Главная страница

Характеристика заданий



Скачать 44.12 Kb.
НазваниеХарактеристика заданий
Дата08.04.2016
Размер44.12 Kb.
ТипДокументы

Задания C1—С4

Характеристика заданий.

  • Содержание заданий: на анализ источников.

  • Уровень сложности заданий CI, С2: базовый; заданий СЗ, С4: высокий.

  • Умения, проверяемые

- заданиями CI, С2: осознанно восприни­мать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде, а также преобразующе воспроизводить и интерпретиро­вать текст без привлечения контекстных знаний;

- заданием СЗ: да­вать характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса обществознания, с опорой на полученные знания;

- заданием С4: использовать информацию текста в другой познава­тельной ситуации, аргументировать и формулировать оценочные суждения, связанные с положениями текста.

  • Разновидности заданий:

  • задание, направленное на осмысление фрагмента текста во всей его полноте, выявление контекста источника, например: Можно ли на основании приведённого фрагмента утверждать, что наибо­лее важным автор считает эмпирический уровень науки? Свой вывод обоснуйте;

  • задание, нацеленное на раскрытие смысла отдельной части текста, сложного положения (авторской фразы), например: Как вы понимаете мысль автора о том, что образование способствует совер­шенствованию и укреплению правового государства?;

  • задание, связанное с правильной интерпретацией авторской фразы, например: Можно ли на основании приведённого фрагмента утверждать, что...? Свой вывод обоснуйте;

  • задание, требующее установления прямой связи с курсом обществознания, например: На основе знания обществоведческого курса и авторского текста назовите три фактора, влияющие на про­изводительность труда; Опираясь на текст документа и знание обще­ствоведческого курса, укажите, какие из проблем экологии человека являются естественными, а какие стали следствием научно-техни­ческой революции;

  • задание, требующее подтвердить или проиллюстрировать оп­ределённую авторскую мысль примерами, фактами из жизни челове­ка и общества, например: Подтвердите тремя примерами вывод ав­тора о том, что чем выше уровень промышленного развития страны, тем сильнее развито в ней разделение труда;

  • задание, ориентированное на анализ фактов, явлений, про­цессов современности, например: Опираясь на определения различ­ных обществ, данные в тексте, объясните, в каком обществе живёт современная российская молодёжь;

  • задание, нацеленное на применение знаний, полученных из текста и из курса обществознания, в конкретной жизненной ситуа­ции, например: Опираясь на текст закона и знание обществоведчес­кого курса, определите, кто будет участвовать в административных правоотношениях в случае появления несовершеннолетнего в состо­янии алкогольного опьянения на стадионе. Каковы права и обязан­ности участников этих правоотношений?;

  • задание, требующее выражения своего собственного мнения и его аргументации, например: Возможно ли, на ваш взгляд, в обоз­римом будущем преодоление контрастов между «богатыми» и «бед­ными» странами? Приведите два аргумента в подтверждение сваей позиции.




  • Время, отводимое на выполнение заданий CI, С2: до 7 минут, задания СЗ: до 10 минут, задания С4: до 15 минут.

  • Оценивание качества выполнения заданий CI, С2: правильное выполнение каждого задания оценивается в 2 балла; неполный пра­вильный ответ — 1 балл; неправильный ответ — 0 баллов; заданий СЗ, С4: правильное выполнение каждого задания оценивается в 3 балла; неполный правильный ответ — 2 или 1 балл; неправиль­ный ответ — 0 баллов.

Алгоритм выполнения заданий

  • Внимательно прочитать как приведённый текст, так и задания и вопросы к нему.

Совет: умение концентрировать внимание на приведённом тексте, формулировках заданий и вопросов к нему даст возможность сориенти­роваться в его содержании, предварительно (не всегда в явном, чаще в снятом виде) определить его структуру, отметить ключевые положения, соотнести его содержание с заданиями и вопросами

  • Определить тематическую принадлежность (к какому разделу курса обществознания относится: «Человек и общество», «Эконо­мика», «Социальные отношения», «Политика», «Право») приве­дённого текста. Такое соотнесение необходимо, поскольку часть за­даний предполагает привлечение контекстных знаний.

  • Вычленить главную идею текста: для этого ответить на вопрос: «О чём говорится в тексте?» («Чему посвящен этот текст?»).

  • Выполнять задания к тексту в том порядке, в котором они представлены в экзаменационной работе (от первого (С1) к четвёр­тому (С4)): выполнить последующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.

Совет: если возникли затруднения, не следует останавливать ра­боту над текстом. Оценивается выполнение каждого задания, и даже не слишком убедительный ответ может содержать в себе верные элемен­ты, заслуживающие дополнительного балла

  • Определить, искать ли ответ на задание непосредственно в тексте или необходимо привлечь знания, полученные при изучении курса обществознания: внимательно прочитать формулировки зада­ний, в которых даны соответствующие указания: «Найдите в тек­сте...»; «Что говорит автор...»; «Какие признаки называет автор...»; «Опираясь на знание курса обществознания и собственный опыт, охарактеризуйте...»; «Конкретизируйте мнение автора, опираясь на знание курса обществознания...»

Напоминаем: при выполнении заданий к тексту важно:

- понять, что именно требуется для успешного ответа;

- уяснить, из каких частей складывается задание (как правило, за­дания являются двусоставными, т. е. состоящими из двух частей, например: «В чём авторы видят роль брачно-семейных отношений? (первая часть). Чем они отличаются от других социальных отношений? (вторая часть).);

- не забывать о выполнении не только первой, но и второй части задания;

- стараться выполнить все задания;

- если возможно ответить только на часть задания, обязательно записать ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесёт лишние баллы);

- не выходить за рамки вопроса, не пытаться написать всё, что из­вестно по проблеме, не оценивать мнение автора и не стремиться вы­сказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;

- сформулировать и представить логически связный ответ, отли­чающийся полнотой, опорой на материал, изученный в курсе обществознания, соответствующий поставленному вопросу, а также осно­ванный на личном опыте

  • Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав текст и найдя в нём ключевые фразы, подтверждающие собственные суждения.

  • Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания — С1, а затем ответ на него, далее — номер задания — С2 и ответ на него и т. д.