Главная страница


«логопедическая консультация» «Родители – главные помощники логопеда»



Скачать 82.21 Kb.
Название«логопедическая консультация» «Родители – главные помощники логопеда»
Дата14.04.2016
Размер82.21 Kb.
ТипДокументы


«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ»

https://vseodetyah.com/editorfiles/domashnie-zadanie-s-roditelyami-04.jpg
«Родители –

главные

помощники

логопеда»


Подготовила:

учитель-логопед

МБДОУ д/с № 36 «Росинка»
Емельянова Елена Петровна

В настоящее время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Закон Российской Федерации «Об образовании», ст.18, п.1). Однако, многие современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников образовательных учреждений, в том числе и логопедов.

Как известно, все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер.

Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

Ваш ребенок начал заниматься с логопедом. Часто родители спрашивают: «Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок и так занимается с логопедом?» Нужно помнить, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, поэтому родители должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу.

Главное правило: окружающие ребенка люди должны говорить правильно, не искажая слова, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слоги и окончания слов. Если взрослые не следят за своей речью, до уха малыша многие слова «долетают» искаженно ( «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.).

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь к сыну или дочери, вы обязательно побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи, на примере которой формируется собственная речь детей.

Привлечение внимания дошкольника к недавно появившемуся у него звуку способствует правильному воспроизведению звука в слогах, словах, предложениях, в самостоятельной речи в более короткие сроки. Родителям рекомендуется создать максимально положительный настрой на дальнейшую логопедическую работу. Для этого используются различныеигры и игровые приемы. Например, игра «Повтори для кошки, для мишки…». На столе выставляются игрушки. Для каждой из них ребенок произносит звук или слог, ряд слогов, слово. Взрослый подыгрывает ребенку: «Как мишке понравилось! Кошечка не расслышала, повтори-ка еще раз!» Очень любят дети игры с куклами бибабо.

При выполнении домашнего задания предложите ребенку каждый правильно произнесенный звук или слог (слово) отмечать в тетради каким-либо знаком (крестиком, галочкой или наклейкой). По количеству знаков, проставленных в тетради, логопед проверяет и отмечает старательность и усердие воспитанника.

Особая роль родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий и т.д., то есть в повседневной жизни, а не только в стенах логопедического кабинета.

Итак, развиваем речь ребенка. С чего начать? Именно от речевого развития зависят общее психологическое развитие ребенка, формирование сферы его межличностного взаимодействия, а также развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания.

Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его руки! Очень полезно рисовать пальчиками краской (ребенок опускает в краску руку или пальчик и рисует на большом листе бумаги), а также мять и разрывать на кусочки пластилин (под присмотром взрослого). Предложите ребенку игры с пуговицами. Детям нравится перекладывать их, распределять по величине, по цвету, раскладывать в коробочки. Научите ребенка просовывать крупные пуговицы в петли. Очень полезны пальчиковые игры-потешки. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Ребенок рассказывает стишок и одновременно показывает действия на пальчиках. Самые известные варианты такой игры – «Сорока-белобока», «Ладушки», «Здравствуй, пальчик». Освоение ножниц – тоже полезная нагрузка для пальчиков. Можно предложить ребенку разрезать бумагу – это делать проще, а ткань, нитки – сложнее.

Тренируйте артикуляционный аппарат ребенка, делайте зарядку для языка не менее двух раз в день по 5-7 минут перед зеркалом. Полный список артикуляционных упражнений можно спросить у логопеда, а также они широко представлены в печатных изданиях.

Развивайте речевое дыхание. Как ваш ребенок дышит, когда говорит? Понаблюдайте за ним: нет ли быстрых коротких вдохов посередине фразы или слова, не прерывают ли речь частые вздохи, не слишком ли частое у него дыхание?

Дыхание влияет на звукопроизношение и качество голоса.

Придерживайтесь следующих рекомендаций:

· правильный вдох – через нос (следите за этим);

· плечи не должны быть подняты;

· выдох должен быть длительным, плавным;

· следите, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками);

· каждое упражнение повторяйте не более 2–3 раз (многократное выполнение упражнений может привести к головокружению).

«На качелях»

Ребенок лежит на спине без подголовника, рот закрыт, вдох носом. Взрослый ставит на живот ребенка легкую игрушку и предлагает покатать ее, как на качелях. При вдохе игрушка поднимается, при выдохе – опускается.

«Кораблик»

Сделать из бумаги кораблик. Опустить его в таз с водой. Таз должен стоять на уровне рта ребенка, так чтобы ему было удобно дуть на кораблик. Взрослый объясняет: для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и длительно. Ребенок двигает кораблик с помощью сильного выдоха.

«Бабочка»

Вырезать из бумаги одну или несколько бабочек. К каждой бабочке привязать нитку и прикрепить так чтобы они висели на уровне лица ребенка. Взрослый предлагает малышу подуть на бабочку так, чтобы она полетела. Ребенок делает длительный плавный выдох.

«Мыльные пузыри»

Веселое и полезное занятие – выдувание мыльных пузырей.

Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки?

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы

( звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки, но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Конечно, основную работу по формированиюи развитию фонематического слуха возьмет на себя логопед. Но и родители тоже могут помочь своему ребенку.

«Выдели слово»

Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам и т.п.) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.

«Звуковые песенки»

Взрослый предлагает малышу составит звуковые песенки типа:

АУ – дети кричат в лесу, ИА – так кричит ослик, УА – так плачет ребенок. Как мы удивляемся? О-О-О! (И т.п.) Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем – второй.

«Назови лишнее слово»

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку предлагается назвать то, которое отличается от остальных.

Гора, гора, гора, нора.

Голос, колос, голос, голос.

Коса, коса, коза, коса.

Утенок, утенок, котенок, утенок

Не забываем развивать словарный запас дошкольника. Дети 4-5 лет затрудняются:

  • в употреблении в речи прилагательных, которыми обозначают признаки и качества предметов, личных местоимений, предлогов (в, на, над, под, за, из-за, из-под, около, между) и наречий (рядом, близко, сбоку, слева, справа, сзади и т.п.), указывающих на расположение предметов;

  • в выполнении интеллектуальных операций, связанных со сравнением предметов, их группировкой, классификацией;

  • в использовании обобщающих слов (посуда, одежда, овощи, фрукты, и т.п.);

  • в способах образования существительных (при помощи суффиксов) и глаголов (при помощи приставок), например: лимончик, выехала.

«Что делает?»

Лампочка … (горит)

Корова … (мычит)

Доктор … (лечит)

«Небылица»

Бабочка плавает, а рыбка летает.

Мышка рычит, а медведь пищит.

Метла рубит, а топор подметает.

Огонь льется, а вода горит.

Гусь кудахчет, а курица гогочет.

Игра с мячом «Скажи наоборот.

Ребенок получает мяч и называет обратное действие:

Залезать – …

Вбежать – …

Скатиться –… и т.п.

«Один – много»

Мяч – много мячей.

Лягушка – много …

Машина – много …и т.п.

«Чем похожи?»

Яблоко и арбуз; кошка и собака; стол и стул.

«Где сидит птица?»

В два ряда разложены картинки (их можно нарисовать или вырезать из журналов, старых книг и т.д.). В верхнем ряду: ворона, воробей, сова, дятел, синица. В нижнем ряду: забор, трава, ветка, дерево, куст. Ребенок составляет предложения. Например:

Ворона сидит на заборе.

Дятел сидит на дереве.

Воробей сидит в траве.

Синица сидит на кусте.

Сова сидит на ветке.

«Игрушки»

Про какие игрушки можно сказать мой, моя? Придумай и назови слова, про которые можно сказать мой, моя. В эту игру можно играть где угодно: на улице, по дороге в детский сад, в поездке и т.д.

Как научить ребенка пересказу?

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок приобщался к художественной литературе, запоминал образные слова и выражения, творчески строил собственные рассказы, научите его пересказывать прочитанные произведения. Приступая к такому важному делу, помните, что дети пятого года жизни только начинают накапливать опыт восприятия текста для последующего его воспроизведения. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. Для того чтобы суметь освоить литературное произведение и пересказать его, дошкольники нуждаются в вашей помощи.

Предлагаем воспользоваться некоторыми советами.

  • После чтения произведения обязательно рассмотрите иллюстрации в книге. Задайте малышу вопросы к ним. Объясните то, что ребенок не понял, прочтите текст еще раз.

  • Направляя беседу, не просто задавайте вопросы, а стройте диалог. Высказывайте свое мнение, иногда сознательно неправильное. Пусть ребенок заметит ошибку и поправит вас.

  • Начав рассказ, остановитесь, предложив ребенку добавить слово или закончить целую фразу.

  • Попробуйте организовать пересказ по очереди: ребенок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает. Этот способ поможет выработать у малыша устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за его речью.

  • Если малыш пересказывает текст с большими паузами, задавайте ему наводящие вопросы.

  • В запоминании текста поможет театрализация с помощью игрушек или пальчиковых кукол. Предложите ребенку побыть актером и разыграть сказку с озвучиванием всех персонажей. Первыми спектаклями такого домашнего театра могут бытьсказки, знакомые с детства: «Колобок», «Репка», «Теремок».

  • Старайтесь читать ребенку не только истории с активно развивающимся сюжетом и встроенными диалогами, но и рассказы о животных и о природе. Детям 4-5 лет очень интересны произведения К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. М. Пришвина, В. В. Бианки, Е. А. Пермяка.

  • Взрослый должен читать книгу ребенку эмоционально выразительно, с правильными логическими ударениями и паузами. Помните, что монотонное чтение понижает интерес ребенка к услышанному.

Общение с книгой, которую малыш «читает» и пересказывает вместе с взрослым, играет огромную роль в развитии его связной речи.