режимных моментах.
Задачи использования малых фольклорных форм
1. Формирование готовности детей к восприятию малых фольклорных форм на основе организации предметно-развивающей среды.
2. Знакомство с жанрами малых фольклорных форм, формирование смыслового и художественного восприятия.
3. Формирование навыков инсценировки, развитие мимики, пластики, выразительности движений.
4. Заучивание произведений малых фольклорных жанров, развитие выразительности речи.
5. Развитие общей и мелкой моторики, произвольности и регуляции поведения.
Использование малых форм фольклора в режимных моментах
Жизнь детей – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры, поэтому для работы с ними мы отобрали потешки, пестушки, колыбельные, которые могут быть использованы в режимных моментах
Режимные моменты
| Фольклорный материал
| Игры
| Словесные русские народные игры «Ладушки, ладушки…», «Сорока-белобока кашу варила…»
| Самостоятельная деятельность детей
| Русские народные игры, игры-имитации
| Утренняя гимнастика
| Сопровождение пальчиковыми играми, артикуляционной гимнастикой «Этот пальчик – дедушка…», «Божья коровка…»
| Умывание
| Сопровождение потешкой «Водичка, водичка, умой мое личико…»
| Трудовые поручения
| Скороговорки, чистоговорки.
| Подготовка к завтраку.
Завтрак
| Пение потешек, закличек, народных песенок «Идет коза рогатая…»
| Подготовка к занятиям. Занятия
| Использование потешек, закличек, приговорок, считалок
| Подготовка к прогулке. Прогулка
| Народные подвижные игры «Салочки», «Горелки», потешка «Большие ноги шли по дороге…»
| Возвращение с прогулки
| «Ай, лады, лады, лады…», «Умницы, детки…»
| Подготовка к обеду, обед
| «Как на нашем на лугу…»
| Подготовка ко сну
| Колыбельные «Баю-баю, баю-бай…»,
| Подготовка к полднику. Полдник
| Потешка «Потягушки, потянись…», «Расти, коса до пояса…»
| Игры
| Народные подвижные игры «Салочки», «Жмурки», потешки «Ножки, ножки…»,
| Подготовка к ужину. Ужин
| «Баю-баю, баю, живет мужик на краю…»,
| Список использованной литературы 1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей.
М.; Мозайка-Синтез, 1999 г.
2. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет.
Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
3. Гербова В.В. Развитие речи детей в младшей разновозрастной группе (2 – 4 года). Ребенок в детском саду № 5, 2001 г.
4. Гербова В.В. Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. М.; Просвещение, 1986 г. – 128 с.
5. Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России. М. Линка – Пресс, 2006 г.
6. Журнал «Дошкольное воспитание» № 9, 1990.; №10, 1994.; №12, 1998 г.
7. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. М.; Мозайка-Синтез, 2000 г.
8. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. Санкт-Петербург, Дельта, 1999 г.
9. Печора К.Л. Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению. Ребёнок в детском саду, № 4, 2001 г.
10. Пикулева Н. Уговорушки. «Дошкольное воспитание», № 5, 2001 г.
11. Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов.Изд. 3-е. М.; «Просвещение», 1972 г.
12. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. М. Творческий центр, 2001 г. |
|
|