|
Урок по теме «Решение задач с помощью электронных таблиц» Урок по теме «Решение задач с помощью электронных таблиц».
Шуина Е.П., учитель информатики МБОУ СОШ №17 г. Сарова
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Цели урока: образовательные
- обеспечить закрепление учащимися основных понятий по теме
«Электронные таблицы»: ячейка ЭТ, адрес ячейки, виды
адресации в ЭТ;
- обеспечить формирование у учащихся навыков и умений практического применения
электронных таблиц для решения конкретных задач;
развивающие
- расширить представление учащихся о возможных сферах применения
электронных таблиц;
- развивать интерес к другим дисциплинам школьного курса, через
предметно- ориентировочные связи;
- развивать умение самооценки знаний и навыков;
Ход урока.
Актуализация необходимых знаний.
А). В начале урока учитель предлагает учащимся отметить на карточках те основные знания и умения, которыми они обладают на данный момент.
Основные знания
| Да
| Нет
| Затрудняюсь ответить
| Знаю, что такое Электронная таблица
|
|
|
| Знаю, что такое ячейка электронной таблицы
|
|
|
| Знаю, где находится электронная таблица Excel
|
|
|
| Знаю виды адресации в электронной таблице
|
|
|
| Знаю, как записывается адрес ячейки электронной таблицы
|
|
|
| Знаю, где находится функция автосуммирования
|
|
|
| Знаю, где находятся математические функции
|
|
|
| Знаю, как записываются арифметические действия в электронной таблице
|
|
|
| Основные умения
|
|
|
| Умею запустить электронную таблицу Excel
|
|
|
| Умею определить адрес ячейки
|
|
|
| Умею вводить текст в ячейку
|
|
|
| Умею вводить число в ячейку
|
|
|
| Умею записать формулу, используя адреса и знаки арифметических операций
|
|
|
| Умею записать формулу, используя относительную адресацию
|
|
|
| Умею записать формулу, используя абсолютную адресацию
|
|
|
| Умею суммировать диапазон ячеек
|
|
|
| Умею копировать содержимое ячейки
|
|
|
| Умею удалять содержимое ячейки
|
|
|
| Умею сохранять документ электронной таблицы
|
|
|
| Умею форматировать документ электронной таблицы
|
|
|
| Умею вставить в формулу математическую функцию
|
|
|
| Б). Устно выполняется следующее упражнение: (фронтальная работа).
Таблица на экране:
| A
| B
| C
| D
| 1
| 2
| 1
| = A1+3*B1
| =A1^2+B1
| 2
| 4
| 6
| = A2+3*B2
| =A2^2+B2
| Вопросы учителя:
- В ячейке с каким адресом находится число 1?
- Число 4 находится в ячейке с адресом…7
- Чему равно значение, вычисляемое по формуле, в ячейке С1?
- Чему равно значение, вычисляемое по формуле, в ячейке D2?
В). Можно предложить выполнение электронного теста на компьютере на оценку.
Основными задачами на этапе теоретического обоснования умения являются:
- воспроизведение знания;
- запоминание информации необходимой для решения задач.
Поэтому основной метод данного этапа - это репродуктивный. Здесь же использовались такие приемы учения как устный опрос изученного материала и электронный тест. Формы работы на данном этапе – это фронтальная и самостоятельная.
Выполнение упражнений по образцу.
- Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Полный оборот – это 1 год, на Земле он равен 356 дням. А чему же равен год на других планетах. Некоторые планеты расположены ближе к Солнцу, и следовательно они быстрее обращаются и год небольшой по продолжительности. И наоборот, чем дальше планета от Солнца, тем более продолжительный у нее год, т.к. полный оборот занимает много времени.
Демонстрация на слайде солнечной системы.
- Давайте определим, используя электронные таблицы, сколько земных дней длится год на других планетах, если: год планеты 1 равен 0,241 земных лет, год планеты 2 равен 29,461 земных лет, год планеты 3 равен 1,882 земных лет, год планеты 4 равен 164,8 земных лет, год планеты 5 равен 11, 86 земных лет, год планеты 6 равен 0,616 земных лет, год планеты 7 равен 247,7 земных лет.
Задача записана на слайде и в конспектах учащихся.
- Давайте заполним таблицу для исходных данных:
- Что занесем в столбец А?
(номер планеты)
- Вначале введя в ячейку А1 текста «№ планеты».
- Тогда в столбце В будут данные …?
(о количестве земных лет в году планеты)
- Так его и назовем.
(заполняется конспект урока)
- Как математически определить число дней в году планеты 1?
( 0,241 умножить 365)
- Как это записать в виде формулы электронной таблицы?
( = 0,241*365)
- Как определить число дней в году остальных планет?
(умножить 365 на отношение года планеты к количеству земных лет)
- Что общего во всех этих действиях (формулах ЭТ)?
(умножение на число 365)
- Что удобно сделать для удобства расчета количества дней в году планет?
(значение 365 ввести в отдельную ячейку на которую будем ссылаться в формулах)
- Какого вида будет ссылка на данную ячейку
(абсолютная)
- Итак, какова будет ваша последовательность действий при решении данной задачи?
1. заполнить ячейки А1, В1, С1, в которые внести названия столбцов;
2. ввести в ячейку D1 число 365;
2. заполнить столбец А числами от 1 до 7;
3. заполнить столбец В значениями данных в задаче;
4. ввести в ячейку С2 формулу =В2*$D$2;
5. выделить столбец С и выполнить команду: Правка – Заполнить - Вниз.
(записывается в конспект урока)
Выполняется практическая работа на ПК.
На слайде демонстрация ответа задачи
- Много непонятного и необычного есть на планете Земля, и человечество называет это чудом. Человек может многое построить, и это будет поражать его многие тысячелетия. Одним из чудес являются пирамиды.
Демонстрация пирамиды.
- Древний архитектор создал проект пирамиды.
1-ый ярус
|
|
|
| 8
|
|
|
| 2-ой ярус
|
|
| 14
| 12
| 14
|
|
| 3-ий ярус
|
| 16
| 14
| 14
| 14
| 16
|
| 4-ый ярус
| 18
| 16
| 16
| 16
| 16
| 16
| 18
| - Мы с вами попробуем выяснить с помощью ЭТ, сколько необходимо заказать камней для постройки данной пирамиды.
- Каковы будут предложения по решению данной задачи?
(Ученики предлагают свои варианты решения задачи)
Если нет то, учитель предлагает вопросы
- Что необходимо сделать на первом шаге?
(заполнить таблицу с исходными данными)
- Для того чтобы, подсчитать количество камней для всей пирамиды, сначала необходимо узнать сколько камней в каждом ярусе?
- С помощью какой функции ЭТ это удобно сделать?
(функции автосуммирования)
- Как подсчитать сумму всех камней?
(Просуммировать количество всех ярусов)
- Итак, каков алгоритм, решения данной задачи.
1. Заполнить таблицу с исходными данными.
2. В ячейку I1 поместим формулу суммирования ()
3 Аналогичные операции проделываем с остальными ярусами.
4. В ячейку I5 поместить формулу суммирование по значениям столбца I.
(заносится в конспект урока)
Практическая работа на ПК.
На слайде демонстрация ответа задачи.
Основной задачей на этом этапе является овладение учащимися способами применения знаний в измененных условиях, поэтому основным методом на данном этапе является частично-поисковый. Для реализации данной задачи использовались такие приемы как эвристическая беседа, решение познавательных задач, составление учащимися плана своей работы. Форма работы на данном этапе - фронтальная. Во время выполнения практической работы, учитель уделяет особое внимание слабым ученикам при этом, реализуя индивидуальный подход к учащимся.
Самостоятельная работа.
Учитель предлагает детям самостоятельно решить задачу на оценку по карточкам
Карточка красного цвета на оценку «5»
Задача. Известно, что насекомые ориентируются по солнцу. Предположим, что у нас есть поверхность в форме квадрата, поделенная на клетки. В одной из угловых клеток сидит паук, а солнце светит из противоположного угла. Паук идет по направлению к солнцу. У него есть два пути. Выбрать самый короткий путь, где число в клетке - количество метров, которые пройдет паук.
С-
| 4
| 3
| 7
|
|
|
|
|
|
| 5
|
|
|
|
|
|
| 1
| 3
|
|
|
|
|
|
| 4
|
|
|
|
|
|
| 3
| 3
|
|
|
|
|
|
| 1
|
|
|
|
|
|
| 3
| П
| С-
|
|
|
|
|
|
| 5
|
|
|
|
|
|
| 1
|
|
|
|
|
|
| 2
| 3
| 4
| 6
| 2
|
|
|
|
|
|
| 4
|
|
|
|
|
|
| 4
|
|
|
|
|
|
| 6
| 1
| П
|
Карточка зеленого цвета на оценку «4»
Задача. Номера автобусных билетов представляют собой шестизначные числа. Счастливым считается тот билет, у которого сумма первых трех цифр равна сумме трех последующих. Получится ли счастливый билет из цифр, представленных в таблице (сумму цифр считать по столбцам). Если да, то сколько таких билетов, записать из каких столбцов они будут представлены. Например А и С.
A
| B
| C
| D
| E
| F
| G
| H
| I
| 6
| 3
| 5
| 7
| 8
| 9
| 3
| 2
| 5
| 2
| 8
| 4
| 1
| 0
| 1
| 7
| 9
| 6
| 7
| 9
| 3
| 6
| 1
| 3
| 1
| 1
| 9
|
Карточка синего цвета на оценку «3»
Задача. Известно, что высота: Останкинской башни- 760 аршин, телевизионной башни в Берлине – 509 аршин, Эйфелевой башни- 429 аршин, здание МГУ- 338 аршин, Шуховской башни- 225 аршин. Какова Высота этих сооружений в метрах? (1аршин- 0,711м).
Учитель сообщает что, он проверит работу позже и результаты этой работы будут обсуждены на следующем уроке.
На данном этапе частично-поисковый метод использовался для решения следующей задачи:
- умение учащихся перевести в разряд навыка. Здесь использовался такой прием как решение задач по образцу. Форма работы на этапе - самостоятельная. Здесь же нашла отражение дифференциация заданий.
Подведение итогов урока.
Учитель предлагает вернуться к карточкам, заполняемым вначале урока, и провести их коррекцию после работы на уроке.
Учитель просит поднять руки тех, у кого количество ответов «Да» увеличилось.
Подводить качественную оценку урока, отмечает работу класса, отдельных учащихся.
Информация о домашнем задании.
Дома предлагается составить или найти задачу из других школьных дисциплин, решаемых с помощью ЭТ. |
|
|