Главная страница

Роль компетентностного подхода в развитии человеческого капитала



НазваниеРоль компетентностного подхода в развитии человеческого капитала
Дата18.04.2016
Размер59.6 Kb.
ТипРешение

Роль компетентностного подхода в развитии человеческого капитала

Куришкина Л.А. – к.п.н.,

Заслуженный учитель РФ
Мировая экономика в XXI в. определяется характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии - к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д. Именно поэтому, по нашему мнению, «Национальная доктрина образования Российской Федерации» декларирует обеспечение современного разностороннего развития молодежи, указывает на необходимость выявления творческого потенциала личности, как части человеческого капитала. Он определяется как совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Необходимо уточнить, что знаниевая парадигма образования сейчас не полностью удовлетворяет потребностям подготовки молодых людей к социальной, трудовой и другим видам деятельности.

Модернизация современного образования предполагает приоритет компетентностного подхода, когда на первое место в обучении выдвигается не информированность ученика, а умение разрешать проблемы, возникшие в различных ситуациях. В связи с обширными инновациями, заявленными в инициативе «Наша новая школа» у педагогических коллективов возникает потребность найти способы и пути решения проблем поставленных временем. Одной из задач является становление компетентной личности через реализацию собственного творческого потенциала.

Решение этой задачи требует новых подходов к процессу обучения школьников, от педагога - наличия соответствующих качеств, ибо он не только передает знания, но и развивает духовный опыт и творческое начало, создает условия для эффективного обучения и развития школьников. Именно поэтому для нас представляется важным поиск новых путей и методов развития творческого потенциала школьников, эффективной реализации компетентностного подхода в современных условиях.

Проблема комплексного развития личности, ее творческих способностей отнюдь не новая, ей уделялось немало внимания в трудах А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, Е.Н.Ильина, В.А.Сухомлинского, она и сегодня продолжает занимать одно из ведущих мест в российском образовании. Философы, психологи, ученые-педагоги современности в своих исследованиях обосновали необходимость и раскрыли актуальность проблемы развития творческого потенциала обучающихся. Следуя потребностям современного общества, будущий выпускник должен иметь еще одно свойство личности – сформированные ключевые компетентности как универсальные умения и обладать следующими способностями:

  • уметь адаптироваться в реальных условиях, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результаты собственных действий;

  • проявлять активность в познании окружающего мира, научиться добывать знания из различных источников, анализировать информацию, делать обобщения, формулировать и аргументировать выводы, уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях;

  • обладать навыками общения, быть контактными в различных социальных группах, уметь отстаивать собственное мнение и быть терпимым к мнению других, работать в коллективе в различных областях, предотвращать конфликтные ситуации, выполнять различные социальные роли;

  • самостоятельно трудиться над развитием интеллектуального, физического, культурного уровня.

Итак, основная идея компетентностного подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях на основе использования ключевых компетенций. В связи с этим в рамках компетентностного подхода доминирующим является представление не просто о «наращивании объема» знаний, а о приобретении разностороннего опыта деятельности, проявляя творческий подход при этом.

Под ключевыми компетенциями, особо значимыми для развития творческого потенциала личности, мы рассматриваем:

  • исследовательские компетенции (получение и обработка информации, выявление основных закономерностей процессов и поиск возможности их инновационного применения);

  • социально-личностные компетенции (умение справляться с психологическим дискомфортом в условиях неопределенности, осознавать важность проблемных ситуаций, возникающих в разных сферах человеческой жизни, умение аргументировано отстаивать свое мнение и способность перейти на иную, более целесообразную точку зрения);

  • коммуникативные компетенции (принимать инновационные решения и претворять их в жизнь, устанавливать и поддерживать контакты, вести переговоры, управлять продвижением своих творческих задумок идей, работать в команде);

  • организаторские компетенции (организовывать свою работу, принимать ответственность на себя),

  • личностно-адаптивные компетенции (проявлять гибкость, быть упорным в достижении цели, способным и стремящимся к саморазвитию).

Ведущей тенденцией развития творческого потенциала школьников при формировании у них ключевых компетенций является развитие творческой индивидуальности в обучающей деятельности, в процессах общения и взаимодействия, с индивидуальной ответственностью за собственные результаты труда и коллективное дело.

Развитие творческого потенциала обучающихся в результате использования компетентностного подхода может достигаться путём обучения школьников обобщённым способам учебной деятельности, межпредметным обобщениям известного и синтезированием нового, обобщённого знания. Закрепляясь в мыслительной деятельности ученика, действие переноса трансформируется в межпредметное познавательное умение.

   Механизмами творческой деятельности в учебно-воспитательном процессе при формировании и использовании универсальных умений является выполнение следующих заданий:

   • поиск неизвестного с помощью ассоциативного механизма;

   • поиск неизвестного с помощью механизма «анализ через синтез»;

   • поиск неизвестного с помощью механизма творческой рефлексии;

   • поиск неизвестного с помощью собственного опыта и логического начал;

   • поиск неизвестного с помощью позитивного переструктурирования своего опыта путём использования эвристических приёмов: а) переформулирование требований задачи; б) рассмотрение крайних случаев; в) блокирование составляющих; г) аналогии.

   Обобщённые понятия и действия при всей своей универсальности не должны утрачивать своего предметного смысла. Поэтому мы предлагаем использование подобных задач в старшей школе, когда получены основные знания по биологии, географии, физике и т.д. Это возможно при преподавании элективных курсов в условиях профильного обучения. Данный подход позволяет снять барьеры дисциплинарной разобщённости, решить проблему завершённости и востребованности образования, выбора индивидуальной траектории обучения, изменения соотношения между репродуктивными и продуктивными способами деятельности, перевода предметов из информационно-знаниевых в разряд деятельностных, компетентностных, способствующих развитию творческого потенциала школьников.

Итак, компетентностный подход как совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов, реализует следующие принципы творческого развития личности.

1. Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно и творчески решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

2. Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт творческой деятельности в решении познавательных, мировоззренческих, нравственных, межличностных, учебных и иных проблем.

3. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для развития творческого потенциала и формирования у обучаемых ключевых компетенций, использование которых способствует формированию позитивного опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

4. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

В рассматриваемой нами проблеме заложено сложное противоречие, решение которого будет зависеть от ежедневной работы каждого педагога: школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Дети, которые пришли в первый класс в 2011 году, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2070 года. Каким будет мир во второй половине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них творческий потенциал, способность адекватно реагировать на изменения, включаться в динамичные общественные процессы, любить и сохранять свою семью, думать о будущем своих детей и родителей, быть настоящим гражданином своей страны.