|
Куришкина Л. А. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Куришкина Л.А.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 33»,
заместитель директора, к.п.н.,
заслуженный учитель РФ Особенности юношеского возраста для развития творческих способностей старшеклассников в условиях социально-контекстной образовательной среды Ключевые слова статьи: творческие способности; юношеский возраст; социально-контекстная образовательная среда
В статье рассматриваются особенности юношеского возраста, способствующие развитию творчества. Рассматривается влияние социально-контекстной образовательной среды на развитие творческих способностей учащихся. Современное общество, живя в третьем тысячелетии, отводит особую роль развитию творческих способностей каждой конкретной личности. Для решения социальных, экологических, экономических и культурных проблем, характерных для сегодняшней действительности, обществу требуются активные, мыслящие личности. Ведь понятно, что государство, не способное выявить и воспитать творческих людей, не способно модифицировать свою социально-экономическую систему. В настоящее время эта проблема стоит особенно остро из-за возрастания степени социальной неопределенности.
В связи с этим современным обществом предъявляются повышенные требования к поколению, вступающему в жизнь, т.е. к юношеству. Способность молодых к неожиданному взгляду на сложившуюся природу вещей, их раскованность и восприимчивость к нестандартным подходам в решении проблем - это огромный капитал общества, в котором кроется творческий потенциал. В условиях, когда каждый человек должен быть конкурентоспособным на рынке труда, только творческий подход к любому делу поможет человеку занять свое достойное место в жизни.
В создавшихся условиях проблема развития творческих способностей личности, источников и факторов ее развития приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением современных научных исследований.
В современной школе актуальна проблема развития образовательного пространства, адекватного старшему школьному возрасту через создание условий для социального и образовательного самоопределения старшеклассника; для получения школьниками качественного современного образования, позволяющего выпускнику, обладающему социально-контекстными характеристиками личности, занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию, проявлять творческий подход к делу, поступить и успешно обучаться в выбранном вузе.
Юношеский возраст в современной культуре не имеет цельного, глубокого, сущностного описания по ряду причин. Во-первых, юношеское становление более зависимо от экономической и политической ситуации (в отличие от предыдущих возрастов). Во-вторых, культурно-исторически юношеский возраст, как и подростковый, не получил еще четкого оформления и является неким «коридором» между детством и взрослой жизнью. И, в-третьих, социальные задачи, которые человек реализует в этом возрасте, меняются практически каждое десятилетие, что актуализирует идею творческого развития и самореализации старшеклассника.
Тем не менее, сегодня уже можно говорить о принципиальной культурной специфике юношеского возраста. В целом эта специфика связана с базовым возрастным процессом – поиском идентичности на мировоззренческом уровне. Таким образом, ведущей деятельностью данного периода жизни человека является самоопределение как практика становления, связанная с конструированием возможных образов будущего, проектированием и планированием в нем своей индивидуальной траектории, используя творческий подход в собственной деятельности.
Процессы самоопределения реализуются через осуществление набора проб, в том числе и творческого характера, и приобретение опыта подготовки к принятию решений о мере, содержании и способе своего участия в образовательных и социальных практиках, которые могут выражаться в разных формах.
Сценарный характер творческой активности отличает юношу от подростка. Для современного юноши сценарии образовательных событий, проектов носят характер задуманного пробного действия, в котором он может проявить свое творчество. Для данного возраста важен, прежде всего, «проект себя самого» – своих настоящих и будущих возможностей, показывающий собственный потенциал и желание творчески подходить к решению проблем.
Важнейшей спецификой юношеского возраста является его активная включенность в существующие проблемы современности. Юношеские практики становления всегда по-настоящему рискованны – находятся на острие проблем, и проявляемое творчество иногда имеет крайние рамки проявления.
Становление юноши – это попытка обретения практического мышления, формируемого в ходе прохождения социально-контекстных практик. Именно это создает условия для проявления творческой самостоятельности в решении поставленных учебных задач. В этой связи единицей организации содержания образования на уровне среднего общего образования должна стать «проблема» и проблемная организация учебного материала, предполагающая творческую деятельность и выход в следующий управляющий контур – в пространство «смыслов», «горизонтов», «возможностей», ориентированных на деятельность, имеющую опережающий смысл и творческий характер.
Образовательные практики на уровне среднего общего образования реализуются через технологическую организацию жизнедеятельности, а именно - средствами профильного обучения. Поэтому старшая школа должна строиться не только по принципу предметных профилей, а на основе сформированного образовательного интереса, реализующегося в условиях вариативной социально-контекстной образовательной среды, включающей: собственно профильное обучение, углубленное изучение отдельных предметов, сетевое взаимодействие по реализации образовательных программ. Их интеграция дает возможность удовлетворения образовательных потребностей обучающихся и проявления творческого подхода к организации собственной учебной работе.
Юноша в таком типе образования сам должен быть носителем творческой идеи, а также ее разработчиком.
Построение юношеского образования требует особых педагогических позиций. В МБОУ «СШ № 33» города Смоленска культивируются виды деятельности старших школьников, обеспечивающие реализацию творческого подхода к обучению.
Учебно-образовательная деятельность в стартовых формах университетского образования (учебные лекции, семинары, тренинги, практикумы, стажировки и т.п.).
Индивидуальная учебная деятельность в рамках индивидуальной образовательной программы старшеклассника.
Учебно-исследовательская деятельность по конкретной профильной теме.
Организационно-проектная социальная деятельность в рамках профильных образовательных учебных практик старшеклассника.
Деятельность по формированию своего профессионального, личностного и гражданского самоопределения.
Данные виды деятельности – залог преобразования учебного опыта в позитивный, социально и личностно значимый, имеющий творческую основу и позволяющий старшекласснику реализовывать свои творческие планы.
Итак, сегодня, в ХХI веке, человечество столкнулось с нарастанием самых различных кризисов – экологического, информационного, культурного, демографического, национального и др., вынуждающих обращаться к упреждающе адаптационным возможностям образования. Решение этих проблем предполагает изменение образовательной среды современной школы, человеческого менталитета, ценностных ориентаций в образовании, способов творческой деятельности, поведения и образа жизни как в индивидуально личностном, так и в общечеловеческом масштабе.
Опыт работы со старшеклассниками показывает, что творческие ученики характеризуются: более сильным стремлением к личностной значимости, которое находит свое выражение в интенсивном процессе самопознания и самореализации; более зрелыми жизненными целями; уверенностью в собственных силах и способностях. Для таких молодых людей характерен оптимизм, жизненная целеустремленность, высокие профессиональные цели, выраженность стремления к творческим достижениям.
Наш сегодняшний выпускник – это завтрашний взрослый, решающий не только свои личные проблемы, но и задачи государственной важности. Задача современного учителя – создать все условия для развития творческих способностей и потенциала наших сегодняшних выпускников.
Kurishkina L.A.
Special features of youth age for developing high-school students’
creative abilities in conditions of social-context educational sphere Key words of the article: creative abilities, youth age, social-context educational sphere The article examines special features of youth age, which promote development of creativity. Influence of social-context educational sphere on development of students’ creative abilities is considered. |
|
|