|
Государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении Государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей,
нуждающихся в длительном лечении,
«Болгарская санаторная школа-интернат»
«Рассмотрено»
Заместитель директора по УВР
________ /Егорова Т.И.
от «___» ________ 2014 г
| «Утверждено»
Директор ГБООУ «Болгарская санаторная школа-интернат»
___________ Четанов В.А.
Приказ №________
от «____»_________ 2014 г.
| «Согласовано»
Председатель Методического совета, зам. начальника Муниципального бюджетного учреждения (Отдел образования) исполнительного комитета Спасского муниципального района
_________/Рыбакова
Приказ № ____________ от «___»_______2014г.
| Авторская программа элективного курса по математике
«Решение задач на смеси, сплавы, концентрацию»
Разработчик: учитель математики
ГБООУ «Болгарская санаторная школа-интернат»
Спасского муниципального района РТ
Бондарева Людмила Николаевна
Содержание.
Пояснительная записка______________________________________________3-4
Планируемые результаты____________________________________________5-6
Учебно-тематический план___________________________________________7
Содержание программы______________________________________________8
Литература_________________________________________________________9-10
Приложение _______________________________________________________11-70
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Решение задач на смеси, сплавы, концентрацию» составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Государственного образовательного стандарта;
Примерной Программы по математике основного (общего) образования.
Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня сформированности математического образования, глубины освоения учебного материала. Поэтому любой экзамен, любой контроль знаний по математике содержит в качестве основной и, пожалуй, наиболее трудной части решение задач.
За время обучения в школе решается огромное число задач. При этом решаются одни и те же задачи. И в итоге большая часть учеников овладевает общим умением решения задач, а встретившись с задачей незнакомого или малознакомого вида, теряются и не знают, как к ней подступиться.
Для того, чтобы научиться решать задачи, надо много работать. Но эта работа не сводится лишь к решению большого числа задач. Если кратко обозначить то, что нужно сделать для этого, то можно сказать: надо научиться такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, а её решение – как объект конструирования и изобретения.
Программа курса «Решение задач на смеси, сплавы, концентрацию» адресована обучающимся 9 классов, и рассчитана на 16 часов. Данный курс предназначен, в первую очередь, обучающимся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный выбор профиля обучения в старших классах и качественно подготовиться к государственной (итоговой) аттестации. Разработка программы элективного курса обусловлена тем, что задачи с использованием таких понятий как концентрация, процентное содержание вещества в смеси, растворе, сплаве в школьном курсе математики практически отсутствуют, учащимся мало знаком алгоритм решения такого типа задач, что вызывает затруднения при решении текстовых задач на итоговой аттестации, математических олимпиадах, конкурсных работах.
В последнее же время в контрольно-измерительные математике, проводящего в форме ЕГЭ и ГИА, включают и задачи на концентрацию, смеси и сплавы.
Данный курс показывает связь математики с другими областями знаний, а также применение математических знаний к решению повседневно бытовых проблем человека, задач технологии производства, ориентирует учащихся на обучение по естественнонаучному, социально-экономическому профилю. Материал курса способствует формированию познавательной и социальной активности ученика.
Цель курса:
сформировать у учащихся умения и навыки решения задач на концентрацию, процентное содержание вещества в смеси, растворе, сплаве. Задачи курса:
познакомить учащихся с основными методами, идеями и способами решения текстовых задач на «концентрацию», «процентный раствор»;
систематизировать и углубить знания учащихся при решении задач на «смеси», «растворы», «сплавы»;
сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач;
научить применять математические знания в решении повседневных жизненных задач бытового характера;
восполнить теоретическую базу по данной теме в связи с отсутствием компактного и чёткого её изложения в школьных учебниках.
укреплять межпредметные связи;
развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся;
развивать интерес школьников к изучаемому предмету через проведение занятий элективного курса;
помочь учащимся осознать степень интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы (выбор профиля обучения).
2. Планируемые результаты.
В результате изучения данного элективного курса учащиеся должны: Знать: формулы для расчета концентрации смесей, сплавов, т. е. массовой доли и объемной доли газообразного вещества в газовой смеси;
алгоритмы составления условия и решения задач.
Уметь:
применить общий подход к решению различных задач на «смеси», «сплавы»;
работать с законом сохранения масс для составления уравнений к решению задач;
применить знания для решения повседневных жизненных задач.
В ходе изучения курса обучающиеся повторяют:
• Алгоритмы решения линейных уравнений.
• Способы решения систем уравнений.
• Виды текстовых задач и способы их решения.
И дополнительно закрепляют умения:
• Решать линейные уравнения, а также системы уравнений различными методами: подстановкой, сложением, введением новой переменной.
• Определять тип текстовой задачи.
• Составлять и решать математическую модель реальной ситуации.
• Работать с математической моделью, в которой содержится несколько переменных, а также с моделью (системой), в которой число переменных превосходит число уравнений.
• Применять полученные математические знания решения задач в повседневной жизни.
• Использовать дополнительную литературу.
Организация проведения аттестации учащихся.
Итоговая аттестация по результатам изучения курса «Задачи на сплавы, смеси и концентрацию» предусмотрена с учетом самостоятельно выполненных работ учащимся (контрольная работа). Итоговая оценка предполагается накопительной, то есть результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании изучения курса. Конкретные рамки по количеству баллов для получения той или иной оценки заранее не задаются, а оценка определяется по завершении изучения курса в зависимости от актуального уровня подготовки учащегося, его участия в проведении занятий.
Оценка знаний и умений обучающихся 9 класса проводится в форме зачета по теме «Задачи на смеси, сплавы».
В связи с тем, что за элективный курс оценки не выставляются, то можно предложить (по желанию обучающихся), что оценка за зачетную работу будет выставлена в журнале по предмету «математика» по пятибалльной системе.
Возможные критерии оценок:
Если обучающийся при сдаче зачета набрал 17 - 24 балла – учащийся блестяще освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных математических задач, в работе над индивидуальными домашними заданиями ученик продемонстрировал умение работать с литературными источниками, он отличался активным участием при обсуждении решения задач, изучаемых в данном курсе; творческим подходом и большой заинтересованностью как при освоении курса в целом, так и при выполнении порученных ему учителем заданий.
От 10 до 16 баллов – учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартным заданием; ученик успешно сдал зачет и выполнял домашние задания, но без проявления явных творческих способностей.
От 6 до 9 баллов – учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнить такие задания.
Менее 6 баллов – ученик не проявил ни прилежания, ни заинтересованности в освоении курса, он халатно отнесся к подготовке зачета и выполнению индивидуальных домашних заданий; он уклонялся от участия в обсуждение подходов решения задач.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических работ.
Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.
Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в форме малого ЕГЭ).
Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе (по желанию обучающихся).
Курс по теме «Задачи на смеси, сплавы и концентрацию» предполагает отработать целый блок текстовых задач, предлагаемых в рамках итоговой аттестации учащихся 9-х классов и в будущем сдачи ЕГЭ в 11-м классе и развитие умения учащихся самостоятельно решать текстовые задачи на смеси, сплавы и концентрацию.
3.Учебно-тематический план
№ п.п
| Наименование тем курса
| Кол-во часов
| Форма занятий
| Примечание
| 1
| Изучение основных понятий курса Начальные сведения из курса химии по теме «Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора)». Метод «пропорция», табличный способ.
| 2
| Лекция, беседа, объяснение
| Приложение 1
| 2
| Общие подходы к решению задач на смеси, растворы и сплавы
| 2
| Объяснение, беседа, практикум
| Приложения 2, 3, 12, 15
| 3
| Задачи на растворы правило «креста». Задачи на понижение,
повышение концентрации.
Конверт Пирсона.
| 3
| Комбинированное занятие
| Приложения 4,5,16, 17
| 4
| Задачи на сухое вещество.
| 1
| Комбинированное занятие
| Приложения 6, 13, 14, 18
| 5
| Задачи на переливание
| 2
| Лекция
Практикум
| Приложения 7, 19
| 6
| Задачи на смешивание растворов разных концентраций. Решение задач с помощью систем уравнений.
| 2
| Лекция
Практикум
| Приложения 8, 9, 12, 13, 20
| 7
| Задачи на сплавы различными способами.
Решение с помощью схем и графиков.
| 3
| Комбинированное занятие
| Приложения 10, 12, 14. 20
| 8
| Зачет по теме.
| 2
| Контрольная работа.
| Приложение 11
| 4. Содержание программы.
Тема 1: Начальные сведения из курса химии по теме «Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора)».
Изучение основных понятий курса. Этапы решения задач. Составление таблицы данных задачи и её значение для составления математической модели. Способ решения задач «Пропорция».
Тема 2: Общие подходы к решению задач на смеси, растворы и сплавы.
Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля»), и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы.
Тема 3: Задачи на растворы.
Задачи на понижение, повышение концентрации. Конверт Пирсона.
Тема 4: Задачи на «сухое вещество». Данная тема предполагает расширение знаний обучающихся о задачах на высыхание, усушку. Тема предполагает изучение общего алгоритма решения задач на «сухое вещество».
Тема 5: Задачи на переливание. Выявление общей закономерности изменения той или иной величины в результате многократно повторяющейся операции. Задачи на разбавление.
Тема 6: Задачи на смешивание растворов разных концентраций. Задачи на изменение концентрации растворов. Нахождение концентрации нового вещества. Применение различных способов решения задач.
Тема 7: Задачи на сплавы различными способами. Данная тема предполагает углубление знаний о смесях, и сплавах, здесь не только рассматриваются задачи на переливание, смешение, но и решаются задачи жизненного характера (концентрация, усушка, переливание, задачи с экономическим и практическим содержанием). Рассматриваются решение задач с помощью схем и графиков.
Тема 8: Зачет по теме. Итоговая письменная работа.
Программа курса имеет практическую направленность. Задачи, используемые на занятиях, подобраны с учетом нарастания уровня сложности, их количество не создает учебных перегрузок для школьников. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников; предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, развитие и выявление математических способностей, ориентацию на профессии, связанные с математикой, выбор дальнейшего профиля.
Литература для учителя
Дорофеев В.Г. Математика для поступающих в ВУЗы; Пособие /В.Г.Дорофеев, Л.В. Кузнецова, Е.А.Седова – М.:Дрофа, 2001
Захарова А.Е. Учимся решать задачи на смеси и сплавы. // Математика для школьников, №3, 2006
Звавич Л.И. Задания для подготовки к письменному экзамену по математике в 9 классе: пособие для учителя – М.Просвещение, 2001
Карпушина Н.М. Задача о трёх сплавах. – Научно-практический журнал «Математика для школьников», № 3, 2006
Кузнецова Л.В. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. - М.: Просвещение, 2010.
Лурье, М. В. Задачи на составление уравнений: Учеб. руководство / М. В. Лурье, Б. И. Александров. - 3-е изд., перераб. – М. Наука. Гл. ред. Физ.-мат. Лит., 1990-96с.
Н.И.Прокопьенко., Задачи на смеси и сплавы/ М.: Чистые пруды,2010.-32 с,:ил.-(Библиотека «Первое сентября», серия «Математика»,Вып.31)
Прокофьев А., Соколова Т., Бардушкин В., Фадеичесва Т., Текстовые задачи. материалы вступительных экзаменов в МИЭТ. – Еженедедельная учебно-методическая газета «Математика», №9, 2005
Рудин В.И. Задачи на составление уравнений и арифметические задачи: пособие для учителей и школьников. – Томск, 1992
Е.А.Семенко и др. Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ – 2012 по математике. Краснодар: «Просвещение-Юг», 2012.Ч.2. – 103с
Фридман Л.М. Как научиться решать задачи: Беседы о решении мат. задач. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1986
Шевкин А.В. Сборник задач. 5-9 класс. – М.:Дрофа, 2006
Шестаков С.А. Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы: 9 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2007
14. Цыганов Ш. И. Все задачи ЕГЭ по математике прошлых лет: Учебное пособие / Ш. И. Цыганов – 4-е изд., дополненное – Уфа: Центр педагогических измерений, 2008-324с.
Литература для обучающихся
Галицкий М.Л. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов с углубленным изучением математики. – М.Просвещение, 1998
Математика. 7-9 классы. Дидактические материалы по курсу математики для 7-9 класса средней школы./под ред. Е.Г.Васютиной. – Санкт-Петербург, Институт продуктивного обучения. Центр альтернативного образования. Центр профессионального обновления «Учитель», 2001
Шевкин А.В. Сборник задач. 5-9 класс. – М.:Дрофа, 2006
Приложение 1.
Тема. «Начальные сведения из курса химии по теме «Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора)» (тема1).
Форма проведения занятий: лекция, практикум по решению задач.
Основная цель: изучить табличный способ решения задач и способ «пропорция».
В результате изучения темы учащиеся должны:
знать понятия массовой и объемной доли, основные способы решения задач,
- понимать содержательный смысл терминов «процент», «смесь» как специального способа выражения доли величины;
уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50% - 1/2; 20% - 1/5; 25% - 1/4 и т.д.);
Использовать приобретенные умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:
- процентных вычислений людям различных профессий
- решения математических, химических, задач школьнику и студенту.
Ход урока
Лекция.
Учитель. Сегодня мы рассмотрим методику решения задач на смеси, растворы и сплавы. Но первым делом необходимо повторить такие понятия, как:
1. Концентрация (доля чистого вещества в смеси (сплаве));
2. Масса смеси (сплава);
3. Масса чистого вещества в смеси (сплаве).
А также то, что процентом называется его сотая часть и три основные задачи на проценты:
1. Найти 15% от числа 60.
Решение:60•0,15=9.
2. Найти число, 12% которого равны 30 .
Решение: 30:0,12=250.
3. Сколько процентов составляет число 120 от 600?
Решение: 120:600•100%=20%.
Имеются различные типы задач на смеси и сплавы. Это:
Задачи на понижение концентрации;
Задачи на «высушивание;
Задачи на смешивание растворов разных концентраций.
Задачи на переливание.
Задачи разного характера.
Сообщается, что известно уже учащимся из курса химии 8 класса о том, что такое массовая доля вещества, ее обозначение, формула, в чем ее выражают. Эта величина может быть выражена либо в долях единицы, либо в процентах.
Прежде всего, введем основные понятия. Говоря о смесях, растворах и сплавах, будем употреблять термин «смесь» независимо от ее вида (твердая, жидкая, газообразная, сыпучая и т. д.). Смесь состоит из «чистого вещества» и «примеси». Что есть «чистое вещество», определяется в каждой задаче отдельно, однако при этом все остальные вещества, составляющие смесь, относят к примеси. Необходимо помнить, что долей () чистого вещества в смеси называется отношение количества чистого вещества (m) в смеси к общему количеству (M) смеси при условии, что они измерены одной и той же единицей массы или объема:
Понятие доли чистого вещества в смеси можно вводить следующей условной записью:
Количество чистого вещества в смеси
Доля чистого вещества в смеси =
Общее количество смеси
Процентным содержанием чистого вещества в смеси (с) называют его долю, выраженную процентным отношением:
При решении задач следует руководствоваться тем, что при соединении (разъединении) смесей с одним и тем же чистым веществом количества чистого вещества и общее количества смесей складываются (вычитаются).
Основные этапы решения задач.
1. Выбор неизвестной (или неизвестных). В качестве неизвестных величин выбирают те, которые требуется найти. Но иногда целесообразно обозначать неизвестными некоторые промежуточные величины, через которые легко выражаются искомые.
2. Выбор чистого вещества. Из веществ, фигурирующих в условии задачи, выбирается одно в качестве чистого вещества. Чаще всего выбирают вещество, о котором идет речь в требовании задачи, или вещество, о доле которого в условии содержится больше всего информации. При этом, если - доля чистого вещества, то
(1 - ) - доля примеси.
3. Переход к долям. Если в задаче имеются процентные содержания. Их следует перевести в доли и в дальнейшем работать только с долями.
4. Отслеживание состояния смеси. На каждом этапе изменения смеси (добавление, изъятие) необходимо описывать состояние смеси с помощью трех основных величин m, M, .
5. Составление уравнения. В результате преобразований смеси, описанных в задаче, мы приходим к ее итоговому состоянию. Оно характеризуется величинами m,M, , содержащими неизвестные. Уравнением, связывающим эти неизвестные, будет уравнение
m = M.
В ходе осуществления этих этапов строим таблицу.
Состояние смеси
| Доля ( )
| Общее кол-во смеси (M)
| Кол-во чистого вещества(m)
| 1 …...
2....
3......
|
|
|
| Итоговое
|
|
|
| Решение уравнения (или их системы) и нахождение требуемых величин.
Рассмотрим задачу.
Задача. Определите в каких пропорциях нужно смешать а%-й и b%-й растворы кислоты (a < b), чтобы получить с%-й раствор.
Решение. Решение задачи с помощью таблицы. Возьмем х грамм а%-го раствора и у грамм b%-го раствора кислоты. Составим таблицу:
Концентрация раствора в %
| Масса раствора в граммах
| Масса кислоты в граммах
| a
| x
| 0,01xa
| b
| y
| 0,01yb
| c
| x + y
| 0,01(x + y)c
| Составим и решим уравнение: 0,01ах + 0,01by = 0,01c(x + y),
(b – с)у = (с – а)х, x : у = (b – с) : (с – а).
Теперь рассмотрим конкретную задачу.
Задача. При смешивании 5%-го и 40%-го растворов кислоты получили 140 г 30% -го раствора кислоты. Сколько граммов каждого раствора было взято?
Решение: Пусть взяли х г 5%-го раствора кислоты. Заполним таблицу.
|
| M (кг)
| m(кг)
| 5,00%
| 0,05
| х
| 0,05х
| 40,00%
| 0.4
| (140-х)
| 0,4(140-х)
| Смесь
| 0.3
| 140
| 0,3· 140
| Составим уравнение:
0,05х + 0.4(140 — х) = 0,3 · 140; 0.35х = 14; х = 40.
Ответ: 40 г 5% -го и 100г 40%-го.
Закрепление темы, путем решения задач.
Я предлагаю вам рассмотреть задачу следующего содержания, которая предлагалась при сдаче ЕГЭ по математике. Задача. Один раствор содержит 55% азотной кислоты, а второй 30%. Сколько нужно взять первого и второго растворов, чтобы получить 100 кг 50% -ного раствора азотной кислоты? (Учащиеся самостоятельно решают задачу с помощью уравнения с последующей проверкой у доски).
| (%)
| Масса раствора (кг)
| Масса раств. вещ-ва (кг)
| 1 раствор
| 55
| X
| (0,55x)
| 2 раствор
| 30
| (100-x)
| (0,3(100-x))
| смесь
| 50
| 100
| (0,5 100)
| На основании того, что массовая доля растворённого вещества нового раствора равна сумме массовых частей растворённого вещества первого и второго растворов можно составить уравнение: 0,55х+0,3(100-х)=0,5* 100 0,55х+30-0,3х=50 0,25х=50-30 0,25х=20 х=80
Значит, масса 55%-го раствора 80кг, масса 30%-го раствора 100-80=20(кг) Ответ: 80кг; 20кг.
Физкультминутка.
Давайте рассмотрим еще способ решения задач на смеси и концентрацию .
Способ «Пропорция».
Задача. Смешивают 300г 90% раствора соли и 900 г 30% раствора той же соли. Найти содержание соли в полученном растворе?
Решение:
100% 300г II. 100% 900г
90% х г 30% х
300· 90 : 100 = 270 г. 3) 270 + 270 = 540г.
900 · 30 : 100 = 270 г.
III. 100% 1200
x 540
4) 540· 100 : 1200 = 45%.
Ответ: 45%.
Задачи на закрепление изученного материала. Решение задачи у доски
Задача. Какой концентрации получится раствор при смешивании 300 г 50% раствора соли и раствора в котором 120 г соли составляют 60%?
100% 300г II. 100% х
50% х 60% 120г
300· 50 : 100 = 150 г. 2) 120 · 100 : 60 = 200 г.
3) 300 + 200 = 500 г. 4) 150 + 120 = 270 г. III. 100% 500
х 270г
5) 270 · 100 : 500 = 54%.
Ответ: 54%.
Самостоятельное решение с последующей проверкой
Задача. 5 л сливок с содержанием жира 5% смешали с 4 л. 20% сливок и к смеси добавили 1 л. чистой воды. Какой жирности получилась смесь?
Итоги урока. Что нового и полезного вы сегодня узнали на уроке?
Дом зад. Найти задачи из прошлых лет ГИА или ЕГЭ и решить их. Приложение 2.
|
|
|