Главная страница


Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии. Ризатдинова Гульназ Закиевна, учитель биологии и химии, II кк, мбоу «Тлянче-Тамакская сош имени Героя Советского Союза Н. Х. Шарипова»



Скачать 48.45 Kb.
НазваниеМетод проектов как способ активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии. Ризатдинова Гульназ Закиевна, учитель биологии и химии, II кк, мбоу «Тлянче-Тамакская сош имени Героя Советского Союза Н. Х. Шарипова»
Дата18.04.2016
Размер48.45 Kb.
ТипДокументы

Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии.

Ризатдинова Гульназ Закиевна,

учитель биологии и химии, II КК,

МБОУ «Тлянче-Тамакская СОШ имени Героя Советского Союза Н.Х.Шарипова»

Тукаевского муниципального района РТ

[email protected]

Потребность в познании – одна из начальных потребностей человека. К.Д. Ушинский говорил, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике всякую охоту к учению, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не всё в учении интересно и необходимо брать силой воли.

Современная Россия остро нуждается в инициаторах и творцах – специалистах, способных постоянно обновлять свои знания, самостоятельно новыми комплексными стратегиями, повышать квалификацию во время своей профессиональной деятельности, быстро воспринимать новые идеи, отличаться компетентностью и ответственностью, открытостью и доброжелательностью для новых контактов и культурных связей. Поэтому необходимо добиться того, чтобы деятельность учащихся на всех этапах обучения биологии была активной, познавательной. При этом имеет огромное значение для активизации творческой деятельности ставить вопросы проблемного характера. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования, в том числе использование наряду с традиционными, методов развивающего обучения и, в первую очередь, метод научно-исследовательских проектов, ставшего одним из популярных в современной школе.

Сегодня разнообразные проекты – наиболее перспективная форма организации практико-ориентированной работы. Выполнение проекта требует инициативного, самостоятельного, творческого решения школьником выбранной проблемы, а сама его проектная деятельность имеет в основном продуктивный характер. В этом коренное отличие проектной деятельности ученика от его учебной деятельности на уроке.

При проектном методе организации обучения роль учителя меняется принципиально. Учитель в новой роли – не только преподаватель биологии, он помогает детям учиться самостоятельно, на базе их собственных интересов и инициативы.

Каждый проект создает для школьника систему многообразных ситуаций, в решении которых он заинтересован, поскольку выбрал их сам. На мой взгляд, метод проектов ориентирован на системное развитие многих компетенций учащихся:

- когнитивной компетенции (общей эрудиции по предмету и межпредметным связям);

- психологической (положительного настроя и осознания собственной значимости и способности помочь общему делу);

- коммуникативной (культуры общения при достижении общих результатов в группе, такта);

- риторической (умения общаться и отстаивать свою точку зрения, представления результатов работы над проектом);

- информационной (способности найти и использовать информацию, применять целесообразный способ её обработки);

- мониторинговой (умения отследить динамику собственных достижений в результате работы над проектом, определить дальнейшие пути развития) и др.

На разных этапах проектирования – организационном, конструкторском, технологическом, презентационном – происходит формирование культуры интеллектуального труда у школьников. При создании проекта мы с ребятами используем, как правило, такой алгоритм:

  1. На первом этапе – организационном – я предлагаю учащимся ту или иную наглядную ситуацию, содержащую в скрытом виде проблему, которую ребята должны «уловить» и сформулировать самостоятельно. При этом не только рождается проблемная ситуация, но и создаётся устойчивая мотивация у учащихся к уяснению ориентировочной основы действия к дальнейшей проектной деятельности.

  2. На втором этапе – конструкторском – предлагаю попробовать учащимся сформулировать гипотезу этой проблемы. Здесь лучше всего использовать метод «мозговой атаки». Задача учеников – придумать и аргументировать как можно больше гипотез решаемой проблемы. Все предложения записываются без комментариев, затем начинается их коллективное обсуждение. В результате остаются, как правило, 4-5 рабочих гипотез. На этом этапе обсуждаются методы работы над гипотезой, источники получения информации. При этом у школьников развиваются навыки исследовательской работы: умение поставить задачу, вырабатывать гипотезу, найти методы решения, представит доказательства, осуществить проверку и т.д.

  3. Третий этап – технологический – самый длительный. При этом происходит развитие и совершенствование практических исследовательских умений (наблюдение, эксперимент, конструирование и др.), поисково-информационных умений (умение обращаться со словарями, энциклопедиями, справочниками, определителями, электронными каталогами и др.), умений вести познавательную деятельность в коллективе (сотрудничество при решении общих задач, оказании помощи и др.).

  4. На четвёртом этапе – презентационном – учащиеся сами решают, какую форму оформления и представления результатов им использовать, какую систему доказательств использовать. После защиты проекта любой оппонент задаёт вопросы, либо соглашаясь с представленной системой доказательств, либо высказывая сомнения в их достоверности и достаточности. При этом учитель чётко отслеживает, чтобы позиции «нападающих» были аргументированными. На этом этапе у учащихся формируются и развиваются умения участвовать в научной дискуссии, вести полемику, задавать уточняющие вопросы, аргументировать, доказывать.

Так, например, заинтересовавшись проблемой падения здоровья школьников, ученица восьмого класса Шайдуллина Илюзя изучила все медицинские карты и записи в журналах на странице «Листок здоровья» всех учащихся с 1по 11 класс нашей Тлянче - Тамакской СОШ. Данные по каждому классу тщательно анализировались, заносились в сводные таблицы, строились графики. При переходе от одной ступени образования к другой (из начальной школы в среднюю, а затем в старшую), наблюдалось резкое ухудшение здоровья учащихся. Это объясняется увеличением учебных нагрузок в 5 и 10 классах, стрессовыми ситуациями, тотальной компьютеризацией населения, низким качеством печатной продукции для детей и др.

Были разработаны рекомендации для учащихся, родителей и педагогов, в которых доступно и обоснованно сообщались результаты работы над проектом. С презентацией этого проекта Илюза выступала на уроках биологии в других классах, педсоветах, научно-исследовательских конференциях разного уровня.

Проект «В здоровом теле – здоровый дух. Учебная нагрузка и здоровье школьников» была награждена грамотой в номинации «Творческий подход в иссследовании» в XIV-ом Республиканском фестивале исследовательских работ учащихся 9-11 классов «Паруса науки».

Личный опыт автора, как учителя, достаточно часто использующего метод проектов в педагогической практике, позволяет сделать следующие выводы:

  1. Проектная деятельность вызывает неподдельный интерес учащихся и является более результативной формой самостоятельного изучения учебного материала.

  2. Развитие интеллектуальных, учебно-познавательных, поисково-информационных, организационных умений на разных этапах работы над проектом приводит к активизации познавательной деятельности при изучении биологии.