Главная страница

Куришкина Л. А. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение



Скачать 65.76 Kb.
НазваниеКуришкина Л. А. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дата18.04.2016
Размер65.76 Kb.
ТипДокументы

Куришкина Л.А.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 33»,

заместитель директора, к.п.н.,

заслуженный учитель РФ
Особенности юношеского возраста для развития творческих способностей старшеклассников в условиях социально-контекстной образовательной среды
Ключевые слова статьи: творческие способности; юношеский возраст; социально-контекстная образовательная среда

В статье рассматриваются особенности юношеского возраста, способствующие развитию творчества. Рассматривается влияние социально-контекстной образовательной среды на развитие творческих способностей учащихся.
Современное общество, живя в третьем тысячелетии, отводит особую роль развитию творческих способностей каждой конкретной личности. Для решения социальных, экологических, экономических и культурных проблем, характерных для сегодняшней действительности, обществу требуются активные, мыслящие личности. Ведь понятно, что государство, не способное выявить и воспитать творческих людей, не способно модифицировать свою социально-экономическую систему. В настоящее время эта проблема стоит особенно остро из-за возрастания степени социальной неопределенности.

В связи с этим современным обществом предъявляются повышенные требования к поколению, вступающему в жизнь, т.е. к юношеству. Способность молодых к неожиданному взгляду на сложившуюся природу вещей, их раскованность и восприимчивость к нестандартным подходам в решении проблем - это огромный капитал общества, в котором кроется творческий потенциал. В условиях, когда каждый человек должен быть конкурентоспособным на рынке труда, только творческий подход к любому делу поможет человеку занять свое достойное место в жизни.

В создавшихся условиях проблема развития творческих способностей личности, источников и факторов ее развития приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением современных научных исследований.

В современной школе актуальна проблема развития образовательного пространства, адекватного старшему школьному возрасту через создание условий для социального и образовательного самоопределения старшеклассника; для получения школьниками качественного современного образования, позволяющего выпускнику, обладающему социально-контекстными характеристиками личности, занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию, проявлять творческий подход к делу, поступить и успешно обучаться в выбранном вузе.

Юношеский возраст в современной культуре не имеет цельного, глубокого, сущностного описания по ряду причин. Во-первых, юношеское становление более зависимо от экономической и политической ситуации (в отличие от предыдущих возрастов). Во-вторых, культурно-исторически юношеский возраст, как и подростковый, не получил еще четкого оформления и является неким «коридором» между детством и взрослой жизнью. И, в-третьих, социальные задачи, которые человек реализует в этом возрасте, меняются практически каждое десятилетие, что актуализирует идею творческого развития и самореализации старшеклассника.

Тем не менее, сегодня уже можно говорить о принципиальной культурной специфике юношеского возраста. В целом эта специфика связана с базовым возрастным процессом – поиском идентичности на мировоззренческом уровне. Таким образом, ведущей деятельностью данного периода жизни человека является самоопределение как практика становления, связанная с конструированием возможных образов будущего, проектированием и планированием в нем своей индивидуальной траектории, используя творческий подход в собственной деятельности.

Процессы самоопределения реализуются через осуществление набора проб, в том числе и творческого характера, и приобретение опыта подготовки к принятию решений о мере, содержании и способе своего участия в образовательных и социальных практиках, которые могут выражаться в разных формах.

Сценарный характер творческой активности отличает юношу от подростка. Для современного юноши сценарии образовательных событий, проектов носят характер задуманного пробного действия, в котором он может проявить свое творчество. Для данного возраста важен, прежде всего, «проект себя самого» – своих настоящих и будущих возможностей, показывающий собственный потенциал и желание творчески подходить к решению проблем.

Важнейшей спецификой юношеского возраста является его активная включенность в существующие проблемы современности. Юношеские практики становления всегда по-настоящему рискованны – находятся на острие проблем, и проявляемое творчество иногда имеет крайние рамки проявления.

Становление юноши – это попытка обретения практического мышления, формируемого в ходе прохождения социально-контекстных практик. Именно это создает условия для проявления творческой самостоятельности в решении поставленных учебных задач. В этой связи единицей организации содержания образования на уровне среднего общего образования должна стать «проблема» и проблемная организация учебного материала, предполагающая творческую деятельность и выход в следующий управляющий контур – в пространство «смыслов», «горизонтов», «возможностей», ориентированных на деятельность, имеющую опережающий смысл и творческий характер.

Образовательные практики на уровне среднего общего образования реализуются через технологическую организацию жизнедеятельности, а именно - средствами профильного обучения. Поэтому старшая школа должна строиться не только по принципу предметных профилей, а на основе сформированного образовательного интереса, реализующегося в условиях вариативной социально-контекстной образовательной среды, включающей: собственно профильное обучение, углубленное изучение отдельных предметов, сетевое взаимодействие по реализации образовательных программ. Их интеграция дает возможность удовлетворения образовательных потребностей обучающихся и проявления творческого подхода к организации собственной учебной работе.

Юноша в таком типе образования сам должен быть носителем творческой идеи, а также ее разработчиком.

Построение юношеского образования требует особых педагогических позиций. В МБОУ «СШ № 33» города Смоленска культивируются виды деятельности старших школьников, обеспечивающие реализацию творческого подхода к обучению.

  • Учебно-образовательная деятельность в стартовых формах университетского образования (учебные лекции, семинары, тренинги, практикумы, стажировки и т.п.).

  • Индивидуальная учебная деятельность в рамках индивидуальной образовательной программы старшеклассника.

  • Учебно-исследовательская деятельность по конкретной профильной теме.

  • Организационно-проектная социальная деятельность в рамках профильных образовательных учебных практик старшеклассника.

  • Деятельность по формированию своего профессионального, личностного и гражданского самоопределения.

Данные виды деятельности – залог преобразования учебного опыта в позитивный, социально и личностно значимый, имеющий творческую основу и позволяющий старшекласснику реализовывать свои творческие планы.

Итак, сегодня, в ХХI веке, человечество столкнулось с нарастанием самых различных кризисов – экологического, информационного, культурного, демографического, национального и др., вынуждающих обращаться к упреждающе адаптационным возможностям образования. Решение этих проблем предполагает изменение образовательной среды современной школы, человеческого менталитета, ценностных ориентаций в образовании, способов творческой деятельности, поведения и образа жизни как в индивидуально личностном, так и в общечеловеческом масштабе. 

Опыт работы со старшеклассниками показывает, что творческие ученики характеризуются: более сильным стремлением к личностной значимости, которое находит свое выражение в интенсивном процессе самопознания и самореализации; более зрелыми жизненными целями; уверенностью в собственных силах и способностях. Для таких молодых людей характерен оптимизм, жизненная целеустремленность, высокие профессиональные цели, выраженность стремления к творческим достижениям.

Наш сегодняшний выпускник – это завтрашний взрослый, решающий не только свои личные проблемы, но и задачи государственной важности. Задача современного учителя – создать все условия для развития творческих способностей и потенциала наших сегодняшних выпускников.

Kurishkina L.A.

Special features of youth age for developing high-school students’

creative abilities in conditions of social-context educational sphere
Key words of the article: creative abilities, youth age, social-context educational sphere
The article examines special features of youth age, which promote development of creativity. Influence of social-context educational sphere on development of students’ creative abilities is considered.