|
С6. Перечислите основные элементы структуры экономической деятельности и проиллюстрируйте каждый из них примером.
С6. Назовите 3 негативных последствия безработицы.
Ответ: Могут быть названы следующие негативные последствия безработицы: недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального; снижение уровня жизни населения; потеря безработным профессиональных знаний и навыков, что осложняет возможность его трудоустройства и др.
С6. Назовите любые три фактора, которые влияют на изменение спроса, и проиллюстрируйте каждый из них соответствующим примером.
Ответ: Могут быть названы следующие факторы, влияющие на изменение спроса, и приведены иллюстрирующие их примеры: изменение цены товара-заменителя (пример: если (из-за снижения предложения) цена кока-колы повысится, спрос на пепси-колу увеличится); изменение цены дополняющего товара (пример: если (из-за снижения предложения) цена дополняющего товара повышается, это приводит к снижению спроса на рассматриваемый товар, если (из-за снижения предложения) цена на фотоплёнку резко увеличится, спрос на фотоаппараты снизится); изменение ожиданий потребителей в отношении цен (пример: если потребители ожидают, что цепа на компьютеры вырастет, они будут пытаться купить их сейчас, т.е. до того, как повысится цена)
С6. Назовите два вида издержек фирмы в краткосрочном периоде и проиллюстрируйте каждый из них соответствующим примером.
Ответ: Могут быть названы следующие виды издержек фирмы в краткосрочном периоде и приведены иллюстрирующие их примеры: постоянные издержки (пример: плата за аренду офиса фирмы); переменные издержки (пример: плата за используемое сырьё в процессе производства)
С6. С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс государственного регулирования экономики.(Вариант)
Ответ: 1) принятие закона о ставке минимальной оплаты труда – правовое регулирование трудовых отношений;
2) Центральный банк устанавливает размер ставки процента за кредит – регулирование
денежного обращения;
3) повышение таможенных пошлин на отдельные виды потребительских товаров или повышение косвенных налогов – регулирование налогообложения.
С6. Покажите на конкретном примере, к каким экономическим последствиям приводят принудительное установление государством цен на товары ниже рыночных. Укажите два последствия.
Ответ: Последствия: 1)появление товарного дефицит;,
2)рост теневой экономики;
3)оживление спекуляции.
Примером является ситуация в СССР в 80-е годы власти с помощью введения всевозможных карточек, талонов пытались ограничить спрос и сдержать рост цен.
С6. Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества (необходимость государственного регулирования экономики).
Ответ: 1. В ряде стран введены специальные налоги на сверхприбыль компаний, косвенные налоги на приобретение предметов роскоши, то есть государство решает проблему смягчения неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения. 2. В Европейском суде несколько лет длится процесс против компании «Майкрософт», обвиняемой в монополизации рынка, то есть государство, защищая интересы потребителей, принимает антимонопольное законодательство. 3. Отдельной статьей расходов государственного бюджета является финансирование правоохранительных органов, здравоохранения, образования, то есть государство обеспечивает предоставление населению страны общественных благ.
С6. В стране Т. происходит становление рыночной экономики. Приведите три возможных примера, которые могли бы проиллюстрировать этот процесс. Ответ: 1) господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадлежащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляет производство;
2) предпринимателям гарантируется свобода их деятельности, государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм;
3) главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предложение, цена. С7. В ходе социологических опросов 2002 и 2005 годов предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Люди по-разному устраивают свою жизнь, в разной мере приспосабливаясь к условиям. Какое из следующих высказываний точнее всего описывает ваше отношение к нынешней жизни?» Полученные данные представлены в таблице.
Сделайте вывод об изменениях в настроениях современных россиян. Приведите (используя данные таблицы) три обоснования этого вывода.
Варианты ответа
| Число ответивших (в %)
|
| 2002
| 2005
| Мне приходится «вертеться», хвататься за любую возможность заработать, лишь бы обеспечить себе и близким терпимую жизнь
| 28
| 31
| Я свыкся с тем, что пришлось отказаться от привычного образа жизни, жить, ограничивая себя в большом и малом
| 26
| 20
| Я живу, как и раньше, для меня в последние годы ничего особенного не изменилось
| 21
| 27
| Мне удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего
| 7
| 10
| Я никак не могу приспособиться к нынешней жизни
| 18
| 12
| Ответ: Россияне постепенно приспосабливаются к современным условиям, хотя это нелегко. Обоснования: 1) только 12% никак не смогли приспособиться к нынешней жизни (за три года их число немного сократилось); 2)немного (на 3%) увеличилось число тех, кому удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего, доля тех, кто свыкся, что пришлось жить, ограничивая себя в большом и малом, сократилась на 6%.
С7. Познакомьтесь с высказыванием учёного-экономиста В. Леонтьева. «Систему свободного предпринимательства можно сравнить с гигантским компьютером, способным решать свои собственные проблемы автоматически. Но каждый, кто имел дело с большими компьютерами, знает, что иногда они дают сбой и не могут действовать без присмотра».
Назовите тип экономической системы, о которой говорит В. Леонтьев. Перечислите две экономические проблемы, которые эта система способна решать самостоятельно, и две экономические проблемы, решение которых требует вмешательства государства.
Ответ:
Тип экономической системы, о которой говорит В. Леонтьев,— рыночная экономика.
Экономические проблемы, которые эта система способна решать самостоятельно:
— создание условий для эффективного распределения ресурсов в экономике (в соответствии с объёмом и структурой потребностей);
— обеспечение свободы выбора для потребителя и производителя;
— ограничение возможностей возникновения монополий;
— создание стимулов к труду.
Экономические проблемы, которые эта система не может решать самостоятельно:
— обеспечение производства общественных благ (блага, которые не могут быть дамы отдельному человеку, чтобы при этом не быть предоставленными всем остальным членам общества);
— обеспечение всех людей достаточным для их жизни доходом;
— регулирование внешних (побочных) эффектов.
Государство может исправлять ситуацию, связанную с недо- или перепроизводством/потреблением продуктов в результате воздействия внешних (побочных) эффектов, используя для этого налоговые инструменты, субсидии и регулирующие меры
С7. Проанализируйте ситуацию. Удельный вес расходов на оплату труда в стоимости продукции в Японии в 2—3 раза ниже, чем в других странах (в США этот показатель составляет 32%, в Англии — 27%, а в Японии — 11%). Так, в стоимости итальянских автомобилей «Фиат» на зарплату приходится 31%, а в стоимости соответствующих японских — 6,6%.
Какие три фактора влияют на уменьшение доли заработной платы в стоимости продукции?
Ответ: На уменьшение доли заработной платы в стоимости продукции влияют следующие факторы: стоимость жизненных средств (благ), необходимых для поддержания способности человека к труду: в разных странах она различается; уровень квалификации работников; условия труда; спрос и предложение на рынке труда; региональные различия
С7. Крупная компания объявила о повышении тарифов на электроэнергию. Какие три последствия этой меры должен ощутить рынок?
Ответ: Могут быть названы следующие последствия повышения тарифов на электроэнергию: повышение потребительских цеп, так как электроэнергия закладывается в издержки производства всех товаров; повышение цеп на коммунальные услуги; повышение тарифов на железнодорожные перевозки; возможное разорение, банкротство тех предприятий, которые не смогут оплачивать электроэнергию по новым тарифам
С8. Развернутый план по теме «Экономика как наука»
Один из вариантов плана раскрытия дайной темы:
1) Понятие экономики как науки
2) Основные задачи экономической пауки
3) Предмет исследования и особенности экономической науки
4) Функции экономики как науки
а) познавательная
б) методологическая
в) практическая (прагматическая)
г) образовательная
д) идеологическая
5) Уровни анализа в экономической теории
а) микроэкономика
б) макроэкономика
С8. Развернутый план по теме «Государственный бюджет» Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Понятие государственного бюджета
2) Структура государственного бюджета
а) доходная часть
б) расходная часть
3) Источники государственного бюджета
4) Виды бюджета
а) сбалансированный
б) дефицитный
в) профицитный
5) Источники покрытия бюджетного дефицита
а) сокращение бюджетных расходов
б) изыскание источников дополнительных доходов
в) государственные займы
г) денежная эмиссия
6) Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета
а) долгосрочные тенденции, налоговых поступлений и государственных расходов
б) фаза экономического цикла в стране
в) текущая политика государства
С8. Развернутый план по теме «Инфляция»
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Понятие инфляции
2) Основные источники инфляции
3) Типы инфляции
а) инфляция спроса
б) инфляция предложения
4) Виды инфляции
а) по характеру протекания
б) в зависимости от темпа роста цен
в) по степени расхождения роста цен по различным товарным группам
5) Последствия инфляции
9. 1. «Экономика — это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» (Б. Шоу).
9. 2. «Не на золото и серебро, а только на труд первоначально были приобретены все богатства мира» (А. Смит).
9. 3. «Бизнес — искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к. насилию» (М. Амстердам).
9. 4. «Свободная рыночная экономика — превосходная вещь, но, чтобы она работала, нужно очень много полиции» (Н. Аксерон).
9.5. «Если бедных слишком много, то расходы государства сильно возрастают, что незамедлительно скажется на благосостоянии других слоев населения» (А. Кравченко).
9.6. «Богатство — не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться» (Наполеон I),
9.5. «Инфляция каждому представляет возможность почувствовать себя миллионером» (А. Рогов).
9. 7. «Бизнес — это сочетание войны и спорта» (А. Моруа).
9. 2. «Рынки так же, как парашюты, срабатывают, только если они открыты» (Г. Шмидт).
9. 8. «Экономическая конкуренция — это не война, а соперничество в интересах друг друга» (Э. Кэннан).
9.9. «Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов» (Дж. Фейлан).
9.10. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований» (М. Станс).
9. 11. «Человек с множеством достоинств добавит к ним ещё два,
если окажется способным заработать и разумно потратить большие деньги» (Э. Севрус).
9.12. «Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, но в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни» (Г. Форд).
9.13. «Наилучшая экономическая система — это та, которая максимально обеспечивает людей тем, в чём они больше нуждаются» (Дж. Гэлбрейт).
9.14. «Частная инициатива — как ветер в парусах, сообщает экономике свой импульс, планирование же наподобие руля направляет экономику в нужную сторону» (В. Леонтьев).
9.15. «Конкурентоспособность рождается не на мировом рынке, а внутри страны» (М. Портер).
9.16. «Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство» (Б. Ауэрбах). |
|
|