|
Логопедические игры и упражнения со скакалкой (из опыта работы) Л.Б. Ульянцева
(ГБОУ ЦДК Санкт-Петербурга, учитель-логопед) Логопедические игры и упражнения со скакалкой
(из опыта работы). У детей с дислалиями общая моторика в целом сохранна, но может выявляться нарушение переключаемости, координации, точности движений.
Переключаемость движений может быть несвоевременная, задержанная; могут появиться сопутствующие движения. Нарушение координации движений проявляются в неточном, не одновременном выполнении движений. Часто движения отличаются общей заторможенностью или двигательным беспокойством.
Все эти проявления особенностей общей моторики в той или иной степени выявлялись у воспитанников нашей логопедической группы, детей с дислалиями, имеющими заключение «Фонетическое нарушение речи».
Для исследования состояния общей моторики использовались игры с мячом (перебрасывать мяч из одной руки в другую; ударять мячом об пол, ударяя пор нему ладонью), задания на совершение движений рук и ног (одновременно поставить ноги на ширину плеч, руки на пояс).
Также особенности состояния общей моторики выявляются при выполнении детьми следующих заданий логопеда:
- пройти по начерченной на полу линии;
- попрыгать на одной ноге, на обеих ногах;
- попрыгать попеременно на одной ноге и на другой;
- попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперёд.
Задания выполнялись в большом помещении спортивного зала, и детьми была высказана идея об использовании в качестве атрибута при прыжках скакалку. Как выяснилось, многие дети умели скакать на скакалке. Кому-то пришлось в дальнейшем этому постепенно учиться. Всем детям (и девочкам, и мальчикам) прыжки на скакалке понравились.
Важно выбрать скакалку в соответствии с ростом ребёнка. Надо встать на середину скакалки, ноги поставить на ширину плеч, натянуть скакалку – её концы должны быть на уровне пояса.
Скакалка – один из самых доступных спортивных снарядов. По мнению многих авторов, прыжки на скакалке являются замечательным физическим упражнением, укрепляют все мышцы тела, улучшают осанку, развивают ловкость, выносливость, координацию движений.
Прыжки являются одним из основных движений, включённых в программу по физической культуре в подготовительной группе. Это прыжки на двух ногах разными способами, прыжки на одной ноге через линию, верёвку вперёд и назад, влево и вправо, на месте и с продвижением. Прыжки через короткую скакалку разными способами (на двух ногах, с ноги на ногу), прыжки через длинную скакалку, через обруч (как через скакалку).
Учитывая всё вышеизложенное, в логопедической работе мы посчитали возможным применение упражнений со скакалкой.
При проведении логопедических подвижных игр со скакалкой ставилась не только коррекционно-развивающая цель совершенствования общей моторики, но и другие коррекционно-развивающие цели, цели обучающие и воспитательные.
Почти все игры, предложенные детям, являлись адаптированными вариантами народных подвижных игр. В народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, мужестве, смелости. В играх проявлялось желание обладать выносливостью, ловкостью, быстротой, находчивость, стремлением к победе.
Детям обязательно пояснялось, на основе игры какого народа создана логопедическая игра. Говорилось о национальных обычаях, оригинальности самовыражения народов, национальных традициях. Так у детей развивался кругозор, заинтересованность, уважительное отношение к культурам различных народов.
В работе применялись игры, в которых скакалка используется непосредственно как спортивный атрибут.
Цель:
активизация словарного запаса.
Ход:
Логопед произносит: «Прыгай, прыгай, не зевай,
Быстро слово называй!»
До первой ошибки дети по очереди прыгают на скакалке, называя слова (по договорённости: слова по лексическим темам, слова-действия, слова-признаки и т. п.)
Если ребёнок не умеет скакать на скакалке, он её крутит в одной руке, подпрыгивая на месте.
(на основе чувашской народной игры «Хищник в море»)
Цель: активизация, расширение словарного запаса (лексические темы, глаголы, прилагательные).
Ход:
Один конец скакалки привязан к столбику или колышку. Дети стоят по кругу вокруг колышка.
Логопед произносит: «Быстро слово назови
И под-прыг-ни!»
Ведущий бежит вокруг колышка, держа скакалку за палочку, привязанную к другому концу скакалки (скакалка должна быть натянута на уровне ниже коленей детей).
Стоящие дети по очереди перепрыгивают скакалку, называя слова (по предварительной договорённости). Не перепрыгнувшие скакалку, неправильно назвавшие слово выбывают. Темы меняются. Возможен вариант игры, когда ведущий сидит на корточках в центре круга и крутит скакалку вокруг себя. В некоторых играх скакалка используется в качестве предмета-заместителя. Например, в следующей игре скакалка заменяет удочку.
(на основе удмуртской народной игры «Охота на лося»)
Цели:
формирование правильного звукопроизношения: автоматизация звуков в словах, предложениях;
Оборудование:
Скакалка, которую надо держать за две ручки, сложив пополам в виде петли.
Ход:
На земле проводится черта: по одну сторону встают дети, по другую сторону расставляются игрушки (предметы) с определённым звуком в названии.
Логопед произносит: «Ловись, игрушка, большая и маленькая!».
Дети по очереди скакалкой «вытаскивают» игрушки из-за черты, чётко произнося название предмета, проговаривая предложения: «Я вытащил…..».
(на основе северо-осетинской народной игры)
Цель: развитие фонематических представлений, дифференциация гласных и согласных звуков.
Оборудование: две скакалки, две группы небольших однородных предметов (шишки и жёлуди, камушки и ракушки, кубики двух цветов).
Ход:
Скакалку укладывают в форме круга, в центр которого кладут предметы двух групп.
Логопед сообщает детям правило: предметы одной группы обозначают гласные звуки, предметы другой – согласные.
Дети встают в круг и по очереди берут вторую скакалку в правую руку (она сложена пополам, обе ручки вместе), вращательным резким движением скакалки стараются выбить один из предметов за пределы круга из скакалки. В зависимости от того, предмет какой группы выбит, надо назвать слово на согласный звук или на гласный. Если названо правильно, то ребёнок делает второй ход; если промахнулся или неправильно назвал – ребёнок передаёт ход следующему. В логопедических играх скакалка иногда применялась в качестве предмета-заместителя, играющего не основную функцию в игре, а вспомогательную.
Например, в следующей игре скакалки заменяют вожжи.
(на основе молдавской народной игры)
Цель: автоматизация звука [р] в тексте.
Оборудование: несколько скакалок.
Ход:
Дети делятся поровну на две команды: лошадки и кучера. Лошадки, взявшись за руки, проговаривают: «Та-ра-ра, та-ра-ра
Ушли кони со двора».
После этого они разбегаются, а кучера их ловят и отводят в специально огороженное место – конюшню. Когда все лошадки пойманы, кучера надевают на них вожжи (скакалки). Дети скачут парами, кучера проговаривают:
«Я промчался на коне
По красивой стороне
По России по родной
И примчался я домой».
(на основе кабардино-балкарской народной игры)
Цель: автоматизация звука [р] в тексте.
Ход:
Дети выстраиваются друг за другом, первый ребёнок – вожак журавлиной стаи. Логопед по ходу игры несколько раз выкладывает скакалкой «маршрут движения» журавлиной стаи: змейкой, прямо, дугой, кругом.
Логопед говорит:
«Журавли-журавли оторвались от земли,
Прямо (змейкой, кругом, и дугою) быстро полетели,
Закурлыкали-запели».
Дети - журавлики курлычут: «Курлы-курлы…», - размахивая крыльями-руками по выложенному маршруту на носочках легко бегут за вожаком.
Логопед проговаривает текст и меняет маршрут несколько раз.
Вожака меняют. Кроме логопедических игр с детьми проводятся логопедические упражнения «Прошагай», «Прыгай на одной ноге», «Прыгай на двух ногах».
Для выполнения упражнений скакалку сначала можно положить в форме прямой линии на землю, а в дальнейшем натягивать на небольшом расстоянии над землёй, прикрепив между двумя колышками. Дети шагают вдоль скакалки, перешагивают через неё (в дальнейшем перескакивают через неё на одной или на двух ногах), продвигаясь вперёд.
Ниже представлены схемы и условные обозначения к схемам, по которым проводятся упражнения. Условные обозначения:
→ - направление движения;
~ - ступня ноги (над скакалкой – левая, под скакалкой – правая);
≈ - две ступни ног вместе;
*---* - скакалка.
→
~~~~~~~~~~~~~~~~
*--------------------------------------------------*
Упражнение «Прыгай на одной ноге».
→
~ ~ ~ ~ ~ ~
*-------------------------------------------------*
~ ~ ~ ~ ~
Упражнение «Прыгай на двух ногах».
→
≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈
*--------------------------------------------------*
≈ ≈ ≈ ≈ ≈ При проведении упражнений решаются различные логопедические задачи:
- совершенствование лексического запаса;
- совершенствование фонематического анализа;
- автоматизация слогового анализа;
- развитие умения определять количество слов в предложениях;
- совершенствование темпо-ритмических характеристик речи.
Дети прошагивали, проскакивали количество звуков, слогов, слов, а также стихотворные строки в определённом темпе и ритме. Перечисленные выше логопедические задачи решаются при использовании скакалки для тренировки скручивающих движений, выработки координации вращательных движений. Ход:
Дети по очереди наматывают скакалку на ручку скакалки (или на две ручки сложенной пополам скакалки), на каждом витке называя звук, слог, слово (звуковой, слоговой анализ слов, анализ предложений), проговаривают стихотворные строки в определённом темпе и ритме. Упражнения с подскоками и скручиванием весьма занимательны для детей.
Однако в спонтанной игровой деятельности дети любят просто скакать на скакалке. Логопед предлагал сочетать прыжки на скакалке с проговариванием стихотворных текстов (работа над темпом и ритмом речи).
Эти упражнения дети также принимали с удовольствием.
Существуют обязательные правила при применении этих упражнений:
- скакать надо в размеренном спокойном темпе;
- скачущий ребёнок проговаривает не более двух стихотворных строк (совершает 8 прыжков), например:
«Аист жил у нас на крыше,
А в подполье жили мыши».
- стихи длиннее двух строк проговаривает не скачущий, а другие дети, логопед. Скачущий только скачет в соответствии с темпом и ритмом.
- не используются стихи длиннее четырёх строк. Игры и упражнения со скакалкой проводились в спортивном зале, музыкальном зале, в тёплое время года на территории учреждения. Их применение было разумно, педагогически целесообразно, доставляло детям радость, повышало результативность логопедической работы. Литература.
1. Детские подвижные игры народов СССР. Составитель А.В.Кенеман. Под редакцией Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1988.
2. О.И. Крупенчук, Т.А.Воробьёва. Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: Литера, 2009.
3.Автор-состовитель М.А.Фисенко. Физкультура. Подготовительная группа. – Волгоград: Корифей,2009.
4. Д. Климук. Игры со скакалкой.[www.документ] – URL: http://tigrulki.ru
5.С.Маршак. Про всё на свете. Азбука в стихах и картинках. [www.документ]. – URL: https://allforchildren.ru |
|
|