|
Формирование здорового образа жизни Тема: Формирование здорового образа жизни
Здоровая семья – благополучие общества. Семья и школьные учреждения выступают важными институтами социализации в период становления личности ребенка. Они в равной степени могут повлиять на развитие у ребенка тех или иных аспектов социального здоровья, поэтому важно, чтобы процесс формирования этих аспектов был совместным, целенаправленным и давал положительные результаты. Именно стандарт нового поколения направлен на усвоение системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.
Исходя из вышеизложенных принципов необходимо создание программы «Здоровье», объединяющей усилия всех участников образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья, достижению состояния физического, психического и социального комфорта обучающихся.
Проблема:
отсутствие мотивации обучающихся на применение собственного опыта по формированию потребности в ведении здорового образа жизни и сохранении собственного здоровья;
низкая мотивация педагогов на использование технологий по формированию психической, физической и социальной готовности детей к обучению;
недостаточная работа с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
недостаточное оснащение материально-технической и методической базы школы.
Актуальность данной проблемы.
Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность. Поэтому на образование как целостную государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится ответственная задача - максимально возможного сохранения физического и психического, нравственного здоровья подрастающего поколения. Создание комплексно-целевой программы «Здоровье» способствует созданию психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей ребёнка, сохранение и укрепление его здоровья.
Цели:
1.поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы;
2.создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха;
3. воспитание ценностной ориентации на физическое и духовное совершенствование личности;
I.Задачи:
1.Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
2.Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
3.Популяризация преимущества здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
4.Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
5.Вести просветительскую работу с родителями по вопросу оздоровления учащихся в семье и воспитания здорового образа жизни.
6.Организовывать мероприятия с привлечением общественности направленные на укрепление здоровья ребёнка в семье и профилактике вредных привычек.
II.Задачи, поставленные перед педагогическим коллективом:
1.Формирование физически здоровой личности:
2.Недопущение перегрузки учащихся в учебном процессе;
3.Оптимальная организация учебного дня и недели и с учетом санитарно-гигиенических норм и особенностей возрастного развития детей;
4.Привлечения максимального количества детей к занятиям в спортивных секциях с оздоровительной направленностью;
5.Коррекция физического развития учащихся.
III.Задачи администрации – разработка и реализация программы, выполнение санитарно-гигиенических норм и требований.
Содержание проекта.
1).Участники программы «Здоровье»:
руководитель образовательного учреждения;
учащиеся;
зам.директора по ВР;
классные руководители;
учителя предметники;
медсестра;
врач-педиатр, закрепленный за учреждением;
педагог-психолог;
родители
2). Этапы реализации программы «Здоровье»
2011-2012г.г. - организационно-подготовительный
2012-2014г.г. - функционирующий
2014-2015г.г. - аналитический.
3).Механизм реализации программы «Здоровье» включает в себя следующие компоненты:
1. Образование в области здоровья.
2. Физическое воспитание.
3. Школьная медицинская служба.
4. Служба питания.
5. Служба здоровья персонала школы.
6. Школьная социально-психологическая служба.
7. Формирование здоровой среды в школе.
8. Вовлечение родителей и общественности.
9. Маркетинговый мониторинг.
4).Перспективы развития программы «Здоровье».
1. Разработка индивидуальных программ по физической культуре.
2. Развитие валеологической службы в школе.
3. Школа как центр здоровья в микрорайоне.
5).План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников.
а). Совершенствование работы по обеспечению здоровьеформирующей направленности учебно-воспитательного процесса
№
| Наименование мероприятий
| Ответственные
| 1
| Работа по внедрению здоровье-созидающих технологий в образовательный процесс
| Учителя , классные руководители
| 2
| Создание организационно-педагогических условий для введения в МБОУ 3 урока физической культуры во всех классах.
| Директор школы
| 3
| Организация работы на уроках физической культуры с детьми имеющих специальные медицинские группы
| Учителя физкультуры
| 4
| Проведение физкультминуток для увеличения двигательной активности обучающихся на уроках в 1-6 классах.
| Учителя – предметники
| 5
| Мероприятия по формированию здоровье-созидающей образовательной среды школы:
Конкурсы рисунков, плакатов
Эссе
Дни здоровья
Листки здоровья
Агитбригады «Мы за ЗОЖ»
| Зам. Директора по воспитательной работе
| 6
| Организация и проведение мероприятий по вопросам здоровье-созидающей деятельности в школе в условиях перехода на новые образовательные стандарты.
Педсовет
Участие в семинарах по ЗОЖ .
| Зам. Директора по воспитательной работе
| 7
| Использование в школе инновационных технологий в работе с обучающимися по формированию ЗОЖ
| Кл. руководители
Зам. Директора по воспитательной работе
| 8
| Оптимизация просветительско-воспитательной работы с обучающимися, направленной на формирование ценности здоровья и здоровый образ жизни:
Лекции специалистов из ЦРБ,
Лекции школьного врача, медсестры, психологов,
Мониторинг по здоровье-созидающей образовательной среды школы,
Классные часы,
Просвещение родителей.
|
Зам. Директора по воспитательной работе Кл. руководители
|
|
|
| б). Медицинское сопровождение образовательного процесса
№
| Наименование мероприятий
| Ответственные
| 1.
| Организация и проведение регулярных медицинских осмотров и диспансеризация учащихся
| Медицинские работники
| 2.
| Мониторинг физического здоровья
| Медицинские работники
| 3.
| Мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению школьников, родителей, учителей
| Медицинские работники
Зам. Дир. по ВР
| 4.
| Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение педикулеза
| Медицинские работники
| 5.
| Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение сезонных заболеваний (ОРВИ, грипп)
| Медицинские работники
| 6.
| Работа школы по оснащению медкабинета в соответствии с требованиями СанПиНа.
| Директор, медицинские работники
| 7.
| Работа по совершенствованию взаимодействия с медицинскими службами по обеспечению медицинского обслуживания учащихся
| Медицинские работники совместно с поликлиникой
| в) Совершенствование психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся
г) Организация физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности школы
№
| Наименование мероприятий
| Ответственные
| 1.
| Открытие отделения дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности
| Директор
| 2.
| Расширение сети кружков и секций физкультурно-спортивной направленности в рамках дополнительного образования
| Директор
| 3.
| Проведение оздоровительных мероприятий в период летней оздоровительной компании
| Зам.директора по ВР,
мед. работники,
кл. руководители
| 4.
| Проведение школьных мероприятий и участие в районных и городских мероприятиях, акциях, направленных на формирование ЗОЖ
| Зам. Директора по ВР
| 5.
| Организация школьных дней здоровья
| Администрация
| 6.
| Развитие материально-технической базы школы в части приобретения спортивного, медицинского оборудования
| Директор
| д). Организация работы по совершенствованию питания обучающихся
№
| Наименование мероприятий
| Ответственные
| 1.
| Мониторинг школьного питания
| Совет школы
| 2.
| Подготовка и проведение мероприятий для обучающихся и родителей по вопросам здорового питания
| Администрация, кл. руководители
| 3
| Проведение работы по воспитанию культуры питания, пропаганде ЗОЖ среди учащихся и родителей через:
систему классных часов и родительских собраний
игры, конкурсы, беседы, ярмарки.
| Медсестра
Кл. руководители
| 4
| Анкетирование учащихся и родителей по вопросам школьного питания
| Директор; кл.руководители
| е). Информационно-методическое сопровождение по сохранению и укреплению здоровья школьников
№
| Наименование мероприятий
| Ответственные
| 1.
| Создание на школьном сайте тематической страницы ЗОЖ
| Директор,
администрация школы
| 2.
| Публикации в СМИ о проведении мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников.
| Директор,
администрация школы
| ж) Сотрудничество с родителями, общественностью, бизнес структурами
№
| Наименование мероприятий
| Ответственные
| 1.
| Проведение информационно-разъяснительной работы с родителями по формированию здорового образа жизни с привлечением специалистов учреждений здравоохранения, ПМС-Центра, Городского центра медпрофилактики и др.
| Зам.директора по ВР,
кл. руководители
| 2.
| Сотрудничество с учреждениями медицинской и социальной сферы
| Зам.директора по ВР,
кл. руководители
| 3.
| Организация экскурсий в Музей ЦРБ
| Зам.директора по ВР,
кл. руководители
| 4.
| Сотрудничество с ЦДТ, ДЮСШ по проведению мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков
| Администрация школы
| Ожидаемый результат:
1.Создание представления об индивидуальной карте учащегося, с разработкой индивидуального маршрута здоровья;
2.Улучшение общего физического состояния учащихся;
3.Повышение стремления к ведению здорового образа жизни;
4.Получение реальной адекватной информации по основам безопасности жизнедеятельности;
5.Мониторинг тенденций изменения поведения учащихся группы «риска»;
6.Развитие навыков общения в коллективе на базе спортивных мероприятий, формирование командного духа.
7.Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости;
8.Снижение утомляемости учащихся;
9.Повышение интереса к спортивным мероприятиям, спорту;
10.Повышение интереса родителей к спортивным мероприятиям, активное участие семьи в районных мероприятиях, акциях, направленных на формирование ЗОЖ. |
|
|