|
103.2010.
С3. Какие причины возникновения потребностей приводят авторы? Укажите любые две причины и проиллюстрируйте каждую конкретным примером.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
| Правильный ответ должен содержать причины и соответствующие примеры, допустим:
1) широкая реклама (потребность и приобретши разрекламированной зубной пасты или шампуня для волос);
2) появление новых изделий (потребность и приобретении оборудования для беспроводного выхода в Интернет из тобой географической точки);
3) биологические корни (потребности в пище, воде);
4) социальная среда обитания (потребность в приобретении престижных, модных вещей);
5) культурная среда обитания (потребность в посещении выставок, концертов, театральных спектаклей, просмотре кинофильмов).
Причины могут быть названы в иной, близкой по смыслу форме. Могут быть приведены другие примеры.
|
|
| Указаны две причины с соответствующими примерами.
| 3
|
| Указаны одна-две причины, одна из которых проиллюстрирована примером.
ИЛИ Указана одна причина, приведены два примера.
| 2
|
| Указаны две причины без примеров.
ИЛИ Приведены два примера без указания причин.
| 1
|
| Указана только одна причина.
ИЛИ Приведен только один пример.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера не в контексте задания.
ИЛИ Ответ неправильный.
| 0
|
| Максимальный балл
| 3
|
103. 2010.
С 4. Нередко высказывается мнение, что для обеспечения благополучия будущих поколений современному обществу необходимо ограничить свои потребности и сократить производство. Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента в поддержку и два в опровержение данного мнения.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
| Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) аргументы в поддержку высказанного мнения, например: сокращение потребления и производства позволит сберечь
цефинншыс природные ресурсы;
сокращение потребления может способствовать сбережению сре '|| 1и (омохозяипиамп и созданию (юнее прочной финансовой
базы для следующих поколения семей;
2) аргументы в опровержение высказанного мнения, например: -ограничение материальных потребностей станет тормозом
экономического прогресса, люди перестанут создавать принципиально новые изделия и совершенствовать технологии; - невозможно искусственно заставить человека ограничить свои потребности.
|
|
Могут быть приведены другие аргументы в поддержку и в опровержение высказанного мнения.
|
| Приведены два аргумента в поддержку и два в опровержение высказанного мнения.
| 3
| Приведены любые три аргумента.
| 2
| Приведены любые два аргумента.
| 1
| Приведен один любой аргумент.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера не в контексте задания.
ИЛИ Ответ неправильный.
| 0
| Максимальный балл
| 3
|
С1-4
Наборы задач, решаемых правительствами при регулировании экономики, определяются как общими закономерностями функционирования современных рыночных систем, так и конкретными потребностями, условиями определенной страны. Применительно к современной России можно выделить три крупные обобщенные задачи... Во-первых, обеспечение устойчивости экономического роста, служащего повышению благосостояния и социальному развитию нации. Во-вторых, осуществление эффективного преобразования экономической системы страны с целью повышения результативности и гибкости ее институтов. В-третьих, защита национальных интересов во внешнеэкономических отношениях.
Первая из этих задач решается в основном усилиями предприятий, фирм, корпораций... Для достижения устойчивого и социально ориентированного экономического роста нужна целостная экономическая политика общенационального масштаба... Предполагается также реализация государственного заказа и национальных инвестиционных программ по особо значимым для общества направлениям. Сегодня экономическая политика в стране, равнозначной России, непременно должна быть инновационно ориентированной. Это требует особых мер со стороны государства по поддержке науки, образования и инновационного предпринимательства.
Вторая задача - трансформация экономической системы страны... имея в виду создание современной и высокоэффективной рыночной экономики, предполагает широкий круг реформационных действий, которые характеризуются сложными параметрами и требуют особого контроля со стороны государства. Решающее значение в этом блоке задач имеет формирование необходимых для высокоэффективной экономики рыночных институтов, преобразование и совершенствование системы государственного управления.
Третья задача - внешнеэкономическая. Она связана с поддержкой государством самостоятельности и идентичности экономической системы страны в отношениях с внешним миром. Известно, что современные международные экономические отношения пронизаны духом глобализма. Национальные экономические интересы могут оттесняться на второй и даже третий план под мощным давлением интересов транснационального капитала. Но ТНК и международный капитал по-своему тоже национальны. Они выражают приоритеты страны своего базирования или интегральные интересы группы стран. И обычно это наиболее развитые страны мира. Поэтому задача отстаивать во внешнеэкономических отношениях национальные интересы страны не утратила своего значения. Она стала более многогранной и сложной.
(В.И. Кушлин и др.)
108. 2010.
С1.Назовите два фактора, которые, по мнению авторов, определяют задачи правительства при регулировании экономики. Какие три задачи регулирования экономики современной России авторы считают актуальными?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
| Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) факторы:
-общие закономерности функционирования современных рыночных систем;
- конкретные потребности, условия определенной страны;
2) задачи государственного регулирования:
- обеспечение устойчивости экономического роста, служащего повышению благосостояния и социальному развитию нации;
- осуществление эффективного преобразования экономической системы страны с целью повышения результативности и гибкости ее институтов;
- защита национальных интересов во внешнеэкономических отношениях.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
|
| Правильно приведены два фактора и три задачи.
| 2
| Правильно приведены один-два фактора и одна-две задачи.
ИЛИ Приведены только два фактора.
ИЛИ Приведены только две-три задачи. ИЛИ Приведены один фактор и три задачи.
| 1
| Правильно приведен только один фактор.
ИЛИ Приведена только одна задача.
ИЛИ Ответ неправильный.
| 0
| Максимальный балл
| 2
|
108 . 2010
С.2. Почему, по мнению авторов, задача отстаивания национальных интересов во внешнеэкономических отношениях сохраняет свое значение в современных условиях? Используя содержание текста, дайте два объяснения.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
| Могут быть даны следующие объяснения:
1) Национальные экономические интересы могут оттесняться на второй и даже третий план под мощным давлением интересов транснационального капитала;
2) ТНК и международный капитал выражают интересы страны своего базирования или интегральные интересы группы наиболее развитых стран.
Объяснения могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.
|
| Даны два объяснения.
| 2
| Дано одно объяснение.
| 1
| Приведены рассуждения общего характера не в контексте задания.
ИЛИ Ответ неправильный.
| 0
| Максимальный балл
| 2
| Какое направление экономической политики в стране, равнозначной России, авторы считают необходимым? В чем сущность этого направления политики? Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, дайте два объяснения перспективности этого направления экономической политики.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) направление экономической политики: построение инновационно ориентированной экономики;
2) сущность, например: основу экономики составляет производство знаний, высокотехнологичные отрасли производства;
Сущность инновационно ориентированной экономики может быть определена иначе.
3) объяснения, например:
-человечество переходит к информационному обществу, главной ценностью которого являются знания;
- развитие и внедрение инноваций существенно модернизирует структуру экономики и средства производства, в корне меняет качество труда, всё это повышает конкурентоспособность экономики.
Могут быть приведены другие объяснения.
|
| Правильно названо направление, раскрыта сущность, даны два объяснения.
| 3
| Правильно названо направление, раскрыта сущность, дано одно объяснение.
ИЛИ Названо направление и даны два объяснения.
ИЛИ Направление в явном виде не названо, но понятно из разъяснения сущности, даны два объяснения.
| 2
| Правильно названо направление, раскрыта сущность.
ИЛИ Названо направление, дано одно объяснение.
ИЛИ Направление в явном виде не названо, но понятно из разъяснения сущности, дано одно объяснение.
ИЛИ даны только два объяснения.
| 1
| Правильно названо только направление.
ИЛИ Только раскрыта сущность.
ИЛИ Дано только одно объяснение.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера не в контексте задания.
ИЛИ Ответ неправильный.
| 0
| Максимальный балл
| 3
|
108. 2010.
С4. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите три объяснения связи экономического роста и социального развития страны.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
| Могут быть приведены следующие объяснения:
1) в условиях экономического роста повышается благосостояние граждан;
2) в условиях экономического роста улучшаетсядемографическая ситуация;
3) условия экономического роста позволяют правительству вкладывать значительные средства в развитие здравоохранения, образования, сферы культуры.
Могут быть приведены другие объяснения
|
|
| Приведены три объяснения.
| 3
|
| Приведены два объяснения.
| 2
|
| Приведено одно объяснение.
| 1
|
| Приведены рассуждения общего характера не в контексте задания.
ИЛИ Ответ неправильный.
| 0
|
| Максимальный балл
| 3
|
С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «экономическая система»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию об экономической системе. С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «экономическая деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию об экономической ддеятельности.
102. 2010.
С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «рыночное равновесие»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рыночном равновесии.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
| Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: «рыночное равновесие - это ситуация на рынке, когда спрос на товар (услугу) равен его предложению»;
Может быть дано другое, близкое по смыслу определение.
2) два предложения с информацией о рыночном равновесии, опирающейся на знания курса, например:
- «Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объемом».
- «Рыночное равновесие может быть устойчивым и неустойчивым».
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о рыночном равновесии.
|
| Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.
| 2
| Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение,
содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.
ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия.
| 1
| Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены.
ИЛИ Предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний.
ИЛИ Обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия.
ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.
ИЛИ Ответ неправильный.
| 0
| Максимальный балл
| 2
| 102 2010. С6. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три проявления хозяйственно-экономической функции семьи.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
| В ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие проявления:
1) использование семейного бюджета (например, жена ежемесячно составляет предварительный список будущих доходов и предполагаемых расходов семьи);
2) управление семейной собственностью (семья сдает квартиру, доставшуюся по наследству);
3) распределение домашнего труда (допустим, дочь ежедневно пылесосит квартиру, сын ходит за хлебом и выносит мусор).
Могут быть приведены иные примеры, проиллюстрированы другие проявления.
|
| Названы и проиллюстрированы примерами три проявления.
| 3
| Названы два-три проявления, два из которых проиллюстрированы примерами.
| 2
| Названы два проявления, приведены три примера.
ИЛИ Названы одно-три проявления, одно проиллюстрировано примером.
ИЛИ Названо одно проявление, приведены два-три примера.
ИЛИ Названы три только проявления.
ИЛИ Приведены только три примера.
| 1
| Названы только одно-два проявления.
ИЛИ Приведены только один-два примера.
ИЛИ Ответ неправильный.
| 0
| Максимальный балл
| 3
| |
|
|